Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Оценка 4.7
Документация
docx
биология
9 кл
12.01.2020
Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф
Рабочая программа курса «Биология» для 9 класса разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой для общеобразовательных школ к учебнику серии «Алгоритм успеха» и обеспечивается учебником «Биология» 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. М.:Вентана - Граф, 2017 г.) имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений;
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА - основная.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС

 

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                            

      Рабочая программа курса «Биология» для 9 класса  разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой для общеобразовательных школ к учебнику серии «Алгоритм успеха» и обеспечивается учебником  «Биология» 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. М.:Вентана - Граф, 2017 г.)  имеющий гриф «Рекомендовано  Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».;

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю (всего 66 часов).

Курс биологии в 9 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях. В ней пре­дусмотрено проведение 2 контрольных и 7 лабораторных работ.

      Программа  соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.И.Н. Пономаревой. – 6-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018.-272с.: ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»).

Цель курса: ознакомление с современными научными представлениями о происхождении и развитии жизни на земле, об основных биологических закономерностях, обобщении  и углублении  понятий эволюционного развития организмов.

Задачи курса:

1.Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину.

2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

 

Примечание: в данной программе могут вноситься изменения согласно изменениям в учебном процессе (актированные дни, курсы ит.д.)

 

                                                                 

II.                 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Глава 1. Общие закономерности жизни (3 ч)

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.                                                                        

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч)

Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.

Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов».

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (18 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч)

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».

 

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

§  владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царств живой природы, систематики и представителей разных таксонов;

§  объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;

§  характеризовать биологию как  науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиеся изучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живой природы;

§  проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;

§  понимать основы химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;

§  характеризовать вклад микроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

§  сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и аукариотической клеток, характеризовать основные положения клеточной теории строения организмов;

§  доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение;

§  характеризовать функции органоидов цитоплазмы; определять зачение включений в жизнедеятельность клетки;

§  сравнивать различные представления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина о естественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оценивать значение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;

§  определять понятия "вид" и "популяция", значение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;

§  оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;

§  понимать сущность процессов полового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологическое значение;

§  характеризовать биологическое значение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

§  различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

§  использовать генетическую символику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип ка систему взаимодействующих генов организма;

§  распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;

§  понимать смысл и значение явлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);

§  характеризовать особенности приспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;

§  описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основные закономерности и результаты эволюции;

§  проводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения;  объяснять, почему приспособления носят относительный характер;

§  объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризовать процесс  экологического и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях, животных, растений и микроорганизмов;

§  характеризовать пути достижения биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;

§  описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологического вида;

§  характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;

§  осознавать антинаучную сущность расизма;

§  описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемых животных изученных таксонометричеких групп между собой;

§  характеризовать компоненты живого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия;

§  классифицировать экологические факторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе;

§  характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описывать экологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений между организмами;

§  применять на практике сведения об экологических закономерностях;

2)  в целостно-ориентацинной сфере:

§  знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

§  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

§  приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;

§  оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;

3) в сфере трудовой деятельности:

§  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

§   соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4) в сфере физической  деятельности:

§  демонстрировать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;

5) в эстетической сфере:

§  оценивать с эстетической точки зрения объекта живой природы

 

Метапредметные:

1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

§  работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

§  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

§  проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;

§  сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

§  строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

§  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

§  определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

2)  регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

§  организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);

§  самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;

§  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

§  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

§  проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

§  владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

§  адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

§  слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

§  интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

§  участвовать в коллективном обсуждении проблем.

IV.1. ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

1.       

Общие закономерности жизни

(4 часа)

Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез)

1

 

2.       

 

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований

1

 

3.       

 

Общие свойства живых организмов

1

 

4.       

 

Многообразие форм жизни

1

 

5.       

Закономерности жизни на клеточном уровне (12 часов)

Многообразие клеток.

Л. р. № 1 «Сравнение растительных и животных клеток»

1

 

6.       

 

Химические вещества в клетке: вода и минеральные соли

1

 

7.       

 

Химические вещества в клетке: белки, жиры и углеводы

1

 

8.       

 

Химические вещества в клетке: нуклеиновые кислоты

1

 

9.       

 

Строение клетки.

1

 

10.   

 

Органоиды клетки и их функции

1

 

11.   

 

Обмен веществ – основа существования клетки

1

 

12.   

 

Биосинтез белка в живой клетке

1

 

13.   

 

Биосинтез углеводов - фотосинтез

1

 

14.   

 

Обеспечение клеток энергией

1

 

15.   

 

Размножение клетки и её жизненный цикл.

Л. р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

 

16.   

 

Контрольная работа № 1 «Закономерности жизни на клеточном уровне»

1

 

17.   

Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов)

Организм – открытая живая система (биосистема)

1

 

18.   

