Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин Руководитель МО
__________ Хайбуллина А.Г.
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по биологии
Предметная область – биология
Класс – 10 А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель:
Хайбуллина А.Г.
учитель биологии
соответствие занимаемой должности
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 5-11
Содержание учебного предмета стр. 12-15
Тематическое планирование стр. 16-17
Список использованных источников стр. 18
Лист коррекции выполнения рабочей программы стр. 19
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии, 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.
- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень., Москва Дрофа 2016.
2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
Количество учебных часов в год – 70
Количество часов в неделю – 2.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественнонаучные дисциплины», изучается на базовом уровне.
Основные цели предмета:
- овладение системой биологических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;
- интеллектуальное развитие, формирование таких качеств как точность мысли, логическое мышление, способность к преодолению трудностей,
- воспитание культуры личности;
- формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов биологии, требующих поиска путей решения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты:
Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Познавательные УУД
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Предметные результаты
Ученик научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний. – объяснять причины наследственных заболеваний;
Ученик получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Биология. Общая биология. 10 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (6ч)
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Схемы «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (22ч)
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхва. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванн.основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Схема «Многообразие клеток»
Тема 2.2. Химический состав клетки.
Единство элементного химического состава живых организмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельность клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица химических элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК» , «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК»
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Схемы и таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосомы», «Строение прокариотической клетки».
1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
2. Сравнение строение клеток растений и животных.
3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический кол, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка»
Тема 2.5. Вирусы.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики и распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа»
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ. (40ч)
Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Схема «Многообразие организмов»
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии.
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Схема «Пути метаболизма в клетке»
Тема 3.3. Размножение
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Схемы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида»
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Таблицы; «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Наглядный материал демонстрирующие последствия негативных факторов среды на развитие организма.
• Лабораторные работы
. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
3. Составление простейших схем скрещивания.
4. Решение элементарных генетических задач.
5. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организмы.
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.
Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
Карта – схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирование организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
РАЗДЕЛ 4. РЕЗЕРВ (2ч)
Тематическое планирование (по ФГОС)
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
|
Лабораторные и практические работы |
Контрольные и диагностические материалы |
|||
1. |
Раздел 1. Биология как наука, Методы научного познания |
6 |
|
1 |
2. |
Раздел 2. Клетка |
22
|
3 |
1 |
3. |
Раздел 3. Организм |
40 |
4 |
1 |
4. |
Резервное время |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
70 |
7 |
3 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
• Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». https://bio.1sept.ru/bioarchive.php
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
• Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуника ций»: http://www. informika.ru/
• Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
• Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
• электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции (www.school-collection.edu.ru
Список используемых источников.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/);
5. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (Электронный ресурс.Режим доступа http://base.garant.ru/71239306/);
6. Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень., Москва Дрофа 2014.
7. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Формы и методы обучения |
Основные понятия и термины |
Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) |
Оборудование |
Региональный компонент |
|
План |
Факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Биология как наука. Методы научного познания (6ч) |
||||||||||
1 |
|
|
Объект изучения биологии – живая природа. |
|
вводный |
Рассказ, беседа, проблемный |
биология |
знать: методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия; уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
2 |
|
|
Отличительные признаки живой природы |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, проблемный |
Жизнь, живая природа |
знать: свойства, характерные для всех живых организмов, определения - «жизнь», «изменить» и др.; уметь: сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
3 |
|
|
Основные уровни организации живой природы.
|
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, проблемный |
Уровни организации живой природы |
знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь», «изменить» и др.; уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
4 |
|
|
Методы познания живой природы. |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, проблемный |
Методы познания живой природы. |
знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь», «изменить» и др.; уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
5 |
|
|
Биологические системы. Обобщение материала по теме: «Биология как наука. Методы научного познания». |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, проблемный |
Свойства жизни |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
6 |
|
|
Входной контроль знаний |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
Клетка (22ч) |
||||||||||
7 |
|
|
Развитие знаний о клетке. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Клетка, цитология |
знать основные понятия: клетка, цитология, основные положения клеточной теории; уметь объяснять значение теории в формировании современной естественнонаучной картины мира |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
8 |
|
|
Клеточная теория |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
Клетка |
Уметь: Характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании естественно-научной картины мира |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
9 |
|
|
Химический состав клетки.
|
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
Клетка |
знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки; уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
10 |
|
|
Роль неорганические веществ в клетке и организме. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Клетка |
знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки; уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
11 |
|
|
Роль органических веществ в клетке и организме человека. Общая характеристика. |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
Биополимеры |
знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль; уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
12 |
|
|
Липиды.
