РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень общего образования: основное общее,
5 «А» класс.
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 34 часа.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы).
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации, рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы). Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
● формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;
● приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;
● формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;
● овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);
● создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
2 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком на учебный год количество часов в неделю 1 час, количество часов в год 34 часов.
3. Содержание учебного предмета
Введение. Биология как наука (5 ч.)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Экскурсия «разнообразия живых организмов. Осенние явления в жизни растений»
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч.)
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним».
Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы».
Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках (листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника)».
Многообразие организмов (19 ч.)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей».
Лабораторная работа№6 «Внешнее строение цветкового растения».
Лабораторная работа №7: «Разведение и изучение амеб в лаборатории».
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.
Учащиеся должны знать:
● характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
● применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
● владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
● ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Должны уметь:
● соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
● использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
● выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
● осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
● ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
● находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
● выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержательные линии программы |
Планируемые результаты. Требования ФГОС |
|
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
|
Живые организмы
|
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
|
Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
|
5. Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема раздела, урока |
Содержание урока |
Деятельность обучающихся |
Введение. Биология как наука (5 ч.) |
|||||
1 |
5.09 |
|
Биология – наука о живой природе |
Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности. Стр.6-9 |
Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать основными приёмами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний |
2 |
12.09 |
|
Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии |
Методы — составная часть науки. Практические и теоретические методы. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии. Стр.10-13 |
Определять методы биологических исследований. Овладевать основными приёмами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии |
3 |
19.09 |
|
Разнообразие живой природы |
Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого Стр.14-15 |
Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов |
4 |
26.09 |
|
Среда обитания организмов |
Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоёмов. Хозяйственное использование и охрана водоёмов. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания Стр.16-19 |
Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде
|
5 |
3.10 |
|
Экскурсия «разнообразия живых организмов. Осенние явления в жизни растений» |
Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных |
Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений |
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч.) |
|||||
6 |
10.10 |
|
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним», №2 «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы» |
Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Лабораторные работы «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» и «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» Стр.22-25 |
Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ |
7 |
17.10 |
|
Химический состав клетки. Неорганические вещества. |
Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Стр.26 |
Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки |
8 |
24.10 |
|
Химический состав клетки органические вещества |
Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений Стр.27-29 |
Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием |
9 |
7.11 |
|
Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) |
Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли Стр.30-31 |
Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
10 |
14.11 |
|
Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» |
Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» Стр.32-33 |
Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом |
11 |
21.11 |
|
Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках (листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника)» Особенности строения клеток. Пластиды |
Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторные работы «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)» Стр.34-35 |
Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их
|
12 |
28.11 |
|
Процессы жизнедеятельности клеток |
Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы Стр.36-37 |
Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы |
13 |
5.12 |
|
Деление и рост клеток |
Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов Стр.38-39 |
Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки |
14 |
12.12 |
|
Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов |
Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток Стр.40 |
Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представления о единстве живого |
15 |
19.12 |
|
Контрольная работа по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» |
Выполнение самостоятельной работы |
|
Глава 2. Многообразие организмов (19 ч.) |
|||||
16 |
26.12 |
|
Классификация организмов |
Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы Стр.42-43 |
Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к систематической группе (классифицировать)
|
17 |
9.01 |
|
Строение и многообразие бактерий. |
Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Стр.44-45 |
Выделять существенные признаки бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций |
18 |
16.01 |
|
Роль бактерий в природе и жизни человека |
Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека Стр.45-47 |
|
19 |
23.01 |
|
Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые |
Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Стр.48-49 |
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности |
20 |
