РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Биология» для 9 класса разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой для общеобразовательных школ к учебнику серии «Алгоритм успеха» и обеспечивается учебником «Биология» 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. М.:Вентана - Граф, 2017 г.) имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю (всего 66 часов).
Курс биологии в 9 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных и 7 лабораторных работ.
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.И.Н. Пономаревой. – 6-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018.-272с.: ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»).
Цель курса: ознакомление с современными научными представлениями о происхождении и развитии жизни на земле, об основных биологических закономерностях, обобщении и углублении понятий эволюционного развития организмов.
Задачи курса:
1.Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину.
2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Примечание: в данной программе могут вноситься изменения согласно изменениям в учебном процессе (актированные дни, курсы ит.д.)
II. 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 1. Общие закономерности жизни (3 ч)
Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.
Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч)
Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».
Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов».
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (18 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания».
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч)
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Предметные:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
§ владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царств живой природы, систематики и представителей разных таксонов;
§ объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;
§ характеризовать биологию как науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиеся изучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живой природы;
§ проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;
§ понимать основы химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;
§ характеризовать вклад микроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
§ сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и аукариотической клеток, характеризовать основные положения клеточной теории строения организмов;
§ доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение;
§ характеризовать функции органоидов цитоплазмы; определять зачение включений в жизнедеятельность клетки;
§ сравнивать различные представления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина о естественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оценивать значение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;
§ определять понятия "вид" и "популяция", значение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;
§ оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;
§ понимать сущность процессов полового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологическое значение;
§ характеризовать биологическое значение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
§ различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
§ использовать генетическую символику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип ка систему взаимодействующих генов организма;
§ распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;
§ понимать смысл и значение явлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);
§ характеризовать особенности приспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;
§ описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основные закономерности и результаты эволюции;
§ проводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения; объяснять, почему приспособления носят относительный характер;
§ объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризовать процесс экологического и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях, животных, растений и микроорганизмов;
§ характеризовать пути достижения биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;
§ описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологического вида;
§ характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
§ осознавать антинаучную сущность расизма;
§ описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемых животных изученных таксонометричеких групп между собой;
§ характеризовать компоненты живого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия;
§ классифицировать экологические факторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе;
§ характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описывать экологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений между организмами;
§ применять на практике сведения об экологических закономерностях;
2) в целостно-ориентацинной сфере:
§ знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
§ анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
§ приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
§ оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;
3) в сфере трудовой деятельности:
§ знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
§ соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4) в сфере физической деятельности:
§ демонстрировать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;
5) в эстетической сфере:
§ оценивать с эстетической точки зрения объекта живой природы
Метапредметные:
1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
§ работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
§ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
§ проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;
§ сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
§ строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
§ создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
§ определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
§ организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
§ самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;
§ работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
§ выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
§ проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
§ владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
§ адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
§ слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
§ интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
§ участвовать в коллективном обсуждении проблем.
