РОЛЬ “БУХАРСКОГО ДОМА ПРОСВЕЩЕНИЯ” В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ БНСР
Оценка 4.7

РОЛЬ “БУХАРСКОГО ДОМА ПРОСВЕЩЕНИЯ” В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ БНСР

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история
Взрослым
28.02.2021
РОЛЬ “БУХАРСКОГО ДОМА ПРОСВЕЩЕНИЯ” В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  БНСР
Статья посвящена роли «Бухарского дома просвещения» в подготовки специалистов – основоположников, которые внесли большой вклад в становление и развитие культуры, театрального искусства в Бухарской народной советской республике.
К-282 Абдуллаев, статья.doc

УДК 930.85

РОЛЬ “БУХАРСКОГО ДОМА ПРОСВЕЩЕНИЯ” В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  БНСР

Фозилова Зарнигор Жамшидовна

Баходирова Халимабону

Студенты

Бухарский государственный университет

 

Научный руководитель: Абдуллаев Кобилжон Файзуллаевич

доцент
Бухарский государственный университет

Аннотация. Статья посвящена роли «Бухарского дома просвещения» в подготовки специалистов – основоположников, которые внесли большой вклад в становление и развитие культуры, театрального искусства в Бухарской народной советской республике.

Ключевые слова: просвещение,  культура, духовность, молодежь, образование, воспитание, развитие, преобразования. 

ROLE OF THE "BUKHARA HOUSE OF EDUCATION" IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE, SCIENCE AND EDUCATION OF THE BNSR

Fozilova Zarnigor Zhamshidovna

Bahodirova Halimabonu

Scientific adviser: Abdullaev Kobiljon Fayzullaevich

Annotation.  The article is devoted to the role of the "Bukhara House of Education" in the training of specialists - founders who made a great contribution to the formation and development of culture, theatrical art in the Bukhara People's Soviet Republic.

Key words: education, culture, spirituality, youth, education, upbringing, development, transformation.

Событием эпохального значения является достижение Узбекистаном независимости и суверенитета. Государство с великим будущим невозможно создать без значительного интеллектуального потенциала республики. В связи с этим приобретает важное значение забота государства о развитии образования и науки. Именно это и позволяет и обязывает нас еще и еще раз оглянуться на наше прошлое, изучать страницы нашей истории, изучать объективно и стремиться к истине на основе исторической правды.

  Важно, чтобы первые шаги в этом направление были сделаны на основе исторической правды на основе Конституции Бухарской Народной Советской Республики, которая в 1920 году была одной из самых демократичных Конституций Востока.

И естественно, что именно на Родине наших великих предков Ал-Бухари, Авиценны, Б. Накшбанди, А.Дониша и других начались преобразования во имя блага бухарского народа. Изучать эти страницы нашей Отечественной истории, понять смысл тех преобразований и найти закономерности развития - первейший долг историков.

Для Бухарской Народной Советской Республики подготовка кадров для народного хозяйства имела важное значение. Молодая республика, несмотря на огромные тяготы военного времени и хозяйственную разруху, вела плодотворное сотрудничество с советскими республиками: РСФСР, Туркестанской АССР и Азербайжаном в сфере образования. Финансовое обеспечение отправляемых в Москву бухарских учеников взяло на себя правительство БНСР[5].

Как создавался, действовал Бухарский дом Просвещения, какова была методика его работы, что удалось сделать для последующего развития просвещения народа? Для раскрытия этой темы мы воспользовались новыми материалами, включая архивные источники, материалы средств массовой информации и на этой основе пытались воссоздать эту страницу нашей истории.

1 мая 1923 года состоялось официальное открытие Бухарского дома Просвещения в Москве.

Журнал «Бухарская жизнь» по этому поводу писал: «Великое начало положено... Бухарский дом Просвещения имеет главной целью подготовить слушателей во все категории учебных заведений СССР. Он будет сое­динительным мостом между низовыми массами БСНР и центром мировой социальной революции - Москвой. Москва перестала быть исключительно русским городом-она стала столицей целого союза народов».

     Рассказывая, как возникал Бухарский дом Просвещения, нельзя не упомянуть работников, трудящихся с первого дня открытия Дома. Это -Сулейманов, Сагидов, Арсланов, Златковский. Очень ценна была также деятельность К. В. Котрохова.  Эти люди стояли у истоков Храма знаний для узбекского народа. Они вложили весь свой опыт и знания, дабы ускорить открытие Бухарского дома Просвещения.

С огромным рвеньем и энтузиазмом  учащиеся принялись за науку. Они напрягли все свои способности, они окунулись в жизнь Дома. Учиться, знать, усвоить курс - для них было все. Учащиеся твердо и ясно сознавали неисчерпаемую нужду пославшего их Бухарского народа в просвещении.

