Рабочая программа ОУД.04 История
Оценка 4.8

Рабочая программа ОУД.04 История

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
СCУЗ, ВУЗ
10.06.2020
Рабочая программа ОУД.04 История
Рабочая программа для сутдентов СПО
ОУД.04 История 43.02.15.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 04  ИСТОРИЯ

 

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

социально-экономического профиля

на базе основного общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Маркс

2018г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «МПК»

_______________    /А.В. Шаталин/

«_______»_____________2018 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана в соответствии  с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".

- на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 года). Регистрационный номер рецензии № 376 от 23 июля 2015 года, ФГАУ «ФИРО».

 

 

 

 

 

ОДОБРЕНО на заседании  цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №__, дата «___» ________2018 г.

Председатель

                  ______________    /Н.А. Курилова/

       

 

 

ОДОБРЕНО Методическим советом колледжа

 

Протокол №___ от «_____» __________2018 г.

 Председатель____________  /Гостева И.Ю./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:    О.М.Клюшина, преподаватель  ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

 

Рецензенты:

Внутренний       Н.А. Курилова, преподаватель ГАПОУ СО «Марксовский политехнический

колледж»

Внешний        М.А.Шевцов, к.и.н., учитель и истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Маркс.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ………………….……4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……….….……..6             

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….…24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   «ИСТОРИЯ»……………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

               

1.1. Область применения программы

  Программа учебной дисциплины «История» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования для специальности социально-экономического профиля - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, реализуемой на базе основного общего образования.

 

Составлена в соответствии Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

 

1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

           «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования при реализации программ подготовки квалифицированных  рабочих, служащих дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студента исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определить собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются:

 

личностные результаты

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

предметные результаты:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Объем образовательной нагрузки – 117 часов, в том числе:

- практических занятий – 18 часов.

Промежуточная аттестация в форме итогового контроля (зачет с оценкой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объём часов

Объем образовательной нагрузки (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем  (всего)

117

в том числе

 

Практические занятия

18

Зачет

2

Итоговый контроль зачет  (с оценкой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

 

 

 

Наименование

разделов

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень

освоения

 

 

 

2

 

 

1.

Введение

 

Содержание учебного материала. Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономи­ческий, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

2

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

2

 

2.

 

Тема 1.1.

Жизнь первобытных людей

Содержание учебного материала. Цивилизации Древнего мира.         Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе пер­вобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Рас­пределение социальных функций между полами. По­следствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах со­циальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Ста­ром и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложе­ние родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации

2

2

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

4

 

3.

 

Тема 2.1.

Древневосточные цивилизации.

Античная цивилизация

Содержание учебного материала. Ранние цивилизации, их отличительные черты. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилиза­ций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства.

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Форми­ровании древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Античная Цивилизация. Становление полисной цивилизации в Гре­ции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономи­ка, общественный строй, - государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникно­вение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство

 

2

2

 

 

Практическое занятие №1

1. Анализ исторического источника по истории Древнего мира.

2

 

Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

6

 

4.

Тема 3.1. Развитие Востока в Средние века

 

 

Содержание учебного материала. Китайско-конфуцианская цивилизация. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преем­ственность государственных, общественных, культурно-этических и рели­гиозных форм жизни.

Нашествия на Китай в IV-XIII вв.: варварство и цивилизация. Ха­рактер монгольского владычества. Буддизм на Востоке в Средние века.

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как го­сударственной религии. Арабо-мусульманская цивилизация

Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Араб­ские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XV в

2

 

 

2

5.

 

 

 

Тема 3.2

Средневековая

Европа

 

Содержание учебного материала Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. - V в. н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Ев­ропы VIII-XI вв. Политическая раздробленность и ее причины.

Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.

Роль античных традиций в развитии восточно-христианской цивили­зации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отно­шений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень разви­тия. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации.

Социально-экономические особенности периода. Складывание сред­невековых классов и сословий.

Аграрный характер средневековой цивилизации.

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восста­ния, народные движения.

2

2

6.

Тема 3.3 Взаимодействие Запада и Востока в Средние Века

Содержание учебного материала Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

2

2

Раздел IV. История России с древнейших времен до конца XVII века.

26

 

7.

 

 

Тема 4.1.

Восточные славяне в древности.

Содержание учебного материала Славяне и Великое пе­реселение народов (IV-VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно­угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение сла­вянами Балканского полуострова. Восточные славяне в VII-VIII вв. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяй­ствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

2

 

2

8.

