1. Пояснительная записка
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2 с.Серноводское».
Рабочая программа по биологии построена на основе:
· Фундаментального ядра содержания общего образования;
· Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;
· Примерной программы основного общего образования по биологии;
· Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
· Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
· Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897» №1577.
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели и задачи изучения биологии
В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
· социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
· приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки;
· ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
· развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
· овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;
· формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
2. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Раздел 1. Живые организмы 5-7 классы.
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Раздел 2. Человек и его здоровье. 8 класс.
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Раздел 3. Общие биологические закономерности. 9 класс.
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
3.Содержание учебного предмета Биология
Живые организмы 5-7кл.
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.
Человек и его здоровье 8кл.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы
пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико - генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.
Общие биологические закономерности 9кл.
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии —признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость —свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид —основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин —основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера —глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.
4.Тематическое – планирование по биологии на 2018-2019 учебный год
5 «а» «б» класс.
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Количество часов, отводимых на тему |
1 |
Введение. Биология - наука о живой природе |
7 |
2 |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. |
8 |
3 |
Многообразие организмов. |
19 |
Всего за год. |
|
34 |
6 «а» «б» класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Количество часов, отводимых на тему |
1 |
Жизнедеятельность организмов |
17 |
2 |
Размножение, рост и развитие организмов. |
4 |
3 |
Регуляция жизнедеятельности организмов. |
13 |
Всего за год. |
|
34 |
7 «а» «б» класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Количество часов, отводимых на тему |
1 |
Введение. Многообразие организмов, их классифик-я. |
3 |
2 |
Бактерии, грибы, лишайники. |
7 |
3 |
Многообразие растительного мира |
27 |
4 |
Многообразие животного мира |
24 |
5 |
Эволюция растений и животных, их охрана |
3 |
6 |
Экосистемы |
4 |
Всего за год. |
|
68 |
8 «а» «б» класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Количество часов, отводимых на тему |
1 |
Введение. |
4 |
2 |
Общий обзор организма человека |
2 |
3 |
Опора и движение |
8 |
4 |
Внутренняя среда организма |
4 |
5 |
Кровообращение и лимфообразование |
4 |
6 |
Дыхание |
4 |
7 |
Питание |
4 |
8 |
Обмен веществ и превращение энергии |
4 |
9 |
Выделение продуктов обмена |
2 |
10 |
Покровы тела человека |
4 |
11 |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнед-ти |
9 |
12 |
Органы чувств. Анализаторы. |
5 |
13 |
Психика и поведение человека. ВНД. |
5 |
14 |
Человек и окружающая среда. |
7 |
Всего за год. |
|
68 |
9 класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Количество часов, отводимых на тему |
1 |
Введение. Биология в системе наук. |
4 |
2 |
Основы цитологии – науки о клетке. |
12 |
3 |
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. |
6 |
4 |
Основы генетики. |
12 |
5 |
Генетика человека. |
3 |
6 |
Основы селекции и биотехнологии. |
4 |
7 |
Эволюционное учение. |
7 |
8 |
Возникновение и развитие жизни на Земле. |
5 |
9 |
Взаимосвязи организмов и окружающий среды. |
13 |
Всего за год. |
|
66 |
5. Календарно – тематическое планирование по биологии на 2018-2019 учебный год.
5 «а» «б» класс.