    С момента открытия Бухарского дома Просвещения в Москве с уверенностью можно было сказать, что в Москве воспитываются и обучаются высококвалифицированные кадры для молодой БНСР.

Бухарский дом Просвещения являлся не школой обычного типа, живущей своей самостоятельной жизнью, а учреждением, готовящим своих воспитанников к поступлению в различные учебные заведения.

Сообразно с этим Бухарский дом Просвещения, строил свою жизнь и организовывал -работу, приспособив ее, с одной стороны, к национальным особенностям своего ученического состава, a c другой - к требованиям того или иного  учебного заведения, к которому готовится или в котором учится данный воспитанник дома. Эти основные положения вполне отчетливо определяют и цель, которую ставил себе Бухарский дом Просвещения. Этой целью являлось стремление Бухарской Республики возможно скорее получить кадры работников, которые обучившись и воспитавшись в Советской трудовой школе, приобрели бы настоящий закал в соответствующих школьных и внешкольных организациях, явились бы вполне подготовленными строителями новых форм жизни на своей Родине.

   Определенно поставленная Бухарским домом Просвещения цель, вполне показывала, в каком направление  нужно строить учебно-воспитательную работу. В организации своей жизни и работы Бухарский дом Просвещения должен был пользоваться теми твердо установленными рамками и формами, в какие отлилась советская единая трудовая школа к моменту открытия Бухарского дома Просвещения, т.е. к маю 1923 г.

А именно, для осуществления поставленных революцией задач создалась система дошкольного, специального, высшего и внешкольного образования. Летом 1923 года появляются «Новые программы для единной трудовой школы», разработанные научно-педагогической секцией ГУСа, которые были в основе школьной работы на 1923-24 учебный год.

  Эти программы и схемы программ I и II ступени, самым решительным "образом рвали все школьные традиции и ломали затверделые формы преподавания школьных предметов. В основу ложили сочетания, умственного и физического труда.

При наличии такой программы считалось, что нет необходимости составлять особые программы для школьных групп Бухарского дома Просвещения, так как  то могло только испортить дело. Во всяком случае, так раньше считали. Ведь программы ГУСа являлись последним звеном в той цепи программ, которые вырабатывались для школ и на основе которых большинство школ работало

Однако оставалась одна серьезная особенность, резко отличающая школьные группы воспитанников Бухарского дома Просвещения от таких же школьных групп МОНО. Такой особенностью являлось незнание русского языка. Русский язык не знали 90 % воспитанников, и поэтому самой важной частью учебной работы дома являлось скорейшее усвоение русского языка, так как без сколько-нибудь сносного умения понимать и объясняться по-русски не представлялось возможным и систематические занятия по какой-бы то ни было программе.

К 9 мая 1923 года в небольшом помещении, которое тогда занимал Бухарский дом Просвещения, числилось 55 воспитанников в возрасте от 8 до 22 лет, которые обслуживались семью школьными работниками. Позже, штат учителей расширился до 24 человек. Бухарский дом Просвещения был комплектован высококвалифицированными учителями. Особо необходимо отметить тот факт, что среди учащихся большое количество девочек, которые ранее не имели возможности и доступа к обучению.

 Вот, что писала узбечка - ученица Бухарского дома Просвещения Даврон Ниязова:. «Мы, угнетенные и забитые женщины Бухары, веками косневшие во мраке невежества, лишенные элементарных прав человека, сегодня делаем шаг в сторону культурной жизни, вступая в полосу яркого света. В Бухаре, нас держали в темноте, головы наши были полны религиозных предрассудков. Не знали, что такое школа, просвещение. Наша доля, доля бухарки - безвыходно находиться в 4-х стенах, «караулить» дом хозяина - мужа. Теперь мы в Москве центре культуры и просвещения - вооружаемся знаниями. Готовимся к новой, свободной жизни».

    Благодаря Бухарскому дому Просвещения Узбекистан узнал имена весьма талантливых людей.

Огромное количество детей проживали и учились в Бухарском доме Просвещения в Москве. В стенах этого дома они получили прекрасные знания благодаря опытным учителям. Освоив необходимый минимум зна­ний и изучив русский язык, они получили возможность продолжить свое обучение в других учебных заведениях Москвы и всей страны.

В Бухарском доме Просвещения были воспитаны учащиеся, которые в последствии внесли огромный вклад в развитие как республики, так и страны в целом.