Тема 4.2. Образование государства Киевская Русь

 

Содержание учебного материала Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Путь из варяг в греки».

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и рефор­мы.

Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

2

2

9.

Тема 4.3.

Русь в XI – начале  XII веков

 

Содержание учебного материала Взаимоотношения Руси и Византии в XI-XII вв.

Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостоя­ние, этническое и культурное взаимовлияние.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

2

2

 

 

Практическое занятие № 2 «Письменный анализ «Повести временных лет"

2

 

10.

Тема 4.4.

Период феодальной раздробленности

 

Содержание учебного материала. Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

 Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Поли­тическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

2

2

11.

Тема 4.5.

Культура Руси домонгольского периода

Содержание учебного материала. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении на­циональной культуры. Устное народное творчество. Славянская письмен­ность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

2

2

12.

Тема 4.6. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

 

 Содержание учебного материала. Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и полити­ческое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против кре­стоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

2

2

13.

 

 

Тема 4.7.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение.

Содержание учебного материала. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша.

 Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения.

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). За­вершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г.

Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение при­казного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.

Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

2

2

14.

 

Тема 4.8.

Правление Ивана Грозного

Содержание учебного материала.  Территория и население России в XVI в.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и со­циально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских зе­мель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

 Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.).

Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

2

2

3.

 

Практическое занятие № 3 Семинар: Опричнина, споры о ее смысле.

2

2-3

15.

 

Тема 4.9.

Смута в России

начала XVII века

Содержание учебного материала. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные вос­стания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Се­мибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

2

2

16.

 

 

Тема 4.10.

Первые Романовы

Содержание учебного материала. Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформле­ние крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русская культура в XIII-XVII вв.

2

2

17.

 

Тема 4.11.

Русская культура

XIII -  XVII вв.

Содержание учебного материала. Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

2

2

Раздел V. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIIIвв.

6

 

18.

Тема 5.1.

        Великие географические        открытия и начало

европейской

колониальной

экспансии

Содержание учебного материала. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. 

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

2

 

2

19.

Тема 5.2.

Эволюция международных

отношений

Содержание учебного материала. Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. «Османский фактор» европейской полити­ки; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

2

2

20.

 

Тема 5.3.

Европа в XVII веке

Революции XVIII века

Содержание учебного материала:  XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Секуляризация общественного сознания.

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Ре­волюции. Конституции.

2

2

Раздел VI.  Россия в XVIII веке

10

 

21.

Тема 6.1. Внутренняя

политика Петра I.

Содержание учебного материала Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени.

2

2

22.

Тема 6.2.

Внешняя 

политика Петра I.

Содержание учебного материала Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

2

2

4.

 

Практическое занятие № 4 Просмотр и анализ видеоматериалов.

2

2-3

23.

Тема 6.3.

 Период дворцовых

переворотов

Содержание учебного материала Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II . «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III . Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предво­дительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Ека­терины Великой.

Павел I - характеристика личности и основные направления его по­литики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

2

2

24.

Тема 6.4. Культура XVIII века

Содержание учебного материала Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

2

2

Раздел VII.  Становление индустриальной цивилизации.

4

 

25.

Тема 7.1.

Европейские революции

XIX века.

Формирование капиталистического

общества

 

Содержание учебного материала Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дво­рянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

2

2

26.

 

 

 

Тема 7.2.

Духовная жизнь

Нового времени.

Содержание учебного материала Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История - «муза века».

 

2

 

2

Раздел VIII. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

2

 

27.

 

Тема 8.1.

Традиционные общества

Востока в период

колониальной экспансии

Содержание учебного материала. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.  «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога.

Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

2

2

Раздел IX.  Россия в XIX  веке.

10

 

28.

 

Тема 9.1.

Население России

в XIX веке

Содержание учебного материала. Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

2

2

29.

 

Тема 9.2.

Александр I.

 Отечественная война

1812 года. Декабристы

Содержание учебного материала. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра  I. А.А.Аракчеев. Военные поселения.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные на­правления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

Общественное движение. Декабристы

2

2

Практическое занятие № 5 Значение движения декабристов.

2

2-3

30.

Тема 9.3.

 Николай I 

Крымская война.

 

Содержание учебного материала. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии.

Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Бал­канского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за тер­ритории и виляние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830-1831 ГГ., 1848-1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

2

2

31.

Тема 9.4.