 

Бактерии и вирусы

1

 

19.   

 

Растительный организм и его особенности

1

 

20.   

 

Многообразие растений и значение в природе

1

 

21.   

 

Организмы царства грибов и лишайников

1

 

22.   

 

Животный организм и его особенности

1

 

23.   

 

Многообразие животных

1

 

24.   

 

Сравнение свойств организма человека и животных

1

 

25.   

 

Размножение живых организмов

1

 

26.   

 

Индивидуальное развитие организмов

1

 

27.   

 

Образование половых клеток. Мейоз

1

 

28.   

 

Изучение механизма наследственности

1

 

29.   

 

Основные закономерности наследственности организмов

1

 

30.   

 

Закономерности изменчивости.

Л. р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1

 

31.   

 

Ненаследственная изменчивость.

Л. р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов»

1

 

32.   

 

Основы селекции организмов

1

 

33.   

 

Контрольная работа № 2 «Закономерности жизни на организменном уровне»

1

 

34.   

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

 

35.   

 

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

 

36.   

 

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

 

37.   

 

Этапы развития жизни на Земле

1

 

38.   

 

Идеи развития органического мира в биологии

1

 

39.   

 

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира

1

 

40.   

 

Современные представления об эволюции органического мира

1

 

41.   

 

Вид, его критерии и структура

1

 

42.   

 

Процессы образования видов

1

 

43.   

 

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

 

44.   

 

Основные направления эволюции

1

 

45.   

 

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

 

46.   

 

Основные закономерности эволюции.

Л. р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

 

47.   

 

Человек – представитель животного мира

1

 

48.   

 

Эволюционное происхождение человека

1

 

49.   

 

Ранние этапы эволюции человека

1

 

50.   

 

Поздние этапы эволюции человека

1

 

51.   

 

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

 

52.   

 

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

 

53.   

 

Контрольная работа № 3 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1

 

54.   

Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 часов)

Условия жизни на Земле

1

 

55.   

 

Общие законы действия факторов среды на организмы

1

 

56.   

 

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

 

57.   

 

Биотические связи в природе

1

 

58.   

 

Взаимосвязи организмов в популяции

1

 

59.   

 

Функционирование популяций в природе

1

 

60.   

 

Природное сообщество – биогеоценоз

1

 

61.   

 

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

 

62.   

 

Развитие и смена природных сообществ

1

 

63.   

 

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

 

64.   

 

Основные законы устойчивости живой природы

1

 

65.   

 

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Л. р. № 6 «Оценка качества окружающей среды»

1

 

66.   

 

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

 

67.   

 

Итоговое контрольное тестирование по курсу «Общая биология»

1

 

68.   

 

Роль биологии в будущем

1

 

 

IV.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема урока

 Планируемые результаты

Дата план

Дата факт

Предметные

Метапредметные

 

 

Глава 1. Общие закономерности жизни (4 ч)

1.

Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез)

Входящий: контрольная работа

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

2

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований

Знать:  основы современных

методов биологических исследований

общие свойства живого;

многообразие форм жизни;

- уровни организации живой природы

- соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

- характеризовать процессы, происходящие

в клетке.

Уметь: объяснять значение биологических знаний для современного человека;

Давать характеристику уровням организации живой природы

 

 

3.

Общие свойства живых организмов

 

 

4.

Многообразие форм жизни

 

 

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (12 часов)

5

Многообразие клеток.

Л. р. № 1 «Сравнение растительных и животных клеток»

Знать: основные положения клеточной теории;

- химическая организация клетки: строе  ние и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ;

- строение и функции основных органоидов клетки;

- особенности клеток про- и эукариот;

- сущность пластического и энергетического обмена веществ;

- сущность биосинтеза белка;

фотосинтез, его значение

Уметь: пользоваться цитологической терминологией;

характеризовать основные положения клеточной теории;

объяснять роль химических веществ в жизни клетки;

пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

 

 

 

6

Химические вещества в клетке: вода и минеральные соли

 

 

7

Химические вещества в клетке: белки, жиры и углеводы

 

 

8

Химические вещества в клетке: нуклеиновые кислоты

 

 

9

Строение клетки.

 

 

10

Органоиды клетки и их функции

 

 

11

Обмен веществ – основа существования клетки

 

 

12

Биосинтез белка в живой клетке

 

 

13

Биосинтез углеводов - фотосинтез

 

 

14

Обеспечение клеток энергией

 

 

15

Размножение клетки и её жизненный цикл.

