«Окружающий природный мир»
1х дополнительный класс (вариант 2) 67ч (2ч в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 67 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
Гендерная идентичность
Возрастная идентификация
«Уверенность в себе»
«Чувства, желания, взгляды»
«Социальные навыки»
Мотивационно – личностный блок
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
Развитие мотивов учебной деятельности:
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
Ответственность за собственные вещи
Экологическая ответственность
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
Планируемые предметные результаты:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Мир животных":
"Мир человека":
"Мир растений":
Разноцветные палочки разных размеров
Деревянные цветные фигурки
Мозаика.
Список литературы
1.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.Дрофа, 2007-2008.
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение,2007.
3.Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ – М.: Издательство «Просвещение», 2017, 1407Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год
4.«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5.Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
6. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация
детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
7.Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
67ч (2ч в неделю)
№ |
Наименование разделов, тем программы |
Кол-во часов по разделу |
Дата |
|
По плану |
Факти чески |
|||
1 |
Экскурсия. Знакомство со школой. |
1 |
|
|
2 |
Рассмотрение картинок по теме «Осень, в гости просим!». |
1 |
|
|
3 |
Овощи. Обобщающее понятие. |
1 |
|
|
4-5 |
Овощи. Помидор. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу. |
2 |
|
|
6-7 |
Овощи. Огурец. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу. |
2 |
|
|
8 |
Сравнение овощей: огурец, помидор. |
1 |
|
|
9 |
Коллективная аппликация «Что растёт на огороде». |
1 |
|
|
10 |
Фрукты. Обобщающее понятие. |
1 |
|
|
11-12 |
Фрукты. Яблоко. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу. |
2 |
|
|
13-14 |
Фрукты. Груша. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу. |
2 |
|
|
15 |
Сравнение овощей: яблоко, груша. |
1 |
|
|
16 |
Коллективная аппликация «Сад». |
1 |
|
|
17 |
Какие бывают растения. Части дерева (лист) |
1 |
|
|
18 |
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария). |
1 |
|
|
19-20 |
А кто такие птички? (домашние и дикие). Перелетные и неперелетные птицы. |
2 |
|
|
21 |
Одежда и обувь человека осенью. |
1 |
|
|
22 |
Занятия и труд людей осенью. |
1 |
|
|
23 |
Обобщающий урок "В гости к осени". |
1 |
|
|
24 |
Сравнение зверей и птиц. |
1 |
|
|
25 |
В мире животных. |
1 |
|
|
26 |
"Здравствуй, зимушка-зима!". |
1 |
|
|
27 |
Одежда и обувь человека зимой. |
1 |
|
|
28 |
Зимние явления природы (снег, метель, лед). |
1 |
|
|
29 |
Зимние забавы. |
1 |
|
|
30 |
Что делают растения зимой? Елка. |
1 |
|
|
31 |
Новый год. Изготовление украшений на елку. |
1 |
|
|
32-33 |
Животные и птицы зимой. |
2 |
|
|
34-35 |
Дикие животные. Заяц, волк. |
2 |
|
|
36-37 |
Домашние животные. Кошка и собака. Уход. |
2 |
|
|
38 |
Обобщающий урок "Зима". Что бывает зимой? |
1 |
|
|
39 |
Природа и рукотворный мир. |
1 |
|
|
40-42 |
Из чего что сделано? Дерево. Из чего что сделано? Ткань. Из чего что сделано? Резина. |
3 |
|
|
43-44 |
Воздух и вода. Значение для человека и животных. |
2 |
|
|
45 |
Явления природы: солнце, ветер. |
1 |
|
|
46 |
Оживает все кругом! |
1 |
|
|
47 |
Одежда и обувь весной. |
1 |
|
|
48-49 |
Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. |
2 |
|
|
50 |
Животные весной. |
1 |
|
|
51 |
Животные весной. |
1 |
|
|
52 |
В гости к Мухе-Цокотухе. |
1 |
|
|
53 |
Труд людей весной. |
1 |
|
|
54 |
В саду и в огороде. |
1 |
|
|
55 |
Обобщающий урок "Весна пришла!" |
1 |
|
|
56-57 |
Части суток. День-ночь. Повторение. |
2 |
|
|
58-59 |
Закрепление по теме "Животные". |
2 |
|
|
60-61 |
Закрепление по теме "Птицы». |
2 |
|
|
62-63 |
Закрепление по теме "Растения". |
2 |
|
|
64-65 |
Закрепление по теме "Явления природы". |
2 |
|
|
66-67 |
Скоро лето! |
2 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.