МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Смоленская область
СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета ________________________ протокол №1 от «30» августа 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР ________________________ Малярова О.Н. от «___» ________ 2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНО директор школы-интерната ________________________ Андреев В.А. приказ №1 от «___» __________ 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
(Основы компьютерной грамотности)
для обучающихся 7б, 8б классов
с.Екимовичи 2023
В связи с модернизацией общего и специального образования в Российской Федерации, принятием нового «Закона об образовании» и актуальной проблемой разработки ФГОС большое значение приобрела проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс детей и подростков с ОВЗ, в том числе и с интеллектуальными нарушениями. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера (Новоселова С., Петку Г., Пашелите И., Пейперт С., Хантер Б. и др.) доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера, но и его особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение – все это поддерживает интерес к обучению. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны различные методики и теории, которые применимы и для детей с интеллектуальными нарушениями. Сегодня традиционные методики для данной категории обучающихся остаются актуальными, но в тоже время необходимо искать и более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями будет являться одним из таких средств.
Причины введения курса «Основы информатики» заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как соблюдение принципа «Закона об образовании» равноправного доступа к образованию для детей и подростков с ОВЗ и отсутствием программно- методического комплекса по информатике для категории обучающихся с умственной отсталостью. Курс «Основы информатики» способствует развитию когнитивной сферы обучающихся с нарушением интеллекта, а также развитию зрительно-моторной координации, пространственному воображению и творческим способностям. При освоении данного курса происходит развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся с умственной отсталостью: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка с нарушениями интеллекта как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность. Компьютер помогает школьнику с нарушением интеллекта усвоить круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться.
Проблема социализации учащихся с умственной отсталостью всегда занимала важное место в теории и практике олигофренопедагогики. Такие исследователи, как Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, В.В.
Линьков и др. отмечают, что в настоящее время ее острота во много раз возросла, т.к. изменяющиеся социально-экономические условия жизни повышают требования к подготовке учащихся всех видов школ. Школьники с нарушением интеллекта являются одной из наиболее уязвимых групп, поэтому и не перестает быть актуальным поиск путей совершенствования системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Принимая во внимание точку зрения вышеперечисленных специалистов, нельзя не согласиться с обоснованным мнением Н.Н. Малофеева о том, что «становление системы специального образования детерминируется эволюцией отношения общества и государства к лицам с различными отклонениями». Система специального образования должна обеспечивать целенаправленное личностное развитие детей и их подготовку к самостоятельной взрослой жизни в современных условиях. Существует потребность в разработке новых компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии и условий для внедрения в действующую систему специального образования программ целенаправленного формирования жизненной компетентности.
Современные тенденции информатизации общества увеличивают трудности социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Целенаправленная подготовка учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения компьютерной грамотности будет способствовать более успешной их адаптации в условиях современного информационного общества. По мнению О.И. Кукушкиной, внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: единой с общеобразовательной школой – научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, а также собственной – использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка.
Введение курса «Основы информатики» способствует развитию коммуникационных навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями. Освоив данный курс, они смогут общаться в Интернете через личные сообщения и на форумах наравне с нормально развивающимися детьми и подростками.
Процесс обучения компьютерной грамотности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида должен учитывать психолого-педагогические особенности детей данной категории.
Акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни. При определении информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у данной категории учащихся, следует исходить с одной стороны, из нужд современного информационного общества, а с другой – из возможностей конкретного ученика. При обучении акцент должен ставиться на компетентность ребенка с нарушением интеллекта в современном информационном обществе, учитывая особенности данного ребенка.
Целью прохождения данного курса является формирование целостного представления у школьников с интеллектуальными нарушениями об информационно-коммуникационных технологиях.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
1. формировать систему правил работы и поведения при общении с компьютером;
2. совершенствовать умения и навыки работы в программах Microsoft Word, Microsoft Office Power Point;
3. создать основу для понимания работы в программе Excel и углубить понимание работы в Интернете по поиску и передаче информации;
4. развивать творческое воображение школьников с умственной отсталостью.
При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
1. преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
2. рациональное дозирование учебного материала;
3. адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
4. систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
5. использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.).