IV.1. ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1. |
Общие закономерности жизни (4 часа) |
Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез) |
1 |
|
2. |
|
Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований |
1 |
|
3. |
|
Общие свойства живых организмов |
1 |
|
4. |
|
Многообразие форм жизни |
1 |
|
5. |
Закономерности жизни на клеточном уровне (12 часов) |
Многообразие клеток. Л. р. № 1 «Сравнение растительных и животных клеток» |
1 |
|
6. |
|
Химические вещества в клетке: вода и минеральные соли |
1 |
|
7. |
|
Химические вещества в клетке: белки, жиры и углеводы |
1 |
|
8. |
|
Химические вещества в клетке: нуклеиновые кислоты |
1 |
|
9. |
|
Строение клетки. |
1 |
|
10. |
|
Органоиды клетки и их функции |
1 |
|
11. |
|
Обмен веществ – основа существования клетки |
1 |
|
12. |
|
Биосинтез белка в живой клетке |
1 |
|
13. |
|
Биосинтез углеводов - фотосинтез |
1 |
|
14. |
|
Обеспечение клеток энергией |
1 |
|
15. |
|
Размножение клетки и её жизненный цикл. Л. р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» |
1 |
|
16. |
|
Контрольная работа № 1 «Закономерности жизни на клеточном уровне» |
1 |
|
17. |
Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов) |
Организм – открытая живая система (биосистема) |
1 |
|
18. |
|
Бактерии и вирусы |
1 |
|
19. |
|
Растительный организм и его особенности |
1 |
|
20. |
|
Многообразие растений и значение в природе |
1 |
|
21. |
|
Организмы царства грибов и лишайников |
1 |
|
22. |
|
Животный организм и его особенности |
1 |
|
23. |
|
Многообразие животных |
1 |
|
24. |
|
Сравнение свойств организма человека и животных |
1 |
|
25. |
|
Размножение живых организмов |
1 |
|
26. |
|
Индивидуальное развитие организмов |
1 |
|
27. |
|
Образование половых клеток. Мейоз |
1 |
|
28. |
|
Изучение механизма наследственности |
1 |
|
29. |
|
Основные закономерности наследственности организмов |
1 |
|
30. |
|
Закономерности изменчивости. Л. р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» |
1 |
|
31. |
|
Ненаследственная изменчивость. Л. р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов» |
1 |
|
32. |
|
Основы селекции организмов |
1 |
|
33. |
|
Контрольная работа № 2 «Закономерности жизни на организменном уровне» |
1 |
|
34. |
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов) |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания |
1 |
|
35. |
|
Современные представления о возникновении жизни на Земле |
1 |
|
36. |
|
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни |
1 |
|
37. |
|
Этапы развития жизни на Земле |
1 |
|
38. |
|
Идеи развития органического мира в биологии |
1 |
|
39. |
|
Чарльз Дарвин об эволюции органического мира |
1 |
|
40. |
|
Современные представления об эволюции органического мира |
1 |
|
41. |
|
Вид, его критерии и структура |
1 |
|
42. |
|
Процессы образования видов |
1 |
|
43. |
|
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов |
1 |
|
44. |
|
Основные направления эволюции |
1 |
|
45. |
|
Примеры эволюционных преобразований живых организмов |
1 |
|
46. |
|
Основные закономерности эволюции. Л. р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
1 |
|
47. |
|
Человек – представитель животного мира |
1 |
|
48. |
|
Эволюционное происхождение человека |
1 |
|
49. |
|
Ранние этапы эволюции человека |
1 |
|
50. |
|
Поздние этапы эволюции человека |
1 |
|
51. |
|
Человеческие расы, их родство и происхождение |
1 |
|
52. |
|
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
1 |
|
53. |
|
Контрольная работа № 3 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» |
1 |
|
54. |
Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 часов) |
Условия жизни на Земле |
1 |
|
55. |
|
Общие законы действия факторов среды на организмы |
1 |
|
56. |
|
Приспособленность организмов к действию факторов среды |
1 |
|
57. |
|
Биотические связи в природе |
1 |
|
58. |
|
Взаимосвязи организмов в популяции |
1 |
|
59. |
|
Функционирование популяций в природе |
1 |
|
60. |
|
Природное сообщество – биогеоценоз |
1 |
|
61. |
|
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера |
1 |
|
62. |
|
Развитие и смена природных сообществ |
1 |
|
63. |
|
Многообразие биогеоценозов (экосистем) |
1 |
|
64. |
|
Основные законы устойчивости живой природы |
1 |
|
65. |
|
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Л. р. № 6 «Оценка качества окружающей среды» |
1 |
|
66. |
|
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» |
1 |
|
67. |
|
Итоговое контрольное тестирование по курсу «Общая биология» |
1 |
|
68. |
|
Роль биологии в будущем |
1 |
|
IV.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Дата план |
Дата факт |
||
Предметные |
Метапредметные |
|
|
|||
