1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету БИОЛОГИЯ на 2019 – 2020 учебный год для учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
8. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2019 – 2020 учебный год для обучающихся с ОВЗ;
9. Авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6 - 9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», 2011г.).
Сроки реализации программы - один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
Особенности класса: Один обучающийся занимается по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) в составе общеобразовательного класса.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Биология как учебный предмет для детей с ОВЗ (умственная отсталость) включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
Содержание курсов выстроено с учетом рекомендаций по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости естественнонаучным знаниям и умениям. В программах выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи и сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящён изучению живой природы России.
В 6 классе обучающиеся знакомятся с неживой природой: вода, воздух, полезные ископаемые, почвы России. Изучаются особенности строения, свойства и использование человеком перечисленных компонентов природы Для активизации обучающихся используют коллекции, гербарии, лабораторное оборудование (колбы, пробирки, фильтры, сухое горючее и др.) для проведение экспериментов.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые организмы и явления природы, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая работа с биологическими терминами на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках «Природоведение». Географии»
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания биологии и природоведения предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных биологических знаний умственно отсталыми учащимися.
Формы обучения:
а) урок изучение нового материала (ОНМ)
б) урок закрепления изученного материала (ОСЗ- обобщение и систематизации знаний)
в) комбинированный урок (КОМБ)
д) контрольный урок
е) экскурсия
ж) Урок - игра
Технологии образования:
а) индивидуальная работа с учащимся;
б) технология развивающего обучения;
в) личностно-ориентированные технологии обучения;
Методы обучения:
а) словесный (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой);
б) наглядный (демонстрация, наблюдения);
в) практический (тесты, практические работы);
Формы контроля
- тест - проверочная работа
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
5. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Межпредметные связи
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов природоведения 5 класса, биологии 6 класса с курсами биологии 7-9 классов, в ходе которых изучались основные знания о неживой природе;
формировались представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия
4. Коррекция произвольного внимания
5. Развитие самостоятельности, аккуратности
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
6 класс |
|
Учащиеся научатся (узнают): - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся научатся: - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. |
Учащиеся получат возможность научиться (определять): - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся получат возможность научиться: - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
|
4. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с адаптированной основной образовательной программы МБОУ ООШ с. Волочаевка для детей с ОВЗ предмет «Биология» изучается с 6 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 6 по 9 класс выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели.
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС.
Общее знакомство с природой. 3 часа.
Неживая и живая природа. Твёрдые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.
Практическая работа № 1 «Твёрдые тела, жидкости и газы»
Вода. 17 часов.
Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и её измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лёд – твёрдое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Практическая работа № 2 «Вода в природе».
Практическая работа № 3 «Три состояния воды в природе»
Воздух. 14 часов.
Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие его при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа. Значение воздуха. Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха.
Практическая работа № 4 «Воздух – плохой проводник тепла»
Полезные ископаемые. 21 час.
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. Чёрные металлы. Чугун. Сталь. Медная и алюминиевая руды. Алюминий. Медь и олово.
Почва. 13 часов.
Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина – минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы. Испарение воды из почвы. Весенняя (предпосевная) обработка почвы. Осенняя (основная) обработка почвы. Охрана почв.
Практическая работа № 5 «Весенняя (предпосевная) обработка почвы»
6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных, самостоятельных работ |
1. |
Общее знакомство с природой |
3 |
1 |
|
2. |
Вода |
17 |
2 |
1 (с/р) |
3. |
Воздух |
14 |
1 |
1 (с/р) |
4. |
Полезные ископаемые |
21 |
|
1 (к/р) |
5. |
Почва |
13 |
1 |
1 (к/р) |
|
Итого |
68
|
5 |
4 |
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
|
Тема урока |
Лабораторные, практические работы |
Кол-во час |
Введение. Общее знакомство с природой (3 час.)
|
|||
1. |
Неживая и живая природа |
|
1
|
2. |
Твёрдые тела, жидкости и газы |
П/Р № 1 |
1
|
3. |
Для чего изучают природу. |
|
1
|
Вода (17 час.)
|
|||
4. |
Вода в природе.
|
|
1 |
5. |
Вода - жидкость |
П/Р № 2 |
1
|
6. |
Температура воды и её измерение |
|
1
|
7. |
Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении |
|
1
|
8. |
Изменение состояния воды при замерзании |
|
1
|
9. |
Лёд – твёрдое тело |
|
1
|
10. |
Превращение воды в пар |
|
1
|
11. |
Кипение воды |
|
1
|
12. |
Три состояния воды в природе |
П/Р № 3 |
1
|
13. |
Вода – растворитель |
|
1
|
14. |
Водные растворы и их использование |
|
1
|
15. |
Водные растворы в природе |
|
1
|
16. |
Нерастворимые в воде вещества |
|
1 |
17. |
Чистая и мутная вода |
|
1
|
18. |
Питьевая вода |
|
1
|
19. |
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды |
|
1
|
20. |
Самостоятельная работа по теме «Что мы узнали о воде» |
|
1
|
Воздух (14 час.)
