Рабочая программа по биологии. 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Оценка 4.9
docx
19.11.2020
Рабочая программа по биологии. 5 класс
РП по биологии. 5 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

 

 

Согласовано.

Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А.

Утверждено.

Директор школы: ___________ Тумаева О.В.

Приказ № ___ от «___» ______________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО   БИОЛОГИИ

 

5 класс 

 

 

Составитель:

  Пузырева Н.И.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Волочаевка, 2020 год

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 5 класса разработана на основе:

 

1.     Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

 

2.     Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

 

3.     Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

 

4.     Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

 

5.     Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

 

6.     Письма  Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

 

7.     Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»

 

8.     Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

 

9.     Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;

10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;

 

11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020 – 2021 учебный год;

 

12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ  с. Волочаевка.

 

13.  Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).

 

14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные  общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

 

15.  Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.

 

16.  Письма Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»

 

17.  Письма Минпросвещения  РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

 

18.  Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».

19.  Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»


Цель  изучения биологии в школе: формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека.

Задачи изучения биологии в школе:

    - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях , о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; 

     - приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

     - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

     - формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Особенности класса: общеобразовательный.

Сроки реализации программы: один учебный год.

Отличительных особенностей данной рабочей программы по сравнению с авторской программой нет.

Рабочая программа по биологии для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/.

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Курс  биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Cодержание  курса биологии 5 класса включает:

Бактерии, грибы, растения. 35 ч, в неделю (5 класс);

Изучение биологии по предлагаемой программе предпола­гает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лаборатор­ные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. 

Обоснование выбора программы:       

 Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.   В ней также   соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.

Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.

 

Содержательной основой школьного курса биологии являет­ся биологическая наука. Поэтому биология как учебный пред­мет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в эко­номическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на форми­рование у учащихся представлений об отличительных особен­ностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельно­сти по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирова­ния познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиоло­гического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универ­сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна­вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как уме­ние видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, на­блюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения поняти­ям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преоблада­ют такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание учебника для 5 класса нацелено на форми­рование у обучающихся знаний признаков и процессов жизне­деятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завер­шается курс рассмотрением организма как единого целого, со­гласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 5 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 5 класса составляет 35 недель.  В учебном плане на предмет биологии в 5 классе отведён 1 час в неделю. Итого 35 часов. Из них:

ü лабораторных работ – 13;

ü практических работ – 2;

ü экскурсии – 1;

ü контрольно-обобщающих уроков – 4;

ü повторение – 1;

ü резерв – 1.

Итого на изучение нового материала – 13 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учебно-методический комплекс:

 

1.     Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Вертикаль. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

2.     Авторская программа УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/.

 

Дополнительная литература:

 

1.  Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.

2.  Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

·          Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

·          Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

·          Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

 

   Изучение биологии в основной школе обусловливает дости­жение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежно­сти; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чув­ства ответственности и долга перед Родиной;

2)     формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуаль­ной траектории образования на базе ориентации в мире про­фессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчи­вых познавательных интересов;

3)      формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)     формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопо­нимания;

5)      освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само­управлении и общественной жизни в пределах возрастных ком­петенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)      развитие сознания и компетентности в решении мораль­ных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)     формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

8)  формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа­циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе призна­ния ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой де­ятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты освоения биологии в основ­ной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)     умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)      умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)     умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

5)     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)     умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)      умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

8)     смысловое чтение;

9)      умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)  умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей дея­тельности; владение устной и письменной речью, монологиче­ской контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области ис­пользования.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокра­щении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар­тины мира;

2)      формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3)      приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспери­ментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4)     формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5)      формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6)      освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Введение. 6 часов

   Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент. Клеточное   строение организмов.  Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Пр. р. №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений"

 

Раздел 1. Клеточное строение организмов. 10 часов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки.  Понятие «ткань.

Л.р. № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р. № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Л.р. № 3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.р. № 4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Л.р. № 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Л.р. № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

 

Раздел 2. Царство Бактерии. 2 часа

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

 

Раздел 3. Царство Грибы. 5 часов                                                                                                                                            

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов пер­вой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

   П.р. № 2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р. № 7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

 

Раздел 4. Царство Растения. 11 часов

Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли. Мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли.  Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе  и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции.

