Департамент образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Новоуренгойский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА |
|
УТВЕРЖДЕНА |
|
|||
на заседании предметной (цикловой) комиссии общих технических дисциплин Председатель П(Ц)К |
|
на заседании научно-методического совета Председатель НМС
_______________ |
|
|||
_______________ |
|
Зам. директора по УР |
|
|||
|
|
_______________ |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессиональному модулю ПМ.05 Безаварийное вождение_________________
(наименование дисциплины)
для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
(код и название специальности, профессии)
форма обучения очная
(форма обучения)
Всего учебных занятий, |
|
108 |
(в академических часах) |
|
|
в том числе: |
|
|
аудиторных, из них: |
|
36 |
теоретических |
|
36 |
практических |
|
|
курсовых проектов |
|
|
самостоятельных |
|
|
практика, из них: |
|
72 |
- учебная |
|
72 |
- производственная |
|
|
Отчетность |
|
|
Экзамен |
|
VI семестр |
Новый Уренгой 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана по профессии среднего профессионального образования 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»
Составитель рабочей программы: Симакова Анна Алексеевна, мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов ГБПОУ ЯНАО «НУРМК», первая квалификационная категория.
___ Симакова А.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 14
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 16
6. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 19
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Безаварийное вождение и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "С" и "В".
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
-пользоваться дорожными знаками и разметкой;
-ориентироваться сигналами регулировщика;
-уверенно действовать в нештатных ситуациях;
-предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
-управлять своим эмоциональным состоянием при управлении транспортным средством;
- уметь уверенно управлять транспортным средством при возникновении аварийных ситуациях;
- уметь предотвращать аварийные ситуации при движении транспортных средств;
- уметь управлять своим эмоциональным состоянием при возникновении аварийных ситуаций.
знать:
-причины дорожно-транспортных происшествий;
-зависимость дистанции и скорости в разных ситуациях;
-требования к участникам дорожного движения;
-особенности перевозки людей и грузов;
-влияние алкоголя и наркотических средств на безопасность движения;
-основы законодательства в сфере дорожного движения.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 108 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов, из них;
теоретических – 36 часов;
учебной практика – 72 часа.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Безаварийное вождение, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.1 |
Управлять автомобилями категорий "С" и "В". |
ПК 2.2 |
Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. |
ПК 2.6 |
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность. Исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 |
Использовать информативно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04
3.1. Тематический план профессионального модуля 04 Безаварийное вождение
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК
2.1-2.2,
|
МДК.05.01 Безаварийное вождение |
36 |
36 |
- |
|
|
- |
72 |
|
ПК
2.1-2.2,
|
Учебная практика |
72 |
- |
- |
- |
- |
- |
72 |
- |
|
Всего: |
108 |
36 |
- |
|
|
- |
72 |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
МДК.05.01 Безаварийное вождение |
36 |
|||
Тема 1. Цели и задачи курса подготовки. Надежность водителя.
|
Содержание учебного материала Понятие о причинах ДТП. Последствия ДТП. Понятие о надежности водителя и ее составляющие. Влияние характера и психофизиологического состояния человека на его поведение в дорожном движении. Способы самоконтроля и поддержания самочувствия на приемлемом уровне. |
2
|
2 |
|
Тема 2. Контраварийные способы руления, позволяющие не допустить экстренные ситуации и, если они произошли, справится с ними.
|
Содержание учебного материала Основы безопасного управления автомобилем. Профессиональная скоростная техника беспрерывного вращения рулевого колеса двумя руками. Приемы рационального использования тыльной и ладонной стороны кисти для переката и перехвата в нижнем секторе рулевого колеса при вращении одной рукой. Техника профессионального перехода от вращения одной рукой к вращению двумя, от вращения двумя руками к вращению одной, приемы подключения рук к вращающемуся рулевому колесу. Профессиональная техника руления для перераспределения веса автомобиля при прохождения неровностей различных препятствий на дороге. Приемы вращения рулевого колеса при сносе и заносе различной амплитуды, опрокидывании автомобиля, других экстремальных ситуациях. Техника удержания рулевого колеса при повреждении колес на высокой скорости. Приемы предварительных захватов в нижнем секторе рулевого колеса для скоростного маневрирования и экстренных разворотов. |
2 |
2 |
|
Тема 3. Влияние электронных систем современных автомобилей на безопасность.
|
Содержание учебного материала Техника рационального, эффективного и экстренного разгона-торможения, с учетом электронных систем безопасности автомобиля. Техника экстренного торможения и понимание тормозного пути своего автомобиля в разных условиях с учётом ABS. Скоростной объезд препятствия при смене покрытия сухой асфальт — мокрый асфальт, с учётом электронных систем безопасности автомобиля. Экстренный разгон. Работа антипробуксовочной системы (системы курсовой стабилизации). Экстренное торможение с АБС и сопутствующими системами. |
2 |
2
|
|
Тема 4. Принципы безопасного прохождения поворотов.