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Кол. часов, отвод на тему |
Приме чание |
Дата проведения урока |
|
План |
Факт |
||||
1 ЧЕТВЕРТЬ Введение. Биология как наука. |
|||||
1 |
Биология — наука о живой природе |
1 |
|
05.09 |
|
2 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
12.09 |
|
3 |
Методы исследования в биологии |
1 |
|
19.09 |
|
4 |
Как работают в лаборатории. |
1 |
|
26.09 |
|
5 |
Разнообразие живой природы. |
1 |
|
03.10 |
|
6 |
Среды обитания живых организмов. |
1 |
|
10.10 |
|
7 |
Тестовая работа по итогам 1 четверти. |
1 |
|
17.10 |
|
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. |
|||||
8 |
Увеличительные приборы. |
1 |
|
24.10 |
|
ll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
9-10 |
Химический состав клетки. |
2 |
|
07.11 14.11 |
|
11 |
Строение клетки. |
1 |
|
21.11 |
|
12-13 |
Жизнедеятельность клетки. |
2 |
|
28.11 05.12 |
|
14 |
Тестовая работа по итогам 2 четверти. |
1 |
|
12.12 |
|
15 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
19.12 |
|
lll ЧЕТВЕРТЬ Глава 2. Многообразие организмов. |
|||||
16 |
Классификация организмов. |
1 |
|
09.01 |
|
17-18 |
Строение и многообразие бактерий. |
2 |
|
16.01 23.01 |
|
19-20 |
Строение и многообразие грибов. |
2 |
|
30.01 06.02 |
|
21-22 |
Характеристика царства Растения. |
2 |
|
13.02 20.02 |
|
23 |
Водоросли. |
1 |
|
27.02 |
|
24 |
Лишайники. |
1 |
|
06.03 |
|
25 |
Тестовая работа по итогам 3 четверти. |
1 |
|
13.03 |
|
26 |
Мхи, папоротники, плауны, хвощи. |
1 |
|
20.03 |
|
lV ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
27 |
Семенные растения |
1 |
|
03.04 |
|
28 |
Царство Животные |
1 |
|
10.04 |
|
29 |
Подцарство Одноклеточные |
1 |
|
17.04 |
|
30 |
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. |
1 |
|
24.04 |
|
31 |
Позвоночные животные. |
1 |
|
08.05 |
|
32 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
15.05 |
|
33 |
Тестовая работа по итогам 4 четверти. |
1 |
|
22.05 |
|
34 |
Многообразие живой природы. Охрана природы. |
1 |
|
29.05 |
|
Всего за год |
34 |
|
|
|
6 «а» «б» класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Кол часов, отвод-х на тему |
Приме чание |
Дата проведения урока |
|
План |
Факт |
||||
1 ЧЕТВЕРТЬ Глава 1. Жизнедеятельность организмов. |
|||||
1 |
Обмен веществ – главный признак жизни. |
1 |
|
07.09 |
|
2 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
14.09 |
|
3 |
Почвенное питание растений. |
1 |
|
21.09 |
|
4 |
Удобрения. |
1 |
|
28.09 |
|
5 |
Фотосинтез. |
1 |
|
05.10 |
|
6 |
Питание бактерия и грибов |
1 |
|
12.10 |
|
7 |
Тестовая работа по итогам 1 четверти. |
1 |
|
19.10 |
|
8 |
Гетеротрофное питание. |
1 |
|
26.10 |
|
ll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
9 |
Дыхание растений и животных. |
1 |
|
09.11 |
|
10-11 |
Передвижение веществ у растений. |
2 |
|
16.11 23.11 |
|
12-13 |
Передвижение веществ у животных. |
2 |
|
30.11 07.12 |
|
14 |
Тестовая работа по итогам 2 четверти. |
1 |
|
14.12 |
|
15 |
Выделение у растений и животных. |
1 |
|
21.12 |
|
lll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
16 |
Выделение у растений и животных. |
1 |
|
11.01 |
|
17 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
18.01 |
|
Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов. |
|||||
18 |
Размножение организмов, его значение. |
1 |
|
25.01 |
|
19 |
Половое размножение. |
1 |
|
01.02 |
|
20 |
Рост и развитие – свойства живых организмов. |
1 |
|
08.02 |
|
21 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
15.02 |
|
Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов. |
|||||
22-23 |
Раздражимость - свойство живых организмов. |
2 |
|
22.02 01.03 |
|
24 |
Тестовая работа по итогам 3 четверти. |
