Рабочая программа по баскетболу

  • Образовательные программы
  • doc
  • 07.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа расчитана на 216 часов
Иконка файла материала Рабочая_программа_по_баскетболу.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 им.В.С.Завойко»

Петропавловск- Камчатского городского округа

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______/Доценко В.Е.__________

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

____________/Глухова Ю.С.

«Утверждаю»

Директор школы  

_______/Е.В.Прибыльская

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

 

по

Баскетболу

уровень образования:

среднее общее

на

2016-2018учебный год

к учебнику

В.И. Лях» Физическая культура» 1-11 классы: учеб. Для общеобразов.учреждений/ В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2011

Общее  количество  часов

216 часов

Количество часов в  неделю  

6 часа

Возвраст

10-13 лет

 

 

Разработана

учителем физической культуры

Гергель Татьяной Григорьевной

                                  

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2016

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Баскетбол» разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2004 – 100с. и на основе директивных и нормативных до­кументов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Пра­вительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту

Основные разделы рабочей программы  изложены на основе новейших данных в области теории спорта.

В основу рабочей учебной программы «Баскетбол» заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основопо­лагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, ре­зультаты научных исследований и передовой спортивной практики.

1.1. Основополагающие принципы:

• Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сто­рон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактичес­кой, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и ме­дицинского контроля).

• Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревно­вательных нагрузок, рост показателей уровня физической и техни­ко-тактической подготовленности.

• Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа мно­голетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спорт­смена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

1.2. Формирование группы на этапах подготовки:

Спортивно-оздоровительная (СОГ) - где зачисляются уча­щиеся общеобразовательной школы, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знаком­ство с основами техники баскетбола.

Настоящая  рабочая рограмма «Баскетбол» включает в себя следующие этапы: технические приемы, тактические действия, игра в баскетбол. Они таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников. Игровая деятельность подчеркивает ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработка воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувств коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развития образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, решает основные задачи физического воспитания:

- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся,

-  воспитание у школьников высоких нравственных   качеств; формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом; воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями,

- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту,

-  развитие основных двигательных качеств.

В зависимости от условий своей деятельности учитель может сам подобрать игры и упражнения, которые бы помогли учащимся овладеть техническими приемами  и выполнять их на большой скорости.

Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве.

Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего возрасту и физическому развитию учащихся.

Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также    последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки юных баскетболистов

                              

Цели и задачи

Общей целью образования в области  подготовки юных баскетболистов является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни.

В соответствии с этим, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:

• повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;

• усиление работы по овладению индивидуальной техникой и со­вершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;

• повышение роли и объема тактической подготовки как важней­шего условия реализации индивидуального технического потенциа­ла отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избран­ных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

• осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.

содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

•   обучение основам базовых видов двигательных действий;

• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

   формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

   выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

   углубление представления о  виде спорта - баскетболе, соревнованиях,  соблюдение правил техники  безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

   воспитание привычки к самостоятельным занятиям данным видом спорта в свободное время;

   формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

   воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,

   дисциплинированности, чувства ответственности.

     Занятия в секции «Баскетбол» помогают углубить знания учащихся по основным правилам спортивной игры - баскетбол, с которыми нет возможности  познакомиться на уроке.

Выполнение задач, поставленных перед спортивной секцией школы   по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр, осуществление восстановительно-про­филактических мероприятий;   прохождение инструкторской и судейской практики, создание условий для проведения регулярных круглого­дичных занятий; использование данных науки и передовой практи­ки как важнейших условий совершенствования спортивного мастер­ства учащихся.

 

Сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества

 

Возраст, лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 10

11

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

 

6

 

Длина тела

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

Мышечная масса

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

Быстрота

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скоростно-силовые качества

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

Сила

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

Выносливость

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

Анаэробные возможности

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

Гибкость

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координационные способности

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Равновесие

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ОТБОРА

Отбор в секцию баскетбола проводится параллельно работе секции. Представляет собой многолетний и многоэтапный процесс реализации комплексных мероприятий, направленных на оценку перспективности юных баскетболистов, правильную их ориентацию в спортивной деятельности, полноцен­ное комплектование учебных групп и игровых команд, подготовку спортсменов в команды мастеров и сборные команды.

