Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им.В.С.Завойко»
Петропавловск- Камчатского городского округа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______/Доценко В.Е.__________ |
«Согласовано» Зам.директора по УВР ____________/Глухова Ю.С. |
«Утверждаю» Директор школы _______/Е.В.Прибыльская |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по |
Баскетболу |
уровень образования: |
среднее общее |
на |
2016-2018учебный год |
к учебнику |
В.И. Лях» Физическая культура» 1-11 классы: учеб. Для общеобразов.учреждений/ В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2011 |
Общее количество часов |
216 часов |
Количество часов в неделю |
6 часа |
Возвраст |
10-13 лет |
Разработана
учителем физической культуры
Гергель Татьяной Григорьевной
Петропавловск-Камчатский
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Баскетбол» разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2004 – 100с. и на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту
Основные разделы рабочей программы изложены на основе новейших данных в области теории спорта.
В основу рабочей учебной программы «Баскетбол» заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
1.1. Основополагающие принципы:
• Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
• Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
• Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
1.2. Формирование группы на этапах подготовки:
• Спортивно-оздоровительная (СОГ) - где зачисляются учащиеся общеобразовательной школы, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники баскетбола.
Настоящая рабочая рограмма «Баскетбол» включает в себя следующие этапы: технические приемы, тактические действия, игра в баскетбол. Они таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников. Игровая деятельность подчеркивает ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработка воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувств коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развития образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, решает основные задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся,
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств; формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом; воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями,
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту,
- развитие основных двигательных качеств.
В зависимости от условий своей деятельности учитель может сам подобрать игры и упражнения, которые бы помогли учащимся овладеть техническими приемами и выполнять их на большой скорости.
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего возрасту и физическому развитию учащихся.
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки юных баскетболистов
Цели и задачи
Общей целью образования в области подготовки юных баскетболистов является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни.
В соответствии с этим, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
• повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;
• усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;
• повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;
• осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;
• повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления о виде спорта - баскетболе, соревнованиях, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям данным видом спорта в свободное время;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,
• дисциплинированности, чувства ответственности.
Занятия в секции «Баскетбол» помогают углубить знания учащихся по основным правилам спортивной игры - баскетбол, с которыми нет возможности познакомиться на уроке.
Выполнение задач, поставленных перед спортивной секцией школы по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр, осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; прохождение инструкторской и судейской практики, создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.
Сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества
|
Возраст, лет
|
|||||||
9
|
10 |
11 |
12
|
13
|
14
|
15
|
16
6
|
|
Длина тела
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Мышечная масса
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Быстрота
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые качества
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Сила
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Выносливость
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
Анаэробные возможности
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
Гибкость
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Координационные способности
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Равновесие
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
СИСТЕМА ОТБОРА
Отбор в секцию баскетбола проводится параллельно работе секции. Представляет собой многолетний и многоэтапный процесс реализации комплексных мероприятий, направленных на оценку перспективности юных баскетболистов, правильную их ориентацию в спортивной деятельности, полноценное комплектование учебных групп и игровых команд, подготовку спортсменов в команды мастеров и сборные команды.
1-й год обучения
В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. На протяжении первых двух месяцев тренер ведет наблюдение за поведением и деятельностью детей при выполнении различных упражнений и участии в подвижных играх. По данным этих наблюдений делается предварительное заключение о соответствии учащихся основным требованиям баскетбола. В случае явных противопоказаний родителям в тактичной форме указывается на то, что их ребенку нецелесообразно заниматься баскетболом. Отбор производится согласно требованиям методики отбора (примерная программа по баскетболу).
План – график первого года обучения
Виды подготовки |
сент |
окт |
нояб |
декаб |
янв |
февр |
март |
апр |
май |
итого |
Теоретическая |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
21 |
ОФП |
6 |
6 |
4 |
7 |
4 |
2 |
- |
- |
- |
29 |
СФП |
2 |
- |
4 |
- |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
21 |
Техническая |
6 |
8 |
8 |
6 |
4 |
6 |
8 |
5 |
2 |
53 |
Тактическая |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
6 |
2 |
31 |
Игровая |
2 |
2 |
4 |
6 |
6 |
8 |
8 |
9 |
4 |
49 |
Контрольные игры, испытания |
2 |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
12 |
Итого |
26 |
24 |
26 |
26 |
24 |
24 |
26 |
26 |
14 |
216 |
Особенностью календарно-тематического планирования является включение в каждое занятие спортивную игру и соревновательно - игровые упражнения по баскетболу.
