Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Манычская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Манычской СОШ
_______________ Панасенко С.Н.
Приказ от 31 августа 2021 г. №180
Рабочая программа
по биологии
10 класс
на 2020-2021 учебный год
Количество часов – 35
Учитель: Сторчакова Ирина Петровна
(высшая квалификационная категория)
Программа разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации на 2 года.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программысреднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации на 2021-2022 учебный год.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована авторская программа Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина (Биология 10-11 классы: программа - М.: Просвещение, 2009 г.).
Класс |
Автор учебника |
Издательство, год издания |
10 |
Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц |
Просвещение, 2019 |
Личностные результаты:
· реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
· признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализацию установок здорового образа жизни;
· сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты:
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
· умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты базового уровня:
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
· создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
· выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
· аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
· аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
· осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
· раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
· объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
· объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
· различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
· сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
· использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
· знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
· находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
· знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
· понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
· находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
· создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета, курса.
Кл. |
№ п\п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
10 |
1. |
Введение. |
1 час |
2. |
Раздел I. КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО |
16 часов |
|
Глава 1. Химический состав клетки |
4 часа |
||
Глава 2. Структура и функции клетки |
5 часов |
||
Глава 3. Обеспечение клеток энергией |
2 часа |
||
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке |
5 часов |
||
3. |
Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ |
6 часов |
|
Глава 5. Размножение организмов |
3 часа |
||
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов. |
3 часа |
||
4. |
Раздел III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ |
12 часов |
|
Глава 7. Основные закономерности наследственности. |
6 часов |
||
Глава 8. Основные закономерности изменчивости |
4 часа |
||
Глава 9. Генетика и селекция |
2 часа |
||
Итого |
35 часов |
Раздел «Тематическое планирование»
№ п/п |
Кол-во час. |
Дата |
Тема урока |
Д/з: |
|
план. |
факт. |
||||
1 полугодие – 16 часов |
|||||
1 |
1 |
2.09 |
|
Введение. Биология как комплекс наук о живой природе |
Стр.4-8, зад. к уроку |
Раздел I. Клетка — единица живого (16 ч) Глава 1. Химический состав клетки (4 ч) |
|||||
2 |
1 |
9.09 |
|
Неорганические соединения клетки. Углеводы и липиды |
§1-2, к уроку стр. 14, 19 |
3 |
1 |
16.09 |
|
Свойства и функции белков. Л.р. № 1 «Активность ферментов каталазы в животных и растительных тканях» |
§3-4, к уроку стр. 25, 29 |
4 |
1 |
23.09 |
|
Нуклеиновые кислоты |
§5, к уроку стр. 33 |
5 |
1 |
30.09 |
|
АТФ и другие органические соединения клетки. |
§6, к уроку стр. 37 |
Глава 2. Структура и функции клетки (5 часов) |
|||||
6 |
1 |
7.10 |
|
Клетка – элементарная единица живого. |
§7, к уроку стр. 43 |
7 |
1 |
14.10 |
|
Цитоплазма. Л.р. № 2«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». |
§8, к уроку стр. 46 |
8 |
1 |
21.10 |
|
Мембранные органоиды клетки. |
§9, к уроку стр. 50 |
9 |
1 |
28.10 |
|
Ядро. Прокариоты и эукариоты. |
§10, к уроку стр. 57 |
9 часов, 2 лабораторные работы |
|||||
10 |
1 |
11.11 |
|
Л.р. № 3«Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом». |
Повторить §10 |
Глава 3. Обеспечение клеток энергией (2 часа) |
|||||
11 |
1 |
18.11 |
|
Обмен веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. |
§11-12, к уроку стр. 61, 64 |
12 |
1 |
25.11 |
|
Обеспечение клеток энергией. К.р. №1 «Структура, функции и обеспечение клетки». |
§13-14, к уроку стр. 67, 73 |
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (5 часов) |
|||||
13 |
1 |
2.12 |
|
Генетическая информация. Удвоение ДНК |
§15-16, к уроку стр. 78, 82 |
14 |
1 |
9.12 |
|
Биосинтез белков |
§17, к уроку стр. 86 |
15 |
1 |
16.12 |
|
Регуляция работы генов у прокариот и эукариот. |
§18-19, к уроку стр. 89, 92 |
16 |
1 |
23.12 |
|
Вирусы. Неклеточная форма жизни. |
§20, к уроку стр. 96 |
7/16 часов, 1/3 лабораторная работа, 1 контрольная работа |
|||||
2 полугодие – 19 часов |
|||||
17 |
1 |
13.01 |
|
Генная и клеточная инженерия |
§21, к уроку стр. 101 |
Раздел II. Размножение и развитие организмов (6 ч) Глава 5. Размножение организмов (3 ч) |
|||||
18 |
1 |
20.01 |
|
Бесполое и половое размножение |
§22, к уроку стр. 105 |
19 |
1 |
27.01 |
|
Деление клетки. Митоз |
§23, к уроку стр. 109 |
20 |
1 |
3.02 |
|
Мейоз. Образование половых клеток. |
§24-25, к уроку стр. 115, 120 |
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов. (3 часа) |
|||||
21 |
1 |
10.02 |
|
Зародышевое развитие организмов. |
§26, к уроку стр. 125 |
22 |
1 |
17.02 |
|
Постэмбриональное развитие. |
§27-28, к уроку стр. 128, 132 |
23 |
1 |
24.02 |
|
Развитие взрослого организма. К.р. №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов». |
§29, к уроку стр. 137 |
Раздел III. Основы генетики и селекции (12 часов) Глава 7. Основные закономерности наследственности. (6 часов) |
|||||
24 |
1 |
3.03 |
|
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя |
§30, к уроку стр. 144 |
25 |
1 |
10.03 |
|
Генотип и фенотип. П.р. «Решение генетических задач» |
§31-32, к уроку стр. 148, 151 |
26 |
1 |
17.03 |
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. |
§33, к уроку стр. 155 |
10 часов, 1 практическая работа, 1 контрольная работа |
|||||
27 |
1 |
31.03 |
|
Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов |
§34, к уроку стр. 160 |
28 |
1 |
7.04 |
|
Отношения ген-признак |
§35, к уроку стр. 165 |
29 |
1 |
14.04 |
|
Взаимодействие фенотипа и среды при формировании признака. |
§36-37, к уроку стр. 169, 176 |
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (4 часа) |
|||||
30 |
1 |
21.04 |
|
Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. |
§38, к уроку стр. 180 |
31 |
1 |
28.04 |
|
Мутационная изменчивость. |
§39, к уроку стр. 185 |
32 |
1 |
5.05 |
|
Наследственная изменчивость человека. |
§40, к уроку стр. 191 |
33 |
1 |
12.05 |
|
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. К.р. №3 «Закономерности наследственности и изменчивости». |
§41, к уроку стр. 195 |
|
|
|
|
Глава 9. Генетика и селекция (2 часа) |
|
34 |
1 |
19.05 |
|
Одомашнивание как начальный этап селекции. Л.р. № 4 «Фенотипы местных сортов растений» |
§42, к уроку стр. 199 |
35 |
1 |
26.05 |
|
Методы селекции. Успехи селекции |
§43-44, к уроку стр. 205 |
9/19 часов, 1 лабораторная работа, 1 практическая работа, 1/2 контрольная работа |
|||||
Год: 35 часов, 4 лабораторных работы, 1 практическая работа, 3 контрольных работы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.