МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
«Принято» на заседании педагогического совета Протокол №______ От «___» 08. 2021 г. |
«Рассмотрено» на ШМО учителей начальных классов Протокол №____ от «_____» 08. 2021 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ Н.В.Андрющенко «____» 08. 2021 г.
|
«Утверждено» Директор _________В.Д. Ремпель Приказ № ____ от «____» 08. 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
предметная область «Обществознание и естествознание»
(68 часов)
2 класс
Составители: Горячева Надежда Владимировна –
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория;
Завьялово
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
· Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 17.08.2021г № 1044 "О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Алтайского края в 2021-2022 учебном году";
· САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СП 2.4.3648-20 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 года регистрационный № 61573;
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808);
· Основная образовательная программа начального общего образования МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»;
· Устав ОУ;
· «Положение о рабочей программе» МБОУ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СОШ № 1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»;
· Примерной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования, составленной на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовании.
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил по[1]строения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
· становление ценностного отношения к своей Родине — России;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
· сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
· уважение к своему и другим народам;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
· признание индивидуальности каждого человека;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
· уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
· стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
· соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
· бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
· осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
· бережное отношение к природе;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
Формирование представлений о ценности научного познания:
· первоначальные представления о научной картине мира;
· познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Познавательные
1) базовые логические действия:
· сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
· объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
· находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
· определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
· с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
3) работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные
1) общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
2) совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные
1) самоорганизация:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
· находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
· узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
· проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
· распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
· приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями;
· проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
· приводить примеры изученных взаимосвязей в природе (в том числе связанных с годовым ходом изменений в жизни растений и животных), примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
· описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
· описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды и созвездия, планеты;
· группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
· сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
· ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
· использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
· создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;
· соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающихся в ней;
· соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
· соблюдать режим дня и питания;
· безопасно использовать мессенджеры сети Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости;
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс
Человек и общество.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Россия — многонациональное государство. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа.
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дико[1]растущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках, при самостоятельном передвижении по улицам и дорогам. Номера телефонов экстренной помощи.
Безопасность в сети Интернет: социальные сети (коммуникация в мессенджерах, социальные группы и сообщества).
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте).
Учебно - тематический план
(68 часов, 2 часа в неделю, 6 часов – резервное время)
Темы/разделы |
Количество часов |
Количество часов в Рабочей программе с распределением резервных часов |
Человек и общество. |
16 ч. |
16 ч. + 2 резерва =18 ч. |
Человек и природа. |
34 ч. |
34 ч. |
Правила безопасной жизни. |
12 ч. |
12 ч.+ 4 резерва =16 ч. |
Резерв |
6 ч. |
|
Всего: |
|
68 ч. |
Практических работ - 9 , экскурсий – 1, проверочных работ – 1.
Тематическое планирование
Количество часов |
Тема урока |
Человек и общество - 16 часов + 2 ч. резерва = 18 часов |
|
1 |
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственные символы России, символика своего региона. |
2 |
Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. |
3 |
Свой регион и его главный город на карте. Практическая работа: работа с картой: наш регион на карте РФ. |
4 |
Значимые события истории родного края. |
5 |
Родной край, его природные и культурные достопримечательности. |
6 |
Россия и её столица на карте. Практическая работа: работа с картой. |
7 |
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. |
8 |
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. |
9 |
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы). |
10 рез. |
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (строительство Кремля). |
11 |
Города России. |
12 рез. |
Города России. |
13 |
Семья – коллектив. Семейные ценности и традиции. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. |
14 |
Семейное древо. Практическая работа «Составление схемы родословного древа семьи». |
15 |
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. |
16 |
Значение труда в жизни человека и общества. |
17 |
Правила культурного поведения в общественных местах. |
18 |
Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. |
Человек и природа -34 часа |
|
19 |
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. |
20 |
Планеты. Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. |
21 |
Изображения Земли: глобус, карта, план. Практическая работа: работа с глобусом. |
22 |
Изображения Земли: глобус, карта, план. |
23 |
Карта мира. Практическая работа: работа с картой: |
24 |
Материки, океаны. Практическая работа: работа с картой. |
25 |
Материки, океаны. Практическая работа: работа с картой. |
26 |
Материки, океаны. Практическая работа: работа с картой. |
27 |
Компас, его устройство. |
28 |
Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. |
29 |
Определение сторон горизонта при помощи компаса. |
30 |
Ориентирование с помощью компаса. |
31 |
Красная книга России, её значение. |
32 |
Отдельные представители растений Красной книги. |
33 |
Отдельные представители животных Красной книги. |
34 |
Заповедники, природные парки. |
35 |
Охрана природы. |
36 |
Правила нравственного поведения на природе. |
37 |
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. |
38 |
Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав. |
39 |
Дикорастущие и культурные растения. |
40 |
Дикорастущие и культурные растения. |
41 |
Связи в природе. |
42 |
Годовой ход изменений в жизни растений. Осень |
43 |
Годовой ход изменений в жизни растений. Зима. |
44 |
Мир животных (фауна). Насекомые: общая характеристика. |
45 |
Рыбы: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). |
46 |
Птицы: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). |
47 |
Звери: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). |
48 |
Земноводные: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). |
49 |
Пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). |
50 |
Связи в природе. |
51 |
Сезонная жизнь животных. Осень. |
52 |
Сезонная жизнь животных. Зима. |
Правила безопасной жизни -12 часов+ 4 ч. резерва = 16 часов
|
|
53 |
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности). |
54 |
Здоровый образ жизни: рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). |
55 |
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
56 |
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. |
57 |
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории). |
58 |
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории). |
59
|
Правила безопасности в быту. |
60
|
Правила безопасности на прогулках.
|
61 рез. |
Номера телефонов экстренной помощи. |
62 |
Правила безопасности при самостоятельном передвижении по улицам и дорогам. |
63 рез. |
Практическая работа: учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ГИБДД. |
64 |
Безопасность в сети Интернет: (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. |
65 |
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). |
66 |
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). |
67 рез. |
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). |
68 рез. |
Итоговая проверочная работа. |
Лист корректировки рабочей программы
Окружающий мир
Дата урока по плану |
Дата проведения по факту |
Содержание корректировки (тема урока) |
Обоснование проведения корректировки |
Реквизиты документа (дата и № приказа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.