Аннотация к рабочей программе по биологии
9 класс
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).
- Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Аркинской сош
- Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. - ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС"). - Авторская программа И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (биология 5-11 класс). - учебник Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. «Биология» 9 класс». Учебник входит в федеральный перечень. Программа включает в себя: - пояснительную записку - планируемые результаты изучения курса - содержание учебного предмета - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы Специфика курса «Биология» структурирована в соответствии с основными содержательными линиями: общей характеристикой живых организмов; многообразием живых организмов; основными функциями организмов; взаимосвязью организма и окружающей среды. Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Программа предлагает линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с: - Федеральнным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по биологии для 5-9 классов (авторы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г, Сухова Т.С, издательство М. «Вентана-Граф», 2012) - Положеня о рабочей программе в МБОУ Аркинская СОШ. Учебник «Биология 9 класс» под редакцией А.Г. Драгомилова, Р. Д. Маша, издательство М. «Вентана-Граф» 2019, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации
Цели и задачи обучения
Цели
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Программа направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья
Место предмета «биология» в учебном плане
Рабочая программа по биологии в 9 классе предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год), в том числе 8 лабораторных работ и 4 контрольные работы.
Планируемые результаты изучения учебного проедмета
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе ;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- применять методы биологической науки для изучения систематики организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
- классифицировать живые организмы по группам; сравнивать органы и системы органов, делать выводы на основе сравнения;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о человеческом организме, получаемую из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе;
- основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
- давать определения понятиям;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
- использовать приемы оказания первой помощи при контакте с ядовитыми животными.
Формирование ИКТ – компетентности обучающихся
Фиксация изображений и звуков
Ученик научиться:
- осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе наблюдения природного процесса;
- учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий.
Содержание программы учебного предмета Тема 1. Человек и окружающая среда (1 ч)
Анатомия - наука о строении тела человека. Физиология - наука о функционировании тела человека на уровне систем, органов, тканей, отдельных клеток.
Здоровье человека: образ жизни, генетические предпосылки, влияние внешней среды. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания - путь к сохранению здоровья человека. Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основные науки, изучающие строение и функционирование тела человека;
- факторы, определяющие здоровье человека; - взаимосвязь природной и социальной среды и их влияние на здоровье.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать взаимосвязь образа жизни и здоровья человека;
- доказывать необходимость защиты среды обитания как обязательного условия сохранения здоровья человека. Тема 2.Общие сведения об организме человека (5 ч)
Единство живых существ на молекулярном уровне. Сходство и различие живых существ на клеточном уровне. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Химическое строение организма человека: неорганические и органические вещества. Строение и жизнедеятельность клетки и функции отдельных органоидов. Ткани организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы и системы органов.
Регуляторные системы организма. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Методы изучения организма человека. Основные пути диагностики и лечения заболеваний. Демонстрация: Наглядные материалы, иллюстрирующие строение клетки. Схемы строения систем органов человека. Лабораторные и практические работы
Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
Клетки и ткани под микроскопом.
Исследование простейших рефлексов у человека*. Предметные результаты Учащиеся должны знать:
- общее строение
организма человека;
- строение тканей организма человека;
- основы рефлекторной регуляции
органов и систем органов в организме человека;
- основные методы изучения организма человека и основные способы лечения
заболеваний. Учащиеся должны уметь:
- доказывать единство всех живых существ на молекулярном и клеточном уровнях;
- выделять существенные признаки организма человека, особенности его
биологической природы;
-
определять черты сходства и различия человека и животных;
- узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и
микропрепаратах;
- распознавать на таблицах и муляжах органы и системы органов человеческого
организма; - устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением
и функциями клеток тканей, органов и их систем.
Тема
3. Опора и движение (6 ч)
Опорно-двигательный аппарат: скелет и мышцы. Типы костей. Типы соединений
костей. Мышцы и их строение. Роль нервной системы в регуляции работы мышц.
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.
Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и
прямохождением. Травмы опорно-двигательного аппарата: растяжения, вывихи,
ушибы, переломы. Первая помощь при травмах.
Основные группы мышц, их функции: мышцы туловища, мышцы головы и шеи, мышцы верхних
и нижних конечностей. Типы движений.
Демонстрация: Скелет человека, отдельные кости. Распилы костей. Приемы оказания
первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Строение костной ткани.Состав костей. Выявление влияния статической и
динамической работы на утомление мышц*. Проверяем правильность осанки. Есть ли
у вас плоскостопие? Гибок ли ваш позвоночник?
