Рабочая программа ОП.07 Основы экономики
Оценка 4.6

Рабочая программа ОП.07 Основы экономики

Оценка 4.6
doc
02.03.2024
Рабочая программа ОП.07 Основы экономики
Рабочая программа 07 Основы экономики ТЭО.doc

обособленное структурное подразделение «Индустриальный техникум»

государственного  образовательного учреждения высшего образования

луганской народной республики

«донбасский государственный технический институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 

опД.07 основы ЭКОНОМИКИ

 

13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2022


Рассмотрено и согласовано методической комиссией «Экономических дисциплин»

Протокол №____  от «____»___________ 2022 года

 

Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16 октября 2018 года № 937-од), примерной программы общепрофессиональной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) ОП.07 основы экономики

Председатель методической комиссии

 ____________С.И. Васильченко

 

Заместитель директора по УВР

 ____________Л.Л. Кузьмина

 

Составитель: ____________ С.И. Васильченко, преподаватель высшей категории ОСП ИТ ГОУ ВО ЛНР ДонГТИ

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

стр.

1.      

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.      

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.      

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4.      

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

5.      

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

учебной ДИСЦИПЛИНЫ

опД.07 основы ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) опД.07  Основы экономики  является частью освоения программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Рабочая программа может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.

 

1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен

уметь:

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

определять организационно-правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации)

знать:

действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

основные технико-экономические показатели деятельности организации;

методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

основные принципы построения экономической системы организации;

основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

основы организации работы коллектива исполнителей;

основы планирования, финансирования и кредитования организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

общую производственную и организационную структуру организации;

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

формы организации и оплаты труда

 

1.3 Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы)

 

№ п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные

знания, умения

№, наименования темы

Количество

часов

Обоснование включения в программу

1

 

 

 

 

 

 

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

всего – 66 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 44 часа;

самостоятельной работы обучающихся – 22 часов.

 

 

 

 

 


2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и  общими (ОК) компетенциями в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности.

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1. 

Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования

ПК 1.2.

Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3.

Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования

ПК 1.4.

Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

ПК 2.1.

Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2.

Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3.

Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

ПК 3.1.

Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.

ПК 3.2.

Организовывать работу коллектива исполнителей.

ПК 3.3.

Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1 Тематический план учебной дисциплины опД.07  Основы экономики

 

Коды

компетенций

Наименование

тем

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные работы

и практические занятия, часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч.

курсовая работа

(проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2 3,

3.1 - 3.3

ОК. 1-10

Тема 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и ресурсное обеспечение его деятельности

 

16

6

 

8

 

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2 3,

3.1 - 3.3

ОК. 1-10

Тема 2 Планирование и организация работы предприятия

 

12

4

 

6

 

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2 3,

3.1 - 3.3

ОК. 1-10

Тема 3. Результаты и эффективность производства

 

16

10

 

8

 

Промежуточная аттестация: экзамен

 

 

 

 

 

 

Всего часов:

66

44

20

 

22

 


3.2 Содержание обучения по учебной дисциплине опД.07  Основы экономики

 

Наименование разделов и тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

 

Объем часов

1

2

3

Тема 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и ресурсное обеспечение его деятельности

 

Содержание учебного материала

2

1

Предприятие как субъект хозяйствования.

2

2

Капитал и производственные фонды.

2

3

Оборотные средства предприятия.

2

4

Персонал предприятия. Организации работы коллектива исполнителей

2

5

Основы технического нормирования труда.

2

Практические занятия

 

1

Характеристика и использование средств производства.

2

2

Определение численности работников.

2

3

Ресурсное обеспечение деятельности предприятия

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

1

Сырьевая и топливно-энергетическая база черной металлургии

2

2

Формы объединения предприятий

2

3

Кадровая политика и система управления персоналом.

2

4

Оценка персонала металлургического предприятия.

2

Тема 2. Планирование и организация работы предприятия

Содержание учебного материала

 

1

Управление предприятием. Менеджмент

2

2

Производственная и организационная структура организации.