Реформы Александра II

Отмена крепостного права

Содержание учебного материала. Россия после Крымской войны. Александр II . Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

2

2

32.

 

Тема 9.5.

Общественно-политическое движение в

России во второй

 половине XIX веке

Содержание учебного материала Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание.

Особенности государственно-политического консерватизма второй поло­вины Х IХ в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигили­стов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революци­онный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия

2

2

33.

Тема 9.6.

Контрреформы

 Александра III

Содержание учебного материала. Общество и государство. Завершение промышленного переворота.

Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесто­чение цензуры. Сословная и национальная политика правительства.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

2

2

34.

 

Тема 9.7.

Культура России

 в XIX веке

Содержание учебного материала. Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.

Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

2

2

6.

 

Практическое занятие № 6. Особенности модернизационных процессов в России в 19 в.

2

2-3

Раздел X.    От Новой истории к Новейшей.

12

 

35.

 

Тема 10.1. Международные отношения в начале XX в.

 

Содержание учебного материала. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Колониальные    империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав - Тройственного союза и Антанты.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран.

Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информа­ционных потоков. Транспорт - кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

2

2

36.

 

Тема 10.2. Россия в начале

XX века

 

Содержание учебного материала. Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления.

Российская правовая система. Свод законов Российской империи.

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.Л. Столыпина.

 Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

2

2

37.

 

Тема 10.3. Первая мировая война

 

Содержание учебного материала. Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в ХХ в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.

Россия в Первой мировой войне: Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

2

2

7.

 

Лабораторно-практическое занятие № 7. Особенности формирования российской многопартийности в нач. ХХ в.

 

 

38.

Тема 10.4.

Россия в 1917 году

 

 

Содержание учебного материала. Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Приход большевиков к власти в России. Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой право вой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форси­рованная модернизация? Экономические, социальные и политические ас­пекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические про­граммы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антиболь­шевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

2

2

Раздел XI. Между мировыми войнами.

8

 

39.

Тема 11.1.

Страны Европы в 20-30 гг.

XX века.

Международные отношения

в 20-30 гг. XX века

 

Содержание учебного материала. Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, разви­тие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых

держав.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Евро­пе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Риббентропа.

2

2

40.

Тема 11.2.

Внутренняя политика СССР

в 20-30 гг XX в

Содержание учебного материала. Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления.

Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

Основные направления общественно-политического и государствен­ного развития СССР в 20-30-e годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

 «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

2

2

8.

 

Практическое занятие № 8 Особенности советского тоталитарного государства

2

2-3

41.

 

Тема 11.3. Внешняя политика СССР

в 20-30 гг. XX в.

 

Содержание учебного материала. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

2

2

Раздел XII. Вторая мировая война.

4

 

42.

 

Тема 12.1.

Вторая мировая война

Содержание учебного материала. Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение бипо­лярного мира

2

2

43.

Тема 12.2.

Великая Отечественная война

 

Содержание учебного материала. Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистиче­ских идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и Политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство.

Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление эко­номикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

2

2

Раздел XIII. Мир во второй половине XX века.

4

 

44.

 

 

Тема 13.1  «Холодная война»

 

Содержание учебного материала. Сверхдержавы: CШA и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

2

2

Раздел XIV. СССР в 1945-1991гг.

14

 

45.

 

Тема 14.1 Первое послевоенное десятилетие

 

Содержание учебного материала. Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на на­правление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия ме­жду экономическим развитием государства и положением Индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Нацио­нальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа лич­ности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

2

2

46.

Тема 14.2

Правление Н.С.Хрущева

1953-1964гг.

 

 

Содержание учебного материала. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С.

Хрущева. Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Либе­рализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государ­ственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества.

Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнта­ризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты  из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Ки­тай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Ме­ждународные кризисы.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

47.

 

Тема 14.3 Правление Л.И.Брежнева

1964-1985гг.

 

Содержание учебного материала. Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от запад­ных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государст­венных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Анд­ропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

2

 

 

 

 

 

 

 

2

2

48.

Тема 14.4

Правление М.С.Горбачева

1985-1991гг.

 

Содержание учебного материала. Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от совет­ского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистическо­го лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

2

2

9.

 

Практическое занятие № 9 Крах Советской системы.

2

2-3

Раздел XV. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.

3

 

 

 

 

49.

Тема 15.1

Российская Федерация

 на современном этапе

 

 

Содержание учебного материала. Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их по­следствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

1

2

50.