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
5 |
1 |
34 |
6 |
1 |
34 |
7 |
1 |
34 |
8 |
1 |
34 |
9 |
1 |
34 |
Межпредметные связи, преемственность:
· косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала основы информатики используются аналогии, примеры из других областей;
· практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств информатики, тем самым происходит изучение основ информатики, но на том учебном материале, который интересен учащимся.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися материала и более высокий уровень владения навыками по основам информатики.
1. Овладение основами компьютерной грамотности.
2. Повышение уровня информационной культуры учащихся.
3. Формирование у учащихся познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию и самообучению.
4. Адаптация учащихся в современном мире.
Программа курса «Основы информатики» составлена для 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Срок освоения программы 2 года.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся с нарушениями интеллекта должны знать/уметь:
Учащиеся должны знать:
1) понятие о компьютере как информационной машины;
2) о требованиях к организации компьютерного рабочего места и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
3) основные блоки персонального компьютера и назначение его основных устройств;
4) расширения текстовых файлов;
5) понимать, правильно применять на бытовом уровне понятия
«информация», «информационный объект»;
6) различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
7) назначение программы Калькулятор;
8) возможности графического редактора и назначение управляющих элементов.
1) работать в программе Paint;
2) приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
3) уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
4) запускать программы из меню Пуск;
5) открывать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять файлы и папки;
6) применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
7) применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
8) выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Учащиеся должны знать:
1) требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
2) расширения текстовых, графических, звуковых, видео-файлов;
3) этапы развития компьютерной техники;
4) назначение программы Калькулятор;
5) возможности графического редактора и назначение управляющих элементов.
1) выполнять основные операции в текстовом редакторе;
2) работать с клавиатурным тренажёром;
3) работать со стандартными средствами мультимедиа;
4) применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
5) выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
В российской коррекционной педагогике и специальной психологии понятие «умственно отсталый ребенок» охватывает разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е.
«разлитой», характер. Это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности. Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Умственная отсталость – явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебном, психолого-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей с легкой умственной отсталостью. Можно выделить ряд особенностей, которые характеризуют эту категорию детей.
Одной из таких особенностей является недоразвитие психики в целом. Специалисты отмечают недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что умственно отсталые дети меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают его вообще. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.
Детям с нарушением интеллекта характерна вялость, пассивность. Крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Отмечаются такие особенности, как нарушена координация рук, низкая способность к интеллектуальной деятельности. Нарушения есть во всех процессах непосредственного отражения действительности – ощущениях и восприятии. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется больше времени на восприятие любого предмета. Из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания. Для этих детей свойственна также узость объема восприятия. Характерным является бессистемность восприятия, хаотичность описания. Еще одним недостатком восприятия является недостаточная активность этого процесса, в результате этого снижается возможность дальнейшего понимания материала. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени.
Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у этих учащихся имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Их память часто кратковременна, характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Нарушено соотношение между произвольным и непроизвольным запоминанием. Характер непроизвольного запоминания определяется в значительной мере содержанием материала. Они наиболее полно, точно запоминают реальные объекты, менее успешно изображение объектов, хуже всего слова. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Возможна хорошая механическая память
У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость.
Мышление предметно-конкретное, повышена имитативность. Абстрактное мышление недостаточно развито. Слабость обобщений или конкретность мышления — специфическая черта умственно отсталых детей. Они не способны вырабатывать сложные понятия, не могут отделить главное от второстепенного. Им трудно охватывать ситуацию целиком, они способны уловить лишь внешнюю сторону события. Это, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Из-за этого дети плохо понимают смысл разговоров. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметами и действиями, плохое развитие речи, лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление, поэтому замедленно развиваются мыслительные операции. При анализе строения воспринимаемого объекта умственно отсталые дети не умеют выделить главное в предметах и явлениях, проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Эти дети видят лучше различия, чем сходства предметов. Свойственна бессистемность анализа, которая выражается тем, что они рассматривают объекты беспорядочно, не придерживаясь определенного плана. Обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий, при слабом самоконтроле. Им свойственна чрезмерная тугоподвижность и склонность застревать на одних и тех же деталях. Они не умеют пользоваться полученными знаниями. Отличительной чертой этих учащихся является не критичность мышления. Они не могут самостоятельно оценить свою работу. Самое главное для них получить результат.
В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков. Для них требуется большое количество повторений. Сформированные навыки без длительного подкрепления быстро утрачиваться.