2

3

Планирование и организация финансирования и кредитования организации

2

4

Маркетинговая деятельность предприятия Разработка бизнес-плана

2

Практические занятия

 

1

Построение организационной структуры предприятия

2

2

Планирование и организация работы предприятия

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

1

Принципы менеджмента

2

2

Финансовая деятельность и содержание финансовой работы

2

3

Небанковское кредитование предприятий

2

Тема 3. Результаты и эффективность производства

Содержание учебного материала

 

1

Мотивация оплаты труда Формы и системы оплат труда

2

2

Показатели деятельности предприятия Ценообразование на предприятии

2

3

Анализ эффективности производства

2

Практические занятия

 

1

Формы и системы оплат труда

2

2

Расчет показателей деятельности предприятия

2

3

Расчет показателей эффективности производства

2

4

Результаты и эффективность производства

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

1

Участие работников в прибыли предприятия.

2

2

Управление затратами.

2

3

Оценка финансово-экономического состояния предприятия

2

4

Суть и характеристика общей эффективности деятельности предприятия.

2

Промежуточная аттестация: экзамен

 

Всего часов

66

 

               

 


4. условия реализации программы учебной ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Основы экономики».

Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-методической документации.

 

Технические средства обучения:

компьютер, программное обеспечение общего и профессионального назначения;

мультимедиа-проектор;

обучающие видеофильмы.

 

4.2 Общие требования к организации образовательной деятельности

Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение таких дисциплин как: «Инженерная графика», «Электротехника и электроника», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Техническая механика», «Материаловедение», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Основы экономики», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности» по специальности должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.

Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Основы экономики» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики СПО по специальности.

Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос студентов на занятиях, тестовый контроль, проверка выполненных практических заданий и т.д.

промежуточный контроль: дифференцированный зачет

 

4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

 

4.4 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бойчик И.М. Экономика предприятия. Уч.пособ. К.: Атика, 2002.- 480 с.

2. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учеб. пособие. – Ростов н/Д. изд центр. «МарТ», 2001. -544 с.

Дополнительные источники:

1 Грибов ВД., Грузинов В.П. Экономика предприятия : учебник. М. : Финансы и статистика, 2006.


5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

 

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

знать:

 

 

действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

основные технико-экономические показатели деятельности организации;

методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

основные принципы построения экономической системы организации;

основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

основы организации работы коллектива исполнителей;

основы планирования, финансирования и кредитования организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

общую производственную и организационную структуру организации;

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

формы организации и оплаты труда

Классифицирует организации по организационно правовой форме; приводит определение понятий и выбирает методы расчета показателей: производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность; определяет состав основных и оборотных средств; оценивает показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности для повышения эффективности использования основных средств, коэффициентов оборачиваемости, длительности оборотов для повышения эффективности использования оборотных средств; строит организационную  и производственную структуру предприятия; различает методы  ценообразования; анализирует маркетинговую информацию; перечисляет функции менеджмента; обозначает принципы делового общения; определяет формы оплаты труда; делит на категории ресурсы организации; делает выводы об эффективности использования ресурсов; имеет представление о функциях управления: планирование, организация, мотивация,  контроль; определяет формы стимулирования труда; определяет состав материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации и рассчитывает их эффективное использование; перечисляет виды планов; дает понятие финансовой и кредитной организации; понимает принципы кредитования организации; строит организационную и производственную структуру предприятия.

Выполнение практических заданий, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

уметь:

 

 

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

определять организационно-правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

практические навыки поиска и использования экономической информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности; применяет нормативно-правовую базу; выбирает подходящую организационно-правовую форму для организации; рассчитывает себестоимость продукции; оформляет первичную документацию; рассчитывает показатели: производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка себестоимость, прибыль , рентабельность

Выполнение практических заданий, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

 


Индустриальный техникум» государственного образовательного учреждения высшего образования луганской народной республики «донбасский государственный технический институт» рабочая

Индустриальный техникум» государственного образовательного учреждения высшего образования луганской народной республики «донбасский государственный технический институт» рабочая

Рассмотрено и согласовано методической комиссией «Экономических дисциплин»

Рассмотрено и согласовано методической комиссией «Экономических дисциплин»

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ опД

ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ опД

Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы) № п/п

Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы) № п/п

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

Содержание обучения по учебной дисциплине опД

Содержание обучения по учебной дисциплине опД

Содержание обучения по учебной дисциплине опД

Содержание обучения по учебной дисциплине опД

ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению

ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «

Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Классифицирует организации по организационно правовой форме; приводит определение понятий и выбирает методы расчета показателей : производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка,…

Классифицирует организации по организационно правовой форме; приводит определение понятий и выбирает методы расчета показателей : производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024