Рабочая программа по биологии для СПО 1курс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии для СПО 1курс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
10 кл—11 кл
13.10.2023
Рабочая программа по биологии для СПО 1курс
BD.07_Biologiya_2023.doc

Министерство профессионального образования и занятости населения

Приморского края

краевое государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Владивостокский судостроительный колледж»

(КГА ПОУ «ВСК»)

 

рабочая программа

Предмета: «БИОЛОГИЯ»

 

 

 

для специальностей:

09.02.06   Сетевое и системное администрирование

09.02.07   Информационные системы и программирование

15.02.08 Технология машиностроения

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

23.02.01   Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)

26.02.02 Судостроение

26.02.04. Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов

38.02.01   Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03   Операционная деятельность в логистике

44.02.01  Дошкольное образование

44.02.02  Преподавание в начальных классах

 

очной и заочной формам обучения

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 
рассмотрено

Предметной цикловой комиссией Протокол №11 от «16» июня 2023  г

Председатель ПЦК

 

_________________О.В.Яровая

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по учебно-методической работе

_________И.Т. Степанова

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

_______Ю.Н. Топеха

 

Автор: преподаватель  КГА ПОУ «Владивостокский судостроительный колледж» С.Н. Юринская

 

 

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Биология » разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего  общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований  федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» …………………………………………………………………….4-15

1.1. Общая характеристика учебного предмета ……………………………………………….4

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины……………………………..4-15

 2. Структура и содержание образовательной программы………………………………...6-29

3. Требования реализации программы общеобразовательной дисциплины …………...30-31

3.1. Требования к минимальному материально-техническому……………………………...30

3.2.Информационное обеспечение обучения ……………………………….……………30-31

4. Контроль и оценка результатов освоения образовательной дисциплины ………………31


 

1.                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 

 

1.1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Биология» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Биология» разработана на основании и в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО),

- Рекомендациями по организации получения среднего  общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований  федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования.

- примерной программы учебного предмета «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «ОБЖ»  направлено на достижение следующих целей:

-         получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

-         овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-         воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

-         использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

 

Особенность формирования совокупности задач изучения ОБЖ для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-         получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного

      познания; 

-         овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 

-         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; 

-         воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; 

-         использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

 

Особенность формирования совокупности задач изучения ОБЖ для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.

      В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-         основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

-         строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

-         сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

-         вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

-         биологическую терминологию и символику;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-         объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

-         решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

-         выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

-         сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

-         анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

-         изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

-         находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-         для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

-         оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

-         оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

 

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.

В результате изучения учебного предмета «Биология», студент должен сформировать следующие ОК:


Код и наименование формируемых компетенций

 

 

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие 1

Дисциплинарные (предметные) 2

В части трудового воспитания:

 - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

 а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

 - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

 - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

 - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;

 

- сформировать знания о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем,

- уметь владеть системой биологических знаний, которая включает: основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка, биополимеры, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие); биологические теории: клеточная теория Т. Шванна, М

Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере;

 

 

 

1 Указываются формируемые личностные и мета предметные результаты из ФГОС С00 (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме

2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС С00 (в последней редакции от 12.08.2022 для базового и углубленного уровня обучения

 

 

- сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы);

- интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

 - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

 - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня;

законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования признаков Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера); принципы (чистоты гамет, комплементарности); правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды чисел, биомассы и энергии); гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т. Чек);

- сформировать умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

- сформировать умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

- уметь выделять существенные признаки: строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы; строения органов и систем органов растений, животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека; биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах;

- приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов;

- сформировать умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

 

 

 

 

 

 - сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде;

- понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы и человечества;

- сформировать умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;

- сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

 - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня;

 

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

 

В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

 Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

 - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

 - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

 - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников

(средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии;

 - интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии

 

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; овладение навыками учебно-

исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

 

 

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

- уметь выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе грибов, растений, животных и человека; приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

- уметь выделять существенные признаки биологических процессов: обмена веществ

(метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах

 

 


2.                  СТРУКТУРА           И         СОДЕРЖАНИЕ       ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в

часах

Объем образовательной программы дисциплины

78

в том числе:

 

 

1. основное содержание

 

78

в том числе:

 

 

Теоретическое обучение

 

38

Практические занятия

 

38

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

 

16


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

24

ОК 01, 02, 04

Тема 1.1. Биология как наука

Основное содержание

2

ОК 02

Биология как наука. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Значение биологических знаний. История биологии.