Глава 1. Общие закономерности жизни (4 ч) |
||||||
1. |
Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез) |
Входящий: контрольная работа |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
|
|
2 |
Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований |
Знать: основы современных методов биологических исследований общие свойства живого; многообразие форм жизни; - уровни организации живой природы - соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. - характеризовать процессы, происходящие в клетке. Уметь: объяснять значение биологических знаний для современного человека; Давать характеристику уровням организации живой природы |
|
|
||
3. |
Общие свойства живых организмов |
|
|
|||
4. |
Многообразие форм жизни |
|
|
|||
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (12 часов) |
||||||
5 |
Многообразие клеток. Л. р. № 1 «Сравнение растительных и животных клеток» |
Знать: основные положения клеточной теории; - химическая организация клетки: строе ние и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ; - строение и функции основных органоидов клетки; - особенности клеток про- и эукариот; - сущность пластического и энергетического обмена веществ; - сущность биосинтеза белка; фотосинтез, его значение Уметь: пользоваться цитологической терминологией; характеризовать основные положения клеточной теории; объяснять роль химических веществ в жизни клетки; пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты; рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей;
|
|
|
|
6 |
Химические вещества в клетке: вода и минеральные соли |
|
|
|||
7 |
Химические вещества в клетке: белки, жиры и углеводы |
|
|
|||
8 |
Химические вещества в клетке: нуклеиновые кислоты |
|
|
|||
9 |
Строение клетки. |
|
|
|||
10 |
Органоиды клетки и их функции |
|
|
|||
11 |
Обмен веществ – основа существования клетки |
|
|
|||
12 |
Биосинтез белка в живой клетке |
|
|
|||
13 |
Биосинтез углеводов - фотосинтез |
|
|
|||
14 |
Обеспечение клеток энергией |
|
|
|||
15 |
Размножение клетки и её жизненный цикл. Л. р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» |
|
|
|||
16 |
Контрольная работа № 1 «Закономерности жизни на клеточном уровне» |
|
|
|||
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов) |
||||||
17 |
Организм – открытая живая система (биосистема) |
Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое; способы деления клеток; фазы митоза; - видовое постоянство числа хромосом; - диплоидный и гаплоидный набор хромосом; - биологическое значение митоза и мейоза; - оплодотворение; - развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла; генетическую символику и терминологию; - законы Менделя; - схемы скрещивания; - хромосомное определение пола; особенности изучения наследственности человека; - модификационную и мутационную изменчивость, их причины; - значение генетики для медицины и здравоохранения; основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный); - основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание; что такое биотехнология Уметь: пользоваться терминологией; определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза; характеризовать методы и законы наследственности; решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание; пользоваться научной терминологией; характеризовать основные методы селекции, приводить примеры |
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - структурирование знаний; -анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - установление причинно-следственных связей;
|
|
|
|
18 |
Примитивные организмы |
|
|
|||
19 |
Растительный организм и его особенности |
|
|
|||
20 |
Многообразие растений и значение в природе |
|
|
|||
21 |
Организмы царства грибов и лишайников |
|
|
|||
22 |
Животный организм и его особенности |
|
|
|||
23 |
Многообразие животных |
|
|
|||
24 |
Сравнение свойств организма человека и животных |
|
|
|||
25 |
Размножение живых организмов |
|
|
|||
26 |
Индивидуальное развитие организмов |
|
|
|||
27 |
Образование половых клеток. Мейоз |
|
|
|||
28 |
Изучение механизма наследственности |
|
|
|||
29 |
Основные закономерности наследственности организмов |
|
|
|||
30 |
Закономерности изменчивости. Л. р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» |
|
|
|||
31 |
Ненаследственная изменчивость. Л. р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов» |
|
|
|||
32 |
Основы селекции организмов |
|
|
|||
33 |
Контрольная работа № 2 «Закономерности жизни на организменном уровне» |
|
|
|||
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов) |
||||||
34 |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания |
