РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Окружающий мир»
Автор программы: А.А.Плешаков
УМК «Школа России»
3 «А»класс:
на 2019 – 2020 учебный год
2019 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
рабочей программой предмета »Окружающий мир» Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных. организаций /«Окружающий мир» Плешаков А.А.; Москва; «Просвещение»; 2014г.).
- в соответствии с учебным планом МАОУ «СШ N…» на 2019-2020 учебный год.
Цели программы:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа курса «Окружающий мир» в 3 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
3.Содержание программы
Как устроен мир (6 ч)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Проекты по темам.
Итого: 68 часов
Тематическое планирование по окружающему миру
2019 -2020 учебный год
№ п/п |
№ урока в разделе |
Тема урока.
|
Вид и форма контроля |
|
||
Как устроен мир 6 час |
|
|||||
1. |
1. |
Природа. Ценность природы для людей. Экскурсия: Что нас окружает?
|
|
|
||
2. |
2. |
Человек. |
|
|
||
3 |
3. |
Наши проекты: «Богатства, отданные людям». |
Проект |
|
||
4 |
4. |
Общество. |
|
|
||
5 |
5. |
Что такое экология. |
|
|
||
6 |
6. |
Природа в опасности! Охрана природы. Проверочная работа. |
Проверочная работа. |
|
||
Эта удивительная природа 18 часов |
|
|||||
7 |
1. |
Тела, вещества, частицы. |
|
|
||
8 |
2. |
Разнообразие веществ |
|
|
||
9 |
3. |
Воздух и его охрана. |
|
|
||
10 |
4. |
Вода. |
|
|
||
11 |
5. |
Превращения и круговорот воды. |
|
|
||
12 |
6. |
Берегите воду! |
|
|
||
13 |
7. |
Что такое почва.
|
|
|
||
14 |
8. |
Разнообразие растений. Экскурсия в краеведческий музей. |
|
|
||
15 |
9. |
Солнце, растения и мы с вами. |
|
|
||
16 |
10. |
Размножение и развитие растений. |
|
|
||
17 |
11. |
Охрана растений. |
|
|
||
18 |
12. |
Разнообразие животных. Экскурсия в краеведческий музей. |
|
|
||
19 |
13 |
Кто что ест. |
|
|
||
20 |
14. |
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». |
Проект |
|
||
21 |
15. |
Размножение и развитие животных. |
|
|
||
22 |
16. |
Охрана животных. |
|
|
||
23 |
17. |
В царстве грибов. |
|
|
||
24 |
18. |
Великий круговорот жизни. Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. |
Проверочная работа. |
|
||
Мы и наше здоровье 10 часов |
|
|||||
25 |
1. |
Организм человека. |
|
|
||
26 |
2. |
Органы чувств. |
|
|
||
27 |
3. |
Надёжная защита организма. Практическая работа: Знакомство с внешним строением кожи |
|
|
||
28 |
4. |
Опора тела и движение. |
|
|
||
29 |
5. |
Наше питание. |
|
|
||
30 |
5. |
Наши проекты: «Школа кулинаров». |
Проект |
|
||
31 |
7. |
Дыхание и кровообращение. Практическая работа :Подсчет ударов пульса. |
|
|
||
32 |
8. |
Умей предупреждать болезни. |
|
|
||
33 |
9. |
Здоровый образ жизни. |
|
|
||
34 |
10 |
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. |
Проверочная работа. |
|
||
Наша безопасность 7 часов |
|
|||||
35 |
1. |
Огонь, вода и газ. |
|
|
||
36 |
2. |
Чтобы путь был счастливым. |
|
|
||
37 |
3. |
Дорожные знаки. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
|
|
|
||
38 |
4. |
Наши проекты: «Кто нас защищает». |
Проект |
|
||
39 |
5. |
Опасные места. |
|
|
||
40 |
6. |
Природа и наша безопасность. |
|
|
||
41 |
7. |
Экологическая безопасность. Проверочная работа. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». |
Проверочная работа. |
|
||
|
|
|||||
Чему учит экономика 12 часов |
|
|||||
42. |
1. |
Для чего нужна экономика. |
|
|
||
43. |
2. |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
|
|
||
44. |
3. |
Полезные ископаемые Практическая работа: Полезные ископаемые |
|
|
||
45 |
4. |
Растениеводство. Практическая работа: Знакомство с культурными растениями.
|
|
|
||
46. |
5. |
Животноводство. |
|
|
||
47. |
6. |
Какая бывает промышленность. |
|
|
||
48. |
7. |
Наши проекты: «Экономика родного края». |
Проект |
|
||
49 |
8. |
Что такое деньги. Практическая работа: Знакомство с различными монетами. |
|
|
||
50. |
9. |
Государственный бюджет. |
|
|
||
51. |
10. |
Семейный бюджет. |
|
|
||
52 |
11. |
Экономика и экология. |
|
|
||
53. |
12. |
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. |
Проверочная работа. |
|
||
Путешествие по городам и странам 15 часов |
|
|||||
54 |
1. |
Золотое кольцо России. |
|
|
||
55 |
2. |
Наши проекты: «Музей путешествий» |
|
|
||
56 |
3. |
Наши ближайшие соседи. |
|
|
||
57 |
4. |
На севере Европы. |
|
|
||
58 |
5. |
Что такое Бенилюкс. |
|
|
||
59 |
6. |
В центре Европы. |
|
|
||
60 |
7. |
В центре Европы. Кроссворды |
|
|
||
61 |
8. |
Игра «Путешествие по Европе» |
|
|
||
62 |
9. |
По Франции и Великобритании. |
|
|
||
63 |
10. |
По Франции и Великобритании. |
|
|
||
64 |
11. |
На юге Европы. |
|
|
||
65 |
12. |
По знаменитым местам мира. |
|
|
||
66. |
13. |
Проверь себя и оцени свои достижения за второе полугодие |
Тест |
|
||
67. |
14. |
Презентация проектов по теме |
|
|
||
68. |
15. |
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. |
Проверочная работа. |
|
||
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Окружающий мир 3 класс
Учебно- методические комплекты (учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
Плешаков А.А. Окружающий мир в 2 ч. М.: Просвещение 2018
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. в 2 ч. 2018
Научно-популярные, художественные книги для чтения
Научно-популярные, художественные книги для чтения
Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. Природа и человек. Москва «Дрофа» 2014
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
Т.Н. Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки. 3 кл. 2014
А.Тихонов. Школьная хрестоматия по природоведению. 1-4 класс. Москва «Махаон»2015
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме)
Слайды, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Электронно-образовательные ресурсы
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» , CD, М.Просвещение , 2014
Окружающий мир. Учебные фильмы. 1-4 классы. «Учитель»2014
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
Проектор
Ноутбук
Экран
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.