Рабочая программа по биологии для 6 класса (обучение по адаптированной программе)
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии для 6 класса (обучение по адаптированной программе)

Оценка 4.7
pdf
03.06.2022
Рабочая программа по биологии для 6 класса (обучение по адаптированной программе)
РП. Биология. ОВЗ.pdf

 

 

 

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 12" города Смоленска

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа 

по биологии для обучающихся 6 класса

 (обучение по адаптированной программе)

 

 

 

 

Составитель:

учитель биологии

Кагакова Елена Григорьевна

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Нормативные документы: - Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

-     Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в

Российской Федерации» (п.22 ст.2, п.1,5 ст.12, п.6 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48); 

-     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) с изменениями и дополнениями;

-     Примерные (авторские) программы по биологии, на основе авторской программы по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово – составителя Н. И. Романовой. (Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» /авт. – сост. Н. И. Романова. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 48 с.- (ФГОС. Инновационная школа).

-     Адаптированная основная образовательная программа МБОУ «СШ № 12»; - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённых приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 26.01.2017 №15 (с изменениями на 05.06.2017г.);

-     Устав МБОУ «СШ № 12»;

-     Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «СШ № 12».

-     Учебный план МБОУ «СШ № 12».

-     Календарный учебный график МБОУ «СШ № 12» .

 

            

       Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 6 класс - один учебный год (68 часов, 2 часа в неделю).

 

Цели и задачи:  

— познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Растения, царства Бактерии и царства Грибы.  — систематизировать знания учащихся о растительных организмах, бактериях и грибах, их многообразии; 

— продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; 

— развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям; 

— продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. 

 

Индивидуальные психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности обучающихся, для которых разработана программа

 

При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слабовидящего ребенка можно отметить три характерные особенности.

Первая заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Кроме того, многие слабовидящие дети могут иметь психиатрические проблемы. Отмечается безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни».

Вторая особенность развития слабовидящего ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слабовидящего ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слабовидящего ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.

Дети с проблемами зрения имеют нарушения речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей  протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения  чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне  более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно -        двухсловными     предложениями. Звукопроизношение     нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформированы.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического  и артикуляционного  порядка. Часто возникают проблемы лексикограмматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия: 

-                   помощь в передвижении по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту; 

-                   выделение оптимально освещенного рабочего места, с которого ребенку хорошо видны доска и учитель (например, первая парта в среднем ряду). Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс 1;

-                   возможность       подходить к        классной    доске          и        рассматривать

представленный на ней материал (конечно, с разрешения учителя); 

-                   возможность получать учебный материал заранее (на опережение) для проработки дома, получение аудиозаписи уроков; 

-                   возможность дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача); 

-                   использование более ярких, с крупным шрифтом наглядных пособий, тетрадей с более толстыми линиями и т.д.; 

-                   увеличение количества комментариев, призванных компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику; 

-                   подключение других модальностей: тактильных или слуховых. Ребенок должен иметь возможность трогать предметы. Важные фрагменты урока можно записать на диктофон; 

-                   возможность пользоваться вспомогательными увеличивающими страницу приспособлениями. В той же функции может быть использован компьютер;

-                   доброе отношение и всегдашняя готовность помощи незрячим и слабозрячим со стороны зрячих.

 

Требования к результатам обучения.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные результаты

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметные результаты:

умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему , ставить вопросы , выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать , наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 

умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению , осознание качества и уровня усвоения;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметные результаты:

               1. В познавательной (интеллектуальной) сфере

                выделение        существенных        признаков       биологических        объектов

(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; классификация – определение принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов

человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных , растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека, растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 

2.  В ценностно – ориентационной сфере:  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 

3.  В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препарировальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 

4.  В сфере физической деятельности:

освоение приемов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

5.  В эстетической сфере: 

 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Планируемые результаты обучения учебного предмета

 

Обучающиеся научатся:

 

—характеризовать методы научного познания и их роль в изучении природы; 

—проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; 

—использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); 

—ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. 

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

 

—соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; 

—использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; 

— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; 

— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); 

— находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

—выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 

Содержание учебного предмета (68ч)

 

Введение (1 ч)  

Что изучает наука биология, какие науки входят в состав биологии, что они изучают. Какое значение имеет классификация растительных организмов.  Основные понятия: биология; ботаника; зоология; микология; микробиология; систематика; вид; царства: Растения, Бактерии, Грибы. 

