Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
DOCX
окружающий мир
4 кл
13.04.2020
Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"
окр_мир_4_кл.DOCX

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

для 4 класса

 

"Школа России"


1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса  разработана в  со-

 

ответствии

 

-      с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего обра-зования;

 

-       примерной основной образовательной программы начального общего образования

 

-       Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Россий-ской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

 

-       авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект "Школа России").

 

-          в соответствии с учебным планом  ……….

 

 

Цель программы:

 

-   формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;

 

-    духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиям куль-турного и конфессионального многообразия российского общества.

 

Задачи:

 

-   формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;

 

-     осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места

в  нѐм;

 

-   формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 

-    формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Программа курса «Окружающий мир» в 4 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

 

Используемый УМК: Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

в 2 ч./ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014

 

2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы

 

У   выпускника будут сформированы регулятивные, познавательные и коммуникативные универ-сальные учебные действия.

 

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

 

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с по-мощью учителя.

 

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень ус-пешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся крите-риев.


Познавательные УУД:

 

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нуж-на для решения учебной задачи в один шаг.

 

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложен-ных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, табли-ца, схема, иллюстрация и др.).

 

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; опреде-лять причины явлений, событий.

 

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде тек-ста, таблицы, схемы.

 

Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное выска-зывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказы-вание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, со-поставление еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования.

 

Коммуникативные УУД:

 

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, при-водя аргументы.

 

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

 

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном реше-нии проблемы (задачи).

 

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные

свершения, открытия, победы;

уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,      природе на-

шей страны, еѐ современной жизни;

осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, эле-

 

ментарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего по-

ведения в природной и социальной среде;

осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт,

сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей,

в открытом информационном пространстве);

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:


оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной

познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически отно-

ситься к информации и к выбору источника информации;

создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и со-

хранять их:

 

готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выби-рать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

 

3.Содержание программы

 

Земля и человечество (9 часов) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные те-ла: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и вре-мѐн года. Звѐздное небо - великая «книга» природы.

 

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса геогра-фической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счѐт лет в истории. Исто-рическая карта.

 

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничест-во в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

 

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звѐздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомст-во с историческими картами.

 

Природа России: ( 10 часов)Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и го-ры, моря, озѐра и реки нашей страны.

 

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных при-родных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными усло-виями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесѐнные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

 

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учѐта в процессе хозяйствен-ной деятельности людей.

 

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озѐр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рас-сматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к усло-виям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.

 

Родной край - часть большой страны: (15 часов)Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате дея-тельности человека. Охрана поверхности края. Водоѐмы края, их значение в природ жизни чело-века. Изменение водоѐмов в результате деятельности человека. Охрана водоѐмов нашего края.

 

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и спо-собы добычи. Охрана недр в нашем крае.

 

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

 

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологиче-ские связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

 

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите


урожая, еѐ значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.

 

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

 

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископае-мых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений раз-ных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

 

Страницы Всемирной истории: (5 часов)Представление о периодизации истории. Начало исто-рии человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чѐм рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осоз-нание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

 

Страницы истории России: (20 часов)Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло-вия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.

 

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свиде-тельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

 

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - соби-ратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

 

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

 

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

 

Россия в XVIII в. Пѐтр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Про-возглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

 

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов.

Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.

 

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всена-родный праздник.

 

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учѐных: запуск первого искусственного спутника Зем-ли, полѐт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

 

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посѐлков, улиц, в памяти народа, семьи.

 

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

 

Современная Россия: (9 часов)Мы - граждане России. Конституция России - наш основной за-кон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребѐнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.


Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, зна-менитые люди, памятники культуры в регионах.


4. Тематическое планирование.

 

 


№п/п

№ в раз-

Тема урока

Вид контроля

 

деле

 

 

 

 

Земля и человечество (9 часов)

 

1.

1.

Мир глазами астронома

 

2.

2.

Планеты Солнечной системы Практическая

Практическая работа

 

 

работа№1:  Демонстрация смены дня и ночи ,

 

 

 

моделирование планет Солнечной системы

 

3.

3.

Звѐздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа

 

 

Практическая работа №2: знакомство с картой

 

 

 

звѐздного неба.

 

4.

4.

Мир глазами географа Практическая рабо-

Практическая работа

 

 

та№3: показ изучаемых объектов на глобусе и

 

 

 

географической карте.

 

5.

5.

Мир глазами историка

Практическая работа

 

 

Практическая работа№4: знакомство с истори-

 

 

 

ческими картами.