Предметные результаты
Учащиеся должны знать: -
части скелета человека;
- химический состав и строение костей;
- основные скелетные мышцы человека. Учащиеся
должны уметь:
- распознавать части скелета на наглядных пособиях; -
находить на наглядных пособиях основные мышцы тела человека;
- оказывать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата. Тема 4. Система крови (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в
обеспечении жизнедеятельности организма. Плазма крови. Форменные элементы
крови. Красный костный мозг — специализированная кроветворная ткань. Эритроциты
и гемоглобин. Анемии. Тромбоциты и тромбообразование. Свертывание крови.
Нарушение свертывания крови. Лейкоциты и система иммунитета. Иммунитет и
антигены. Врожденный иммунитет. Приобретенный иммунитет. Вакцины и сыворотки.
Предупредительные прививки. Нарушения работы иммунной системы: иммунодефициты,
аллергии, аутоиммунные заболевания. Группы крови. Переливание крови.
Демонстрация: Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.
Наглядные материалы, иллюстрирующие строение клеток крови.
Лабораторные и практические работы: Изучение микроскопического строения крови*.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- состав
внутренней среды организма;
- виды иммунитета и их особенности;
- сущность прививок и их значение;
- свою группу крови. Учащиеся
должны уметь: -
сравнивать между собой строение и функции форменных элементов крови;
- наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах;
- объяснять механизм свертывания крови и его значение.
Тема 5. Сердечно-сосудистая система (5 ч)
Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение. Работа сердца.
Автоматия сердца. Электрокардиограмма, Управление работой сердца, Нарушения
деятельности сердца.
Артерии, вены и капилляры, их строение и функции. Регуляция движения крови по
сосудам. Первая помощь при кровотечениях. Кровяное давление. Заболевания
органов кровообращения, их предупреждение.Лимфатическая система.
Лимфообращение. Демонстрация: Модель сердца человека.
Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов
кровообращения.
Практические работы: Измерение кровяного давления. Подсчет пульса до и после
дозированной нагрузки*. Кислородное голодание. Первая помощь при кровотечениях.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
- основные заболевания сердца и сосудов и их профилактику.
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
- выделять особенности строения кровеносной системы и движения крови по
сосудам; - измерять пульс и кровяное давление;
- оказывать первую доврачебную помощь при
кровотечениях.
Тема 6. Дыхание (3 ч)
Дыхание и его этапы. Потребность организма человека в кислороде воздуха.
Органы дыхания, их строение: воздухоносные пути и легкие. Голосовой аппарат.
Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Газообмен в легких и других тканях.
Инфекции легких и дыхательных путей.Дыхательные движения. Легочные объемы.
Регуляция дыхания. Первая помощь при клинической смерти. Искусственное
дыхание.
Демонстрация: Модели гортани, легких. Модель, поясняющая механизм вдоха и
выдоха. Измерение жизненной емкости легких. Схема, иллюстрирующая приемы
искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Дыхательные движения.
Оказание первой помощи при остановке дыхания*.
Измерение обхвата грудной клетки.
Определение запылённости воздуха в зимнее время.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- органы дыхания, их строение и функции;
- механизмы вдоха и выдоха;
- нервную и гуморальную регуляцию дыхания; -
гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять
существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
- оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении
угарным
газом.
Тема 7. Пищеварение (4 ч) Питание
и пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительный
канал. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Пищеварение в различных
отделах пищеварительного тракта. Заболевания органов пищеварения, их
профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных
инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация:
Модель торса человека. Муляжи внутренних
органов.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
-
строение и функции пищеварительной системы;
- гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной
системы. Учащиеся должны уметь:
- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;
- доказывать необходимость соблюдения мер профилактики нарушения работы
пищеварительной
системы.
Тема 8. Обмен веществ и энергии.
Витамины. (3 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический
обмен, их взаимосвязь. Химический состав организма человека. Обмен белков,
жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
Калорийность пищи. Диеты. Витамины, их
роль в обмене веществ. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Авитаминозы. Основы здорового питания.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
- роль витаминов;
- нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в
организме человека; -
объяснять роль витаминов в организме человека;
-доказывать необходимость соблюдения мер профилактики
развития авитаминозов. Тема 9. Выделение (3 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Мочевыделительная
система: строение и функции. Работа почек. Строение нефрона. Образование мочи.
Первичная и вторичная моча. Регуляция обратного всасывания. Центр жажды. Заболевания
почек и их профилактика.
Демонстрация: Модель почки.
Лабораторные и практические работы
Моделирование работы почечного фильтра. Предметные
результаты
Учащиеся должны знать: -
органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
- меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять механизм образования мочи;
-доказывать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний
мочевыделительной системы. Тема
10. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Железы кожи: потовые, сальные. Производные кожи: волосы, ногти. Роль кожи в
теплорегуляции. Закаливание.
Чувствительная функция кожи. Ожоги и обморожения: признаки и первая помощь пострадавшим. Тепловой и
солнечный удары: признаки и первая
помощь пострадавшим. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания
кожи и их предупреждение.
Демонстрация: Наглядные
материалы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Лабораторные и практические работы
Определение типа своей
кожи.
Предметные результаты
Учащиеся
должны знать:
- строение и функции кожи; -
гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и
одеждой. Учащиеся должны уметь: -
объяснять механизм терморегуляции;
- доказывать необходимость соблюдения мер профилактики
развития авитаминозов. Тема 11. Эндокринная система (4 ч)
Единая нейрогуморальная регуляция. Гуморальная регуляция.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в
гуморальной регуляции организма. Гипо- и гиперфункции желез.
Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовидная железа. Паращитовидные железы.
Надпочечники. Эпифиз. Гормоны поджелудочной железы. Тимус (вилочковая железа).
Половые железы.
Демонстрация: Схемы (или модели) строения и расположения эндокринных желез.
Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез.
Предметные результаты
Учащиеся
должны
знать:
- железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
- основные гормоны желез внутренней (эндокринной) секреции и их роль в
организме человека;
-
взаимосвязь нервной и гуморальной
регуляции.
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов
эндокринной системы; -
объяснять единство нервной и гуморальной
регуляции. Тема
12. Нервная система (7 ч)
Нервная система: общие принципы организации. Значение нервной системы.
Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая
части нервной системы. Серое и белое вещество. Нервы: чувствительные,
исполнительные, смешанные. Синапсы нервной системы. Развитие нервной системы у
эмбриона человека: формирование основных отделов ЦНС.
Строение и функции спинного мозга. Рефлекторные дуги спинного мозга. Рефлекс; проведение
нервного импульса. Строение и функции отделов головного мозга. Задний мозг:
продолговатый мозг, мост, мозжечок. Средний мозг. Передний мозг: промежуточный
мозг (таламус, гипоталамус), большие полушария. Древняя, старая и новая кора
больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами
мозга. Вегетативная нервная система. Вегетативные рефлекторные дуги.
Симпатическая и парасимпатическая системы: различие функций и строения.
Демонстрация:
Модель головного мозга. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы Штриховое
раздражение кожи.
Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. Предметные
результаты
Учащиеся должны знать:
- строение нервной системы;
- особенности строения и функционирования соматического и вегетативного отделов нервной системы;
- особенности строения и функции спинного мозга и отделов головного мозга.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- объяснять влияние вегетативной нервной системы на деятельность органов;
- сравнивать влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на работу органов. Тема 13. Сенсорные системы. Органы чувств (5 ч)
Стимулы, воздействующие на органы чувств. Разнообразие рецепторов. Сенсорные системы (анализаторы). Органы чувств, их строение и функции. Ощущение и восприятие. Зрительная система. Глаз — орган зрения. Строение, функции и гигиена органа зрения. Корковая часть зрительного анализатора. Нарушения зрения и их коррекция.
Вестибулярная и слуховая системы: строение и функции. Волосковые клетки и внутреннее ухо. Вкусовая система. Обонятельная система. Внутренняя чувствительность. Чувствительность тела: болевая, кожная и мышечная системы. Гигиена органов чувств. Демонстрация
Модели органов зрения и слуха. Лабораторные и практические работы
Сужение и расширение зрачка.
Обнаружение «слепого пятна».
Проверка работы вестибулярного аппарата. Предметные результаты
Учащиеся должны знать: - сенсорные системы и органы чувств: их строение и значение;
- правила гигиены
органов чувств.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять взаимосвязь между строением анализатора и выполняемой им функцией;
- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. Тема 14. Поведение и психика (7 ч)
Врожденные (безусловные) рефлексы. Разнообразие биологических потребностей: витальные, зоосоциальные, саморазвития. Темпераменты и одаренность.
Приобретенные (условные) рефлексы. Исследования И.П. Павлова. Кратковременная и долговременная память.