1-й год обучения

В группы принимаются практически все желающие, так как это­го требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. На протяжении первых двух месяцев тре­нер ведет наблюдение за поведением и деятельностью детей при выполнении различных упражнений и участии в подвижных играх. По данным этих наблюдений делается предварительное заключе­ние о соответствии учащихся основным требованиям баскетбола. В случае явных противопоказаний родителям в тактичной форме указывается на то, что их ребенку нецелесообразно заниматься баскетболом. Отбор производится согласно требованиям методики отбора (примерная программа по баскетболу).

 

План – график первого года обучения

 

Виды

подготовки

сент

окт

нояб

декаб

янв

февр

март

апр

май

итого

Теоретическая

4

4

2

2

2

2

2

1

2

21

ОФП

6

6

4

7

4

2

-

-

-

29

СФП

2

-

4

-

2

4

4

3

2

21

Техническая

6

8

8

6

4

6

8

5

2

53

Тактическая

4

4

2

3

4

2

4

6

2

31

Игровая

2

2

4

6

6

8

8

9

4

49

Контрольные игры, испытания

2

-

2

2

2

-

-

2

2

12

Итого

26

24

26

26

24

24

26

26

14

216

 

Особенностью календарно-тематического планирования является включение в каждое занятие   спортивную игру и соревновательно - игровые упражнения  по баскетболу.

 

 

Календарно-тематическое планирование секции «Баскетбол», 216часов.

п/п

Содержание материала

Задачи

Количество

часов

Дата

план

факт

1

Медицинское обследование учащихся

Техника безопасности

Выявление

состояния здоровья учащихся

2

02.09

02.09

 

2

Знакомство с упражнениями по физической подготовке баскетболистов

Развитие и укрепление физических качеств учащихся

4

05.09

05.09

07.09

07.09

 

3

Совершенствование упражнений ОФП

Совершенствование силы, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести.

6

09.09

09.09

12.09

12.09

14.09

14.09

 

4

Зачетные требования

Контроль умений и навыков

2

16.09

16.09

 

5

Правила техники баскетбола

Познакомить с многообразием и классификацией техники игры.

2

19.09

19.09

 

6

Техника нападения.

ОФП

Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча, ведения, бросков по кольцу.

4

21.09

21.09

23.09

23.09

 

7

Техника перемещений

Отрабатывать приемы перемещений

2

26.09

26.09

 

8

Тактика перемещений.

СФП

Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков, остановки и поворотов.

4

28.09

28.09

30.09

30.09

 

9

Техника владения мячом

Отрабатывать приемы ловли, передачи мяча

2

03.10

03.10

 

 

10

Передача мяча двумя руками от груди.

ОФП

Совершенствовать навыки передачи мяча двумя руками от груди

4

05.10

05.10

07.10

07.10

 

11

Передача мяча двумя руками с отскоком мяча от пола

Отрабатывать приемы передачи мяча

2

10.10

10.10

 

12

Передача мяча двумя руками сверху.

ОФП

Отрабатывать приемы передачи мяча

4

12.10

12.10

14.10

14.10

 

13

Передача мяча одной рукой от плеча

Техника безопасности

Совершенствовать приемы передачи мяча

2

17.10

17.10

 

14

Передача мяча одной рукой сверху (крюком)

Совершенствовать приемы передачи мяча

2

19.10

19.10

 

15

Передача мяча одной рукой снизу.ОФП

Совершенствовать приемы передачи мяча

4

21.10

21.10

24.10

24.10

 

16

Передача мяча одной рукой за спиной

Совершенствовать приемы передачи мяча

2

26.10

26.10

 

17

Передача мяча снизу назад

Отрабатывать приемы передачи мяча

2

28.10

28.10

 

18

К.у. Приемы передачи мяча

Контроль умений выполнять приемы передачи мяча

4

02.11

02.11

04.11

04.11

 

19

Совершенствование  ОФП

Развитие навыков подвижности, ловкости. взаимовыручки

4

07.11

07.11

09.11

09.11

 

20

Совершенствование СФП

Совершенствование индивидуальных способностей

4

11.11

11.11

14.11

14.11

 

21

Игра

Техника безопасности

Отработка приемов передачи мяча разными способами

2

16.11

16.11

 

22

Техника ведения мяча

Совершенствование техники ведения мяча

4

18.11

18.11

21.11

21.11

 

23

Техника бросков мяча по кольцу

Совершенствовать навыки броски по кольцу

4

23.11

23.11

25.11

25.11

 

24

Бросок одной рукой от плеча с места.

