обособленное структурное подразделение «Индустриальный техникум»
государственного образовательного учреждения высшего образования
луганской народной республики
«донбасский государственный технический институт»
рабочая ПРОГРАММА
учебной дисциплины
опД.07 основы ЭКОНОМИКИ
13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (по отраслям)
2022
Рассмотрено и согласовано методической комиссией «Экономических дисциплин»
Протокол №____ от «____»___________ 2022 года
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16 октября 2018 года № 937-од), примерной программы общепрофессиональной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) ОП.07 основы экономики
Председатель методической комиссии
____________С.И. Васильченко
Заместитель директора по УВР
____________Л.Л. Кузьмина
Составитель: ____________ С.И. Васильченко, преподаватель высшей категории ОСП ИТ ГОУ ВО ЛНР ДонГТИ
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Экономических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________ С.И. Васильченко
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
стр. |
1. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
4. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
10 |
5. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
учебной ДИСЦИПЛИНЫ
опД.07 основы ЭКОНОМИКИ
1.1 Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) опД.07 Основы экономики является частью освоения программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Рабочая программа может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации)
знать:
действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
общую производственную и организационную структуру организации;
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
формы организации и оплаты труда
1.3 Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы)
№ п/п |
Дополнительные профессиональные компетенции |
Дополнительные знания, умения |
№, наименования темы |
Количество часов |
Обоснование включения в программу |
1 |
|
|
|
|
|
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 66 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 44 часа;
самостоятельной работы обучающихся – 22 часов.
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности.
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования |
ПК 1.2. |
Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования. |
ПК 1.3. |
Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования |
ПК 1.4. |
Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования. |
ПК 2.1. |
Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники. |
ПК 2.2. |
Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники. |
ПК 2.3. |
Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники. |
ПК 3.1. |
Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения. |
ПК 3.2. |
Организовывать работу коллектива исполнителей. |
ПК 3.3. |
Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематический план учебной дисциплины опД.07 Основы экономики
Коды компетенций |
Наименование тем |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Самостоятельная работа обучающихся |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2 3, 3.1 - 3.3 ОК. 1-10 |
Тема 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и ресурсное обеспечение его деятельности |
|
16 |
6 |
|
8 |
|
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2 3, 3.1 - 3.3 ОК. 1-10 |
Тема 2 Планирование и организация работы предприятия |
|
12 |
4 |
|
6 |
|
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2 3, 3.1 - 3.3 ОК. 1-10 |
Тема 3. Результаты и эффективность производства |
|
16 |
10 |
|
8 |
|
Промежуточная аттестация: экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов: |
66 |
44 |
20 |
|
22 |
|
3.2 Содержание обучения по учебной дисциплине опД.07 Основы экономики
Наименование разделов и тем учебной дисциплины |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
|
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Тема 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и ресурсное обеспечение его деятельности
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Предприятие как субъект хозяйствования. |
2 |
|
2 |
Капитал и производственные фонды. |
2 |
|
3 |
Оборотные средства предприятия. |
2 |
|
4 |
Персонал предприятия. Организации работы коллектива исполнителей |
2 |
|
5 |
Основы технического нормирования труда. |
2 |
|
Практические занятия |
|
||
1 |
Характеристика и использование средств производства. |
2 |
|
2 |
Определение численности работников. |
2 |
|
3 |
Ресурсное обеспечение деятельности предприятия |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||
1 |
Сырьевая и топливно-энергетическая база черной металлургии |
2 |
|
2 |
Формы объединения предприятий |
2 |
|
3 |
Кадровая политика и система управления персоналом. |
2 |
|
4 |
Оценка персонала металлургического предприятия. |
2 |
|
Тема 2. Планирование и организация работы предприятия |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Управление предприятием. Менеджмент |
2 |
|
2 |
Производственная и организационная структура организации. |
2 |
|
3 |
Планирование и организация финансирования и кредитования организации |
2 |
|
4 |
Маркетинговая деятельность предприятия Разработка бизнес-плана |
2 |
|
Практические занятия |
|