1 |
|
15.03 |
|
25-26 |
Гуморальная регуляция. |
2 |
|
22.03 22.03 |
|
lV ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
27-28 |
Нейрогуморальная регуляция. |
2 |
|
05.04 12.04 |
|
29-30 |
Поведение. |
2 |
|
19.04 26.04 |
|
31 |
Движение организмов. |
1 |
|
03.05 |
|
32 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
10.05 |
|
33 |
Тестовая работа по итогам 4 четверти. |
1 |
|
17.05 |
|
34 |
Организм – единое целое. |
1 |
|
24.05 |
|
|
Всего за год |
34 |
|
|
|
7 «а» «б» класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Кол. часов, отвод-х на тему |
Приме чание |
Дата проведения урока |
|
План |
Факт |
||||
1 ЧЕТВЕРТЬ Глава 1. Многообразие организмов, их классификация. |
|||||
1 |
Многообразие организмов, их классификация. |
1 |
|
06.09. |
|
2 |
Вид - основная единица систематики. |
1 |
|
07.09 |
|
3 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
13.09 |
|
Глава 2. Бактерии, грибы, лишайники. |
|||||
4 |
Бактерии – доядерные организмы. |
1 |
|
14.09 |
|
5 |
Роль бактерий в природе и жизни человека. |
1 |
|
20.09 |
|
6 |
Грибы – царство живой природы. |
1 |
|
21.09 |
|
7 |
Многообразие грибов, их роль в жизни человека. |
1 |
|
27.09 |
|
8 |
Грибы – паразиты растений, животных, человека. |
1 |
|
28.09 |
|
9 |
Лишайники – комплексные симбиотические организмы. |
1 |
|
04.10 |
|
10 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
05.10 |
|
Глава 3. Многообразие растительного мира. |
|||||
11 |
Общая характеристика водорослей. |
1 |
|
11.10 |
|
12 |
Многообразие водорослей. |
1 |
|
12.10 |
|
13 |
Значение водорослей в природе и жизни человека. |
1 |
|
18.10 |
|
14 |
Тестовая работа по итогам 1 четверти. |
1 |
|
19.10 |
|
15 |
Высшие споровые растения. |
1 |
|
25.10 |
|
16 |
Моховидные. |
1 |
|
26.10 |
|
ll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
17 |
Папоротниковидные. |
1 |
|
08.11 |
|
18 |
Плауновидные. Хвощевидные. |
1 |
|
09.11 |
|
19 |
Голосеменные – отдел семенных растений. |
1 |
|
15.11 |
|
20 |
Разнообразие хвойных растений. |
1 |
|
16.11 |
|
21 |
Покрытосеменные, или цветковые. |
1 |
|
22.11 |
|
22 |
Строение семян. |
1 |
|
23.11 |
|
23 |
Виды корней и типы корневых систем. |
1 |
|
29.11 |
|
24 |
Видоизменения корней. Побег и почки. |
1 |
|
30.11 |
|
25 |
Строение стебля. |
1 |
|
06.12 |
|
26 |
Внешнее строение листа. |
1 |
|
07.12 |
|
27 |
Клеточное строение листа. |
1 |
|
13.12 |
|
28 |
Видоизменения побегов. |
1 |
|
14.12 |
|
29 |
Тестовая работа по итогам 2 четверти. |
1 |
|
20.12 |
|
30 |
Строение и разнообразие цветков. |
1 |
|
21.12 |
|
lll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
31 |
Соцветия. |
1 |
|
10.01 |
|
32 |
Плоды. |
1 |
|
11.01 |
|
33 |
Размножение покрытосеменных растений. |
1 |
|
17.01 |
|
34 |
Классификация покрытосеменных. |
1 |
|
18.01 |
|
35 |
Класс Двудольные. |
1 |
|
24.01 |
|
36 |
Класс Однодольные. |
1 |
|
25.01 |
|
37 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
31.01 |
|
Глава 3. Многообразие животного мира. |
|||||
38 |
Общие сведения о животном мире. |
1 |
|
01.02 |
|
39 |
Одноклеточные животные, или Простейшие. |
1 |
|
07.02 |
|
40 |
Паразитические простейшие. Значение простейших. |
1 |
|
08.02 |
|
41 |
Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. |
1 |
|
14.02 |
|
42 |
Тип Кишечнополостные. |
1 |
|
15.02 |
|
43 |
Многообразие кишечнополостных. |
1 |
|
21.02 |
|
44 |
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. |
1 |
|
22.02 |
|
45 |
Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви. |
1 |
|
28.02 |
|
46 |
Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски. |
1 |
|
01.03 |
|
47 |
Класс Головоногое моллюски. |
1 |
|
07.03 |
|
48 |
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. |