30.01 |
|
Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей». Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека |
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей» Стр.50-51 |
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека |
21 |
6.02 |
|
Характеристика царства Растения |
Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений Стр.52-55 |
Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую |
22 |
13.02 |
|
Водоросли |
Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком Стр.56-57 |
Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека |
23 |
20.02 |
|
Лишайники |
Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников Стр.58-59 |
Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека |
24 |
27.02 |
|
Высшие споровые растения |
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение Стр.60 |
Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека |
25 |
6.03 |
|
Голосеменные растения Лабораторная работа№6 «Внешнее строение цветкового растения» Покрытосеменные растения |
Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком Стр.60-61 Стр.64-65 Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Внешнее строение цветкового растения» Стр.62-63 Стр.66-67 |
Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую |
26 |
13.03 |
|
Контрольная работа по теме «Бактерии, Водоросли, Лишайники» |
Дифференцированная работа |
|
27 |
20.03 |
|
Общая характеристика царства Животные |
Общая характеристика царства. Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира. Красная книга. Заповедники Стр.68-71 |
Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Находить информацию о животных в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую |
28 |
3.04 |
|
Лабораторная работа №7: «Разведение и изучение амеб в лаборатории» Подцарство Одноклеточные |
Одноклеточные животные. Особенности строения одно клеточных животных, их многообразие. Корненожки. Амебоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Разведение и изучение амёб в лаборатории» Стр.72-75 |
Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека |
29 |
10.04 |
|
Подцарство Многоклеточные. Беспозоночные животные |
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные. Иглокожие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые Стр.76-79 |
Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными. Объяснять роль беспозвоночных животных в жизни человека |
30 |
17.04 |
|
Холоднокровные позвоночные животные. Теплокровные животные |
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Стр.80-81 Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие Стр.82-83 |
Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей холоднокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека Различать на живых объектах и таблицах теплокровных позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей теплокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль птиц, млекопитающих в природе и жизни человека |
31 |
24.04 |
|
Контрольная работа «Многообразие организмов» |
Работа по индивидуальным заданиям |
|
32 |
8.05 |
|
Урок – проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» |
Многообразие живых организмов и их среды обитания. Охрана природы |
Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументированно отстаивать свою точку зрения |
33 |
15.05 |
|
Повторение |
Подведение итогов за год. |
|
34 |
22.05 |
|
Повторение |
Подведение итогов за год. |
|
|
|
Контрольно – измерительные материалы
Контрольная работа по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Вариант № 1
Часть А. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней
А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 2. Форму грибной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 3. Цитоплазма в животной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 4. Органические вещества клетки
А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли
А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
А 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней
А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов
А 7. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные
А 8. Общим для большинства растительных и грибных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Часть В.
В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток
А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы
Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген
В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной
В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки
Функции Части клетки
А) отвечает за наследственность 1. Ядро
Б) граница 2. Клеточная мембрана
В) участвует в делении клетки
Г) обмен веществ
Д) форма
Е) защита
В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…
СПИСОК СЛОВ
1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды
Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.
Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.
1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?
2. Какие вещества называются гидрофобными?
3. Какая основная роль воды в клетке?
Вариант № 2
Часть А. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней
А) нет вакуолей Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 2. Форму растительной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 3. Цитоплазма в растительной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 4. Неорганические вещества клетки
А) углеводы Б) нуклеиновые кислоты В) белки Г) минеральные соли
А 5. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам
А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты
А 6. Оформленное ядро отсутствует в клетках
А) грибов Б) бактерий В) растений Г) животных
А 7. В клетках растений, в отличие от клеток грибов и животных происходит
А) дыхание Б) питание В) выделение Г) фотосинтез
А 8. Общим для большинства растительных и животных клеток является
А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки
Часть В.
В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток
А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы
Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген
В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной
В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки
Функции Части клетки
А) граница 1. Цитоплазма
Б) заполняет пространство 2. Клеточная мембрана
В) объединяет структуры клетки
Г) обмен веществ
Д) транспорт веществ
Е) защита
В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Каждая клетка имеет плотную прозрачную (А)________. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце – (В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (Д)________.
СПИСОК СЛОВ
1.ядро 2. хлоропласт 3. цитоплазма 4. оболочка 5. вакуоль 6. ядрышко 7. хромосомы
Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.
Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.
1. В каких клетках можно наблюдать минимальное содержание количества воды?
2. Какие вещества называются гидрофильными?
3. Что определяет вода в клетке?
Контрольная работа по теме «Бактерии, Водоросли, Лишайники»
1 вариант.