|
Содержание учебного материала Навыки построения безопасных, скоростных и оптимальных траекторий движения автомобиля и техникой исправления критических ошибок в поворотах. Прием «Притормаживание», как способ прохождения поворотов. Основы траектории прохождения поворотов. Основы экстренного маневрирования и стабилизации автомобиля. Тактические и технические методы прохождения поворотов различной категории сложности на максимальной скорости. Использование правильных траекторий в реальных поворотах. Приемы обеспечивающие безопасность на входе и выходе из поворота. Техника поддержания равновесия на дуге поворота за счет опережающих действий р рулем и педалью акселератора. |
2 |
2 |
|
Тема 5. Безопасная скорость.
|
Содержание учебного материала Приемы безопасного прохождения различных видов дорожных препятствий (люк, рельсы, ямы, «лежачий полицейский» и др.) Методы профессионального скоростного маневрирования для объезда внезапно возникших препятствий на дороге посредством перераспределения веса автомобиля. Навыки построения безопасных, скоростных и оптимальных траекторий движения автомобиля и техникой исправления критических ошибок в поворотах. |
2 |
2 |
|
Тема 6. Способы экстренного торможения. |
Содержание учебного материала Техника экстренного торможения и понимание тормозного пути своего автомобиля в разных условиях. Экстренное торможение в условиях дефицита места. Экстренное торможение в условиях дефицита места. Торможение. Способы торможения. |
2 |
2 |
|
Тема 7. Безопасная езда по по льду, снегу.
|
Содержание учебного материала Скольжение. Стабилизация автомобиля при скольжении передней оси. Стабилизация автомобиля при скольжении задней оси. Торможение на скользком покрытии. Принципы прохождения поворотов на скользком покрытии. При условии скользкого покрытие в зимний период! Освоение приема управления автомобилем на льду «тяга-пробуксовка-тяга» |
2 |
2 |
|
Тема 8. Безопасная дистанция и боковой интервал. |
Содержание учебного материала Динамические кузовные габариты автомобиля. Оптимальная траектория движения в многорядном Статические потоке и обгон. Безопасное маневрирование и стабилизация движения. Безопасная дистанция и боковой интервал при обгоне. |
2 |
2 |
|
Тема 9. Начало движения и остановка. |
Содержание учебного материала Обеспечение безопасности перед началом движения и остановки автомобиля. |
2 |
2 |
|
Тема 10. Пешеходный переход. |
Содержание учебного материала Безопасный проезд пешеходных переходов. Безопасный проезд остановок обшественного транспорта. |
2 |
2 |
|
Тема 11. Проезд перекрестков. |
Содержание учебного материала Безопасный объезд препятствия на перекрестке.Безопасный проезд перекрестков при загруженном потоке движения. |
2 |
2 |
|
Тема 12. Движение и парковка задним ходом. |
Содержание учебного материала Методы безопасной парковки и движения задним ходом в разных погодных условиях и дорожных покрытий. |
2 |
2 |
|
Тема 13. Ошибки приводящие к ДТП. |
Содержание учебного материала Примеры и варианты приводящие к ДТП и способы их иключения. Действия участников ДТП для исключения дальшейших осложнений. |
2 |
2 |
|
Тема 14. Безопасная езда при низких температурах. |
Содержание учебного материала Запуск карбюраторного двигателя. Запуск двигателя (инжекторного) с микропроцессорной системой зажигания. Безопасная эксплуатация транспорта при низких температурах. Возможные последствия при неправильной эксплуатации транспорта при низких температурах. |
2 |
2 |
|
Тема 15. Предотвращение необратимых столкновений. |
Содержание учебного материала Способы предотвращения столкновений, заносов, Формирование навыков правильных действий, если аварийная или экстремальная ситуация возникла, или имеется высокий риск ее возникновения. |
2 |
2 |
|
Тема 16. Спуск с крутых склонов. |
Содержание учебного материала Методы безопасного преодоления крутых спусков и подъемов. Езда по бездорожью, песку. Преодоление брода через мелководные реки. |
2 |
2 |
|
Тема 17. Безопасная езда при плохой видимости.