Календарно-тематическое планирование секции «Баскетбол», 216часов.
№ п/п |
Содержание материала |
Задачи |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
||||
1 |
Медицинское обследование учащихся Техника безопасности |
Выявление состояния здоровья учащихся |
2 |
02.09 02.09 |
|
2 |
Знакомство с упражнениями по физической подготовке баскетболистов |
Развитие и укрепление физических качеств учащихся |
4 |
05.09 05.09 07.09 07.09 |
|
3 |
Совершенствование упражнений ОФП |
Совершенствование силы, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести. |
6 |
09.09 09.09 12.09 12.09 14.09 14.09 |
|
4 |
Зачетные требования |
Контроль умений и навыков |
2 |
16.09 16.09 |
|
5 |
Правила техники баскетбола |
Познакомить с многообразием и классификацией техники игры. |
2 |
19.09 19.09 |
|
6 |
Техника нападения. ОФП |
Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча, ведения, бросков по кольцу. |
4 |
21.09 21.09 23.09 23.09 |
|
7 |
Техника перемещений |
Отрабатывать приемы перемещений |
2 |
26.09 26.09 |
|
8 |
Тактика перемещений. СФП |
Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков, остановки и поворотов. |
4 |
28.09 28.09 30.09 30.09 |
|
9 |
Техника владения мячом |
Отрабатывать приемы ловли, передачи мяча |
2 |
03.10 03.10
|
|
10 |
Передача мяча двумя руками от груди. ОФП |
Совершенствовать навыки передачи мяча двумя руками от груди |
4 |
05.10 05.10 07.10 07.10 |
|
11 |
Передача мяча двумя руками с отскоком мяча от пола |
Отрабатывать приемы передачи мяча |
2 |
10.10 10.10 |
|
12 |
Передача мяча двумя руками сверху. ОФП |
Отрабатывать приемы передачи мяча |
4 |
12.10 12.10 14.10 14.10 |
|
13 |
Передача мяча одной рукой от плеча Техника безопасности |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
2 |
17.10 17.10 |
|
14 |
Передача мяча одной рукой сверху (крюком) |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
2 |
19.10 19.10 |
|
15 |
Передача мяча одной рукой снизу.ОФП |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
4 |
21.10 21.10 24.10 24.10 |
|
16 |
Передача мяча одной рукой за спиной |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
2 |
26.10 26.10 |
|
17 |
Передача мяча снизу назад |
Отрабатывать приемы передачи мяча |
2 |
28.10 28.10 |
|
18 |
К.у. Приемы передачи мяча |
Контроль умений выполнять приемы передачи мяча |
4 |
02.11 02.11 04.11 04.11 |
|
19 |
Совершенствование ОФП |
Развитие навыков подвижности, ловкости. взаимовыручки |
4 |
07.11 07.11 09.11 09.11 |
|
20 |
Совершенствование СФП |
Совершенствование индивидуальных способностей |
4 |
11.11 11.11 14.11 14.11 |
|
21 |
Игра Техника безопасности |
Отработка приемов передачи мяча разными способами |
2 |
16.11 16.11 |
|
22 |
Техника ведения мяча |
Совершенствование техники ведения мяча |
4 |
18.11 18.11 21.11 21.11 |
|
23 |
Техника бросков мяча по кольцу |
Совершенствовать навыки броски по кольцу |
4 |
23.11 23.11 25.11 25.11 |
|
24 |
Бросок одной рукой от плеча с места. ОФП |
Совершенствовать навыки броски по кольцу |
4 |
28.11 28.11 30.11 30.11 |
|
25 |
Бросок одной рукой мяча от плеча в движении |
Совершенствовать навыки броски по кольцу |
2 |
02.12 02.12 |
|
26 |
Бросок одной рукой в прыжке Техника безопасности |
Отрабатывать навыки игры по изученным правилам |
2 |
05.12 05.12 |
|
27 |
Игра баскетбол. ОФП |
К.у. способностей по изученным правилам |
6 |
07.12 07.12 09.12 09.12 12.12 12.12 |
|
28 |
Бросок двумя руками. ОФП |
Развивать гибкость, силу воли, терпение, выносливость |