ОФП

Совершенствовать навыки броски по кольцу

4

28.11

28.11

30.11

30.11

 

25

Бросок одной рукой мяча от плеча в движении

Совершенствовать навыки броски по кольцу

2

02.12

02.12

 

26

Бросок одной рукой в прыжке

Техника безопасности

Отрабатывать 

навыки игры по изученным правилам

2

05.12

05.12

 

27

Игра баскетбол.

ОФП

К.у. способностей по изученным правилам

6

07.12

07.12

09.12

09.12

12.12

12.12

 

28

Бросок двумя руками.

ОФП

Развивать гибкость, силу воли, терпение, выносливость

4

14.12

14.12

16.12

16.12

 

29

Ведение мяча

Совершенствовать приемы игры

2

19.12

19.12

 

30

Техника защиты

Совершенствовать приемы защиты

2

21.12

21.12

 

31

Техника перемещений

Совершенствовать приемы перемещений

2

23.12

23.12

 

32

Игра.

ОФП

Совершенствование приемов игры

4

26.12

26.12

28.12

28.12

 

 

33

Упражнения ОФП

Развивать физические качества

2

30.12

30.12

 

34

Общие правила техники овладения мячом

Совершенствовать умственные способности учащихся

2

04.01

04.01

 

35

Перехват мяча.

ОФП

Совершенствовать навыки игры

2

06.01

06.01

 

36

Вырывание мяча

Техника безопасности

Совершенствование техники овладения мячом

2

09.01

09.01

 

 

37

Выбивание мяч.

СФП

Совершенствование техники выбивания мяча

4

11.01

11.01

13.01

13.01

 

38

Техника накрывания мяча

Отработка умений овладения мячом

2

16.01

16.01

 

39

Сочетание приемов овладения мячом

Развитие физических способностей (ловкости, силы, движения)

4

18.01

18.01

20.01

20.01

 

 

40

Соревнование по баскетболу.

ОФП

К./у. техники игры

6

23.01

23.01

25.01

25.01

27.01

27.01

 

41

Сочетание приемов игры в баскетбол

Совершенствование физических качеств учащихся

6

30.01

30.01

03.02

03.02

06.02

06.02

 

 

42

Соревнование по баскетболу с командой из МОУ «Ладомировская СОШ»

Совершенствование физических качеств учащихся

4

08.02

08.02

10.02 10.02

 

 

43

Технические приемы баскетболиста

Изучение теоретического материала

2

13.02

13.02

 

 

44

Упражнения в передвижении.

СФП

Отработка двигательных навыков ( бег, прыжки на месте толчком одной двумя ногами, остановка, построение парами)

4

15.02

15.02

17.02

17.02

 

45

Упражнения в ловле и передачах

Техника безопасности

Отрабатывать физические навыки (построение по 3 человека, встречными колонами,

2

20.02 20.02

 

46

Совершенствование техники передвижения

Воспитание культуры исполнения правил игры

2

22.02

22.02

 

47

Совершенствование упражнений в бросках

Совершенствование физических качеств учащихся

2

24.02

24.02

 

48

Упражнения в ведении.

ОФП

Техника безопасности

Отрабатывать навыки построения колоннами, обводки препятствий, построение группами

2

27.02 27.02

 

49

Упражнения в финтах.

СФП

Совершенствование изученных навыков

2

29.02 29.02

 

50

Упражнения в перемещениях защитника

Совершенствование навыков перемещения (произвольное, в парах)

2

02.03

02.03

 

51

Подвижные игры

Техника безопасности

Закрепление двигательных способностей учащихся

2

05.03 05.03

 

52

Упражнения в овладении мячом.