|
Содержание учебного материала Езда ночью, в тумане, в метель, в дождь. |
2 |
2 |
|
Тема 18. Эксплуатация автомобиля с газобалонным оборудования. |
Содержание учебного материала Особенности безопасной эксплуатации автотранспорта с газобалонным оборудованием. |
2 |
2 |
|
Всего |
36 |
|
||
Экзамен |
6 семестр |
|||
Учебная практика
- приемы рационального использования тыльной и ладонной стороны кисти для переката и перехвата в нижнем секторе рулевого колеса при вращении одной рукой. - приемы вращения рулевого колеса при сносе и заносе различной амплитуды, опрокидывании автомобиля, других экстремальных ситуациях. - прием «Притормаживание», как способ прохождения поворотов. - приемы обеспечивающие безопасность на входе и выходе из поворота. - приемы безопасного прохождения различных видов дорожных препятствий (люк, рельсы, ямы, «лежачий полицейский» и др.) - навыки построения безопасных, скоростных и оптимальных траекторий движения автомобиля и техникой исправления критических ошибок в поворотах. - экстренное торможение в условиях дефицита места. Способы торможения. - принципы прохождения поворотов на скользком покрытии. - освоение приема управления автомобилем на льду «тяга-пробуксовка-тяга» - методы безопасной парковки и движения задним ходом в разных погодных условиях и дорожных покрытий. - методы безопасного преодоления крутых спусков и подъемов. |
72 |
|||
Максимальная учебная нагрузка |
108 |
|||
Обязательная учебная нагрузка |
36 |
|||
Самостоятельная работа |
|
|||
Практика учебная |
72 |
|||
Практика производственная |
|
|||
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Управления транспортным средством и безопасности движения», полигонов: автодром, гараж с учебными автомобилями.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- учебно-методический комплект дисциплины;
- комплект учебных и наглядных пособий;
- комплект плакатов.
Технические средства обучения:
- плазменный телевизор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- видеофильмы.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1.Иларионов В.А., Куперман А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем: Учебник для ПТУ- М.: Транспорт,2018.-416с
2. ООО Издательство "ИнформБюро" Правила дорожного движения РФ с комментариями и иллюстрациями. 2021.-64с
Интернет-ресурсы: Интернет-ресурсы:
1. Методические разработки уроков – планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов. [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - Режим доступа: www.vmoisto.narod.ru/rasrabotki.htm;
2. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru;
3. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru;
4. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru;
5. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru;
6. Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация профессиональных модулей предусматривает проведение для обучающихся консультаций в различной форме (индивидуальные, групповые, письменные, устные).
Профессиональный модуль «Безаварийное вождение» включает в себя вождение на автодроме и по городу.
Индивидуальное вождение проводится на автодроме с каждым обучающимся индивидуально по графику вне сетки расписания.
Профессиональный модуль 05 «Безаварийное вождение» включает в себя междисциплинарные курсы:
МДК.05.01 Безопасное вождение
по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Профессиональный модуль 05 « Безаварийное вождение» базируется на знаниях и навыках, полученных обучаемыми в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин «Электротехника», «Охрана труда», «Материаловедение», «Безопасность жизнедеятельности» и практическом опыте, полученном обучаемыми в ходе изучения модуля 05 « Безаварийное вождение».
Конкретизирован конечный результат обучения в виде профессиональных компетентностей и приобретенного практического опыта.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
преподаватели – образование высшее по направлению подготовки;
мастера производственного обучения – среднее или высшее образование по направлению подготовки, квалификация по профессии выше, чем получаемая выпускниками.
Преподаватели междисциплинарных курсов и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Управлять автомобилями категории "С" и «В». |
- соблюдение Правил дорожного движения; -управление транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; |
Текущий контроль в форме:
-устного опроса;
-тестовых заданий;
-проверки правильности регулировок;
практических занятий.
|
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. |
- - проведение погрузочно-разгрузочных работ; - - прием, размещение, крепление и перевозка грузов; |
|
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. |
- принятие возможных мер для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- анализ ситуации на рынке труда; - быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы; - участие в работе кружка технического творчества, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. |
- наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
- определение цели и порядка работы; - обобщение результата; - использование в работе полученные ранее знания и умения; - рациональное распределение времени при выполнении работ. |
- наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
- самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности; - способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях; - ответственность за свой труд. |
- наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
- Обработка и структурирование информации;
- нахождение и использование источников информации. |
- Наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в професси-ональной деятельности. |
- Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий; - работа с различными прикладными программами. |
- Наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
- Терпимость к другим мнениям и позициям; - оказание помощи участникам команды; - нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях; - выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. |
- Наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- Уровень физической подготовки; - стремление к здоровому образу жизни; - активная гражданская позиция будущего военнослужащего; - занятия в спортивных секциях. |
- Наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»
Разработчики рабочей программы:
Симакова Анна Алексеевна, мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов ГБПОУ ЯНАО «НУРМК», первая квалификационная категория.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.