Рабочая программа Окружающий мир 3 класс УМК Школа России
Оценка 4.8

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс УМК Школа России

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
13.02.2020
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс УМК Школа России
Раб.программа Окр.мир 3класс Школа России Плешаков.doc

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Окружающий мир»

Автор программы: А.А.Плешаков

УМК «Школа России»

3 «А»класс:

 

на 2019 – 2020 учебный год

 

2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса  разработана в  соответствии

-      с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образова­ния;

-      примерной основной образовательной программы начального общего образования

-      Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

рабочей программой предмета »Окружающий мир» Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных. организаций /«Окружающий мир»  Плешаков А.А.; Москва; «Просвещение»; 2014г.).

-      в соответствии с учебным планом МАОУ «СШ N…» на 2019-2020 учебный год.

     

 

Цели программы:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 

Задачи:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Программа курса  «Окружающий мир» в 3 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

3.Содержание программы

Как устроен мир (6 ч)

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

          Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Проекты по темам.

Итого: 68 часов

 

 

 

 

Тематическое планирование по окружающему миру

2019 -2020 учебный год

 

№ п/п

№  урока в разделе

 

 

                Тема урока.

 

Вид и форма контроля

 

Как устроен мир 6 час

 

1.

1.

Природа.  Ценность природы для людей. Экскурсия: Что нас окружает?

 

 

 

2.

2.

Человек.

 

 

3

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

Проект

 

4

4.

Общество.

 

 

5

5.

Что такое экология.

 

 

6

6.

Природа в опасности! Охрана природы. Проверочная работа.

Проверочная работа.

 

Эта удивительная природа 18 часов

 

7

1.

Тела, вещества, частицы.

 

 

8

2.

Разнообразие веществ

 

 

9

3.

Воздух и его охрана.

 

 

10

4.

Вода.

 

 

11

5.

Превращения и круговорот воды.

 

 

12

6.

Берегите воду!

 

 

13

7.

Что такое почва.

 

 

 

14

8.

Разнообразие растений.  

Экскурсия в краеведческий музей.

 

 

15

9.

Солнце, растения и мы с вами.

 

 

16

10.

Размножение и развитие растений.

 

 

17

11.

 

Охрана растений.

 

 

18

12.

Разнообразие животных.

Экскурсия в краеведческий музей.

 

 

19

13

Кто что ест.

 

 

20

14.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

Проект

 

21

15.

Размножение и развитие животных.

 

 

22

16.

Охрана животных.

 

 

23

17.

В царстве грибов.

 

 

24

18.

Великий круговорот жизни. Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

 

Проверочная работа.

 

Мы и наше здоровье 10 часов

 

25

1.

Организм человека.

 

 

26

2.

Органы чувств.

 

 

27

3.

Надёжная защита организма. Практическая работа: Знакомство с внешним строением кожи

 

 

28

4.

Опора тела и движение.

 

 

29

5.

Наше питание.

 

 

30

5.

Наши проекты: «Школа кулинаров».

Проект

 

31

7.

Дыхание и кровообращение.  Практическая работа :Подсчет ударов пульса.

 

 

32

8.

Умей предупреждать болезни.

 

 

33

9.

Здоровый образ жизни.

 

 

34

10

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

Проверочная работа.

 

Наша безопасность 7 часов

 

35

1.

Огонь, вода и газ.

 

 

36

2.

Чтобы путь был счастливым.

 

 

37

3.

Дорожные знаки. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

 

 

 

38

4.

Наши проекты: «Кто нас защищает».

Проект

 

39

5.

Опасные места.

 

 

40

6.

Природа и наша безопасность.

 

 

41

7.

Экологическая безопасность. Проверочная работа. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». 

Проверочная работа.

 

 

 

Чему учит экономика 12 часов

 

42.

1.

Для чего нужна экономика.

 

 

43.

2.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

 

 

44.

3.

Полезные ископаемые

 Практическая работа: Полезные ископаемые

 

 

45

4.

Растениеводство.

 Практическая работа: Знакомство с культурными растениями.

 

 

 

46.

5.

Животноводство.

 

 

47.

6.

Какая бывает промышленность.

 

 

48.

7.

Наши проекты: «Экономика родного края».

Проект

 

49

8.

Что такое деньги.

 Практическая работа: Знакомство с различными монетами.

 

 

50.

9.

Государственный бюджет.

 

 

51.

10.

Семейный бюджет.

 

 

52

11.

Экономика и экология.

 

 

53.

12.

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

Проверочная работа.

 

Путешествие по городам и странам 15 часов

 

54

1.

Золотое кольцо России.

 

 

55

2.

 

Наши проекты: «Музей путешествий»

 

 

56

3.

Наши ближайшие соседи.

 

 

57

4.

На севере Европы.

 

 

58

5.

Что такое Бенилюкс.

 

 

59

6.

В центре Европы.

 

 

60

7.

В центре Европы. Кроссворды

 

 

61

8.

Игра «Путешествие по Европе»

 

 

62

9.

По Франции и Великобритании.

 

 

63

10.

По Франции и Великобритании.

 

 

64

11.

На юге Европы.

 

 

65

12.

По знаменитым местам мира.

 

 

66.

13.

Проверь себя и оцени свои достижения за второе полугодие

Тест

 

 

67.

14.

Презентация проектов по теме

 

 

68.

15.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

Проверочная работа.

 


Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Окружающий мир 3 класс

 

Учебно- методические комплекты (учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

Плешаков А.А. Окружающий мир в 2 ч. М.: Просвещение 2018

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. в 2 ч. 2018

Научно-популярные, художественные книги для чтения

Научно-популярные, художественные книги для чтения

Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. Природа и человек. Москва «Дрофа» 2014

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010

Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010

Т.Н. Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки. 3 кл. 2014

А.Тихонов. Школьная хрестоматия по природоведению. 1-4 класс. Москва «Махаон»2015

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме)

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Электронно-образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» , CD, М.Просвещение , 2014

Окружающий мир. Учебные фильмы. 1-4 классы. «Учитель»2014

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей

http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа

Проектор

Ноутбук

Экран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир»

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной…

Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной…

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса

Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека

Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Разнообразие растений. Экскурсия в краеведческий музей

Разнообразие растений. Экскурсия в краеведческий музей

Наши проекты: «Кто нас защищает»

Наши проекты: «Кто нас защищает»

В центре Европы. Кроссворды 61 8

В центре Европы. Кроссворды 61 8

Проектор Ноутбук Экран

Проектор Ноутбук Экран
Скачать файл