Эмоционально-волевая сфера также имеет ряд особенностей:
- эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны;
- с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические;
- настроение неустойчивое;
- степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального дефекта;
- произвольная активность отличается слабостью побуждений и недостаточностью инициативы, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных мотивов;
- отсутствует самостоятельность, целеустремленность, борьба мотивов, поступки недостаточно целенаправленны.
Дети с умственной отсталостью способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.
Комплексный подход к преодолению отклонений в развитии детей и социальная адаптация учащихся с нарушенным интеллектом предполагает организацию коррекционных направлений работы.
Исследователи (И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.В.Хуторской и др.) отмечают, что строить обучение необходимо, ориентируясь на формирование компетенций как конечный результат процесса образования, поскольку компетентностный подход позволяет оптимистически решать проблему, связанную с повышением качества образования в общем контексте подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе.
Из всего вышесказанного следует, что ребёнок с легкой степенью умственной отсталости «принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции». Реализация образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения обеспечивает комплексный подход к развитию умственно отсталого ребенка, способствует его адаптации в обществе, т.е. его социализации.
Программный материал «Основы информатики» расположен концентрически, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Обоснование выбора педагогических технологий, методов и форм обучения:
• Контингент учащихся:
С нарушениями интеллекта.
• Особенности обучения данного контингента:
Обучение детей с умственной отсталостью - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объём, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального обучения; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального обучения; знанием психофизических особенностей детей этой категории.
Для учащихся с умственной отсталостью характерны следующие
· Различные нарушения познавательной и речевой деятельности.
· Для многих детей характерно наличие страхов, боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.
· Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения.
· Для большинства детей с умственной отсталостью характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать.
· Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.
· Своеобразие формирования личности (отсутствие самостоятельности; незрелость, наивность суждений; повышенная чувствительность, обидчивость; завышенная/заниженная самооценка).
· У детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений.
Педагогические технологии |
Результат использования технологии |
– Личностно-ориентированное обучение. – Технологии игрового обучения. – Технология уровневой дифференциации. – Здоровьесберегающие технологии. – Информационно- коммуникативные технологии. – Групповые технологии. |
- Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка. - Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. -Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. -Развитие творческих способностей. Самооценка собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности. |
Методы обучения:
· Словесные (рассказ, беседа, работа с учебником)
· Наглядные
· Практические
· Видеометоды
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, которая осуществляется на уроке:
· Урок сообщение новых знаний
· Формирование и закрепление знаний, умений
· Обобщение и систематизация знаний
· Проверка и оценка знаний, умений и навыков
· Комбинированный урок
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен большинству учащихся, имеющих умственную отсталость.
Программа курса «Основы информатики» рекомендует учитывать, что наиболее благоприятные дни для проведения занятий с компьютером
– вторник, среда и четверг. Необходимо соблюдать режим работы. Самое большое время, которое можно использовать за компьютером – это 20 минут, по 10 минут с перерывом 10 – 20 минут. Рекомендуется использовать 10 минут в начале урока для работы с компьютером и 10 минут в конце урока.
Начальная подготовка – 34 часа (1 раз в неделю)
Техника безопасности и организация рабочего места. Человек и информация. Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Приём и передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Как устроен компьютер. Рабочий стол. Программы и файлы. Основные элементы окна программы. Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа№2 «Знакомство с компьютерным меню». Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками (открывать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять)».
Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word 2003. Интерфейс программы. Ввод текста. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Поиск информации. Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование символов, абзацев.
Практическая работа №5 «Форматирование текста».
Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка графической информации.
Практическая работа №7 «Работа с раскрасками» Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»-1ч. Игровые программы в среде Windows. – 2ч.
Резерв -1ч.
Начальная подготовка – 34 часа (1 раз в неделю)
Техника безопасности и организация рабочего места. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Этапы развития компьютерной техники. Файлы и папки. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Единицы измерения информации.
Практическая работа №1 « Работа с тренажером клавиатуры».
Текстовый редактор Microsoft Office Word 2003. Элементы интерфейса текстового редактора. Ввод текста. Сохранение текста. Загрузка текста из файла. Редактирование текста (вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустой строки; разрезание и «склеивание» строк). Ввод и редактирование текста. Выделение, копирование, вырезание и
вставка фрагмента текста. Форматирование символов (установка шрифта, размера, начертания и цвета символов). Форматирование абзацев. Форматирование текста. Границы и заливка. Форматирование страницы. Нумерованные и маркированные списки. Нумерация страниц. Вставка рисунка в документ. Создание надписей.