|
|||
21. |
Воздух в природе |
|
1
|
22. |
Воздух занимает место |
|
1
|
23. |
Воздух плохой проводник тепла |
П/Р № 4 |
1
|
24. |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении |
|
1
|
25. |
Тёплый воздух легче холодного |
|
1
|
26. |
Движение воздуха в природе |
|
1
|
27. |
Состав воздуха |
|
1
|
28. |
Кислород и его значение в жизни растений и человека |
|
1
|
29. |
Углекислый газ |
|
1
|
30. |
Применение углекислого газа |
|
1
|
31. |
Значение воздуха |
|
1
|
32. |
Чистый и загрязнённый воздух |
|
1
|
33. |
Охрана воздуха |
|
1
|
34. |
Самостоятельная работа по теме: «Что мы узнали о воздухе» |
|
1 |
Полезные ископаемые (21 час.)
|
|||
35. |
Что такое полезные ископаемые |
|
1
|
36. |
Полезные ископаемые, используемые в строительстве |
|
1
|
37. |
Гранит |
|
1
|
38. |
Известняки |
|
1
|
39. |
Песок и глина |
|
1
|
40. |
Горючие полезные ископаемые |
|
1
|
41. |
Торф |
|
1
|
42. |
Каменный уголь |
|
1
|
43. |
Нефть |
|
1
|
44. |
Природный газ |
|
1
|
45. |
Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения |
|
1 |
46. |
Калийная соль |
|
1
|
47. |
Фосфориты и получаемые из них фосфоритные удобрения |
|
1
|
48. |
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов |
|
1
|
49. |
Железные руды |
|
1
|
50. |
Чёрные металлы. Чугун |
|
1
|
51. |
Сталь |
|
1
|
52. |
Медная и алюминиевая руды |
|
1
|
53. |
Алюминий |
|
1
|
54. |
Медь и олово |
|
1
|
55. |
Контрольная работа по теме: «Что мы узнали о полезных ископаемых» |
|
1 |
Почва (13 час.)
|
|||
56. |
Что называют почвой |
|
1 |
57. |
Состав почвы |
|
1
|
58. |
Перегной – органическая часть почвы |
|
1
|
59. |
Песок и глина – минеральная часть почвы |
|
1
|
60. |
Минеральные соли в почве |
|
1
|
61. |
Различие почв по их составу |
|
1
|
62. |
Как проходит вода в разные почвы |
|
1
|
63. |
Испарение воды из почвы |
|
1
|
64. |
Весенняя (предпосевная) обработка почвы |
П/Р № 5 |
1
|
65. |
Охрана почв |
|
1
|
66. |
Осенняя (основная) обработка почвы |
|
1
|
67. |
Контрольная работа на тему «Что мы узнали о почве» |
|
1
|
68. |
Итоговый урок по курсу биологии 6 класса. Летние задания |
|
1
|
7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Для учащихся:
1. Учебник: Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г. Соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
Для учителя:
1. Учебник: Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г. Соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
2. Программы для 5-9 классов специальных( коррекционных) учреждений
8 вида М.; Владос, 2000
Дополнительная литература.
1. А.А.Плешаков. Н.И.Сонин. Природоведение 5 М.; Дрофа 2007
2. Н.И.Сонин. Биология 6. Живой организм. М.; Дрофа 2002
3. С.А. Молис. Книга для чтения по зоологии М.; Просвещение 2003
4. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, Л.М.Аверина Поурочное планирование учебного материала. Растения, бактерии,
5. Грибы и лишайники. М.; Школьная пресса 2004
6. Мягкова А.Н. Резникова В.З. Поурочное планирование 7 класс. Животные.М.;Вентана-Граф 2006
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Видеокассеты;
Растительный и животный мир природных зон Земли.
Животный мир России
Первая помощь при различных травмах
Мультимедийные учебные пособия:
Биология 6-10 классы.
2. ОБОРУДОВАНИЕ:
- Микропрепараты(5 наборов по зоологии 5 наборов по общей биологии), растения( остатки от старых наборов)
- Предметные стекла (12 штук), иглы(2 штуки)
3. Коллекции горных пород и минералов
4. Коллекции : руд ,металлов, пластмасс, пород древесины, почв, минеральных удобрений, изделий из стекла..
5. Гербарии: по систематике растений, культурных и сорных растений
6. Наборы учебных таблиц: по природоведению, ботанике, зоологии и анатомии человека для основной школы.
7. Видеофильмы. Мультимедийное оборудование.
8. Карточки
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, лабораторным оборудованием, учебными схемами и таблицами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание учебного материала и использование его, для решение экологических и биологических проблемных ситуаций..
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых биологических явлений;
9. Понимание основных естественнонаучных взаимосвязей;
10. Знание приемов пользования приборами и лабораторным оборудованием;
11. При решении биологических и экологических проблемных ситуаций допускает второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения заданий различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание биологической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области биологии (неумение пользоваться компасом, лупой, микроскопом и т.д.);
10. Скудны естественнонаучные представления, преобладают формалистические знания;
11. Недостаточно использует информацию с учебных таблиц и иллюстраций учебника, показывает неточно, поясняет сбивчиво;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает связи между объектами, явлениями природы..
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Оценка «5» -9- 10 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» .
Требования к выполнению практических (лабораторных)работ.
1. Практические (лабораторные)работы в курсах «Природоведения» и «Биология» выполняются с использованием инструктивных карт учебников, в которых дан поэтапный порядок действий обучающихся и также описания заданий к каждой работе.
2. Обучающиеся выполняют практические( лабораторные) работы в соответствии с требованиями инструкционных карт Результаты работы оформляют в рабочих тетрадях. Названия объектов изучения и их частей подписывают горизонтально, разборчиво, работу оформляют аккуратно.
3. Необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте «лишней информации»:отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
4. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.