СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ |
7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01 «Русский язык»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.24 « Хозяйка усадьбы»
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Русский язык» направленно на достижение следующих целей:
· совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
· формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
· совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях:
· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
- воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
· метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом;
- владение языковыми – средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественной пользой, учебно – исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно – познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач процессе изучения русского языка;
· предметных:
- сформированность понятий о нормах русого литературного языка и приминения знаний о них в речевой практике;
- сформировать умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умений представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно – выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко – культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформировать представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 165 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 94 часа;
самостоятельной работы обучающегося 51 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
165 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
94 |
в том числе: |
|
практические занятия |
36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
51 |
Итоговая аттестация в форме экзамена в 2 семестре
|
2.2.Тематичесий план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 «Русский язык»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Оббьем часов |
Уровень усвоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 курс 1 семестр |
60/29 |
|
||||
Раздел 1. Язык и общество |
|
|
||||
Тема 1.1. Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Язык как средство общения |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 1 Подготовка информационного сообщения Самостоятельная работа № 2 Подготовка информационного сообщения Самостоятельная работа № 3 Подготовка информационного сообщения |
3 |
2 |
||||
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили и типы речи |
16 |
|
||||
Тема 2.1. Язык и речь. Функциональные стили речи |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Язык и речь. Основные требования к речи |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 1 Взаимосвязь различных единиц и уровней языка |
2 |
2 |
|||
3. |
Функциональные стили речи. Характеристика |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 4 Написание реферата |
4 |
2 |
||||
Тема 2.2. Функционально – смысловые типы речи |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1. |
Типы речи. Признаки |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 2 Составление плана статьи учебника, подготовка аннотации предложенного источника |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа № 5 Написание реферата |
4 |
2 |
||||
Тема 2.3. Текст как произведение речи
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Признаки, структура текста |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 3 Информационная переработка текса |
2 |
2 |
|||
3 |
Средства и виды связей предложений в тексте |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 6 Написание конспекта |
4 |
2 |
||||
Раздел 3. Лексика и фразеология |
16 |
|
||||
Тема 3.1. Лексическая система и ее единицы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Слово. Лексическое и грамматическое значение слов |
2 |
2 |
|||
Тема 3.2. Фразеология |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Употребление фразеологизмов в речи |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 4 Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление |
2 |
2 |
|||
3. |
Афоризмы, пословицы и поговорки |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 7 Написание конспекта |
4 |
2 |
||||
Тема 3.3. Лексические нормы
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
|||
1. |
Основные виды лексических норм |
2 |
1 |
|||
2. |
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных |
2 |
1 |
|||
3. |
Практическая работа № 5 Многозначность слова. Прямое и переносное значение |
2 |
2 |
|||
4. |
Особенности русского речевого этикета |
2 |
1 |
|||
|
Самостоятельная работа № 8 Написание конспекта |
4 |
2 |
|||
Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, орфография |
18 |
|
||||
Тема 4.1. Фонетика |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Основные фонетические единицы |
2 |
1 |
|||
2. |
Ударение |
2 |
1 |
|||
3. |
Практическая работа № 6 Фонетический разбор слов |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа № 9 Работа с карточками |
2 |
2 |
||||
Тема 4.2. Орфоэпические нормы |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Орфоэпические нормы: нормы ударения и произношения |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 4 Написание конспекта |
4 |
2 |
||||
2. |
Практическая работа № 7 Орфоэпические нормы |
2 |
2 |
|||
3. |
Выявление и исправление ошибок в употреблении
|
2 |
1 |
|||
Тема 4.3. Орфография |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Правописание безударных гласных и звонких согласных |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 8 Правописание безударных гласных |
2 |
2 |
|||
3. |
Практическая работа № 9 Правописание О/Е после шипящих и Ц |
2 |
2 |
|||
Раздел 5 . Морфемика, словообразование, орфография |
8 |
|
||||
Тема 5.2. Словообразование |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Основные сведения о частях речи |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 10 Способы словообразования |
2 |
2 |
|||
3. |
Словообразовательные элементы |
2 |
1 |
|||
Тема 5.3. Орфография |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Правописание чередующихся гласных в корне слова |