Значение цитологии для развития биологии и познания природы. Методы цитологии:

микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клеток

 

 

Практические занятия  

Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии»

1

 

Тема 1.2. Общая характеристика жизни

Основное содержание

1

ОК 02

Разнообразие биосистем. Организация биологических систем. Уровни организации биосистем: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Науки, изучающие биологические объекты на разных уровнях организации жизни. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Процессы, происходящие в биосистемах

 

 

Практические занятия  

Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого

1

 

Тема 1.3. Биологически важные химические соединения

Основное содержание

1

ОК 01, 02, 04

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль. Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов. Липиды. Общий план строения. Гидрофильногидрофобные свойства. Классификация липидов. Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ

 

 

Практические занятия

  Лабораторная работа «Определение витамина С в продуктах питания»

Лабораторная работа «Гидрофильно -гидрофобные свойства липидов»

1

ОК 01, 02, 04

Тема 1.4. Структурная и функциональная организация клеток

Основное содержание

3

ОК 01, 02

Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения

современной клеточной теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая.

Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение плазматической мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и активный. Эндоцитоз: пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка.

Структура и функции клеточной стенки растений, грибов.

 Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли растительных клеток. Строение и функции одномембранных органоидов клетки. Клеточный сок. Тургор. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, их строение и функции. Ядерный аппарат клетки, строение и функции. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды движения: реснички и жгутики. Строение и функции немембранных органоидов клетки

 

 

 

Практические занятия

Лабораторная работа «Знакомство с микроскопом»

Лабораторная работа «Сравнение клеток растений, животных и грибов под микроскопом»

Заполнение сравнительной таблицы «Органоиды клетки»

Лабораторная работа «Клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»

 

2

 

Тема 1.5. Структурнофункциональные факторы наследственности

Основное содержание

2

ОК 01, 02

Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК-экспертиза. Виды РНК. Функции РНК в клетке

 

 

Практические занятия

Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка.

1

 

Тема 1.6. Процессы матричного синтеза

Основное содержание

1

ОК 01, 02

Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК. Репарация ДНК (дореплекативная, постреплекативная). Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза.

ДНК и гены. Генетический код, его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция и её этапы. Условия биосинтеза белка. Строение тРНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка

 

 

Практические занятия

Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

1

 

Тема 1.7. Неклеточные формы жизни

Основное содержание

1

ОК 02, 04

Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов. Жизненный цикл ДНК-содержащих вирусов, РНК-содержащих вирусов, бактериофагов. ВИЧ, гепатит человека. Бактерии. Общая характеристика. Понятие штамм. Вирусы и бактерии: сходства и различия

 

 

Практические занятия

 Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией.

1

ОК 02

Тема 1.8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Основное содержание

 

ОК 02

Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма

1

 

Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Биологическое окисление, или клеточное дыхание

1

 

Практические занятия

Заполнение сравнительной таблицы «Характеристика типов обмена веществ»

 1

 

Тема 1.9. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Основное содержание

1

ОК 02, 04

Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы их особенности. Дифференциация клетки и арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие процессы. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Мейоз – редукционное деление клетки. Стадии мейоза. Мейоз – основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов

 

 

Практические занятия Разработка ленты времени жизненного цикла клетки

1

 

Раздел 2. Строение и функции организма

30

 

Тема 2.1. Строение организма

Основное содержание

 

ОК 02

Одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма. Функция. Органы и системы органов. Аппараты органов. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.

2

 

Функциональная система органов. Ткани растений. Ткани животных и человека. Органы растений. Органы и системы органов животных и человека. Значение опоры, движения, питания, дыхания, транспорта веществ, выделения, защиты. Значение проявления раздражимости и регуляции

1

 

Практические занятия

Лабораторная работа «Сравнение растительных и животных тканей под микроскопом»

Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций

1

 

Тема 2.2. Формы размножения организмов

Основное содержание

1

ОК 02

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение, фрагментация, клонирование. Половое размножение.

 

 

Практические занятия

Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов

1

 

Тема 2.3. Онтогенез животных и человека

Основное содержание

 

ОК 01, 02

Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток.

Оплодотворение и эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез (на примере ланцетника). Стадии эмбриогенеза

2

 

Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Развитие с метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Периоды онтогенеза человека. Биологическое старение и смерть. Геронтология.

