Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«История подвигов»
для учащихся 5 класса.
Составитель программы: Щуринова Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
(первая квалификационная категория)
г. Тихвин
2019г.
Факультатив «История подвигов» призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Факультатив не только расширяет знания учащихся о героях, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим своей Родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Уроки, связанные с историей, всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу о ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Программа факультатива предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа факультатива предназначена для учащихся 5-х классов, занятия проводятся один раз в неделю.
(17 часов в учебном году – первое полугодие) .
Цели программы:
· сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
· расширить и углубить знания учащихся о героическом прошлом нашей Родины и родного края;
· формировать умения и навыки общения, оформления исследовательских работ;
· показать подвиг народа в Великой Отечественной войне;
· дать детям возможность прочувствовать величие духа людей в военное время,
· воспитывать патриотические чувства, сохранять память о защитниках Отечества.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
:• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
• воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
• воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Предполагаемые результаты обучения:
• сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате изученного курса «История подвигов» учащиеся должны знать и понимать:
· ключевые события истории края с древнейших времён до наших дней;
· важнейшие достижения культуры, место культуры нашего края в российской и мировой культуре.
Уметь:
· определять последовательность важнейших событий в истории края и истории России;
· рассказывать о важнейших событиях истории своего края, их участниках;
· рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные периоды региональной истории, используя текст и иллюстрации учебника;
· давать описание исторических памятников, предметов быта, произведений художественной культуры, находящихся на территории нашего края;
· проявлять бережное отношение к культурному достоянию своего и других народов;
· принимать участие в акциях по их охране и восстановлению памятников истории и культуры.
Важнейшие личностные результаты:
· воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· развитие социальной и гражданской активности, национального самосознания;
· воспитание чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к старшему поколению россиян;
· воспитание у обучающихся готовности к защите Родины;
· формирование уважительного отношения к истории,
Важнейшие метапредметные результаты :
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметными результатами освоения программы являются:
· расширение и углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о подвигах Советских солдат.
· воспитание чувства уважения и гордости к подвигу и героизму людей;
· умение работать с разными источниками информации;
· умение выделять, описывать и объяс
· умение применять полученные знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории.
· сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
· усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Содержание курса внеурочной деятельности.
I.Введение. 1. Россия – наша Родина. – 1час. Российская Федерация. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом? |
Беседа .
II. Никто не забыт, ничто не забыто – 15 часов.
1. Память, которой не будет конца – 1 час. Начало Великой Отечественной войны.1417 дней и ночей – шла война. Битвы под Москвой, Курском, на Днепре. Дети-герои. Минута молчания. День Победы. Беседа в библиотеке(1 м-н). 2. « Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты» - 1час. |
Песни Владимира Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни о настоящих людях. О людях из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных: «Песня о земле», «Он не вернулся из боя», « Песни о звёздах», «Братские могилы».
Сообщения уч-ся. 3. «Никто не забыт, ничто не забыто!» - 1 час. Рассказ экскурсовода о героях, которые защищали наш город. Экскурсия в гражданско-патриотический центр. 4. «Это совесть моя с обелисков глядит» - 1 час. Мы будем помнить о войне. Наши ветераны – наша гордость. Память о ветеранах. Помощь ветеранам. Минута молчания. Презентация. |
5. Их имена в названиях улиц - 1 час.
Экскурсия по местам боевой славы (проводит экскурсовод).
Экскурсия по городу, викторина .
6. Подвиг Александра Матросова – 1 час Довоенная жизнь Саши. Учёба в пехотном училище. Военные будни. Подвиг Александра. Награды героя. Память.
Презентация.
7. Дети военной поры – 1час.
Рассказ Ф.А. Шадриной о своей жизни во время войны.
Встреча с Ф.А. Шадриной.
8. Орлята Великой Отечественной войны – 1 час.
Рассказ о юных героях: Сергей Алешков, Александр Зубцов, Алексей
Воднев, Владимир Шаталов, Тихон Баран, Зина Иванова.
Презентация.
9. Герои Тихвина – 1 час.
Рассказ экскурсовода о военных действиях в городе, о защитниках города Тихвина.
Экскурсия в городской музей.
10. Зоя Космодемьянская – 1 час.
Семья. Брат Александр. Детство. Боевая служба. Письма с фронта. Подвиг. Плен, пытки, казнь. Память.
Презентация. Предвоенный Брест. Начало войны. Оборона Брестской крепости. Расстановка сил. Бой за крепость. Герои крепости. Крепость сегодня. Вечная память.
Работа с материалами из газет.
11. Брестская крепость – 1 час.
Предвоенный Брест. Начало войны. Оборона Брестской крепости. Расстановка сил. Бой за крепость. Герои крепости. Крепость сегодня. Вечная память.
Работа с материалами из газет.
12. Я хочу рассказать о подвиге солдата – 1 час.
Рассказ учащихся о своих дедушках, папах, участвующих в военных действиях, их наградах.
Сообщения.
13. Подвиг А. П. Маресьева – 1 час.
Биография Маресьева А. П. до начала войны. Война. Ранение. Возвращение на фронт. Получение звания Героя СССР.
Презентация. Сообщения.
14. Сбор материала по теме «Герои рядом с нами» - 1 час.
Рассказ о жизни замечательных людей, чьи хорошие дела и поступки остаются в сердце, хочется вспоминать вновь и вновь.
«Бессмертный полк». Работа в группах.
15. Защита исследований по теме «Герои рядом с нами» - 1 час.
Выступления учащихся со своими работами.
Сообщения. III. Заключение – 1 час. 1.Подведение итогов работы факультатива – 1 час. Беседа, выступления учащихся. |
Презентация.
Тематическое планирование.
№ урока |
Тема занятия |
Количество часов |
|
I. |
Введение. Россия – наша Родина.
|
1 |
|
II. |
Никто не забыт, ничто не забыто – 15 часов. |
||
1. |
Память, которой не будет конца. Беседа в библиотеке (1 м-н) |
1 |
|
2. |
«Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты». Сообщения уч-ся |
1 |
|
3. |
«Никто не забыт, ничто не забыто!» Экскурсия в гражданско-патриотич. центр |
1
|
|
4. |
«Это совесть моя с обелисков глядит». Презентация |
1 |
|
5. |
Их имена в названиях улиц. Экскурсия по городу, викторина |
1 |
|
6. |
Подвиг Александра Матросова. Презентация |
1 |
|
7. |
Дети военной поры. Встреча с Ф.А. Шадриной. |
1 |
|
8. |
Орлята Великой Отечественной войны. Презентация |
1 |
|
9. |
Герои Тихвина. Экскурсия в городской музей. |
1 |
|
10. |
Зоя Космодемьянская. Презентация. |
1 |
|
11. |
Брестская крепость. Работа с материалами из газет. |
1 |
|
12. |
Я хочу рассказать о подвиге солдата. Сообщения. |
1 |
|
13. |
Подвиг А. П. Маресьева. Презентация. Сообщения. |
1 |
|
14. |
Сбор материала по теме «Герои рядом с нами». Работа в группах. |
1
|
|
15. |
Защита исследований по теме «Герои рядом с нами». Сообщения. |
1 |
|
III. |
Заключение. Подведение итогов работы факультатива. Презентация. |
1 |
|
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.