1 |
|
14.03 |
|
49 |
Класс Паукообразные. |
1 |
|
15.03 |
|
50 |
Тестовая работа по итогам 3 четверти. |
1 |
|
21.03 |
|
51 |
Класс Насекомые. |
1 |
|
22.03 |
|
lV ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
52 |
Многообразие насекомых. |
1 |
|
04.04 |
|
53 |
Тип Хордовые. |
1 |
|
11.04 |
|
54 |
Строение и жизнедеятельность рыб. |
1 |
|
12.04 |
|
55 |
Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. |
1 |
|
18.04 |
|
56 |
Класс Земноводные. |
1 |
|
19.04 |
|
57 |
Класс Пресмыкающиеся. |
1 |
|
25.04 |
|
58 |
Класс Птицы. Многообразие птиц и их значение. |
1 |
|
26.04 |
|
59 |
Класс Млекопитающие, или Звери. |
1 |
|
02.05 |
|
60 |
Многообразие зверей. Домашние млекопитающие |
1 |
|
03.05 |
|
61 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
10.05 |
|
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана. |
|||||
62 |
Этапы эволюции органического мира. |
1 |
|
16.05 |
|
63 |
Освоение суши растениями и животными. |
1 |
|
17.05 |
|
64 |
Охрана растительного и животного мира. |
1 |
|
23.05 |
|
65 |
Тестовая работа по итогам 4 четверти. |
1 |
|
24.05 |
|
Глава 5. Экосистема. |
|||||
66 |
Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы. |
1 |
|
30.05 |
|
67 |
Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы. |
1 |
|
|
|
68 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
|
|
|
Всего за год |
68 |
|
|
|
8 «а» «б» класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Кол. часов, отвод-х на тему |
Приме чание |
Дата проведения урока |
|
План |
Факт |
||||
1 ЧЕТВЕРТЬ Введение. |
|||||
1 |
Науки о человеке и их методы. |
1 |
|
03.09 |
|
2 |
Биологическая природа человека. Расы человека. |
1 |
|
08.09 |
|
3 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
10.09 |
|
4 |
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. |
1 |
|
15.09 |
|
Глава 1. Общий обзор организма человека. |
|||||
5 |
Строение организма человека |
1 |
|
17.09 |
|
6 |
Регуляция процессов жизнедеятельности. |
1 |
|
22.09 |
|
Глава 2. Опора и движение. |
|||||
7 |
Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей. |
1 |
|
24.09 |
|
8 |
Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. |
1 |
|
29.09 |
|
9 |
Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. |
1 |
|
01.10 |
|
10 |
Строение и функции скелетных мышц. |
1 |
|
06.10 |
|
11 |
Работа мышц и ее регуляция. |
1 |
|
08.10 |
|
12 |
Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм. |
1 |
|
13.10 |
|
13 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
15.10 |
|
14 |
Тестовая работа по итогам 1 четверти. |
1 |
|
20.10 |
|
Глава 3. Внутренняя среда организма. |
|||||
15 |
Состав внутренней среды организма и ее функции. |
1 |
|
22.10 |
|
16 |
Состав крови. Постоянство внутренней среды. |
1 |
|
27.10 |
|
ll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
17 |
Свертывание крови. Переливание крови. Группа крови. |
1 |
|
10.11 |
|
18 |
Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. |
1 |
|
12.11 |
|
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение. |
|||||
19 |
Органы кровообращение. Строение и работа сердца. |
1 |
|
17.11 |
|
20 |
Сосудистая система. Лимфообращение. |
1 |
|
19.11 |
|
21 |
Сердечно – сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. |
1 |
|
24.11 |
|
22 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
26.11 |
|
Глава 5. Дыхание. |
|||||
23 |
Дыхание и его значение. Органы дыхания. |
1 |
|
01.12 |
|
24 |
Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. |
1 |
|
03.12 |
|
25 |
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. |
1 |
|
08.12 |
|
26 |
Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. |
1 |
|
10.12 |
|
Глава 6. Питание. |
|||||
27 |