1

 

Практические занятия Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза отдельной группой животных и человека по микрогруппам

1

 

Тема 2.4. Онтогенез растений

Основное содержание

1

ОК 01, 02

Гаметофит и спорофит. Размножение и развитие водорослей. Размножение и развитие споровых растений. Размножение и развитие семенных растений. Рост.

Периоды онтогенеза растений

 

 

Практические занятия

Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные)

1

 

Тема 2.5. Основные понятия генетики

Основное содержание

1

 

Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические понятия и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетические

 

 

Практические занятия

 Заполнение сравнительной таблицы : «Основные методы генетики».

1

 

Тема 2.6. Закономерности наследования

Основное содержание

1

ОК 01, 02

Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное наследование и его закономерности

 

 

Практические занятия

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно -, ди -, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

1

 

Тема 2.7. Взаимодействие генов

Основное содержание

1

ОК 02, 04

Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия.

Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование.

Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия

 

 

Практические занятия

1

ОК 01, 02

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания

 

 

Тема 2.8. Сцепленное наследование признаков

Основное содержание

1

ОК 01, 02

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.

Хромосомная теория наследственности. Генетическое картирование хромосом.

Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом

 

 

Практические занятия

 Рещение задач на сцепленное наследование признаков

1

 

Тема 2.9. Генетика пола

Основное содержание

1

 

Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы.

Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом

 

 

Практические занятия

1

ОК 01, 02

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с полом, составление генотипических схем скрещивания

 

 

Тема 2.10. Генетика человека

Основное содержание

2

ОК 01, 02

Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический.

Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека

 

 

Практические занятия

2

ОК 01, 02

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания. Представление устных сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Основное содержание

1

ОК 01, 02, 04

Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости:

наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика модификационной изменчивости Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.

 

 

Практические занятия

1

ОК 01, 02, 04

Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания

 

 

Тема 2.12. Селекция организмов

Основное содержание

 

 

Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания

1

ОК 01, 02

Практические занятия Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания

1

 

Раздел 3. Теория эволюции

10

ОК 01, 02, 04

Тема 3.1. История эволюционного учения

Основное содержание

2

ОК 02, 04

Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм.

Систематика К. Линнея и её значение для формирования идеи эволюции Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной картины мира

 

 

Практические занятия

 Разработка ленты времени развития эволюционного учения

 

 

Тема 3.2. Микроэволюция

Основное содержание

2

ОК 02

Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как элементарная единица эволюции. Движущие силы

(факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость.

Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная). Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии (признаки). Видообразование как результат микроэволюции

 

 

Практические занятия

 

 

Тема 3.3. Макроэволюция

Основное содержание

2

ОК 02

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства (Закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции

 

 

Практические занятия

 

 

Тема 3.4. Возникновение и развитие

жизни на Земле

Основное содержание

1

ОК 02, 04

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира

 

 

Практические занятия

1

ОК 02, 04

Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития животного и растительного мира, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

 

 

Тема 3.4. Возникновение и развитие жизни на Земле

Основное содержание

1

ОК 02, 04

Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян.

Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека. Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатскоамериканская). Время и место возникновения человеческих рас. Единство человеческих рас

 

 

Практические занятия

1

ОК 02, 04

Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека

Защита лент времени и ментальных карт в формате устного сообщения, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

 

 

Раздел 4. Экология

10

ОК 01, 02, 07

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Основное содержание

2

ОК 01, 07

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов.

Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов.

Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

 

 

Практические занятия

 

 

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Основное содержание

1

ОК 01, 02, 07

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев). Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем

 

 

Практические занятия

1

ОК 01, 02, 07

Составление трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии

 

 

Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система

Основное содержание

1

ОК 01, 02, 07

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения

 

 

Практические занятия

1

ОК 01, 02, 07

Решение практико-ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания

 

 

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Основное содержание

1

ОК 01, 02, 07

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного

 

 

 

 

воздействия (химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения вод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра). Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества, животный мир)

 

 

Практические занятия

 

 

Тема 4.5. Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека

Основное содержание

2

ОК 04, 02, 07

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма человека. Здоровье и работоспособность.