1)Какая группа самая древняя на нашей планете?
А) растения Б) грибы В) лишайники Г) бактерии
2)В клетках, каких бактерий содержится хлорофилл?
А) сапрофитов Б) симбионтов В) патогенных Г) цианобактерий
3) Как называются бактерии, живущие внутри другого организма и вызывающие заболевания?
А)цианобактерии Б) сапрофиты В) симбионты Г) паразиты
4) Как называется плотное сплетение гифов гриба, похожее на ткань растения
А) образовательная ткань Б) проводящая ткань В) мицелий Г) механическая ткань
5) Какой гриб относится к паразитам?
А) спорынья Б) шампиньон В) мухомор Г) груздь
6) Почему водоросли относят к низшим растениям?
А) обитают в воде Б) размножаются спорами В) тело состоит из отдельных органов Г) тело не расчленено на отдельные органы
7) Как называется симбиоз гриба и водоросли?
8)Показателями чего служат лишайники?
9) На какие формы можно поделить лишайники по строению слоевища?
10) Какова роль бактерий, грибов и водорослей в природе?
2 Вариант
1) Бактерии – это представители:
А) эукариотов Б) прокариотов В) сапрофитов Г) автотрофов
2) Какие бактерии важны для повышения плодородия почвы?
А) серобактерии Б) цианобактерии В) железобактерии Г) азотфиксирующие
3) Как грибы поглощают питательные вещества?
А) корневыми волосками Б) устьицами В) микропиле Г) всей поверхностью тела
4) Грибы – это представители:
А) прокариотов Б)эукариотов В) самых древних организмов Г) растений
5) Что такое лишайник?
А) симбиоз гриба и корня растения Б) симбиоз гриба и водоросли В) грибокорень Г) организм, занимающий промежуточное положение между растениями и животными
6) Как происходит размножение лишайников?
А) спорами Б) семенами В) спорами и кусочками слоевища Г) корнями
7) Как называются водоросли тело, которых представлено длинными нитями?
8) На какие группы делятся грибы и водоросли по количеству клеток?
9) В чем главное отличие грибов от водорослей?
10) Какова роль грибов, водорослей, бактерий для жизни человека?
Контрольная работа «Многообразие организмов»
1. Самой крупной группой является:
A. Вид
Б. Род,
B Класс
Г. Царство
2. Самые маленькие обитатели нашей планеты:
А. Растения
Б. Вирусы
В. Животные
Г. Бактерии
3. Выберите и вставьте пропущенное слово.
Цианобактерии способны выделять.......в атмосферный воздух, который используется живыми организмами для дыхания
A. Кислород
Б. Углекислый газ
B. Азот
4. Выберите наиболее полный ответ:
Грибы – это:
А. Организмы, состоящие из грибницы, плодового тела, размножаются спорами
Б. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и размножаются спорами
В. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием
5. Выберите правильный ответ.
Плодовое тело – это:
A. Шляпка гриба
Б. Грибница
B. Ножка и шляпка гриба
6. Выберите наиболее полный ответ. Симбиотические взаимоотношения водорослей и гриба проявляются в том, что:
A. Нити гриба накапливают органические вещества, в водорослях происходит фотосинтез
Б. Гифы гриба выполняют функцию корней: обеспечивают водоросли водой и растворенными в ней неорганическими веществами, в водорослях происходит фотосинтез и накопление органических веществ, которые получают грибы
B. Гифы гриба обеспечивают функцию корней, а водоросли – функцию листьев зеленых растений
7. Лишайники размножаются:
A. Кусочками слоевища
Б. Спорами
B. Все ответы верны
8. Строение водорослей характеризуется:
А. Наличием настоящих тканей и органов
Б. Появлением настоящих корней
В. Наличием слоевища (тела недифференцированного на ткани и органы)
9. Простейшие животные обитают в:
A. В водоемах
Б. Организмах животных
B. Почве
Г. Все ответы верные
10. Растут в течении всей жизни:
А. Животные
Б. Растения
В. Бактерии
Выполни задание на соответствие:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.