Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для 4 класса
"Школа России"
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана в со-
ответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего обра-зования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Россий-ской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект "Школа России").
- в соответствии с учебным планом ……….
Цель программы:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиям куль-турного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места
в нѐм;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа курса «Окружающий мир» в 4 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
Используемый УМК: Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
в 2 ч./ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
У выпускника будут сформированы регулятивные, познавательные и коммуникативные универ-сальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с по-мощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень ус-пешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся крите-риев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нуж-на для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложен-ных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, табли-ца, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; опреде-лять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде тек-ста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное выска-зывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказы-вание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, со-поставление еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, при-водя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном реше-нии проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные
свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе на-
шей страны, еѐ современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, эле-
ментарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего по-
ведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт,
сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей,
в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически отно-
ситься к информации и к выбору источника информации;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и со-
хранять их:
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выби-рать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
3.Содержание программы
Земля и человечество (9 часов) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные те-ла: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и вре-мѐн года. Звѐздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса геогра-фической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счѐт лет в истории. Исто-рическая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничест-во в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звѐздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомст-во с историческими картами.
Природа России: ( 10 часов)Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и го-ры, моря, озѐра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных при-родных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными усло-виями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесѐнные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учѐта в процессе хозяйствен-ной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озѐр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рас-сматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к усло-виям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны: (15 часов)Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате дея-тельности человека. Охрана поверхности края. Водоѐмы края, их значение в природ жизни чело-века. Изменение водоѐмов в результате деятельности человека. Охрана водоѐмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и спо-собы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологиче-ские связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите
урожая, еѐ значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископае-мых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений раз-ных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории: (5 часов)Представление о периодизации истории. Начало исто-рии человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чѐм рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осоз-нание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России: (20 часов)Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло-вия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свиде-тельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - соби-ратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пѐтр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Про-возглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов.
Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всена-родный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учѐных: запуск первого искусственного спутника Зем-ли, полѐт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посѐлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия: (9 часов)Мы - граждане России. Конституция России - наш основной за-кон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребѐнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, зна-менитые люди, памятники культуры в регионах.
4. Тематическое планирование.
№п/п |
№ в раз- |
Тема урока |
Вид контроля |
|
деле |
|
|
|
|
Земля и человечество (9 часов) |
|
1. |
1. |
Мир глазами астронома |
|
2. |
2. |
Планеты Солнечной системы Практическая |
Практическая работа |
|
|
работа№1: Демонстрация смены дня и ночи , |
|
|
|
моделирование планет Солнечной системы |
|
3. |
3. |
Звѐздное небо – Великая книга Природы. |
Практическая работа |
|
|
Практическая работа №2: знакомство с картой |
|
|
|
звѐздного неба. |
|
4. |
4. |
Мир глазами географа Практическая рабо- |
Практическая работа |
|
|
та№3: показ изучаемых объектов на глобусе и |
|
|
|
географической карте. |
|
5. |
5. |
Мир глазами историка |
Практическая работа |
|
|
Практическая работа№4: знакомство с истори- |
|
|
|
ческими картами. |
|
6. |
6. |
Когда и где? |
|
7. |
7. |
Мир глазами эколога |
|
8. |
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
|
|
|
Международная красная книга |
|
9. |
9. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
Проверочная работа |
|
|
Международная красная книга. Проверочная |
|
|
|
работа |
|
|
|
Природа России:10 часов |
|
10. |
1. |
Равнины и горы России |
Практическая работа |
|
|
Практическая работа№5: поиск и показ на фи- |
|
|
|
зической карте равнин и гор России |
|
11. |
2. |
Моря, озѐра и реки России |
Практическая работа |
|
|
Практическая работа№6: поиск и показ на фи- |
|
|
|
зической карте морей, озѐр и рек России; |
|
12. |
3. |
Природные зоны России Практическая рабо- |
Практическая работа |
|
|
та№7: поиск и показ на карте природных зон |
|
|
|
России; |
|
13. |
4. |
Зона арктических пустынь Практическая рабо- |
Практическая работа |
|
|
та№8: рассматривание гербарных экземпляров |
|
|
|
растений, выявление признаков приспособлен- |
|
|
|
ности к условиям жизни в Арктике, |
|
14. |
5. |
Тундра Практическая работа№9: рассматрива- |
Практическая работа |
|
|
ние гербарных экземпляров растений, выявле- |
|
|
|
ние признаков приспособленности к условиям |
|
|
|
жизни в тундре. |
|
15. |
6. |
Леса России Практическая работа№10: рас- |
Практическая работа |
|
|
сматривание гербарных экземпляров растений, |
|
|
|
выявление признаков приспособленности к ус- |
|
|
|
ловиям жизни в зоне лесов. |
|
16. |
7. |
Зона степей Практическая работа№11: рас- |
Практическая работа |
|
|
сматривание гербарных экземпляров растений, |
|
|
|
выявление признаков приспособленности к ус- |
|
|
|
ловиям жизни в зоне степей. |
|
17. |
8. |
Пустыни Практическая работа№12: рассмат- |
Практическая работа |
|
|
ривание гербарных экземпляров растений, вы- |
|
|
|
явление признаков приспособленности к усло- |
|
|
|
виям жизни в зоне пустынь. в зоне субтропи- |
|
|
|
ков |
|
18. |
9. |
Пустыня и человек |
|
19. |
10. |
У Чѐрного моря Практическая работа№13: |
Практическая работа |
|
|
рассматривание гербарных экземпляров расте- |
|
|
|
ний, выявление признаков приспособленности |
|
|
|
к условиям жизни в зоне субтропиков. |
|
|
|
Родной край - часть большой страны: (15 |
|
|
|
часов) |
|
20. |
1. |
Наш край Практическая работа№14: знакомст- |
Практическая работа |
|
|
во с картой края; рассматривание образцов по- |
|
|
|
лезных ископаемых своего края, определение |
|
|
|
их свойств; рассматривание гербарных экземп- |
|
|
|
ляров растений разных сообществ, их распо- |
|
|
|
знавание с помощью атласа-определителя; |
|
|
|
знакомство с культурными растениями края. |
|
21. |
2. |
Поверхность нашего края Практическая рабо- |
Практическая работа |
|
|
та№15: знакомство с картой края. |
|
22. |
3. |
Водные богатства нашего края |
|
23. |
4. |
Наши подземные богатства Практическая ра- |
Практическая работа |
|
|
бота№16: рассматривание образцов полезных |
|
|
|