 

6.

6.

Когда и где?

 

7.

7.

Мир глазами эколога

 

8.

8.

Сокровища Земли под охраной человечества.

 

 

 

Международная красная книга

 

9.

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Проверочная работа

 

 

Международная красная книга. Проверочная

 

 

 

работа

 

 

 

 

Природа России:10 часов

 

10.

1.

Равнины и горы России

Практическая работа

 

 

Практическая работа№5: поиск и показ на фи-

 

 

 

зической карте равнин и гор России

 

11.

2.

Моря, озѐра и реки России

Практическая работа

 

 

Практическая работа№6: поиск и показ на фи-

 

 

 

зической карте морей, озѐр и рек России;

 

12.

3.

Природные зоны России Практическая рабо-

Практическая работа

 

 

та№7: поиск и показ на карте природных зон

 

 

 

России;

 

13.

4.

Зона арктических пустынь Практическая рабо-

Практическая работа

 

 

та№8: рассматривание гербарных экземпляров

 

 

 

растений, выявление признаков приспособлен-

 

 

 

ности к условиям жизни в Арктике,

 

14.

5.

Тундра Практическая работа№9: рассматрива-

Практическая работа

 

 

ние гербарных экземпляров растений, выявле-

 

 

 

ние признаков приспособленности к условиям

 

 

 

жизни в тундре.

 

15.

6.

Леса России Практическая работа№10: рас-

Практическая работа

 

 

сматривание гербарных экземпляров растений,

 

 

 

выявление признаков приспособленности к ус-

 

 

 

ловиям жизни в зоне лесов.

 

16.

7.

Зона степей Практическая работа№11: рас-

Практическая работа

 

 

сматривание гербарных экземпляров растений,

 

 

 

выявление признаков приспособленности к ус-

 

 

 

ловиям жизни  в зоне степей.

 

17.

8.

Пустыни Практическая работа№12: рассмат-

Практическая работа


 

 

ривание гербарных экземпляров растений, вы-

 

 

 

явление признаков приспособленности к усло-

 

 

 

виям жизни  в зоне пустынь. в зоне субтропи-

 

 

 

ков

 

18.

9.

Пустыня и человек

 

19.

10.

У Чѐрного моря Практическая работа№13:

Практическая работа

 

 

рассматривание гербарных экземпляров расте-

 

 

 

ний, выявление признаков приспособленности

 

 

 

к условиям жизни в зоне субтропиков.

 

 

 

Родной край - часть большой страны: (15

 

 

 

часов)

 

20.

1.

Наш край Практическая работа№14: знакомст-

Практическая работа

 

 

во с картой края; рассматривание образцов по-

 

 

 

лезных ископаемых своего края, определение

 

 

 

их свойств; рассматривание гербарных экземп-

 

 

 

ляров растений разных сообществ, их распо-

 

 

 

знавание с помощью атласа-определителя;

 

 

 

знакомство с культурными растениями края.

 

21.

2.

Поверхность нашего края Практическая рабо-

Практическая работа

 

 

та№15: знакомство с картой края.

 

22.

3.

Водные богатства нашего края

 

23.

4.

Наши подземные богатства Практическая ра-

Практическая работа

 

 

бота№16: рассматривание образцов полезных

 

 

 

ископаемых своего края, определение их

 

 

 

свойств.

 

 

 

 

 

24.

5.

Земля – кормилица

 

25.

6.

Жизнь леса

 

26.

7.

Экскурсия. Знакомство с растениями и живот-

Экскурсия

 

 

ными леса, их распознавание с помощью атла-

 

 

 

са-определителя.

 

27.

8.

Жизнь луга

 

28.

9.

Растения и животные луга.

 

29.

10.

Жизнь в пресных водах

 

30.

11.

Растения и животные пресного водоѐма.

 

31.

12.

Растениеводство в нашем крае, его отрасли

Практическая работа

 

 

Практическая работа№17: знакомство с куль-

 

 

 

турными растениями края.

 

32.

13.

Незаметные защитники урожая

 

33.

14.

Животноводство

 

 

 

«Родной край – часть родной страны» Обоб-

 

 

 

щающий урок

 

34.

15.

Проверим себя и оценим свои достижения

Проверочная работа

 

 

Страницы Всемирной истории: (5 часов)

 

35.

1.

Начало истории человечества

 

36.

2.

Мир древности: далѐкий и близкий

 

37.

3.

Средние века: время рыцарей и замков

 

38.

4.

Новое время: встреча Европы и Америки

 

39.

5.