СФП

Совершенствование умений и навыков построения вкруг, построения по три человека

2

07.03

07.03

 

53

Теоретический материал. Условия выполнения упражнений

Воспитание культуры исполнения отработанных правил

2

09.03

09.03

 

54

Медицинское обследование учащихся

Техника безопасности

Выявить и сравнить уровень здоровья и физическое состояние спортсменов

2

12.03

12.03

 

55

Соревнование по баскетболу

Совершенствовать правила игры, изученные ранее

2

14.03

14.03

 

56

Тактика нападения.

Волевая подготовка

Познакомить с общими требованиями

4

16.03

16.03

19.03

19.03

 

57

Индивидуальные действия

Отрабатывать навыки игры

2

21.03

21.03

 

58

Групповые действия

Отрабатывать навыки игры

2

23.03

23.03

 

59

Правила наведения

Совершенствовать навыки игры

2

26.03

26.03

 

60

Правила пересечения

Совершенствовать навыки игры

2

28.03

28.03

 

61

Тактические комбинации игры.

СФП

Отрабатывать комбинации игры (тройка, малая восьмерка,скрестный выход,наведение на двух игроков)

4

30 03

30.03

02.04

02.04

 

62

Командные действия.

Волевая подготовка

Техника безопасности

Совершенствовать умения стремительного нападения, позиционного нападения, эшелонированного прорыва

2

04.04 04.04

 

63

Тактика защиты.

СФП

Отработка противодействий атакующих

2

06.04

06.04

 

 

64

Индивидуальные действия

Укрепление физических способностей

2

09.04

09.04

 

65

Командные действия

Совершенствовать правила игры

2

11.04

11.04

 

66

Игра баскетбол.

СФП

Техника безопасности

Совершенствовать систему смешанной защиты

2

13.04

13.04

 

67

Тактическая подготовка баскетболистов (теория)

Формировать культуру игры, прививать интерес к физкультуре и спорту

2

16.04

16.04

 

68

Тактика нападения.

Игра баскетбол.

СФП.

Совершенствовать навыки группового взаимодействия, в командных действиях

4

18.04

18.04

20.04

20.04

 

69

Тактика защиты.

Игра баскетбол

Отработка навыков индивидуальных, групповых, командных взаимодействий. К./у.

2

23.04

23.04

 

70

Соревнования по баскетболу с командой МОУ «Ладомировская СОШ»

Совершенствовать навыки командных взаимодействий

4

25.04

25.04

27.04

27.04

 

71

Соревнования между командами спортивной секции

Совершенствовать навыки командных взаимодействий

2

30.04

30.04

 

72

Упражнения общей физическ.  подготовки.

СФП.

Техника безопасности

Отрабатывать и закреплять физические способности и навыки учащихся

4

04.05

04.05

07.05

07.05

 

73

Общие правила игры в баскетбол. К./у.

Контроль теоретических знаний учащихся

2

11.05 11.05

 

 

74

Зачетное занятие

Техника безопасности

Контроль техники выполнения тактических приемов игры

2

14.05 14.05

 

75

Волевая подготовка учащихся

Совершенствование навыков игры

2

16.05 16.05

 

76

Соревнования по баскетболу

Совершенствовать навыки игры

2

18.05 18.05

 

77

Игра «Баскетбол»

Техника безопасности

Совершенствовать навыки техники и тактики игры

2

21.05

21.05

 

 

Основная идея рабочей программы - реализация тренировочного процес­са на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивной секции «Баскетбол» школ в со­став команды мастеров первенства района.

 Программа составлена для первого года обучения. Учебный ма­териал по технико-тактической подготовке систематизирован с уче­том взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдель­ном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

           Оценивание результатов деятельности учащихся

На первом годе обучения используется система контроля за процессом физического воспитания и овладения основными навыками игры. Тестирование проводится дважды - в ноябре и апреле - по следующей программе: бег на 20 метров, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места, бег 2х40 с, тест «5х6», комбинированный тест, штрафные броски. Помимо этого в условиях летнего лагеря принимаются контрольные нормативы по бегу на 600 метров.

В конце учебного года тренер оценивает каждого юного спортсмена с точки зрения роста тех показателей, которые характеризуют процесс развития специальных способностей.

Заключительный диагноз включает в себя и рекомендации по конкретной реализации принципа индивидуального подхода к подготовке юных спортсменов.

Доля специальной физической, тактической и соревновательной нагрузок постоянно возрастает. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения.