Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Григорьевская основная школа»
ПРИНЯТО |
|
УТВЕРЖДАЮ |
на педагогическом совете |
|
Директор школы ____Т.Н. Сергеева |
№1 от 30.08.2019 года |
|
Приказ № 154 от30.09.2019 года |
|
|
|
Рабочая программа
по биологии
для учащихся 9 класса
(изучение предмета на базовом уровне)
Учитель биологии Сергеева Т.Н.,
I квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Настоящая рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Григорьевская ОШ», с учетом учебного плана МКОУ «Григорьевская ОШ» на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
УМК:
· Биология : Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017
· Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО,2014.
· Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2016.
· Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2017.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
На прохождение программного материала отводится 2 часа в неделю.
Лабораторных работ -4. Экскурсий – 2. Контрольных работ – 2
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
• осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
• умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
• понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
• признание права каждого на собственное мнение;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Учащийся научится:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в паре) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
• устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
• -проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
Познавательные:
Учащийся научится:
· выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
· приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
· находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
· находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
· проводить исследовательскую и проектную работу;
· сравнивать биологические объекты и процессы , умение делать выводы на основе сравнения;
· выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
· овладевать методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
· планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
· выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье.
Предметные результаты
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории школьников;
• работать в паре при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области генетики, экологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность пары.
2. Содержание учебного предмета
Биология. 9 класс
Введение (2 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы. Стартовый контроль.
Демонстрация. Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация. Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.
Раздел 3. Организменный уровень (12 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (10 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация. Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Экскурсия. Многообразие живых организмов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (7 ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Экскурсия «Биогеоценоз леса»
Раздел 6. Биосферный уровень (9 ч)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация. Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Заключение (3 ч)
Итоговое повторение и обобщение. Промежуточная работа. Итоговый тест. Защита проекта.
Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся (проекты по усмотрению обучающихся могут быть информационными, исследовательскими или творческими):
Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.
3. Тематическое планирование учебного предмета
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Лабораторных и практ. работ |
Экскурсий |
|
Введение |
2 |
- |
- |
Раздел 1. Молекулярный уровень |
10 |
1 |
- |
Раздел 2. Клеточный уровень |
14 |
1 |
- |
Раздел 3. Организменный уровень |
12 |
1 |
- |
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень |
10 |
1 |
1 |
Раздел 5. Экосистемный уровень |
7 |
- |
1 |
Раздел 6. Биосферный уровень |
9 |
- |
- |
Заключение |
3 |
- |
- |
Итого |
67 |
4 |
2 |
№ п/п |
|
Задание на дом |
Дата |
Приме-чание |
||
1 |
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии |
|
03.09 |
|
||
2 |
Сущность жизни и свойства живого |
|
05.09 |
|
||
3 |
Молекулярный уровень: общая характеристика |
|
10.09 |
|
||
4 |
Углеводы |
|
12.09 |
|
||
5 |
Липиды |
|
17.09 |
|
||
6 |
Состав и строение белков |
|
19.09 |
|
||
7 |
Функции белков |
|
24.09 |
|
||
8 |
Нуклеиновые кислоты |
|
26.09 |
|
||
9 |
АТФ и другие органические соединения клетки |
|
01.10 |
|
||
10 |
Биологические катализаторы Л.р. №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» |
|
03.10 |
|
||
11 |
Вирусы |
|
08.10 |
|
||
12 |
Обобщающий урок по теме « Молекулярный уровень» |
|
10.10 |
|
||
13 |
Основные положения клеточной теории. |
|
15.10 |
|
||
14 |
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана |
|
17.10 |
|
||
15 |
Ядро. Хромосомный набор клетки |
|
22.10 |
|
||
16 |
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы |
|
24.10 |
|
||
17 |
Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. |
|
05.11 |
|
||
18 |
Особенности строения клеток эукариот и прокариот Л.р. №2 «Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах» |
|
07.11 |
|
||
19 |
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм |
|
12.11 |
|
||
20 |
Энергетический обмен в клетке |
|
14.11 |
|
||
21 |
Фотосинтез и хемосинтез |
|
19.11 |
|
||
22 |
Автотрофы и гетеротрофы |
|
21.11 |
|
||
23 |
Синтез белков в клетке |
|
26.11 |
|
||
24 |
Синтез белков в клетке |
|
28.11 |
|
||
25 |
Деление клетки. Митоз |
|
03.12 |
|
||
26 |
Обобщающий урок по теме « Клеточный уровень» |
|
05.12 |
|
||
27 |
Размножение организмов |
|
10.12 |
|
||
28 |
Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение |
|
12.12 |
|
||
29 |
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон |
|
17.12 |
|
||
30 |
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. |
|
19.12 |
|
||
31 |
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. |
|
24.12 |
|
||
32 |
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. |
|
26.12 |
|
||
33 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
|
14.01 |
|
||
34 |
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции |
|
16.01 |
|
||
35 |
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость |
|
21.01 |
|
||
36 |
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
|
23.01 |
|
||
37 |
Обобщающий урок по теме « Организменный уровень» |
|
28.01 |
|
||
38 |
Популяционно-видовой уровень: общая характеристика Л.р.№3 «Изучение морфологического критерия вида» |
|
30.01 |
|
||
39 |
Экологические факторы и условия среды |
|
04.02 |
|
||
40 |
Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений |
|
06.02 |
|
||
41 |
Популяция как элементарная единица эволюции |
|
11.02 |
|
||
42 |
Борьба за существование и естественный отбор |
|
13.02 |
|
||
43 |
Видообразование |
|
18.02 |
|
||
44 |
Макроэволюция |
|
20.02 |
|
||
45 |
Экскурсия «Многообразие живых организмов» на примере парка. |
|
25.02 |
|
||
46 |
Л.р. № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» |
|
27.02 |
|
||
47 |
Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень» |
|
03.03 |
|
||
48 |
Сообщество, экосистема, биогеоценоз |
|
05.03 |
|
||
49 |
Состав и структура сообщества |
|
10.03 |
|
||
50 |
Межвидовые отношения организмов в экосистеме |
|
12.03 |
|
||
51 |
Потоки вещества и энергии в экосистеме |
|
17.03 |
|
||
52 |
Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия |
|
19.03 |
|
||
53 |
Экскурсия «Биогеоценоз леса» |
|
02.04 |
|
||
54 |
Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень» |
|
07.04 |
|
||
55 |
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов |
|
09.04 |
|
||
56 |
Круговорот веществ в биосфере |
|
14.04. |
|
||
57 |
Эволюция биосферы |
|
16.04 |
|
||
58 |
Гипотезы возникновения жизни |
|
21.04 |
|
||
59 |
Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы |
|
23.04 |
|
||
60 |
Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни |
|
28.04 |
|
||
61 |
Развитие жизни в мезозое и кайнозое |
|
30.04 |
|
||
62 |
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования |
|
05.05 |
|
||
63 |
Обобщающий по теме « Биосферный уровень». |
|
07.05 |
|
||
64 |
Промежуточная аттестация. Итоговый тест в форме ОГЭ. |
|
12.05 |
|
||
65 |
Анализ итогового теста |
|
14.05 |
|
||
66 |
Резерв |
|
19.05 |
|
||
|
|
|
|
|
Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся:
Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.