|
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
Липиды, катализаторы |
знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль; уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
13 |
|
|
Углеводы |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Углеводы |
знать основные функции углеводов, их роль, особенности организации моно- и дисахаридов; основные функции жиров, их роль, особенности строения липидов уметь объяснять значение углеводов |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
14 |
|
|
Белки |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
Белки |
знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль; уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
15 |
|
|
Нуклеиновые кислоты |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
РНК, ДНК,, генетический код |
знать основные функции биологических полимеров, их роль; особенности строения различных видов РНК уметь объяснять значение ДНК, РНК, определение генетического кода
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
16 |
|
|
Обобщение материала по теме «Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека». |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
17 |
|
|
Строение эукариотической клетки. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Органоиды |
знать: основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки; особенности организации эукариотической клетки уметь объяснить функции органелл , строение мембранных и немембранных компонентов клетки |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
18 |
|
|
Клеточное ядро. Хромосомы.
|
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
«хромосома», «кариотип», «центромера», «хромосомы», |
знать определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «хромосомы», строение ядра, его состав и функции
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
19 |
|
|
Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
|
|
Практическая работа |
Частично – поисковый, лабораторная работа |
Строение клетки живых организмов |
уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы |
|
|
20 |
|
|
Лабораторная работа №2 « Сравнение строения клеток растений и животных» |
|
Практическая работа |
Частично – поисковый, лабораторная работа |
Строение клетки живых организмов |
уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы |
|
|
21 |
|
|
Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
|
|
Практическая работа |
Частично – поисковый, лабораторная работа |
Строение клетки живых организмов |
уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы |
|
|
22 |
|
|
Прокариотическая клетка.
|
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«эукариоты», «прокариоты», «органеллы»; |
знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»; уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.
|
|
|
23 |
|
|
Обобщение материала по теме: «Строение клетки» |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
Строение клетки живых организмов |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
24 |
|
|
ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
генетический код, ген, транскрипция, трансляция |
знать определения: генетический код, ген |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
25 |
|
|
Удвоение молекулы ДНК в клетке. |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
|
знать определения: генетический код, ген, транскрипция, трансляция |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
26 |
|
|
Вирусы.
|
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
«вирус», «вирусология», СПИД |
знать определения: «вирус», «вирусология», СПИД уметь объяснить роль вирусов в природе, механизм паразитизма |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
27 |
|
|
Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«вирус», «вирусология», СПИД |
знать определения: «вирус», «вирусология», СПИД уметь объяснить роль вирусов в природе, механизм паразитизма, меры профилактики |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
28 |
|
|
Обобщение материала по теме «Клетка» |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
Организм (40ч) |
||||||||||
29 |
|
|
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Многообразие живой природы Ульяновской области. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
одноклеточные и многоклеточные организмы
|
иметь представление о многообразии организмов Знать: понятия одноклеточные и многоклеточные организмы |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
Многообразие живой природы Ульяновской области. |
30 |
|
|
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Энергетический обмен |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
«энергетический обмен»
|
иметь представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях; знать определения: «энергетический обмен», уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
31 |
|
|
Пластический обмен. Фотосинтез. |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
«хемосинтез», «фотосинтез», |
знать определения: «хемосинтез», «фотосинтез», уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
32 |
|
|
Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«автотрофы», «гетеротрофы» |
знать определения: «автотрофы», «гетеротрофы», уметь объяснить типы питания, роль этих процессов в жизнедеятельности организма. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
33 |
|
|
Деление клетки. Митоз. |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
«митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки» |
иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза; знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
34 |
|
|
Половое и бесполое размножение. |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
«гермафродитизм», «партеногенез», «вегетативное размножение», «почкование»; |
иметь представление об основных формах размножения организмов; знать понятия: «гермафродитизм», «партеногенез», «вегетативное размножение», «почкование»; уметь: объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
35 |
|
|
Деление клетки. Мейоз. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза
|
иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза; знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
36 |
|
|
Обобщение материала по теме «Деление клетки» |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
«митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
37 |
|
|
Оплодотворение и его значение. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«двойного оплодотворения», «оплодотворение», «зигота» |
иметь представление о сути полового размножения; знать определения: «двойного оплодотворения», «оплодотворение», «зигота» и др.; уметь: объяснять процесс формирования половых клеток у высших растений |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
38 |
|
|
Индивидуальное развитие организмов |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
«онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» |
иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии; знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.; уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
39 |
|
|
Онтогенез человека. |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
Онтогенез человека. |
иметь представление о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии; знать: основные понятия уметь: объяснять причины нарушений |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
40 |
|
|
Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». |
|
Практическая работа |
Частично – поисковый, лабораторная работа |
Зародыш |
|
|
|
41 |
|
|
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Зародыш
|
Знать: Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
42 |
|
|
Обобщение материала по теме «Индивидуальное развитие организмов» |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
43 |
|
|
Наследственность и изменчивость свойства организмов. Развитие генетики в Ульяновской области. |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
«наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»; |
иметь представление: об истории становления науки, знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»; уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования, уметь находить инф |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
Развитие генетики в Ульяновской области. |
44 |
|
|
Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и генетика.