Практическая работа №4 «Нумерованные списки». Практическая работа №5 «Маркированные списки». Практическая работа №6 «Пригласительный билет».
Применение компьютера для работы со звуком и видео – 3ч. Стандартные средства мультимедиа. Windows Media. Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов. Загрузка и воспроизведение звуковых файлов. Загрузка и воспроизведение видеофайлов.
Практическая работа №7 «Создание компьютерного рисунка» Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» -1ч.
Резерв -1ч.
Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса основ информатики в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, самостоятельными, тестовыми заданиями и практическими работами.
В каждом классе есть часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Для самостоятельного выполнения этим ученикам предлагаются облегченные варианты заданий.
№ п/п |
Форма оценки |
Периодичность (срок проведения) |
1 |
Устный опрос |
Согласно плану урока |
2 |
Практическая работа |
Согласно календарно- тематическому плану |
3 |
Самостоятельная работа |
Согласно плану урока |
4 |
Контрольная работа |
Согласно календарно- тематическому плану |
5 |
Тест |
Согласно плану урока |
Устный опрос.
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях.
Учитывая данные особенности учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью, устный опрос позволяет опросить небольшую часть детей, поэтому допускается опрос проводить с использованием других методов (например, в виде теста).
Практическая работа.
В связи с нарушением интеллекта для таких учащихся допустима значительная помощь учителя при проведении практических работ. Учитывая пространственные нарушения, замедленность темпа работы, практические работы могут выполняться отдельными учащимися не в полном объеме, оценка при этом не снижается или задания могут заменяться на посильные для учащихся.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объеме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок учащихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и
«возможности ребенка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне
Основное содержание |
Количество часов, отведенных на изучение |
Практические работы |
Контрольные работы |
1. Информация вокруг нас |
8 |
|
1 |
2. Компьютер для начинающих |
5 |
3 |
|
3. Обработка текстовой информации |
12 |
2 |
1 |
4. Графический редактор Paint |
5 |
2 |
|
Калькулятор |
1 |
|
|
Игровые программы в среде Windows |
2 |
|
|
Резерв |
1 |
№ урока |
Наименование раздела программы
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1. Информация вокруг нас |
8 |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Человек и информация. |
1 |
2 |
Действия с информацией. |
1 |
3 |
Хранение информации |
1 |
4 |
Носители информации |
1 |
5 |
Приём и передача информации |
1 |
6 |
Кодирование информации |
1 |
7 |
Формы представления информации |
1 |
8 |
Контрольная работа: «Информация вокруг нас» |
1 |
|
2.Компьютер для начинающих |
5 |
9 |
Как устроен компьютер |
1 |
10 |
Рабочий стол. Практическая работа №1 «Работа с тренажером клавиатуры» |
1 |
11 |
Программы и файлы |
1 |
12 |
Практическая работа №2 «Знакомство с компьютерным меню» |
1 |
13 |
Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками» |
1 |
|
3.Обработка текстовой информации |
12 |
14 |
Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word |
1 |
15 |
Интерфейс программы |
1 |
16 |
Ввод и редактирования текста |
1 |
17-18 |
Практическая работа №4 «Основные приемы ввода и редактирования» |
2 |
19-20 |
Работа с фрагментами текста |
2 |
21 |
Форматирование символов |
1 |
22 |
Форматирование абзацев |
1 |
23-24 |
Практическая работа №5 «Форматирование текста» |
2 |
25 |
Контрольная работа «Обработка текстовой информации» |
1 |
|
4.Графический редактор Paint |
5 |
26 |
Элементы интерфейса графического редактора Paint |
1 |
27-28 |
Практическая работа №5 «Работа с раскрасками» |
2 |
29-30 |
Практическая работа №6 «Создание компьютерного рисунка» |
2 |
31 |
Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» |
1 |
32-33 |
Игровые программы в среде Windows |
2 |
34 |
Резерв |
1 |
Тематическое планирование 8 класс
Основное содержание |
Количество часов, отведенных на изучение |
Практические работы |
Контрольные работы |
1. Человек и информация |
3 |
|
|
2. Компьютер и информация |
5 |
1 |
1 |
3. Обработка текстовой информации |
18 |
5 |
1 |
4. Применение компьютера для работы со звуком и видео |
3 |
2 |
|
5. Графический редактор Paint |
1 |
1 |
|
Калькулятор |