 

Глава 1. Общая характеристика царства растений (5 ч)  

Каковы особенности строения и жизнедеятельности растительного организма: питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость; основные систематические единицы царства Растения: вид, род, семейство, класс 

и отдел (критерии, на основании которых они выделены); главные органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок; разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники и травы; какое влияние оказывают факторы среды на растения. 

Основные понятия: единицы систематики: вид, род, семейство, класс, отдел; органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок; жизненные формы растений: деревья,  кустарники, травы. 

Глава 2. Клеточное строение растений (4 ч)  

Какие приборы используют для изучения клеток; чем световой микроскоп отличается от электронного; какие вещества входят в состав клетки и каково их значение; какие типы тканей формируют организм растения. 

Основные понятия: увеличительные приборы: лупа (штативная, ручная), световой микроскоп, электронный микроскоп; растительная клетка: плазматическая мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро с ядрышком, митохондрии, вакуоли, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты);  неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: белки, жиры, углеводы; ткани растений: образовательная, покровная, механическая, основная, проводящая. 

Лабораторные работы: Увеличительные приборы. Строение растительной клетки. Химический состав клетки. Ткани растений. 

Персоналии: Р. Гук. 

Глава 3. Строение и функции органов цветкового растения (28 ч)  

Какое строение имеет семя однодольного и семя двудольного растений; какие условия необходимы для прорастания семян; какие правила необходимо соблюдать при посеве семян; какое строение имеет корень; какие известны виды корней и типы  корневых систем; какие функции выполняют различные зоны корня; какие функции выполняют видоизмененные корни; каково строение и значение побега; каким образом листья располагаются на побеге; какие функции выполняют почки; каково значение и внутреннее строение листа; какие листья  

называют простыми, а какие сложными; Какие известны типы жилкования листьев; как протекает процесс фотосинтеза, какое значение имеет воздушное питание растений в природе; как происходит процесс дыхания у растений; какие структуры растений участвуют в испарении влаги; каково внутреннее строение стебля; какое значение имеет стебель в жизни растения; какие известны видоизменения побегов; каковы причины листопада; что такое фотопериодизм; каково строение и значение цветка; какие растения называются однодомными и двудомными; какие бывают соцветия и какое значение они имеют; как происходит опыление растений; чем отличаются насекомоопыляемые растения от ветроопыляемых; как происходит двойное  оплодотворение у растений; как осуществляется распространение плодов и семян; как окружающая среда влияет на растительный организм. 

Основные понятия: семя: зародыш, семядоли, эндосперм, семенная кожура; корень; виды корней: главный, боковые, придаточные; типы корневых систем: стержневая, мочковатая; зоны корня: деления, роста, всасывания, проведения; видоизменения корней: дыхательные, прицепки, корнеплоды, подпорки, корнеклубни; побег: стебель (узел, междоузлие), почки, листья; побеги: прямостоячие, ползучие, приподнимающиеся, вьющиеся; листовая мозаика; листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое, прикорневая розетка; почка: вегетативная, генеративная; почка: верхушечная, боковая; лист: листовая пластинка, черешок; листья: простые, сложные; жилкование листьев: сетчатое, дуговое, параллельное; хлорофилл; устьица; видоизменения листьев: хвоя, колючки, чешуйки; стебель: сердцевина, древесина, камбий, луб, кора (пробка, кожица); годичные кольца; видоизменения побегов: надземные (столоны, усики, колючки), подземные (корневища, клубни, луковицы); листопад; фотопериодизм; цветок: главные части (тычинки, пестики), околоцветник (лепестки, чашелистики); растения: однодомные, двудомные; цветки: обоеполые, раздельнополые; соцветия: простые (колос, кисть, корзинка, зонтик, початок, головка, щиток), сложные (сложный колос, сложный зонтик, метелка); опыление: самоопыление, перекрестное; растения: ветроопыляемые, насекомоопыляемые; двойное оплодотворение; плоды: сочные, сухие, односемянные, многосемянные (ягода, костянка, орех, стручок, боб, коробочка, зерновка, семянка). 

Лабораторные работы: Строение семян. Строение корневого волоска. Строение и расположение почек на стебле. Строение листа. Внутреннее строение побега. Строение цветка. Типы  плодов. 

