Рабочая программа "Окружающий природный мир"
Оценка 5

Рабочая программа "Окружающий природный мир"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
22.01.2022
Рабочая программа "Окружающий природный мир"
РП
Окружающий природный мир.docx

 «Окружающий природный мир»

1х дополнительный класс (вариант 2) 67ч (2ч в неделю)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать  способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 67 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
  • определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

  • определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
  • проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

  • осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

  • понимает эмоциональные состояния других людей;
  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
  • проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  • умеет кооперироваться и сотрудничать;
  • избегает конфликтных ситуаций;
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;
  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
  • стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)

  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

  • семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

  • не мусорит на улице;
  • не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

  • принимает участие в коллективных делах и играх;
  • принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
  • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осознавать свою неразрывную связь с природой;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
  • Разрезные карточки

«Мир животных":

  • Домашние животные
  • Дикие животные России
  • Животные жарких стран
  • Животные холодных широт

"Мир человека":

  • Продукты питания
  • Посуда
  • Мебель
  • Одежда и обувь
  • Игрушки
  • Транспорт
  • Музыкальные инструменты
  • Электроприборы

"Мир растений":

  • Фрукты
  • Овощи
  • Садовые цветы
  • Ягоды
  • Демонстрационные карточки "Дикие животные":
  • Демонстрационные карточки "Птицы России" :
  • Демонстрационные карточки "Домашние животные":
  • Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
  • Демонстрационные карточки "Овощи":
  • Демонстрационные карточки "Насекомые":
  • Демонстрационные карточки "Ягоды" :
  • Демонстрационные карточки "Цветы":
  • Демонстрационные карточки "Фрукты":
  • Демонстрационные карточки "Зима":
  • Демонстрационные карточки "Весна":
  • Демонстрационные карточки "Лето":
  • Демонстрационные карточки "Осень":

Разноцветные палочки разных размеров

Деревянные цветные фигурки

Мозаика.

Список литературы

1.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.Дрофа, 2007-2008.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение,2007.

3.Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ – М.: Издательство «Просвещение», 2017, 1407Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год

4.«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).

5.Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.


6. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

7.Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

67ч (2ч в неделю)

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

    Дата

По плану

Факти чески

1

Экскурсия. Знакомство со школой.

1

 

2

Рассмотрение картинок по теме «Осень, в гости просим!».

1

 

3

Овощи. Обобщающее понятие.

1

 

4-5

Овощи. Помидор. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2

 

6-7

Овощи. Огурец. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2

 

8

Сравнение овощей: огурец, помидор.

1

 

9

Коллективная аппликация «Что растёт на огороде».

1

 

10

Фрукты. Обобщающее понятие.

1

 

11-12

Фрукты. Яблоко. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2

 

13-14

Фрукты. Груша. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2

 

15

Сравнение овощей: яблоко, груша.

1

 

16

Коллективная аппликация «Сад».

1

 

17

Какие бывают растения. Части дерева (лист)

1

 

18

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария).

1

 

19-20

А кто такие птички? (домашние и дикие).

Перелетные и неперелетные птицы.

2

 

21

Одежда и обувь человека осенью.

1

 

22

Занятия и труд людей осенью.

1

 

23

Обобщающий урок "В гости к осени".

1

 

24

Сравнение зверей и птиц.

1

 

25

В мире животных.

1

 

26

"Здравствуй, зимушка-зима!".

1

 

27

Одежда и обувь человека зимой.

1

 

28

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

 

29

Зимние забавы.

1

 

30

Что делают растения зимой? Елка.

1

 

31

Новый год.

Изготовление украшений на елку.

1

 

32-33

Животные и птицы зимой.

2

 

34-35

Дикие животные. Заяц, волк.

2

 

36-37

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

 

38

Обобщающий урок "Зима".

Что бывает зимой?

1

 

39

Природа и рукотворный мир.

1

 

40-42

Из чего что сделано? Дерево.

Из чего что сделано? Ткань.

Из чего что сделано? Резина.

3

 

43-44

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

 

45

Явления природы: солнце, ветер.

1

 

46

Оживает все кругом!

1

 

47

Одежда и обувь весной.

1

 

48-49

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

2

 

50

Животные весной.

1

 

51

Животные весной.

1

 

52

В гости к Мухе-Цокотухе.

1

 

53

Труд людей весной.

1

 

54

В саду и в огороде.

1

 

55

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

 

56-57

Части суток. День-ночь. Повторение.

2

 

58-59

Закрепление по теме "Животные".

2

 

60-61

Закрепление по теме "Птицы».

2

 

62-63

Закрепление по теме "Растения".

2

 

64-65

Закрепление по теме "Явления природы".

2

 

66-67

Скоро лето!

2

 



 

 

                                                                                                                                                                                 


 

Окружающий природный мир» 1х дополнительный класс (вариант 2) 67ч (2ч в неделю)

Окружающий природный мир» 1х дополнительный класс (вариант 2) 67ч (2ч в неделю)

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Личностные планируемые результаты:

Личностные планируемые результаты:

Осознает себя в следующих социальных ролях: семейно – бытовых;

Осознает себя в следующих социальных ролях: семейно – бытовых;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Демонстрационные карточки "Птицы

Демонстрационные карточки "Птицы

Социализация детей с нарушением интеллекта

Социализация детей с нарушением интеллекта

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 67ч (2ч в неделю) №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 67ч (2ч в неделю) №

Составление гербария). 1 19-20

Составление гербария). 1 19-20

Природа и рукотворный мир. 1 40-42

Природа и рукотворный мир. 1 40-42

Закрепление по теме "Растения"

Закрепление по теме "Растения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2022