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. |
1 |
|
15.12 |
|
28 |
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. |
1 |
|
17.12 |
|
29 |
Тестовая работа по итогам 2 четверти. |
1 |
|
22.12 |
|
30 |
Пищеварение в желудке и кишечнике. |
1 |
|
24.12 |
|
lll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
31 |
Всасывание питательных веществ в кровь. |
1 |
|
12.01 |
|
32 |
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. |
1 |
|
14.01 |
|
33 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
19.01 |
|
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии. |
|||||
34 |
Пластический и энергетический обмен. |
1 |
|
21.01 |
|
35 |
Ферменты и их роль в организме человека. |
1 |
|
26.01 |
|
36 |
Витамины и их роль в организме человека. |
1 |
|
28.01 |
|
37 |
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. |
1 |
|
02.02 |
|
Глава 8. Выделение продуктов обмена. |
|||||
38 |
Выделение и его значение. Органы мочевыделения. |
1 |
|
04.02 |
|
39 |
Заболевания органов мочевыделения. |
1 |
|
09.02 |
|
Глава 9. Покровы тела человека. |
|||||
40 |
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. |
1 |
|
11.02 |
|
41 |
Болезни и травмы кожи. |
1 |
|
16.02 |
|
42 |
Гигиена кожных покровов. |
1 |
|
18.02 |
|
43 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
25.02 |
|
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. |
|||||
44 |
Железы внутренней секреции и их функции. |
1 |
|
02.03 |
|
45 |
Работа эндокринной системы и ее нарушения. |
1 |
|
04.03 |
|
46 |
Строение нервной системы и ее значение. |
1 |
|
09.03 |
|
47 |
Спинной мозг. |
1 |
|
11.03 |
|
48 |
Головной мозг. |
1 |
|
16.03 |
|
49 |
Тестовая работа по итогам 3 четверти. |
1 |
|
18.03 |
|
50 |
Вегетативная нервная система. |
1 |
|
23.03 |
|
lV ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
51 |
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. |
1 |
|
06.04 |
|
52 |
Контрольная работа по итогам раздела |
1 |
|
08.04 |
|
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. |
|||||
53 |
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. |
1 |
|
13.04 |
|
54 |
Слуховой анализатор. |
1 |
|
15.04 |
|
55 |
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. |
1 |
|
20.04 |
|
56 |
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. |
1 |
|
22.04 |
|
57 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
27.04 |
|
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. |
|||||
58 |
Высшая нервная деятельность. Рефлексы. |
1 |
|
29.04 |
|
59 |
Память и обучение. |
1 |
|
04.05 |
|
60 |
Врожденное и приобретенное поведение. |
1 |
|
06.05 |
|
61 |
Сон и бодрствование. |
1 |
|
11.05 |
|
62 |
Особенности высшей нервной деятельности человека |
1 |
|
13.05 |
|
Глава 13. Человек и окружающая среда. |
|||||
63 |
Социальная и природная среда человека. |
1 |
|
18.05 |
|
64 |
Окружающая среда и здоровье человека. |
1 |
|
20.05 |
|
65 |
Контрольная работа по итогам раздела |
1 |
|
25.05 |
|
66 |
Тестовая работа по итогам 4 четверти. |
1 |
|
27.05 |
|
67-68 |
Итоговое повторение. |
2
|
|
|
|
|
Всего за год |
68 |
|
|
|
9 класс
№ урока |
Наименование раздела, тема урока. |
Кол. часов, отвод-х на тему |
Приме чание |
Дата проведения урока |
|
План |
Факт |
||||
1 ЧЕТВЕРТЬ Введение. Биология в системе наук. |
|||||
1 |
Биология как наука. |
1 |
|
03.09 |
|
2-3 |
Методы биологических исследований. Значение биологии. |
2 |
|
05.09 10.09 |
|
4 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
12.09 |
|
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке. |
|||||
5 |
Цитология – наука о клетке. |
1 |
|
17.09 |
|
6 |
Клеточная теория. |
1 |
|
19.09 |
|
7-8 |
Химический состав клетки. |
2
|
|
24.09 26.09 |
|
9 |
Строение клетки. |