Глава 4. Основные отделы царства растений (20 ч)  

Какое строение имеют водоросли, какова их среда обитания, какое значение они имеют в природе и хозяйственной деятельности человека; как появились первые наземные растения; какие растения являются споровыми; какие растения являются семенными; как происходит смена поколений у споровых растений; каковы прогрессивные черты семенных растений по сравнению со  

споровыми; в чем отличие однодольных растений от двудольных; какие семейства растений относятся к классу Двудольные; какие семейства растений относятся к классу Однодольные; какое значение имеют различные семейства растений для хозяйственной деятельности человека. 

Основные понятия: подцарство Низшие растения (Водоросли): отдел Зеленые водоросли, отдел Красные водоросли, отдел Бурые водоросли; спора; хроматофор; риниофиты; спорангии; подцарство Высшие растения: отдел Моховидные, отдел Плауновидные, отдел Хвощевидные, отдел Папоротниковидные,          отдел          Голосеменные,    отдел        Покрытосеменные (цветковые); ризоиды; сорус; гаметофит; спорофит; заросток; фитонциды; класс Двудольные: семейство Пасленовые, семейство Розоцветные, 

 

семейство Крестоцветные, семейство Сложноцветные, семейство Бобовые; класс Однодольные: семейство Злаки, семейство Лилейные; формула цветка; селекция; центр происхождения; 

эволюция; 

Лабораторные работы: Строение зеленых водорослей. Строение мха. Внешнее строение споровых растений. Строение ветки сосны. Строение шиповника. Строение пшеницы.  Персоналии: Николай Иванович Вавилов. 

 

Глава 5. Царство Бактерии. Царство Грибы (10 ч)  

Какое строение и форму имеют клетки бактерий; чем спора бактерии отличается от спор папоротников и грибов; какие типы дыхания и питания характерны для бактерий; какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека; какое строение имеют клетки представителей царства Грибы; как устроено тело гриба; наиболее известные представители царства Грибы: одноклеточные, многоклеточные; лишайники; каково значение грибов и лишайников в природе и жизни человека; каков состав и структура природных сообществ; каковы причины смены фитоценозов; какие меры принимает человек для охраны редких и исчезающих видов растений. 

Основные понятия: бактерии; форма бактериальной клетки: кокк, бацилла, вибрион, спирилла; аэробные бактерии, анаэробные бактерии; гетеротрофный тип питания, автотрофный тип питания; бактерии сапрофиты, симбионты, паразиты;  грибы: грибница (мицелий), гифы, плодовое тело; шляпочные грибы: пластинчатые, трубчатые; плесневые грибы; ядовитые и съедобные грибы; грибы-паразиты; лишайники; биоценоз (сообщество); биогеоценоз; фитоценоз; ярусность; смена фитоценозов; редкие и исчезающие виды растений. 

Лабораторные работы:  Строение грибов.

 

Лабораторная работа – 18; 

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной проверки (письменные ответы на вопросы теста) – 1

Экскурсия по предмету в рамках внеурочной деятельности – 1   

 

Тематическое планирование.

 

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение (1ч)

1

2

I. Глава 1. Общая характеристика царства растений (5ч)

5

3

II.Глава 2. Клеточное строение растений (4ч)

4

4

III.Глава З. Строение и функции органов цветкового растения (28ч)

28

5

IV.Глава 4. Основные отделы царства растений (20ч)

20

6

V.Глава 5. Царство Бактерии. Царство Грибы (10ч).

10

 

 

 

Средняя школа № 12" города Смоленска

Средняя школа № 12" города Смоленска

Нормативные документы : - Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами: -

Нормативные документы : - Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами: -

Индивидуальные психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности обучающихся, для которых разработана программа

Индивидуальные психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности обучающихся, для которых разработана программа

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений…

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений…

Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику; - подключение других модальностей: тактильных или слуховых

Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику; - подключение других модальностей: тактильных или слуховых

Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению , осознание качества и уровня усвоения; — способность…

Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению , осознание качества и уровня усвоения; — способность…

В ценностно – ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

В ценностно – ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

Содержание учебного предмета (68ч)

Содержание учебного предмета (68ч)

Глава 2. Клеточное строение растений (4 ч)

Глава 2. Клеточное строение растений (4 ч)

Лабораторные работы: Строение семян

Лабораторные работы: Строение семян

Лабораторные работы: Строение зеленых водорослей

Лабораторные работы: Строение зеленых водорослей

V.Глава 5. Царство Бактерии

V.Глава 5. Царство Бактерии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022