Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Царёво-Займищенская основная общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНА Руководитель МО _______ Патюпа О.В. Протокол №1 от 29.08.2018 |
РАССМОТРЕНА Руководитель экспертной группы _________ Гусева Л.Н. 2018 г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы А.П.Ящерицыной от 30.08.2018 № 90 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по биологии
8 класс
(68 часов в год)
(Автор программы - В.В. Пасечник)
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010)
Рабочую программу составил
учитель биологии
Шестерикова Наталья Николаевна
Рассмотрена на заседании педагогического
совета школы и рекомендована к утверждению
(протокол №1 от 29.08.2018)
2018/ 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2010 год) с изменениями и дополнениями; планируемыми результатами, требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования; образовательной программе основного общего образования МБОУ Царёво-Займищенской ООШ; учебному плану МБОУ Царёво-Займищенской ООШ; Положению о рабочей программе МБОУ Царёво-Займищенской ООШ; авторской программой В.В. Пасечника и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Биология: Человек», для общеобразовательных учреждений, авторы: Д. В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев -3-е., стереотип М.: Дрофа, 2016.- 416,с. Учебник создан под руководством В.В.Пасечника
Биология: Человек.8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Д. В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева -3-е., стереотип М.: Дрофа, 2017-2018.
Цели и задачи:
ü Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
ü Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
ü Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
ü Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
ü Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Ø изучить происхождение, строение, особенности жизнедеятельности человека;
Ø изучить строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека;
Ø научиться распознавать органы и системы органов человека;
Ø научиться характеризовать органы и системы органов, их функции,
Ø научиться объяснять процессы, происходящие в организме человека;
Ø научиться сравнивать клетки, ткани, органы, системы органов, процессы и т.д.
Ø научиться обосновывать влияние различных факторов на здоровье человека, основные правила гигиены, меры первой помощи при несчастных случаях.
Ø развивать общеучебные и специальные умения и навыки.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ Царево-Займищенской ООШ на изучение биологии в 8 классах отводится 2 учебных часа в неделю, итого 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—методы наук, изучающих человека;
—основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником и дополнительной литературой
Раздел 2. Происхождение человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—место человека в систематике;
—основные этапы эволюции человека;
—человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять место и роль человека в природе;
—определять черты сходства и различия человека и животных;
—доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять сообщения на основе обобщения материала
учебника и дополнительной литературы;
—устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—общее строение организма человека;
—строение тканей организма человека;
—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки организма человека,
особенности его биологической природы;
—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать
выводы на основе сравнения;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Опорно-двигательная система
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять особенности строения скелета человека;
—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—компоненты внутренней среды организма человека;
—защитные барьеры организма;
—правила переливания крови.
Учащиеся должны уметь:
—выявлять взаимосвязь между особенностями строения
клеток крови и их функциями;
—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
—выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
—измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 7. Дыхание
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции органов дыхания;
—механизмы вдоха и выдоха;
—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции пищеварительной системы;
—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
—правила предупреждения желудочно - кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
—приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
—роль ферментов в обмене веществ;
—классификацию витаминов;
—нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
—объяснять роль витаминов в организме человека;
—приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция.
Выделение
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—наружные покровы тела человека;
—строение и функция кожи;
—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11. Нервная система
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение нервной системы;
—соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
—особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные особенности поведения и психики человека;
—объяснять роль обучения и воспитания в развитии
поведения и психики человека;
—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать железы в организме человека;
—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—жизненные циклы организмов;
—мужскую и женскую половые системы;
—наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки органов размножения человека;
—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—соблюдать правила поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—осознание значения семьи в жизни человека и общества;
—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—признание права каждого на собственное мнение;
—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так
и для опровержения существующего мнения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма (5 ч)
Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро_ и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Приёмы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (4 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови.
Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус - фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Приёмы измерения артериального давления. Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатраты.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение
и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Лабораторные и практические работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна.
Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей
и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО БИОЛОГИИ
Учитель Шестерикова Наталья Николаевна
Количество часов
по программе – 68
в неделю – 2
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во час |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
|
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека |
2 |
|
|
1 |
Науки о человеке. Здоровье и его охрана |
1 |
03.09 |
|
2 |
Становление наук о человеке |
1 |
06.09 |
|
|
Раздел 2. Происхождение человека |
3 |
|
|
3 |
Систематическое положение человека |
1 |
10.09 |
|
4 |
Историческое прошлое людей. |
1 |
13.09 |
|
5 |
Расы человека. Среда обитания |
1 |
17.09 |
|
|
Раздел 3. Строение организма человека |
5 |
|
|
6 |
Общий обзор организма человека |
1 |
20.09 |
|
7 |
Клеточное строение организма |
1 |
24.09 |
|
8 |
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. |
1 |
27.09 |
|
9 |
Нервная ткань. |
1 |
01.10 |
|
10 |
Рефлекторная регуляция. |
1 |
04.10 |
|
|
Раздел 4. Опорно-двигательная система |
7 |
|
|
11 |
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. |
1 |
08.10 |
|
12 |
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Л.р. «Микроскопическое строение кости» |
1 |
15.10 |
|
13 |
Соединения костей |
1 |
18.10 |
|
14 |
Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р. «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки» |
1 |
22.10 |
|
15 |
Работа скелетных мышц и её регуляция Л.р. «Утомление при статической и динамической работе» |
1 |
25.10 |
|
16 |
Нарушения опорно-двигательной системы Л.р. «Выявление нарушений осанки» Л.р. «Выявление плоскостопия» (дома) |
1 |
29.10 |
|
17 |
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» |
1 |
01.11 |
|
|
Раздел 5. Внутренняя среда организма |
4 |
|
|
18 |
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма |
1 |
08.11 |
|
19 |
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет |
1 |
12.11 |
|
20 |
Иммунология на службе здоровья |
1 |
15.11 |
|
21 |
Тканевая совместимость. Переливание крови. |
1 |
19.11 |
|
|
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма |
6 |
|
|
22 |
Транспортные системы организма |
1 |
26.11 |
|
23 |
Круги кровообращения. Л.р. «Изучение особенностей кровообращения» |
1 |
29.11 |
|
24 |
Строение и работа сердца |
1 |
03.12 |
|
25 |
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.р. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л.р. «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке», (выполняется дома) |
1 |
06.12 |
|
26 |
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р. «Функциональная проба. Реакция серд-сосуд системы на дозированную нагрузку» |
1 |
10.12 |
|
27 |
Первая помощь при кровотечениях. Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма» |
1 |
13.12 |
|
|
Раздел 7. Дыхание |
5 |
|
|
28 |
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей |
1 |
17.12 |
|
29 |
Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание |
1 |
20.12 |
|
30 |
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Л.р. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» |
1 |
24.12 |
|
31 |
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. |
1 |
27.12 |
|
32 |
Травмы органов дыхания: профилактика, приемы реанимации |
1 |
10.01 |
|
|
Раздел 8. Пищеварение |
6 |
|
|
33 |
Питание и пищеварение |
1 |
14.01 |
|
34 |
Пищеварение в ротовой полости. |
1 |
17.01 |
|
35 |
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока Л.р. «Действие слюны на крахмал» |
1 |
21.01 |
|
36 |
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника |
1 |
24.01 |
|
37 |
Регуляция пищеварения |
1 |
28.01 |
|
38 |
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций |
1 |
31.01 |
|
|
Раздел 9. Обмен веществ и энергии |
3 |
|
|
39 |
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ |
1 |
04.02 |
|
40 |
Витамины. Здоровый образ жизни. |
1 |
07.02 |
|
41 |
Энергозатраты человека и пищевой рацион Л.р. № 16. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (дома) |
1 |
11.02 |
|
|
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение |
4 |
|
|
42 |
Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. |
1 |
14.02 |
|
43 |
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи |
1 |
25.02 |
|
44 |
Терморегуляция организма. Закаливание |
1 |
28.02 |
|
45 |
Выделение |
1 |
04.03 |
|
|
Раздел 11. Нервная система |
5 |
|
|
46 |
Значение нервной системы |
1 |
07.03 |
|
47 |
Строение нервной системы. Спинной мозг |
1 |
11.03 |
|
48 |
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» |
1 |
14.03 |
|
49 |
Функции переднего мозга |
1 |
18.03 |
|
50 |
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система» |
1 |
21.03 |
|
|
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств |
5 |
|
|
51 |
Анализаторы |
1 |
25.03 |
|
52 |
Зрительный анализатор. Л.р. «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» |
1 |
28.03 |
|
53 |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней |
1 |
01.04 |
|
54 |
Слуховой анализатор |
1 |
04.04 |
|
55 |
Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус |
1 |
08.04 |
|
|
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика |
5 |
|
|
56 |
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности |
1 |
09.04 |
|
57 |
Врождённые и приобретённые программы поведения. Л.р. «Выработка навыка зеркального письма» |
1 |
15.04 |
|
58 |
Сон и сновидения |
1 |
18.04 |
|
59 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы |
1 |
22.04 |
|
60 |
Воля. Эмоции. Внимание. Л.р. «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» |
1 |
25.04 |
|
|
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) |
2 |
|
|
61 |
Роль эндокринной регуляции |
1 |
29.04 |
|
62 |
Функция желёз внутренней секреции. |
1 |
06.05 |
|
|
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма |
6 |
|
|
63 |
Жизненные циклы. Размножение. Половая система |
1 |
13.05 |
|
64 |
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды |
1 |
16.05 |
|
65 |
Наследственные и врождённые заболевания. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности |
1 |
21.05 |
|
66 |
Интересы, склонности, способности |
1 |
23.05 |
|
67 |
Промежуточная аттестация (тест) |
1 |
27.05 |
|
68 |
Итоговое повторение. |
1 |
30.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.