Рабочая программа по биологии 6 кл.Концентрический УМК
Оценка 5

Рабочая программа по биологии 6 кл.Концентрический УМК

Оценка 5
docx
14.09.2021
Рабочая программа по биологии 6 кл.Концентрический УМК
РП по биологии 6 кл.Баринова А.А.2021-22гг...docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починка

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № 1

от   30.08.2021 г.

_____________

Невзорова В.П.

Ф.И.О. руководителя ШМО

 

 

 

 

Согласовано заместитель директора по УВР:

          __________

 Ж.В.Гавриленкова

    30.08.2021 г.

 

 

Принято на педагогическом совете

Протокол № 1

от 31.08. 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

 __________________                     

Л.В. Антоненкова

Приказ №         б

от 31.08.2021 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

основного общего образования по биологии

2021-2022 учебный год

6 класс

                                                                                        

Составитель: Баринова А.А.,

учитель географии и

                                                                        биологии,

 первая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 - 2022 учебный год

 

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010;

§  Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический  курс Авторы Н.И.Сонин , В.Б. Захаров.

§  Биология. 5-9 классы :Рабочие программы: методическое пособие/сост. Г.М. пальдяева.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.

§   «ООП ООО МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок

  •  учебного плана МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок  на 2021-2022 учебный год;
  • рабочей программы воспитания МБОУ СШ № 1.
  •   Федерального перечня учебников;
  •  УМК по биологии

 

 

6класс

 

         Количество недельных часов – 1.   Количество часов в год – 34

 

1.Учебник:  Сонин Н.И. Биология. Биология. Живой организм.6 класс: М.: Дрофа,2019 г

2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2020 г

 

Планируемые результаты освоения курса «Биология. Живой организм» 6 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты .

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

56  классы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

56-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

56-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 

Коммуникативные УУД:

56-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. .

Живые организмы

Выпускник научится:   выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;   аргументировать,  приводить  доказательства  родства  различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;   аргументировать,  приводить  доказательства  различий  растений, животных, грибов и бактерий;  осуществлять  классификацию  биологических  объектов  (растений, животных,  бактерий,  грибов)  на  основе  определения  их  принадлежности  к определенной систематической группе;   раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;   объяснять  общность  происхождения  и  эволюции  систематических групп  растений  и  животных  на  примерах  сопоставления  биологических объектов;   выявлять  примеры  и  раскрывать  сущность  приспособленности организмов к среде обитания;  различать по  внешнему  виду,  схемам  и  описаниям  реальные биологические  объекты  или  их  изображения,  выявлять  отличительные признаки биологических объектов;   сравнивать  биологические  объекты  (растения,  животные,  бактерии, грибы),  процессы  жизнедеятельности;  делать  выводы  и  умозаключения  на основе сравнения;   устанавливать  взаимосвязи  между  особенностями  строения  и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;   использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;   анализировать  и  оценивать  последствия  деятельности  человека  в природе;  описывать  и  использовать  приемы  выращивания  и  размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;   знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:   находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в  научно-популярной  литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет  ресурсе,  анализировать  и  оценивать  ее,  переводить  из  одной  формы в другую;   основам исследовательской и проектной деятельности по изучению  организмов  различных  царств  живой  природы,  включая  умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.   Использовать  приемы  оказания  первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями  растений;  размножения  и  выращивания  культурных  растений, уходом за домашними животными;   ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни  во  всех  ее  проявлениях,  экологическое  сознание,  эмоционально-ценностное  отношение к объектам живой природы);   осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой природе;    создавать  собственные  письменные  и  устные  сообщения  о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,  сопровождать  выступление  презентацией,  учитывая  особенности аудитории сверстников;   работать в группе сверстников при решении познавательных задач  связанных  с  изучением  особенностей  строения  и  жизнедеятельности растений,  животных,  грибов  и  бактерий,  планировать  совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и  адекватно  оценивать  собственный вклад в деятельность группы.

  Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Тематическое планирование по биологии  составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

-развитие ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле,

-основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

 

 Тема курса

Основное содержание курса по темам

Виды учебной деятельности

Раздел 1 (14 часов)

Строение и свойства живых организмов:

Тема 1.1.(1 час)

Основные свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов

Тема 1.2. ( 1 час)

Химический состав клеток. Входной мониторинг

Содержание химических элементов в клетке. Органические и минеральные вещества и их роль в клетке

Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями.

Тема 1.3.(2 часа)

Строение растительной и животной клеток

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма. Разнообразие растительных клеток. Особенности строения  и многообразие клеток животных.

Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток. Выполняют лабораторную работу: Лабораторная работа №1 « Микроскопическое строение клеток живых организмов»

Тема 1.4.(2 часа)

Ткани растений и животных

Ткань. Ткани растений. Животные ткани.

Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. Выполняют лабораторную работу: Лабораторная работа №2 « Микроскопическое строение тканей растений и животных»

Тема 1.5 .(7 часов)

Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Корень, зоны корня, виды корней. Корневые системы, Значение корня. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и виды  побегов. Разнообразие и значение побегов. Почки. Стебель. Микроскопическое строение стебля. Строение листа, Листорасположение и жилкование. Микроскопическое строение листа. Строение и значение цветка, Соцветия, Опыление. Семя и его строение, Плод. Многообразие и распространение плодов. Органы и системы органов животных.

Определяют понятие «орган».

Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме. Выполняют лабораторные работы : Лабораторная работа № 3 «Изучение органов цветкового растения»; Лабораторная работа№4 « Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»; Лабораторная работа №5 «Изучение строения (органы) позвоночного животного» 

Тема 1.6.(1 час)

Растения и животные как целостные организмы

Растения и животные как целостные организмы. (биосистемы)  Обобщение по разделу «Строение и свойства живых организмов»

Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое. 

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (17 часов)

Тема 2.1.(2 часа)

Питание и пищеварение

Процессы жизнедеятельности растений. Корневое и воздушное питание. Особенности питания животных.

Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.

Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой. Определяют тип питания животных.

Тема 2.2. (2 часа)

Дыхание

Значение дыхания. Дыхание растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме ( 2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение Перенос веществ в растениях.

Транспорт веществ у животных. Кровеносная система, ее строение и функции.

Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения. Выполняют практическую работу: Практическая работа № 6 « Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении.»

Тема 2. 4. Выделение.

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Удаление конечных продуктов обмена веществ у растений. Выделение у животных. Обмен веществ и энергии.

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого.

Тема 2.5.

Опорные системы ( 1 час)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений и животных.

Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.

Тема 2.6.(1 час)

Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности растений и животных.

Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой.

Тема 2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности ( 2 часа)

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности. Поведение животных (рефлексы , инстинкты, раздражимость.) Эндокринная система и ее роль. Железы внутренней секреции.

Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде.

Тема 2.8.

Размножение( 2 часа)

Половое и вегетативное размножение у растений. Оплодотворение у растений. Бесполое и половое размножение у животных.

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян. Выполняют практическую работу: Практическая работа №7 «  Вегетативное размножение комнатных растений» .

Тема 2.9.

Рост и развитие ( 3 часа)

Рост и развитие растений. Приёмы выращивания и ухода за растениями. Космическая роль зелёных растений.

Особенности развития и роста животных организмов. Разведение животных. Значение животных в природе и жизни человека. Обобщение по разделу  «Жизнедеятельность живых организмов»

 

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семя.

Раздел 3

Организм и среда (4часа)

Тема 3.1.

Среда обитания. Факторы среды( 1 час)

 

Среды обитания животных и растений. Факторы  и условия среды, приспособленность организмов к среде обитания.

Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания.

Тема 3.2.

Природные сообщества(3 часа)

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование

Природное сообщество. Экосистема. Разнообразие отношений животных в природе. Взаимосвязи живых организмов . Цепи питания. Обобщение  по разделу «Организм и среда»

Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы.

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа составлена на основе:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,

Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,

Особенности строения и многообразие клеток животных

Особенности строения и многообразие клеток животных

Особенности питания животных.Определяют понятия «питание», «пищеварение»

Особенности питания животных.Определяют понятия «питание», «пищеварение»

Значение двигательной активности растений и животных

Значение двигательной активности растений и животных

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды( 1 час)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды( 1 час)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2021