 

Зачет

2

3

Всего:

117

 

             


1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

         Для реализации программы дисциплины «История» имеется учебный кабинет истории и обществознания.

 

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- видеотека.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;

- видеофильмы «Великая война», «Романовы», «Первая мировая войны в цвете», «Вторая Мировая война в цвете», «Ступени цивилизации. Как создавались империи», «Русское экономическое чудо», «История государства российского» (400 серий)

 

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

Перечень  учебных изданий

Основные источники:

1.     Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: В 2 ч. Часть 2 Издание: 8-е изд., испр. Год выпуска: 2015

2.     Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы Издание: 6-е изд., стер. Год выпуска: 2015 

Дополнительные источники:

1. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.

2. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.

3. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.

4. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.

5. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.

6. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.

7. Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.

8. Губер П.  Мазарини. — М., 2000.

9. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.

10. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). - Екатеринбург, 2003.

11. Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.

12. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.

13. Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.

14. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. - М., 2006.

15. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. - М., 2007.

16. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. - М., 2006.

17. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.

18. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. - М., 2006.

19. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. - М., 2006.

20. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М., 2002.

21. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. - М., 2003.

22. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.

23. Мезин С. А. История русской культуры XXVIII вв. - М., 2003.

24. Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. - М., 2002.

25. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.

26. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.

27. Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.

28. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1-3. - М., 1994—2000.

29. Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.

30. Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.

31. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.

32. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.

33. Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.

34. Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.

35. Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

36. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1-3. - М., 1991.

37. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. - СПб., 2003.

38. Черников И. Гибель империи. — М., 2002.

39. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.

40. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.

41. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.

42. Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.

 

Словари (справочники)

1. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

2. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

3. Мир Просвещения. Исторический словарь. - М., 2003.

Интернет-ресурсы

1.     www.urokiistorii.ru

2.     www.alleng.ru

3.     www.ote4estvo.ru

4.     collection.edu.ru

5.     www.hist.msu.ru

6.     mdito.pspu.ru

7.     www.den-za-dnem.ru

8.     www.edu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

         В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии, технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа,), технологии эвристического обучения, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний  проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа), а также технические средства контроля по соответствующим темам разделов.

Итоговый контроль – зачёт по завершению курса дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

 

 

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "История":

- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

 

Оперативный контроль в форме:

- выполнение докладов;

 

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

Оперативный контроль в форме:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный устный опрос;

 

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

Оперативный контроль:

- в форме проверки и оценки практических работ;

- фронтальный устный опрос

 

 

 

 

Итоговый контроль - зачет

 


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

 

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей

 

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

 

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

 

 

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

 

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Наблюдение за ролью обучающегося в группе.

метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

 

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

 


 

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «МПК» _______________ /

УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «МПК» _______________ /

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1

Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание…

Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Тема 2.1. Древневосточные цивилизации

Тема 2.1. Древневосточные цивилизации

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

Основные формы государственной власти

Основные формы государственной власти

Тема 4.3. Русь в XI – начале

Тема 4.3. Русь в XI – начале

Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства

Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства

Опричнина и причины ее введения

Опричнина и причины ее введения

Тема 4.11. Русская культура

Тема 4.11. Русская культура

Французская революция XVIII в

Французская революция XVIII в

Тема 6.4. Культура XVIII века

Тема 6.4. Культура XVIII века

Китай в борьбе за сохранение «своего лица»

Китай в борьбе за сохранение «своего лица»

Закавказье в политике Российской империи; борьба с

Закавказье в политике Российской империи; борьба с

Россия и европейские державы.

Россия и европейские державы.

Государство. Особенности российской монархии

Государство. Особенности российской монархии

Становление новой право вой системы: от первых декретов до

Становление новой право вой системы: от первых декретов до

Пакт Молотова-Риббентропа.22 40

Пакт Молотова-Риббентропа.22 40

Содержание учебного материала.

Содержание учебного материала.

Тема 14.1 Первое послевоенное десятилетие

Тема 14.1 Первое послевоенное десятилетие

Содержание учебного материала.

Содержание учебного материала.

Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе

Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть

Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть

Интернет-ресурсы 1. www

Интернет-ресурсы 1. www

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов…

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов…

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с…

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с…

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - уважение к семейным ценностям;…

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - уважение к семейным ценностям;…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - эффективный…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - эффективный…

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Рабочая программа ОУД.04 История

Рабочая программа ОУД.04 История
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020