Л.р. № 8 «Строение зеленых водорослей»

Л.р. № 9 «Строение мха (на местных видах)»

Л.р. № 10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р. № 11 «Строение спороносящего папоротника»

Л.р. № 12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р. № 13 «Строение цветкового растения»

 

Резерв. 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

Тема

 

Количество часов

 

 

1

 

Введение

 

6

 

 

2

 

Клеточное строение организмов

 

10

 

 

3

 

Царство Бактерии

 

2

 

 

4

 

Царство Грибы

 

5

 

5

 

Царство Растения

 

11

 

6

Резерв

1

 

 

6

 

Всего

 

35

 

 

 

Тема 1.   Введение (6 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

 2. Метапредметные  результаты

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

 определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия  флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

 

 

Тема 2.   Клеточное строение организмов (10 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные  результаты

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Учащиеся могут узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

- макро- и микроэлементы,

- космическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- объяснять отличия молодой клетки от старой,

- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

 

Тема 3.   Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

Учащиеся могут узнать:

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

- жизнедеятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

 

Тема 4.   Царство Растения (11 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся могут узнать:

- половое и бесполое размножение водорослей,

- жизненные циклы мхов и папоротников,

- древовидные папоротники,

- жизненный цикл сосны,

- покрытосеменные – господствующая группа растений,

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения

 

 

Резерв – 1 час    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Часы

Форма обучения

 

Введение. 6 часов

 

 

1

Биология – наука о живой природе

 

1

 

 

2

Методы исследования в биологии

Вводный контроль

1

 

 

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

 

1

 

 

4

Среды обитания живых организмов

 

1

 

 

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Практическая работа №1

 

 

1

 

 

6

Обобщающий урок по теме «Введение»

 

1

 

 

 

Клеточное строение организмов. 10 часов

 

7

Устройство увеличительных приборов

Л.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

1

 

 

8

Строение клетки

Л.р. № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

 

 

1

 

 

9

Л.р. № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

 

1

 

 

10

Пластиды

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника

1

 

 

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

 

1

 

 

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Л.р. № 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

 

 

1

 

 

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

 

1

 

 

14

Деление клетки

 

1

 

 

15

Понятие «ткань». Л.р. № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

 

1

 

 

16

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

 

1

 

 

 

Царство Бактерии. Царство Грибы. 7 часов

 

 

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

 

1

 

 

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

 

1

 

 

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

 

1

 

 

20

Шляпочные грибы

П.р. № 2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов

1

 

 

21

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р. № 7

«Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

1

 

 

22

Грибы-паразиты

 

1

 

 

23

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

 

1

 

 

 

Царство Растения. 11 часов

 

 

24

Ботаника - наука о растениях

 

1

 

 

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л.р. № 8 «Строение зеленых водорослей»

1

 

 

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

 

1

 

 

27

Лишайники

 

1

 

 

28

Мхи.

Л.р. № 9 «Строение  мха (на местных видах)»

 

1

 

 

29

Папоротники, хвощи, плауны

Л.р .№ 10 « Строение спороносящего хвоща.»

Л.р. № 11

«Строение спороносящего папоротника»

 

1

 

 

30

Голосеменные растения

 

Л.р. № 12

«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

1

 

 

31

Покрытосеменные растения. Л.р. № 13 «Строение цветкового растения»

 

1

 

 

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

 

1

 

 

33

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»

1

 

 

34

Экскурсия

 

1

 

 

35

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГРАФИК

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

 

 

Название лабораторной работы

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

 

Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

 

 

Урок

№ 7

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

 

 

Урок

№ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 3 «Приготовление препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом»

 

 

 

Урок

№ 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

 

 

 

Урок

№ 10

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи »

 

 

 

 

Урок

№ 12

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

 

 

 

 

Урок

№ 15

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 21

 

 

 

 

Лабораторная работа №  8 «Строение зелёных водорослей»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 25

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 9 «Строение мха (на местных видах)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 28

 

 

Лабораторная работа № 10 «Строение спороносящего  хвоща»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 29

 

 

Лабораторная работа № 11 «Строение спороносящего папоротника»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 29

 

 

Лабораторная работа № 12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 30

 

 

Лабораторная работа № 13 «Строение цветкового растения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРАФИК

 

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

 

 

Название практической работы

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

 

Практическая работа № 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

 

 

Урок

№ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 20

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 5 класса разработана на основе: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 5 класса разработана на основе: 1

Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы

Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы

О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (

О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ

Учебно-методический комплекс: 1

Учебно-методический комплекс: 1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

России и мира, творческой де­ ятельности эстетического характера

России и мира, творческой де­ ятельности эстетического характера

1) биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар­ тины мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных…

1) биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар­ тины мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 4. Царство Растения. 11 часов

Раздел 4. Царство Растения. 11 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты

Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных…

Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных…

Ученик научится Ученик получит возможность научиться

Ученик научится Ученик получит возможность научиться

Предметные результаты

Предметные результаты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника 1 11

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника 1 11

Шляпочные грибы П.р. № 2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов 1 21

Шляпочные грибы П.р. № 2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов 1 21

Покрытосеменные растения. Л

Покрытосеменные растения. Л

ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО

ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО

Лабораторная работа № 7 «Строение плесневого гриба мукора

Лабораторная работа № 7 «Строение плесневого гриба мукора

ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020