||
1 |
Построение организационной структуры предприятия |
2 |
|
2 |
Планирование и организация работы предприятия |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||
1 |
Принципы менеджмента |
2 |
|
2 |
Финансовая деятельность и содержание финансовой работы |
2 |
|
3 |
Небанковское кредитование предприятий |
2 |
|
Тема 3. Результаты и эффективность производства |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Мотивация оплаты труда Формы и системы оплат труда |
2 |
|
2 |
Показатели деятельности предприятия Ценообразование на предприятии |
2 |
|
3 |
Анализ эффективности производства |
2 |
|
Практические занятия |
|
||
1 |
Формы и системы оплат труда |
2 |
|
2 |
Расчет показателей деятельности предприятия |
2 |
|
3 |
Расчет показателей эффективности производства |
2 |
|
4 |
Результаты и эффективность производства |
2 |
|
Контрольная работа |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||
1 |
Участие работников в прибыли предприятия. |
2 |
|
2 |
Управление затратами. |
2 |
|
3 |
Оценка финансово-экономического состояния предприятия |
2 |
|
4 |
Суть и характеристика общей эффективности деятельности предприятия. |
2 |
|
Промежуточная аттестация: экзамен |
|
||
Всего часов |
66 |
4.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Основы экономики».
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
компьютер, программное обеспечение общего и профессионального назначения;
мультимедиа-проектор;
обучающие видеофильмы.
4.2 Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких дисциплин как: «Инженерная графика», «Электротехника и электроника», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Техническая механика», «Материаловедение», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Основы экономики», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности» по специальности должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Основы экономики» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики СПО по специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос студентов на занятиях, тестовый контроль, проверка выполненных практических заданий и т.д.
промежуточный контроль: дифференцированный зачет
4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Основные источники:
1. Бойчик И.М. Экономика предприятия. Уч.пособ. К.: Атика, 2002.- 480 с.
2. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учеб. пособие. – Ростов н/Д. изд центр. «МарТ», 2001. -544 с.
Дополнительные источники:
1 Грибов ВД., Грузинов В.П. Экономика предприятия : учебник. М. : Финансы и статистика, 2006.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
|
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
знать: |
|
|
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; основные технико-экономические показатели деятельности организации; методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; основные принципы построения экономической системы организации; основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; основы организации работы коллектива исполнителей; основы планирования, финансирования и кредитования организации; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; общую производственную и организационную структуру организации; современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии; формы организации и оплаты труда |
Классифицирует организации по организационно правовой форме; приводит определение понятий и выбирает методы расчета показателей: производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность; определяет состав основных и оборотных средств; оценивает показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности для повышения эффективности использования основных средств, коэффициентов оборачиваемости, длительности оборотов для повышения эффективности использования оборотных средств; строит организационную и производственную структуру предприятия; различает методы ценообразования; анализирует маркетинговую информацию; перечисляет функции менеджмента; обозначает принципы делового общения; определяет формы оплаты труда; делит на категории ресурсы организации; делает выводы об эффективности использования ресурсов; имеет представление о функциях управления: планирование, организация, мотивация, контроль; определяет формы стимулирования труда; определяет состав материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации и рассчитывает их эффективное использование; перечисляет виды планов; дает понятие финансовой и кредитной организации; понимает принципы кредитования организации; строит организационную и производственную структуру предприятия. |
Выполнение практических заданий, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
уметь: |
|
|
находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации). |
практические навыки поиска и использования экономической информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности; применяет нормативно-правовую базу; выбирает подходящую организационно-правовую форму для организации; рассчитывает себестоимость продукции; оформляет первичную документацию; рассчитывает показатели: производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка себестоимость, прибыль , рентабельность |
Выполнение практических заданий, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.