Так, в школе учились известные театральные деятели Сара Ишантураева, Манон Уйгур, Етим Бабаджанов, Абрар Хидоятов, Лутфулла Нарзуллаев, Замира Хидоятова, Садихон Табибуллаев, Музаффар Мухамедов, Ташхон Султанова, Хамида Ходжаева, Фатхулла Умаров и другие.

https://mytashkent.uz/wp-content/comment-image/219664-tn.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Первый ряд (слева-направо).Эрматова Бахри; Иноятова Шарофат; Саидазимова Турсуной; Маннон Уйгур; Сара Ишантураева; Замира Хидоятова; Фарида (или Нурихон).

Второй ряд (слева -направо). Умаров Фатхулла; Назруллаев Лутфулла; Хидоятов Аброр; Каримов Исоккори; Каюмов Шариф; Рахматуллаев Хажикул,  Сиддик Хаджа; Табибуллаев Сагди; Тоиров; Бобажанов Фозил; Махмудов Хамид Саидович;  Исамов Гулом Ходи; Мухамедов Музаффар Махмудович.

Все эти люди всегда с благодарностью вспоминают те годы, которые они провели в Бухарском доме Просвещения.

Таким образом анализ опубликованных источников, изучение литературы по данному вопросу позволяет сделать определенные выводы.

1.Бухарский дом Просвещения оказался центром и источником развития образования в Бухаре, когда простые люди на основе демократической Конституции БНСР могли получить образование для применения полученных знаний в деле преобразования экономики и культуры Бухары.

      В целом эта задача была решена.

2.Бухарский дом Просвещения сыграл важную интегрирующую функцию, так как здесь получали образование не только бухарцы, но учащиеся и работающая  молодежь всего Узбекистана, всех среднеазиатских республик. В известном смысле дом Просвещения выполнял и международную функцию, ибо здесь обучались люди не только разных национальностей Бухары, но и молодежь других стран.

3.Огромную позитивную роль в становлении и развитии этого очага образования и культуры имела Россия, опыт и знания специалистов которой позволяли в кратчайшее время освоить сумму весьма солидных знаний - так необходимых для преобразования 20-30-х годов.

3.Значение Бухарского дома Просвещения состояло в том, что его выпускники практически содействовали подъему народного хозяйства, культуры и образования в самых различных уголках БНСР, и республик Средней Азии, ставших известными учеными, специалистами, организаторами промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры.

4.Опыт Бухарского дома Просвещения велено знать молодому поколению независимого Узбекистана, как яркую страницу отечественной истории.

История Бухарского дома Просвещения в Москве подтверждает  тезис о том, что: обращаясь к истории, необходимо исходить из того, что это память народа. Подобно тому, как не может быть полноценного человека без памяти, так и не может быть будущего у народа, лишенного собственной истории.

Литература

1.     Иноятов С. И., Абдуллаев К. Ф. Бухарский дом просвещения как основа развития образования и культуры в Бухарской народной советской республике и Узбекистане //Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – 2018. – №. 13-1. – С. 13-18.

2.     Материалы по истории узбекского театра. Т. 2, 3. Фонд Института искусствознания АХ Уз. 1962.

3.     Маърифатпарварлар. Шокиржон Раҳимий. «Тошкент» энциклопедияси. 2009 йил

4.     Нуридинов Т. К. Дом просвешения Бухарской Народной Советской Республики в Москве (очерк истории) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5. № 3. С. 46-50. DOI: 10.18413/2408-932X-2019-5-3-0-6

5.     Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан/Ф-56, оп. 1, д. 28, л. 16


Скачано с www.znanio.ru

УДК 930.85 РОЛЬ “БУХАРСКОГО

УДК 930.85 РОЛЬ “БУХАРСКОГО

Именно это и позволяет и обязывает нас еще и еще раз оглянуться на наше прошлое, изучать страницы нашей истории, изучать объективно и стремиться к истине…

Именно это и позволяет и обязывает нас еще и еще раз оглянуться на наше прошлое, изучать страницы нашей истории, изучать объективно и стремиться к истине…

БСНР и центром мировой социальной революции -

БСНР и центром мировой социальной революции -

С момента открытия Бухарского дома

С момента открытия Бухарского дома

В основу ложи л и сочетания, умственного и физического труда

В основу ложи л и сочетания, умственного и физического труда

Теперь мы в Москве центре культуры и п росвещения - вооружаемся знаниям и

Теперь мы в Москве центре культуры и п росвещения - вооружаемся знаниям и

Первый ряд (слева-направо).Эрматова

Первый ряд (слева-направо).Эрматова

Средней Азии, ставших известными учеными, специалистами, организаторами промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры

Средней Азии, ставших известными учеными, специалистами, организаторами промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021