4 |
14.12 14.12 16.12 16.12 |
|
29 |
Ведение мяча |
Совершенствовать приемы игры |
2 |
19.12 19.12 |
|
30 |
Техника защиты |
Совершенствовать приемы защиты |
2 |
21.12 21.12 |
|
31 |
Техника перемещений |
Совершенствовать приемы перемещений |
2 |
23.12 23.12 |
|
32 |
Игра. ОФП |
Совершенствование приемов игры |
4 |
26.12 26.12 28.12 28.12
|
|
33 |
Упражнения ОФП |
Развивать физические качества |
2 |
30.12 30.12 |
|
34 |
Общие правила техники овладения мячом |
Совершенствовать умственные способности учащихся |
2 |
04.01 04.01 |
|
35 |
Перехват мяча. ОФП |
Совершенствовать навыки игры |
2 |
06.01 06.01 |
|
36 |
Вырывание мяча Техника безопасности |
Совершенствование техники овладения мячом |
2 |
09.01 09.01
|
|
37 |
Выбивание мяч. СФП |
Совершенствование техники выбивания мяча |
4 |
11.01 11.01 13.01 13.01 |
|
38 |
Техника накрывания мяча |
Отработка умений овладения мячом |
2 |
16.01 16.01 |
|
39 |
Сочетание приемов овладения мячом |
Развитие физических способностей (ловкости, силы, движения) |
4 |
18.01 18.01 20.01 20.01
|
|
40 |
Соревнование по баскетболу. ОФП |
К./у. техники игры |
6 |
23.01 23.01 25.01 25.01 27.01 27.01 |
|
41 |
Сочетание приемов игры в баскетбол |
Совершенствование физических качеств учащихся |
6 |
30.01 30.01 03.02 03.02 06.02 06.02
|
|
42 |
Соревнование по баскетболу с командой из МОУ «Ладомировская СОШ» |
Совершенствование физических качеств учащихся |
4 |
08.02 08.02 10.02 10.02
|
|
43 |
Технические приемы баскетболиста |
Изучение теоретического материала |
2 |
13.02 13.02
|
|
44 |
Упражнения в передвижении. СФП |
Отработка двигательных навыков ( бег, прыжки на месте толчком одной двумя ногами, остановка, построение парами) |
4 |
15.02 15.02 17.02 17.02 |
|
45 |
Упражнения в ловле и передачах Техника безопасности |
Отрабатывать физические навыки (построение по 3 человека, встречными колонами, |
2 |
20.02 20.02 |
|
46 |
Совершенствование техники передвижения |
Воспитание культуры исполнения правил игры |
2 |
22.02 22.02 |
|
47 |
Совершенствование упражнений в бросках |
Совершенствование физических качеств учащихся |
2 |
24.02 24.02 |
|
48 |
Упражнения в ведении. ОФП Техника безопасности |
Отрабатывать навыки построения колоннами, обводки препятствий, построение группами |
2 |
27.02 27.02 |
|
49 |
Упражнения в финтах. СФП |
Совершенствование изученных навыков |
2 |
29.02 29.02 |
|
50 |
Упражнения в перемещениях защитника |
Совершенствование навыков перемещения (произвольное, в парах) |
2 |
02.03 02.03 |
|
51 |
Подвижные игры Техника безопасности |
Закрепление двигательных способностей учащихся |
2 |
05.03 05.03 |
|
52 |
Упражнения в овладении мячом. СФП |
Совершенствование умений и навыков построения вкруг, построения по три человека |
2 |
07.03 07.03 |
|
53 |
Теоретический материал. Условия выполнения упражнений |
Воспитание культуры исполнения отработанных правил |
2 |
09.03 09.03 |
|
54 |
Медицинское обследование учащихся Техника безопасности |
Выявить и сравнить уровень здоровья и физическое состояние спортсменов |
2 |
12.03 12.03 |
|
55 |
Соревнование по баскетболу |
Совершенствовать правила игры, изученные ранее |
2 |
14.03 14.03 |
|
56 |
Тактика нападения. Волевая подготовка |
Познакомить с общими требованиями |
4 |
16.03 16.03 19.03 19.03 |
|
57 |
Индивидуальные действия |
Отрабатывать навыки игры |
2 |
21.03 21.03 |
|
58 |
Групповые действия |
Отрабатывать навыки игры |
2 |
23.03 23.03 |
|
59 |
Правила наведения |