1 |
|
01.10 |
|
10 |
Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. |
1 |
|
03.10 |
|
11 |
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. |
1 |
|
08.10 |
|
12-13 |
Биосинтез белков. |
2 |
|
10.10 15.10 |
|
14 |
Тестовая работа по итогам 1 четверти |
1 |
|
17.10 |
|
15 |
Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. |
1 |
|
22.10 |
|
16 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
24.10 |
|
развитие (онтогенез) организмов. |
|||||
17-18 |
Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. |
2 |
|
07.11 12.11 |
|
19-20 |
Половое размножение. Мейоз. |
2 |
|
14.11 19.11 |
|
21 |
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). |
1 |
|
21.11 |
|
22 |
Влияние факторов внешней среды на онтогенез. |
1 |
|
26.11 |
|
Глава 3. Основы генетики. |
|||||
23 |
Генетика как отрасль биологической науки. |
1 |
|
28.11 |
|
24 |
Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. |
1 |
|
03.12 |
|
25-26 |
Закономерности наследования. |
2 |
|
05.12 10.12 |
|
27 |
Решение генетических задач. |
1 |
|
12.12 |
|
28 |
Тестовая работа по итогам 2 четверти. |
1 |
|
17.12 |
|
29 |
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. |
1 |
|
19.12 |
|
30 |
Решение генетических задач. |
1 |
|
24.12 |
|
lll ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
31 |
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. |
1 |
|
09.01 |
|
32 |
Комбинативная изменчивость. |
1 |
|
14.01 |
|
33 |
Фенотипическая изменчивость. |
1 |
|
16.01 |
|
34 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
21.01 |
|
Глава 4. Генетика человека. |
|||||
35-36 |
Методы изучения наследственности человека. |
2 |
|
23.01 28.01 |
|
37 |
Генотип и здоровье человека. |
1 |
|
30.01 |
|
Глава 5. Основы селекции и биотехнология. |
|||||
38 |
Основы селекции. |
1 |
|
04.02 |
|
39 |
Достижения мировой и отечественной селекции. |
1 |
|
06.02 |
|
40 |
Биотехнология: достижения и перспективы развития. |
1 |
|
11.02 |
|
41 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
13.02 |
|
Глава 6. Эволюционное учение. |
|||||
42 |
Учение об эволюции органического мира. |
1 |
|
18.02 |
|
43 |
Вид. Критерии вида. |
1 |
|
20.02 |
|
44 |
Популяционная структура вида. |
1 |
|
25.02 |
|
45 |
Видообразование. |
1 |
|
27.02 |
|
46 |
Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. |
1 |
|
04.03 |
|
47 |
Адаптации как результат естественного отбора. |
1 |
|
06.03 |
|
48 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
11.03 |
|
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле. |
|||||
49-50 |
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. |
2 |
|
13.03 18.03 |
|
51 |
Тестовая работа по итогам 3 четверти. |
1 |
|
20.03 |
|
52 |
Органический мир как результат эволюции. |
1 |
|
01.04 |
|
lV ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
53 |
История развития органического мира. |
1 |
|
03.04 |
|
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
|||||
54 |
Экология как наука. |
1 |
|
08.04 |
|
55 |
Влияние экологических факторов на организмы. |
1 |
|
10.04 |
|
56 |
Экологическая ниша. |
1 |
|
15.04 |
|
57 |
Структура популяций. |
1 |
|
17.04 |
|
58 |
Типы взаимодействия популяций разных видов. |
1 |
|
22.04 |
|
59 |
Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. |
1 |
|
24.04 |
|
60 |
Структура экосистем. |
1 |
|
29.04 |
|
61-62 |
Поток энергии и пищевые цепи. |
2 |
|
06.05 08.05 |
|
63 |
Искусственные экосистемы. |
1 |
|
13.05 |
|
64 |
Тестовая работа по итогам 4 четверти |
1 |
|
15.05 |
|
65 |
Контрольная работа по итогам раздела. |
1 |
|
20.05 |
|
66 |
Экологические проблемы современности. |
1 |
|
22.05 |
|
|
Всего за год |
66 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.