Л. р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

 

 

16

Контрольная работа № 1 «Закономерности жизни на клеточном уровне»

 

 

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов)

17

Организм – открытая живая система (биосистема)

Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое;

способы деления клеток;

фазы митоза;

- видовое постоянство числа хромосом;

- диплоидный и гаплоидный набор хромосом;

- биологическое значение митоза и мейоза;

- оплодотворение;

- развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла;

генетическую символику и терминологию;

- законы Менделя;

- схемы скрещивания;

- хромосомное определение пола;

особенности изучения наследственности человека;

- модификационную и мутационную изменчивость, их причины;

- значение генетики для медицины и здравоохранения;

 основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный);

- основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание;

что такое биотехнология

Уметь: пользоваться терминологией;

определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза;

характеризовать методы и законы наследственности;

решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание;

пользоваться научной терминологией;

характеризовать основные методы селекции, приводить примеры

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- структурирование знаний;

-анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- установление причинно-следственных связей;

 

 

 

 

18

Примитивные организмы

 

 

19

Растительный организм и его особенности

 

 

20

Многообразие растений и значение в природе

 

 

21

Организмы царства грибов и лишайников

 

 

22

Животный организм и его особенности

 

 

23

Многообразие животных

 

 

24

Сравнение свойств организма человека и животных

 

 

25

Размножение живых организмов

 

 

26

Индивидуальное развитие организмов

 

 

27

Образование половых клеток. Мейоз

 

 

28

Изучение механизма наследственности

 

 

29

Основные закономерности наследственности организмов

 

 

30

Закономерности изменчивости.

Л. р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

 

 

31

Ненаследственная изменчивость.

Л. р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов»

 

 

32

Основы селекции организмов

 

 

33

Контрольная работа № 2 «Закономерности жизни на организменном уровне»

 

 

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов)

34

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Знать: развитие взглядов на возникновение жизни;

основные этапы возникновения жизни ;

- основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события;

эволюционную теорию Ч. Дарвина;

движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор;

- доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические;

вид, его критерии;

популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции;

- формирование приспособлений в процессе эволюции;

видообразование: географическое и экологическое;

главные направления эволюции: прогресс и регресс;

- пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Уметь: давать определение понятия жизни;

- характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни;

пользоваться научной терминологией;

- характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида;

- иллюстрировать примерами главные направления эволюции;

- выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных;

 

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле

 

 

36

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

 

 

37

Этапы развития жизни на Земле

 

 

38

Идеи развития органического мира в биологии

 

 

39

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира

 

 

40

Современные представления об эволюции органического мира

 

 

41

Вид, его критерии и структура

 

 

42

Процессы образования видов

 

 

43

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

 

 

44

Основные направления эволюции

 

 

45

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

 

 

46

Основные закономерности эволюции.

Л. р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

 

 

47

Человек – представитель животного мира

 

 

48

Эволюционное происхождение человека

 

 

49

Ранние этапы эволюции человека

 

 

50

Поздние этапы эволюции человека

 

 

51

Человеческие расы, их родство и происхождение

 

 

52

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

 

 

53

Контрольная работа № 3 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

 

 

Глава 5.Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 часов)

54

Условия жизни на Земле

Знать: факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных;

- движущие силы антропогенеза: биологические и социальные;

- этапы антропогенеза;

- расы, их краткая характеристика;

- предмет и задачи экологии;

- основные экологические факторы;

- структуру и функции биогеоценозов;

- основные пищевые цепи;

- что такое биосфера; границы биосферы;

- биомассу поверхности суши и Мирового океана;

- функции живого вещества;

- роль человека в биосфере

Уметь: пользоваться научной терминологией;

- характеризовать экологические факторы;

- приводить примеры биогеоценозов;

- составлять цепи питания

определять границы биосферы;

- характеризовать функции живого вещества;

- приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

55

Общие законы действия факторов среды на организмы

 

 

56

Приспособленность организмов к действию факторов среды

 

 

57

Биотические связи в природе

 

 

58

Взаимосвязи организмов в популяции

 

 

59

Функционирование популяций в природе

 

 

60

Природное сообщество – биогеоценоз

 

 

61

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

 

 

62

Развитие и смена природных сообществ

 

 

63

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

 

 

64

Основные законы устойчивости живой природы

 

 

65

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Л. р. № 6 «Оценка качества окружающей среды»

 

 

66

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

 

 

67

Итоговое контрольное тестирование по курсу «Общая биология»

 

 

68

Роль биологии в будущем

 

 

Итого 68 часов

 

 

 

 


V.УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2018 год.

2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2017 год. Пономарева И.Н.  Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2017;Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе

И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011

3.VULTIMEDIA -поддержка курса «Биология.»

            Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2014.

4.Домашний репетитор «1С» Биология (Ботаника, зоология, анатомия, физиология человека, общая биология).

5.Интернет-ресурсы: http: //  www. biodan. narod. ru http: //  zoo-eco. zooclub. ru            ;    www.bio.nature.ru (научные новости биологии)

http://bio.1september.ru (Газета «Биология» -приложение к 1 сентября),

www.edios.ru (центр дистанционного образования)                            

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Вентана - Граф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2020