Роль торможения в процессах ВНД. Безусловное и условное торможение. Типы ВНД, их связь с темпераментом человека. Основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. Характер человека, его связь с темпераментом.
Бодрствование и сон: общие представления. Сон активный и пассивный. Фазы (стадии) сна: медленный и быстрый сон. Значение и гигиена сна.
Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Первая и вторая сигнальные системы. Речевое обучение ребенка. Сравнение речевых способностей человека и обезьян. Речевая модель внешнего мира как основа мышления. Сознание. Мышление. Речь: центры речи в головном мозге.
Поведенческие программы: выбор и оценка успешности выполнения.
Эмоции: разнообразие и значение. Эмоции быстрые и базовые.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
- характеристику безусловных и условных рефлексов;
- особенности высшей нервной деятельности человека;
- значение сна, его
фазы.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные особенности поведения психики
человека;
- характеризовать типы нервной системы;
- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль
речи в
обучении;
-обосновывать опасность приема наркотических
препаратов.
Тема 15. Размножение и развитие (6 ч)
Система органов размножения: строение и гигиена. Половые клетки: сперматозоиды, яйцеклетки. Половые гормоны и половые признаки: первичные и вторичные.
Оплодотворение и начало развития эмбриона. Менструальный цикл. Начало беременности. Бесплодие. Строение и функции плаценты. Протекание беременности. Внутриутробное развитие. Роды и рождение. Лактация. Рост и развитие ребенка после рождения. Инфекционные заболевания половой системы. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Врожденные и наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- строение и функции органов половой системы человека;
- особенности строения половых клеток человека;
- основные этапы внутриутробного развития человека;
- особенности развития человека после рождения;
- наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки органов размножения и половых клеток человека;
- объяснять вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на развитие плода;
- обосновывать необходимость соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции;
- обосновывать роль медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Заключение (1 ч)
Личность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики.
Здоровье человека - одна из самых важных жизненных ценностей. Охрана здоровья - важнейшая государственная задача. Гигиена. Санитарно-эпидемиологическая служба. ПДК. Факторы, нарушающие здоровье (факторы риска). Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- роль воспитания в формировании личности;
- задачи санитарно-эпидемиологической службы;
- отрицательное
влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь: - планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- составлять описание изучаемых объектов;
- осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
- устанавливать причинно-следственные связи между строением органа и выполняемой им функцией;
- классифицировать витамины, виды памяти, железы, типы костей, типы соединения костей и другие системы и структуры организма человека; - сравнивать клетки, ткани организма; типы соединения костей; железы внешней, внутренней и смешанной секреции; соматическую и вегетативную системы; парасимпатическую и симпатическую системы; безусловные и условные рефлексы и другие системы и структуры организма человека;
- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
- работать со всеми компонентами текста;
- составлять простые и сложные планы текста;
-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Личностные результаты
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
реализация теоретических познаний на практике;
- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование уважительного отношения к другим людям;
- формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Повторение - 2ч.
Тематическое планироание биология – 9 класс
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Человек и окружающая среда (1 ч) |
1 |
|
|
1 |
Инструктаж по ТБ. Введение в анатомию. Биосоциальная природа человека |
1 |
|
|
|
Общие сведения об организме человека (5 ч) |
|
|
|
2 |
Науки об организме человека |
1 |
|
|
3 |
Структура тела. Место человека в живой природе |
1 |
|
|
4 |