1 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа №11 Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов |
1 |
2 |
|||
Всего за 1 семестр |
60/29 |
|
||||
1 курс 2 семестр |
54/22 |
|
||||
Раздел 6. Морфология и орфография |
46 |
|
||||
Тема 6.1. Понятие о частях речи Имя существительное |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Правописание имен существительных |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 12 Исправление ошибок в неправильном употреблении слов, в согласовании слов |
2 |
2 |
|||
3. |
Грамматические признаки слова |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 10 Написание конспекта |
4 |
2 |
||||
Тема 6.2. Имя прилагательное |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|||
1. |
Понятие о прилагательном |
2 |
1 |
|||
2. |
Правописание имен прилагательных |
2 |
1 |
|||
3. |
Практическая работа № 13 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных |
2 |
2 |
|||
4. |
Склонение имен прилагательных |
2 |
1 |
|||
Тема 6.3. Имя числительное |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Понятие о числительном |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 14 Морфологический разбор имени числительного |
2 |
2 |
|||
3. |
Склонение и правописание числительных |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 11 Написание конспекта |
4 |
2 |
||||
Тема 6.4. Местоимение |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|||
1. |
Понятие о местоимении |
2 |
1 |
|||
2. |
Разряды местоимений |
2 |
1 |
|||
3. |
Практическая работа № 15 Лексико-грамматические разряды местоимений |
2 |
2 |
|||
4. |
Правописание и употребление в речи местоимений |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 12 Написание опорного конспекта |
2 |
2 |
||||
Тема 6.5. Глагол |
Содержание учебного материала |
6 |
1 |
|||
1. |
Понятие о глаголе |
2 |
1 |
|||
2. |
Виды глагола |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа № 13 Написание опорного конспекта |
4 |
2 |
||||
3. |
Практическая работа № 16 Морфологический разбор глагола |
2 |
2 |
|||
Тема 6.6. Причастие как особая форма глагола |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1. |
Правописание причастий. Причастный оборот |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 17 Морфологический разбор причастия |
2 |
2 |
|||
Тема 6.7. Деепричастие как особая форма глагола |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Правописание НЕ с деепричастиями |
2 |
1 |
|||
Тема 6.8 Наречие и слова категории состояния |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1. |
Значения и грамматические признаки наречия |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 18 Подготовка к контрольной работе |
2 |
2 |
|||
3. |
Правописание наречий |
2 |
1 |
|||
|
Самостоятельная работа № 14 Написание опорного конспекта |
4 |
2 |
|||
Раздел 7. Служебные части речи |
8 |
|
||||
Тема 7.1 Предлог как часть речи |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Понятие о предлоге |
2 |
1 |
|||
Тема 7.2. Частица, междометия и звукоподражательные слова |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Значение частицы. Разряды частиц |
2 |
1 |
|||
Раздел 8 . Синтаксис |
4 |
|
||||
Тема 8.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|||
1. |
Понятие о синтаксисе |
2 |
1 |
|||
2. |
Практическая работа № 19 Значение словосочетания в построении предложений |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа № 15 Написание рефератов на тему Виды словосочетания» |
4 |
2 |
||||
Тема 8.2. Простое предложение |
Содержание учебного материала |
|
|
|||
1. |
Понятие о предложении. Типы предложений |
1 |
1 |
|||
Экзамен |
|
|
||||
Всего за 2 семестр |
54/22 |
|
||||
Всего за 1 курс |
114/51 |
|
||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- экран;
- мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова Русский язык «Академия», 2021.
Дополнительные источники:
1. Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. М.: Просвещение, 2019.
2. Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ,
часть В. М.: Просвещение, 2019.
3. Нарушевич А.Г.. Русский язык, сочинение на ЕГЭ. М.: Просвещение, 2019.
4. Егораева Г.Т., Петрова В.И.. ЕГЭ. Выполнение заданий части А.М.: Экзамен, 2019.
5. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2019. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2019.
6. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2019.
7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2019.
8. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2019.
9. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2019.
10. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2016.
11. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2018.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2019.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2018.
14. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2019.
15. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2015.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач |
аудиторная работа |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления |
самостоятельная работа |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка |
тестирование |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях |
самостоятельная работа
|
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения |
самостоятельная работа |
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка |
самостоятельная работа |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
тестирование |
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности |
самостоятельная работа |
совершенствование коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству |
аудиторная работа |
Знания: |
|
связь языка и истории, культуры русского и других народов |
самостоятельная работа |
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи |
самостоятельная работа |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь |
самостоятельная работа |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. |
тестирование |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.