ископаемых своего края, определение их |
|
|
|
свойств. |
|
|
|
|
|
24. |
5. |
Земля – кормилица |
|
25. |
6. |
Жизнь леса |
|
26. |
7. |
Экскурсия. Знакомство с растениями и живот- |
Экскурсия |
|
|
ными леса, их распознавание с помощью атла- |
|
|
|
са-определителя. |
|
27. |
8. |
Жизнь луга |
|
28. |
9. |
Растения и животные луга. |
|
29. |
10. |
Жизнь в пресных водах |
|
30. |
11. |
Растения и животные пресного водоѐма. |
|
31. |
12. |
Растениеводство в нашем крае, его отрасли |
Практическая работа |
|
|
Практическая работа№17: знакомство с куль- |
|
|
|
турными растениями края. |
|
32. |
13. |
Незаметные защитники урожая |
|
33. |
14. |
Животноводство |
|
|
|
«Родной край – часть родной страны» Обоб- |
|
|
|
щающий урок |
|
34. |
15. |
Проверим себя и оценим свои достижения |
Проверочная работа |
|
|
Страницы Всемирной истории: (5 часов) |
|
35. |
1. |
Начало истории человечества |
|
36. |
2. |
Мир древности: далѐкий и близкий |
|
37. |
3. |
Средние века: время рыцарей и замков |
|
38. |
4. |
Новое время: встреча Европы и Америки |
|
39. |
5. |
Новейшее время: история продолжается сего- |
|
|
|
дня |
|
|
|
Страницы истории России: (20 часов) |
|
40. |
1. |
Жизнь древних славян Практическая рабо- |
Практическая работа |
|
|
|
та№18: найти и показать изучаемые объекты |
|
|
|
|
на исторических картах. |
|
|
41. |
2. |
Во времена древней Руси |
|
|
42. |
3. |
Страна городов Практическая работа№19: |
Практическая работа |
|
|
|
найти и показать изучаемые объекты на исто- |
|
|
|
|
рических картах. |
|
|
43. |
4. |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
|
|
44. |
5. |
Трудные времена на Русской земле |
|
|
45. |
6. |
Русь расправляет крылья Практическая рабо- |
Практическая работа |
|
|
|
та№20: найти и показать изучаемые объекты |
|
|
|
|
на исторических картах |
|
|
46. |
7. |
Куликовская битва Практическая работа№21: |
Практическая работа |
|
|
|
найти и показать изучаемые объекты на исто- |
|
|
|
|
рических картах. |
|
|
47. |
8. |
Иван Третий |
|
|
48. |
9. |
Мастера печатных дел |
|
|
49. |
10. |
Патриоты России |
|
|
50. |
11. |
Пѐтр Великий. Практическая работа№22: |
Практическая работа |
|
|
|
найти и показать изучаемые объекты на исто- |
|
|
|
|
рических картах. |
|
|
51. |
12. |
Михаил Васильевич Ломоносов. Практиче- |
Практическая работа |
|
|
|
ская работа№23: прослеживать по карте путь |
|
|
|
|
М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву. |
|
|
52. |
13. |
Екатерина Великая. |
|
|
53. |
14. |
Отечественная война 1812 года. Работа с кар- |
|
|
|
|
той. |
|
|
54. |
15. |
Страницы истории ХIХ века. Работа с картой. |
Практическая работа |
|
|
|
Практическая работа№24: найти и показать |
|
|
|
|
изучаемые объекты на исторических картах. |
|
|
55. |
16. |
Россия вступает в ХХ век. |
|
|
56. |
17. |
Страницы истории 20 - 30-х годов. Работа с |
|
|
|
|
картой. |
|
|
57. |
18. |
Великая война и Великая Победа. Работа с |
|
|
|
|
картой |
|
|
58. |
19. |
Страна, открывшая путь в космос. |
|
|
59. |
20. |
Проверим себя и оценим свои достижения по |
|
|
|
|
разделу: «Страницы истории России». |
|
|
|
|
Современная Россия: (9 часов) |
|
|
60. |
1. |
Основной закон России и права человека. |
|
|
61. |
2. |
Мы – граждане России. |
|
|
62. |
3. |
Славные символы России. Экскурсия в крае- |
Экскурсия |
|
|
|
ведческий музей. |
|
|
63. |
4. |
Такие разные праздники. |
|
|
64. |
5. |
Путешествие по России. |
Работа с картой. |
|
65. |
6. |
Путешествие по России. |
Работа с картой (про- |
|
|
|
должение). |
|
|
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по |
|
|
|
|
разделу: «Современная Россия». |
|
|
66. |
7. |
Проверим себя и оценим свои достижения за |
Проверочная работа |
|
|
|
второе полугодие |
|
|
67. 8.Презентация проектов: «Путешествие по горо-дам мира», «Русский первопроходец Семен Дежнев», «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа и др.», «В дво-рянской усадьбе», «Быт крестьян», «Из Петер-бурга во Владивосток», «День горожанина на-чала ХХ века», «Новые имена советской эпо-хи», «ХХ век в истории семьи», «Великая Оте-чественная война в истории моей семьи», «Че-му и как учились в школе наши мамы и ба-бушки».
68. |
Обобщающий урок по итогам года - КВН |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2014г.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение,.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Просвещение .
- Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях)..
- Интернет ресурсы\
- Проектор
- Ноутбук
- Экран
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.