Совершенствовать навыки игры |
2 |
26.03 26.03 |
|
60 |
Правила пересечения |
Совершенствовать навыки игры |
2 |
28.03 28.03 |
|
61 |
Тактические комбинации игры. СФП |
Отрабатывать комбинации игры (тройка, малая восьмерка,скрестный выход,наведение на двух игроков) |
4 |
30 03 30.03 02.04 02.04 |
|
62 |
Командные действия. Волевая подготовка Техника безопасности |
Совершенствовать умения стремительного нападения, позиционного нападения, эшелонированного прорыва |
2 |
04.04 04.04 |
|
63 |
Тактика защиты. СФП |
Отработка противодействий атакующих |
2 |
06.04 06.04
|
|
64 |
Индивидуальные действия |
Укрепление физических способностей |
2 |
09.04 09.04 |
|
65 |
Командные действия |
Совершенствовать правила игры |
2 |
11.04 11.04 |
|
66 |
Игра баскетбол. СФП Техника безопасности |
Совершенствовать систему смешанной защиты |
2 |
13.04 13.04 |
|
67 |
Тактическая подготовка баскетболистов (теория) |
Формировать культуру игры, прививать интерес к физкультуре и спорту |
2 |
16.04 16.04 |
|
68 |
Тактика нападения. Игра баскетбол. СФП. |
Совершенствовать навыки группового взаимодействия, в командных действиях |
4 |
18.04 18.04 20.04 20.04 |
|
69 |
Тактика защиты. Игра баскетбол |
Отработка навыков индивидуальных, групповых, командных взаимодействий. К./у. |
2 |
23.04 23.04 |
|
70 |
Соревнования по баскетболу с командой МОУ «Ладомировская СОШ» |
Совершенствовать навыки командных взаимодействий |
4 |
25.04 25.04 27.04 27.04 |
|
71 |
Соревнования между командами спортивной секции |
Совершенствовать навыки командных взаимодействий |
2 |
30.04 30.04 |
|
72 |
Упражнения общей физическ. подготовки. СФП. Техника безопасности |
Отрабатывать и закреплять физические способности и навыки учащихся |
4 |
04.05 04.05 07.05 07.05 |
|
73 |
Общие правила игры в баскетбол. К./у. |
Контроль теоретических знаний учащихся |
2 |
11.05 11.05
|
|
74 |
Зачетное занятие Техника безопасности |
Контроль техники выполнения тактических приемов игры |
2 |
14.05 14.05 |
|
75 |
Волевая подготовка учащихся |
Совершенствование навыков игры |
2 |
16.05 16.05 |
|
76 |
Соревнования по баскетболу |
Совершенствовать навыки игры |
2 |
18.05 18.05 |
|
77 |
Игра «Баскетбол» Техника безопасности |
Совершенствовать навыки техники и тактики игры |
2 |
21.05 21.05 |
|
Основная идея рабочей программы - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивной секции «Баскетбол» школ в состав команды мастеров первенства района.
Программа составлена для первого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Оценивание результатов деятельности учащихся
На первом годе обучения используется система контроля за процессом физического воспитания и овладения основными навыками игры. Тестирование проводится дважды - в ноябре и апреле - по следующей программе: бег на 20 метров, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места, бег 2х40 с, тест «5х6», комбинированный тест, штрафные броски. Помимо этого в условиях летнего лагеря принимаются контрольные нормативы по бегу на 600 метров.
В конце учебного года тренер оценивает каждого юного спортсмена с точки зрения роста тех показателей, которые характеризуют процесс развития специальных способностей.
Заключительный диагноз включает в себя и рекомендации по конкретной реализации принципа индивидуального подхода к подготовке юных спортсменов.
Доля специальной физической, тактической и соревновательной нагрузок постоянно возрастает. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.