Клетка: строение, состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». Инструктаж по ТБ |
1 |
|
|
5 |
Ткани. Лабораторная работа 2 «Клетки и ткани человека». Инструктаж по ТБ |
1 |
|
|
6 |
Системы органов. Уровни организации организма. Нервно-гуморальная регуляция функций организма |
1 |
|
|
|
Опора и движение (6 ч) |
|
|
|
7 |
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа 3 «Строение костной ткани». Лабораторная работа 4 «Состав костей». Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
|
8 |
Скелет головы и туловища |
1 |
|
|
9 |
Скелет конечностей. Первая помощь при травмах скелета |
1 |
|
|
10 |
Мышцы. Работа мышц |
1 |
|
|
11 |
Плоскостопие и нарушение осанки. Развитие опорно-двигательной системы |
1 |
|
|
12 |
Контрольная работа 1 «Цитология. Опора и движение» |
1 |
|
|
|
Система крови (3 ч) |
|
|
|
13 |
Внутренняя среда организма. Лабораторная работа 5 «Изучение микроскопического строения крови». Инструктаж по ТБ |
1 |
|
|
14 |
Иммунитет |
1 |
|
|
15 |
Тканевая совместимость. Переливание крови |
1 |
|
|
|
Сердечно - сосудистая система (5 ч) |
|
|
|
16 |
Строение сердца. Круги кровообращения |
1 |
|
|
17 |
Движение лимфы |
1 |
|
|
18 |
Движение крови по сосудам |
1 |
|
|
19 |
Регуляция работы сердца. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний |
1 |
|
|
20 |
Первая помощь при кровотечениях |
1 |
|
|
|
Дыхание (3 ч) |
|
|
|
21 |
Органы дыхания. Лабораторная работа 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Инструктаж по ТБ |
1 |
|
|
22 |
Механизм дыхания. Лабораторная работа 7 «Дыхательные движения». Инструктаж по ТБ |
1 |
|
|
23 |
Профилактика заболеваний органов дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания |
1 |
|
|
|
Пищеварение (4 ч) |
|
|
|
24 |
Состав пищи. Строение органов пищеварения |
1 |
|
|
25 |
Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа 8 «Действие ферментов слюны на крахмал». Инструктаж по ТБ |
1 |
|
|
26 |
Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения |
1 |
|
|
27 |
Контрольная работа 2 по темам «Дыхание. Пищеварение» |
1 |
|
|
|
Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч) |
|
|
|
28 |
Обмен веществ в организме |
1 |
|
|
29 |
Нормы питания |
1 |
|
|
30 |
Витамины |
1 |
|
|
|
Выделение (3 ч) |
|
|
|
31 |
Строение мочевыделительной системы |
1 |
|
|
32 |
Образование мочи. Регуляция работы мочевыделительной системы |
1 |
|
|
33 |
Профилактика заболеваний почек |
1 |
|
|
|
Покровы тела (3 ч) |
|
|
|
34 |
Строение кожи |
1 |
|
|
35 |
Профилактика кожных заболеваний |
1 |
|
|
36 |
Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах |
1 |
|
|
|
Эндокринная система (4 ч) |
|
|
|
37 |
Классификация желез |
1 |
|
|
38 |
Роль гормонов в метаболизме |
1 |
|
|
39 |
Нарушения работы желез |
1 |
|
|
40 |
Контрольная работа 3 по теме «Выделение. Покровы тела. Эндокринная система» |
1 |
|
|
|
Нервная система (7 ч) |
|
|
|
41 |
Строение нервной системы |
1 |
|
|
42 |
Центральная и периферическая нервная системы |
1 |
|
|
43 |
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы |
1 |
|
|
44 |
Нейрогуморальная регуляция |
1 |
|
|
45 |
Спинной мозг |
1 |
|
|
46 |
Головной мозг |
1 |
|
|
47 |
Большие полушария. Значение коры больших полушарий |
1 |
|
|
|
Сенсорные системы. Органы чувств (5 ч) |
|
|
|
48 |
Органы чувств и анализаторы |
1 |
|
|
49 |
Орган зрения |
1 |
|
|
50 |
Органы слуха и равновесия |
1 |
|
|
51 |
Органы обоняния, осязания и вкуса |
1 |
|
|
52 |
Контрольная работа 4 «Нервная система. Органы чувств» |
1 |
|
|
|
Поведение и психика (7 ч) |
|
|
|
53 |
Врождённые (безусловные) рефлексы |
1 |
|
|
54 |
Приобретённые (условные) рефлексы |
1 |
|
|
55 |
Роль торможения в процессах ВНД |
1 |
|
|
56 |
Биоритмы. Сон и его значение |
1 |
|
|
57 |
Особенности ВНД человека |
1 |
|
|
58 |
Воля и эмоции. Внимание |
1 |
|
|
59 |
Работоспособность. Режим дня |
1 |
|
|
|
Размножение и развитие (6 ч) |
|
|
|
60 |
Половая ситема человека |
1 |
|
|
61 |
Оплодотворение и начало развития эмбриона |
1 |
|
|
62 |
Развитие после рождения |
1 |
|
|
63 |
Болезни, передающиеся половым путём |
1 |
|
|
64 |
О вреде наркогенных веществ |
1 |
|
|
65 |
Психологические особенности личности |
1 |
|
|
|
Заключение (1 ч) |
|
|
|
66 |
Роль человека в биосфере. |
1 |
|
|
|
Повторение пройденного материала (2 ч) |
|
|
|
67 |
Повторение темы «Опорно- двигательная система» |
1 |
|
|
68 |
Повторение темы «Кровь Кровообращение» |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.