|
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Генетика |
иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию; знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач; уметь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
45 |
|
|
Моногибридное скрещивание. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Скрещивание |
иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию; знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач; уметь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
46 |
|
|
Лабораторная работа № 5 «Составление простейших схем скрещивания» |
|
Практическая работа |
Частично – поисковый, лабораторная работа |
Скрещивание |
Уметь: составлять элементарные схемы скрещивания |
|
|
47 |
|
|
Дигибридное скрещивание. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
I, II, III законы Г. Менделя, |
иметь представление о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании; знать: терминологию и символику генетики; I, II, III законы Г. Менделя,; уметь: пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
48 |
|
|
Лабораторная работа № 6 «Решение элементарных генетических задач». |
|
Практическая работа |
Частично – поисковый, лабораторная работа |
|
Уметь: решать элементарные схемы скрещивания |
|
|
49 |
|
|
Хромосомная теория наследственности. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»; |
иметь представление о группах сцепления, о работе Моргана по изучению наследования сцепленных генов; о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов; знать: понятия «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»; основные генетические понятия и символы;
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
50 |
|
|
Решение генетических задач на сцепленное наследование. |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
|
Уметь: решать элементарные биологические задачи |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
51 |
|
|
Современное представление о гене и геноме |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
Ген, геном |
иметь представление о гене и геноме; знать: сущность понятий; определений; уметь: использовать генетические понятия и при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
52 |
|
|
Генетика пола |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»; |
иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом; знать: сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»; уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
53 |
|
|
Обобщение по теме: «Закономерности наследования» |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
54 |
|
|
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
|
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«наследственность», «изменчивость», определения «норма реакции», «фенотип», «модификация» |
знать определения «наследственность», «изменчивость», определения «норма реакции», «фенотип», «модификация» уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний, зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
55 |
|
|
Влияние мутагенов на организм человека |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
«наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» |
знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.; уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
56 |
|
|
Лабораторная работа №7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». |
|
Практическая работа |
Частично – поисковый, лабораторная работа |
мутаген |
Уметь работать с дополнительной научной литературой, делать выводы |
|
|
57 |
|
|
Значение генетики и селекции для медицины и селекции. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
Селекция
|
уметь объяснять причины возникновения наследственных болезней человека иметь представление о профилактике наследственных болезней |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
58 |
|
|
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
|
уметь объяснять причины возникновения наследственных болезней человека иметь представление о профилактике наследственных болезней |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
59 |
|
|
Обобщение материала по теме «Наследственная и ненаслественная изменчивость». |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
60 |
|
|
Селекция. Развитие селекции в Поволжье. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; |
иметь представление о работах отечественных селекционеров; о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии; знать понятия: «порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных, суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
Развитие селекции в Поволжье. |
61 |
|
|
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
|
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; |
иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений; знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»; уметь объяснять значение селекции как науки; |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
62 |
|
|
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Селекционеры Поволжья. |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; |
иметь представление о работах отечественных селекционеров; уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных. |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
Селекционеры Поволжья. |
63 |
|
|
Обобщение материала по теме «Селекция». Значение селекции в развитии СХК Ульяновской области. |
|
Изучение нового материала |
Рассказ, беседа, проблемный |
«порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
Значение селекции в развитии СХК Ульяновской области. |
64 |
|
|
Биотехнология, её достижения, перспективы развития. |
|
комбинированный |
Частично – поисковый |
биотехнологии |
Уметь: решать элементарные биологические задачи |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
65 |
|
|
Эстетические аспекты развития исследований в биотехнологии. |
|
комбинированный |
Рассказ, беседа, частично - поисковый |
биотехнологии |
Уметь: решать элементарные биологические задачи |
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
66 |
|
|
Обобщение материала по теме «Генетика. Селекция». |
|
Обобщение |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
67 |
|
|
Итоговый контроль знаний. |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
68 |
|
|
Обобщение материала за курс 10 класса |
|
Контрольно-обобщающий |
репродуктивный |
|
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы.
|
Экран, проектор, ноутбук, презентация |
|
69-70 |
|
|
Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по биологии, 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Хайбуллина А.Г., учитель биологии.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень. Москва Дрофа 2016.
2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
Количество учебных часов в год – 70 часов.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественно – научные предметы», изучается на базовом уровне.
Основные цели курса:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.