 

 

Практические занятия

1

ОК 04, 02, 07

Определение суточного рациона питания

Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности

 

 

Раздел 5. Биоэкологические исследования

2

ОК 01, 02, 04

Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований

Основное содержание

1

ОК 01, 02, 04

Научный метод. Методы биоэкологических исследований: полевые, лабораторные, экспериментальные. Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный и глобальный Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках

 

 

Практические занятия

Лабораторные работ на выбор в минигруппах: 1. Влияние температуры на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток 2. Влияние углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток 3. Сочетанное влияние температуры и углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток

1

 

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

 

ВСЕГО:

78

 


3.                  ТРЕБОВАНИЯ        РЕАЛИЗАЦИИ        ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.           Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: 

-             посадочные места по количеству обучающихся; 

-             рабочее место преподавателя; 

-             комплект учебно-наглядных пособий; 

-             комплект электронных видеоматериалов; 

-             задания для контрольных работ; 

-             профессионально ориентированные задания;

 Технические средства обучения: 

-             персональный    компьютер     с          лицензионным          программным

обеспечением; 

-             проектор с экраном.

 

3.2.   Информационное обеспечение обучения

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. 

Основные источники:

            1.        Биология        –        В.Б.Захаров,        С.Г.        Мамонтов,            Издительство:

«Просвещение», 2022

Дополнительные источники:

1.                  Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии / Э. Эйткен, А. Р. Бейдоун, Дж. Файфф [и др.] ; под редакцией К. Уилсон, Дж.

Уолкер ; перевод Т. П. Мосолова, Е. Ю. Бозелек-Решетняк. — 3-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 853 c. — ISBN 978-5-00101-786-8. —

Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/26065.html  — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

2.                  Белясова, Н. А. Микробиология : учебник / Н. А. Белясова. — Минск : Вышэйшая школа, 2022. — 443 c. — ISBN 978-985-06-2131-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/20229.html — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

3.                  Маглыш, С. С. Биология : интенсивный курс подготовки к тестированию и экзамену / С. С. Маглыш. — Минск : ТетраСистемс, Тетралит, 2023. — 272 c. — ISBN 978-985-7067-25-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/28054.html— Режим доступа: для авторизир.пользователей

4.                  Верхошенцева, Ю. П. Биология с основами экологии : учебное пособие / Ю. П. Верхошенцева. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2023. — 146 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/30101.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей

5.                  Общая биология и микробиология : учебное пособие / А. Ю.

Просеков, Л. С. Солдатова, И. С. Разумникова, О. В. Козлова. — 3-е изд. —

Санкт-Петербург : Проспект Науки, 2020. — 319 c. — ISBN 978-5-903090-716. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/35796.html— Режим доступа: для авторизир. пользователей

 

4.                  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций

 

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Кейс-задание; 

Старт-задание;

 - Задание исследование;

 - Заданиеэксперимент;  - Фронтальный

опрос; 

- Защита презентаций;

 - Тестирование;

Тест-задание;

 - Защита работ прикладного модуля  - Выполнение заданий на дифференцирован ном зачете

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Раздел 4

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство профессионального образования и занятости населения

Министерство профессионального образования и занятости населения

Предметной цикловой комиссией

Предметной цикловой комиссией

СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» ……………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» ……………………………………………………………………

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ

Особенность формирования совокупности задач изучения

Особенность формирования совокупности задач изучения

Особенность формирования совокупности задач изучения

Особенность формирования совокупности задач изучения

Интернет) и критически ее оценивать;

Интернет) и критически ее оценивать;

Код и наименование формируемых компетенций

Код и наименование формируемых компетенций

Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов

Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов

Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов

Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья…

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья…

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья…

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья…

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; овладение навыками учебно- исследовательской, проектной…

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; овладение навыками учебно- исследовательской, проектной…

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

СТРУКТУРА И

СТРУКТУРА И

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Лабораторная работа «Гидрофильно -гидрофобные свойства липидов» 1

Лабораторная работа «Гидрофильно -гидрофобные свойства липидов» 1

Структурнофункциональные факторы наследственности

Структурнофункциональные факторы наследственности

Основное содержание

Основное содержание

Основное содержание

Основное содержание

Тема 2.5. Основные понятия генетики

Тема 2.5. Основные понятия генетики

Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом

Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Практические занятия Разработка ленты времени развития эволюционного учения

Практические занятия Разработка ленты времени развития эволюционного учения

Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития животного и растительного мира, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития животного и растительного мира, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

Антропогенные воздействия на атмосферу

Антропогенные воздействия на атмосферу

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2

ТРЕБОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ТРЕБОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Верхошенцева, Ю. П. Биология с основами экологии : учебное пособие /

Верхошенцева, Ю. П. Биология с основами экологии : учебное пособие /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2023