Новейшее время: история продолжается сего-

 

 

 

дня

 

 

 

Страницы истории России: (20 часов)

 


40.

1.

Жизнь древних славян Практическая рабо-

Практическая работа

 

 

та№18: найти и показать изучаемые объекты

 

 

 

на исторических картах.

 

 

41.

2.

Во времена древней Руси

 

 

42.

3.

Страна городов Практическая работа№19:

Практическая работа

 

 

найти и показать изучаемые объекты на исто-

 

 

 

рических картах.

 

 

43.

4.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

 

44.

5.

Трудные времена на Русской земле

 

45.

6.

Русь расправляет крылья Практическая рабо-

Практическая работа

 

 

та№20: найти и показать изучаемые объекты

 

 

 

на исторических картах

 

 

46.

7.

Куликовская битва Практическая работа№21:

Практическая работа

 

 

найти и показать изучаемые объекты на исто-

 

 

 

рических картах.

 

 

47.

8.

Иван Третий

 

 

48.

9.

Мастера печатных дел

 

 

49.

10.

Патриоты России

 

 

50.

11.

Пѐтр Великий. Практическая работа№22:

Практическая работа

 

 

найти и показать изучаемые объекты на исто-

 

 

 

рических картах.

 

 

51.

12.

Михаил Васильевич Ломоносов. Практиче-

Практическая работа

 

 

ская работа№23: прослеживать по карте путь

 

 

 

М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву.

 

52.

13.

Екатерина Великая.

 

 

53.

14.

Отечественная война 1812 года. Работа с кар-

 

 

 

той.

 

 

54.

15.

Страницы истории ХIХ века. Работа с картой.

Практическая работа

 

 

Практическая работа№24: найти и показать

 

 

 

изучаемые объекты на исторических картах.

 

55.

16.

Россия вступает в ХХ век.

 

56.

17.

Страницы истории 20 - 30-х годов. Работа с

 

 

 

картой.

 

 

57.

18.

Великая война и Великая Победа. Работа с

 

 

 

картой

 

 

58.

19.

Страна, открывшая путь в космос.

 

59.

20.

Проверим себя и оценим свои достижения по

 

 

 

разделу: «Страницы истории России».

 

 

 

Современная Россия: (9 часов)

 

60.

1.

Основной закон России и права человека.

 

61.

2.

Мы – граждане России.

 

 

62.

3.

Славные символы России. Экскурсия в крае-

Экскурсия

 

 

ведческий музей.

 

 

63.

4.

Такие разные праздники.

 

 

64.

5.

Путешествие по России.

Работа с картой.

 

65.

6.

Путешествие по России.

Работа с картой (про-

 

 

 

должение).

 

 

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по

 

 

 

разделу: «Современная Россия».

 

66.

7.

Проверим себя и оценим свои достижения за

Проверочная работа

 

 

второе полугодие

 

 


67.                            8.Презентация проектов: «Путешествие по горо-дам мира», «Русский первопроходец Семен Дежнев», «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа и др.», «В дво-рянской усадьбе», «Быт крестьян», «Из Петер-бурга во Владивосток», «День горожанина на-чала ХХ века», «Новые имена советской эпо-хи», «ХХ век в истории семьи», «Великая Оте-чественная война в истории моей семьи», «Че-му и как учились в школе наши мамы и ба-бушки».

 

68.

Обобщающий урок по итогам года - КВН


5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

-       А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2014г.

-      А.А. Плешаков. Окружающий   мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение,.

-       А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Просвещение  .

 

-       Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях)..

 

-       Интернет ресурсы\

 

-       Проектор

-       Ноутбук

-          Экран


 

-      

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса "Школа

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса "Школа

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана в со- ответствии - с

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана в со- ответствии - с

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нуж-на для решения учебной задачи в один шаг

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нуж-на для решения учебной задачи в один шаг

ИКТ: редактировать, оформлять и со- хранять их: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выби-рать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации

ИКТ: редактировать, оформлять и со- хранять их: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выби-рать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации

Животноводство в нашем крае, его отрасли

Животноводство в нашем крае, его отрасли

Регионы России: Дальний Восток,

Регионы России: Дальний Восток,

Тематическое планирование. №п/п № в раз-

Тематическое планирование. №п/п № в раз-

Пустыня и человек 19

Пустыня и человек 19

Жизнь древних славян Практическая рабо-

Жизнь древних славян Практическая рабо-

Презентация проектов: «Путешествие по горо-дам мира», «Русский первопроходец

Презентация проектов: «Путешествие по горо-дам мира», «Русский первопроходец

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020