1 |
|
|
Игровые программы в среде Windows |
2 |
|
|
Резерв |
1 |
№ урока |
Наименование раздела программы
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1. Человек и информация |
3 |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Роль информации в жизни людей |
1 |
2 |
Информация и знания |
1 |
3 |
Чувственное познание мира |
1 |
|
2.Компьютер и информация |
5 |
4 |
Компьютер - универсальная информационная машина. |
1 |
5 |
История возникновения ЭВМ |
1 |
6 |
Файлы и папки. Практическая работа №1 « Работа с тренажером клавиатуры» |
1 |
7 |
Единицы измерения информации |
1 |
8 |
Контрольная работа «Измерение информации» |
1 |
|
3.Обработка текстовой информации |
18 |
9 |
Текстовый редактор Microsoft Office Word 2003 |
1 |
10 |
Загрузка текста из файла. Сохранение текста. |
1 |
11-12 |
Практическая работа №2 «Ввод и редактирование текста» |
2 |
13 |
Работа с фрагментом текста |
1 |
14 |
Форматирование страницы |
1 |
15-16 |
Границы и заливка. Практическая работа №3 «Форматирование текста» |
2 |
17 |
Нумерованные списки. |
1 |
18 |
Практическая работа №4 «Создание нумерованного списка» |
1 |
19 |
Маркированные списки. |
1 |
20 |
Практическая работа №5 «Создание маркированного списка» |
1 |
21 |
Нумерация страниц |
1 |
22 |
Вставка рисунка в документ |
1 |
23 |
Создание надписей |
1 |
24-25 |
Практическая работа №6 «Пригласительный билет» |
2 |
26 |
Контрольная работа «Текстовый редактор Word» |
1 |
|
4.Применение компьютера для работы со звуком и видео |
3 |
27 |
Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов |
1 |
28 |
Загрузка и воспроизведение звуковых файлов |
1 |
29 |
Загрузка и воспроизведение видеофайлов |
1 |
|
5.Графический редактор Paint |
1 |
30 |
Практическая работа №7 «Создание компьютерного рисунка» |
1 |
31 |
Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» |
1 |
32-33 |
Игровые программы в среде Windows |
2 |
34 |
Резерв |
1 |
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. «Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной думой 18 июля 1996 года.
3. Бархатова, Ю. В. Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности в условиях детского дома-интерната / Ю. В. Бархатова // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 76–82.
4. Босова Л.Л. Информатика: 5 класс. М.: Бином. 2008.
5. Васенков, Г. В. Применение компьютерных программ и тренажеров в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Г. В. Васенков // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 46–50.
6. Глазкова Н.Н. Обучение элементам информатики старших школьников с недоразвитием интеллекта : диссертация ... кандидата педагогических наук/ РГПУ им. А.И. Герцена – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.–218 с.
7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и. воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и психология». М., 2001.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология,. М.: Логос, 2004 – 384с.
9. Информатика и ИКТ, начальная школа, УМК, авторский коллектив под руководством Н. В. Матвеевой. М.:БИНОМ. 2006.
10. Истомина Т. П. Открываем мир на уроках информатики // Информатика и образование . – 2000 –№2.
11. Информатика:5-6 классы. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой, СПб.: Питер, 2005.
12. Конопатова Н.К., Матвеева Н.В., Челак Е.Н. Информатика и ИКТ. Учебник для 2, 3, 4 класса. Гриф МО РФ, 2009.
13. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: Электронная хрестоматия к спецкурсу / Сост. – М.: Полиграф- сервис, 2003. – 13Мб.
14. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. –1994. – № 5. – С. 3-9.
15. Лубовский В.И., Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 460с.
16. Малофеев Н.Н.Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1. Западная Европа. – М.: «Печатный двор», 1996. – 182с.
17. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: Информатика, авторы программы: Семакин И.Г. и др.: Бином, 2005.
18. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.
19. Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000.
№ 1.
20. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Орга- низационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
21. Югова Н.А., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике, 5 класс, - М.: ВАКО, 2009.
22. http://www.edusite.ru/p75aa1.html
23. http://www.edusite.ru/p139aa1.html
24. http://www.ozhegov.ru/
25. http://www.rusmedserv.com/psychsex/oligoph/
26. http://standart.edu.ru/
27. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.