Знать: развитие взглядов на возникновение жизни; основные этапы возникновения жизни ; - основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события; эволюционную теорию Ч. Дарвина; движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор; - доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические; вид, его критерии; популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции; - формирование приспособлений в процессе эволюции; видообразование: географическое и экологическое; главные направления эволюции: прогресс и регресс; - пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Уметь: давать определение понятия жизни; - характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни; пользоваться научной терминологией; - характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида; - иллюстрировать примерами главные направления эволюции; - выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных;
|
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
|
|
35 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле |
|
|
|||
36 |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни |
|
|
|||
37 |
Этапы развития жизни на Земле |
|
|
|||
38 |
Идеи развития органического мира в биологии |
|
|
|||
39 |
Чарльз Дарвин об эволюции органического мира |
|
|
|||
40 |
Современные представления об эволюции органического мира |
|
|
|||
41 |
Вид, его критерии и структура |
|
|
|||
42 |
Процессы образования видов |
|
|
|||
43 |
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов |
|
|
|||
44 |
Основные направления эволюции |
|
|
|||
45 |
Примеры эволюционных преобразований живых организмов |
|
|
|||
46 |
Основные закономерности эволюции. Л. р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
|
|
|||
47 |
Человек – представитель животного мира |
|
|
|||
48 |
Эволюционное происхождение человека |
|
|
|||
49 |
Ранние этапы эволюции человека |
|
|
|||
50 |
Поздние этапы эволюции человека |
|
|
|||
51 |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
|
|
|||
52 |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
|
|
|||
53 |
Контрольная работа № 3 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» |
|
|
|||
Глава 5.Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 часов) |
||||||
54 |
Условия жизни на Земле |
Знать: факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных; - движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; - этапы антропогенеза; - расы, их краткая характеристика; - предмет и задачи экологии; - основные экологические факторы; - структуру и функции биогеоценозов; - основные пищевые цепи; - что такое биосфера; границы биосферы; - биомассу поверхности суши и Мирового океана; - функции живого вещества; - роль человека в биосфере Уметь: пользоваться научной терминологией; - характеризовать экологические факторы; - приводить примеры биогеоценозов; - составлять цепи питания определять границы биосферы; - характеризовать функции живого вещества; - приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу |
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
|
|
|
55 |
Общие законы действия факторов среды на организмы |
|
|
|||
56 |
Приспособленность организмов к действию факторов среды |
|
|
|||
57 |
Биотические связи в природе |
|
|
|||
58 |
Взаимосвязи организмов в популяции |
|
|
|||
59 |
Функционирование популяций в природе |
|
|
|||
60 |
Природное сообщество – биогеоценоз |
|
|
|||
61 |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера |
|
|
|||
62 |
Развитие и смена природных сообществ |
|
|
|||
63 |
Многообразие биогеоценозов (экосистем) |
|
|
|||
64 |
Основные законы устойчивости живой природы |
|
|
|||
65 |
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Л. р. № 6 «Оценка качества окружающей среды» |
|
|
|||
66 |
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» |
|
|
|||
67 |
Итоговое контрольное тестирование по курсу «Общая биология» |
|
|
|||
68 |
Роль биологии в будущем |
|
|
|||
Итого 68 часов |
|
|
|
|
||
V.УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2018 год.
2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2017 год. Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2017;Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе
И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011
3.VULTIMEDIA -поддержка курса «Биология.»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2014.
4.Домашний репетитор «1С» Биология (Ботаника, зоология, анатомия, физиология человека, общая биология).
5.Интернет-ресурсы: http: // www. biodan. narod. ru; http: // zoo-eco. zooclub. ru ; www.bio.nature.ru (научные новости биологии)
http://bio.1september.ru (Газета «Биология» -приложение к 1 сентября),
www.edios.ru (центр дистанционного образования)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.