Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса

Оценка 4.7
Документация
doc
биология
9 кл
28.02.2020
Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса
Рабочая программа по биологии для уч-ся 9 класса, УМК Пасечник В.В. и др
РП Биология 9 кл.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Григорьевская основная школа»

 

ПРИНЯТО

 

УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете

 

Директор школы ____Т.Н. Сергеева

№1 от 30.08.2019 года

 

Приказ № 154 от30.09.2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по биологии

для учащихся 9 класса

                                                                                                                                    (изучение предмета на базовом уровне)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

                                                     Учитель биологии Сергеева Т.Н.,

                                                   I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

Настоящая рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Григорьевская ОШ», с учетом учебного плана МКОУ «Григорьевская ОШ» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

УМК:

·         Биология : Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017

·         Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО,2014.

·         Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2016.

·         Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2017.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.

На прохождение программного материала отводится 2 часа в неделю.

Лабораторных работ -4.  Экскурсий – 2.  Контрольных работ – 2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

         воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

         осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

         умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

         понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

         признание права каждого на собственное мнение;

         умение отстаивать свою точку зрения;

         критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Учащийся научится:

         Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.      

         Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

         Составлять (индивидуально или в паре) план решения проблемы (выполнения проекта). 

         Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

         В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.             

         устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

         -проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

Познавательные:

Учащийся научится:

·         выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

·         приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

·         находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;

·         находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

·         проводить исследовательскую и проектную работу;

·         сравнивать биологические объекты и процессы , умение делать выводы на основе сравнения;

·         выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

·         овладевать методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

·         самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

·         планировать учебное со­трудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогиче­ской формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мыс­ли с достаточной полнотой и точностью;

·         выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье.

  •  осуществлять контроль, оценку действия партнера, уметь убеждать.

Предметные результаты

Выпускник научится:

         выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

         аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

         осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

         раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

         объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

         объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

         различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

         сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

         использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

         знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

         описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

         находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

         знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

 

Выпускник получит возможность научиться:

         понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

         анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

         находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

         создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории школьников;

         работать в паре при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области генетики, экологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность пары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание учебного предмета

Биология. 9 класс

Введение (2 ч)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы. Стартовый контроль.

Демонстрация. Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация. Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.

Раздел 3. Организменный уровень (12 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости организмов.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (10 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация. Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания                                                                                                      Экскурсия. Многообразие живых организмов в природе.

Раздел 5. Экосистемный уровень (7 ч)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.                                                                                                             Экскурсия «Биогеоценоз леса»

Раздел 6. Биосферный уровень (9 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация. Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Заключение (3 ч)

Итоговое повторение и обобщение. Промежуточная работа. Итоговый тест. Защита проекта.

Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся (проекты по усмотрению обучающихся могут быть информационными, исследовательскими или творческими):

Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.

 

 

3.      Тематическое планирование учебного предмета

Название раздела

Количество часов

Всего

Лабораторных и практ. работ

Экскурсий

Введение

2

-

-

Раздел 1. Молекулярный уровень

10

1

-

Раздел 2. Клеточный уровень

14

1

-

Раздел 3. Организменный уровень

12

1

-

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень

10

1

1

Раздел 5. Экосистемный уровень

7

-

1

Раздел 6. Биосферный уровень

9

-

-

Заключение

3

-

-

Итого

67

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Календарно-тематическое планирование по биологии. 9 класс

 
Содержание

Задание на дом

Дата

Приме-чание

1

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии

 


03.09

 

2

Сущность жизни и свойства живого

 


05.09


 

3

Молекулярный уровень: общая характеристика

 


10.09


 

4

Углеводы

 


12.09


 

5

Липиды

 


17.09


 

6

Состав и строение белков

 


19.09


 

7

Функции белков

 


24.09


 

8

Нуклеиновые кислоты

 


26.09


 

9

АТФ и другие органические соединения клетки

 


01.10


 

10

Биологические катализаторы Л.р. №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

 


03.10


 

11

Вирусы

 


08.10


 

12

Обобщающий урок по теме « Молекулярный уровень»

 


10.10


 

13

Основные положения клеточной теории.

 


15.10


 

14

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

 


17.10


 

15

Ядро. Хромосомный набор клетки

 


22.10


 

16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

 


24.10


 

17

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения

 


05.11


 

18

Особенности строения клеток эукариот и прокариот Л.р. №2 «Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах»

 

07.11


 

19

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

 

12.11

 

20

Энергетический обмен в клетке

 

14.11

 

21

Фотосинтез и хемосинтез

 

19.11

 

22

Автотрофы и гетеротрофы

 

21.11

 

23

Синтез белков в клетке

 

26.11

 

24

Синтез белков в клетке

 

28.11

 

25

Деление клетки. Митоз

 

03.12

 

26

Обобщающий урок по теме « Клеточный уровень»

 

05.12

 

27

Размножение организмов

 

10.12

 

28

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

 

12.12

 

29

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

 

17.12

 

30

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

 

19.12

 

31

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

 

24.12

 

32

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

 

26.12

 

33

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

 

14.01

 

34

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

 

16.01

 

35

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

 

21.01

 

36

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

 

23.01

 

37

Обобщающий урок по теме « Организменный уровень»

 

28.01

 

38

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика Л.р.№3 «Изучение морфологического критерия вида»

 

30.01

 

39

Экологические факторы и условия среды

 

04.02

 

40

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

 

06.02

 

41

Популяция как элементарная единица эволюции

 

11.02

 

42

Борьба за существование и естественный отбор

 

13.02

 

43

Видообразование

 

18.02

 

44

Макроэволюция

 

20.02

 

45

Экскурсия «Многообразие живых организмов» на примере парка.

 

25.02

 

46

Л.р. № 4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

 

27.02

 

47

Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень»

 

03.03

 

48

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

 

05.03

 

49

Состав и структура сообщества

 

10.03

 

50

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

 

12.03

 

51

Потоки вещества и энергии в экосистеме

 

17.03

 

52

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

 

19.03

 

53

Экскурсия «Биогеоценоз леса»

 

02.04

 

54

Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»

 

07.04

 

55

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

 

09.04

 

56

Круговорот веществ в биосфере

 

14.04.

 

57

Эволюция биосферы

 

16.04

 

58

Гипотезы возникновения жизни

 

21.04

 

59

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

 

23.04

 

60

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

 

28.04

 

61

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

 

30.04

 

62

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

 

05.05

 

63

Обобщающий по теме « Биосферный уровень».

 

07.05

 

64

Промежуточная аттестация. Итоговый тест в форме ОГЭ.

 

12.05

 

65

Анализ итогового теста

 

14.05

 

66

Резерв

 

19.05

 

 

 

 

 

 

Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся:

Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Григорьевская основная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Григорьевская основная школа»

Настоящая рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе примерной основной…

Настоящая рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе примерной основной…

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Коммуникативные: Учащийся научится: · самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т

Коммуникативные: Учащийся научится: · самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Демонстрация . Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных

Демонстрация . Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных

Биология в цифрах. Экология школьного портфеля

Биология в цифрах. Экология школьного портфеля

Тематическое планирование учебного предмета

Тематическое планирование учебного предмета

Календарно-тематическое планирование по биологии

Календарно-тематическое планирование по биологии

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 12

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 12

Обобщающий урок по теме « Организменный уровень» 28

Обобщающий урок по теме « Организменный уровень» 28

Эволюция биосферы 16

Эволюция биосферы 16
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020