Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС

Оценка 4.7
Документация
docx
биология
Взрослым
25.01.2020
Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2
МОЯ РП БИО.docx

 

1.      Пояснительная записка

 

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2 с.Серноводское».

Рабочая программа по биологии построена на основе:

·                     Фундаментального ядра содержания общего образования;

·                     Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;

·                     Примерной программы основного общего образования по биологии;

·                     Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

·                     Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

·                     Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                     Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336

·                     Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897» №1577.

·                     Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

·                     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

 

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели и задачи изучения биологии

            В  рабочей  программе  нашли  отражение цели изучения биологии  на  ступени основного общего образования, изложенные  в пояснительной  записке  к  Примерной программе  по биологии. Цели  биологического образования в основной школе формулируются  на  нескольких  уровнях:  глобальном,  метапредметном,  личностном  и предметном,  на уровне  требований  к  результатам  освоения  содержания   предметных программ.  Глобальные цели  формулируются с учетом рассмотрения   биологического

образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

·                    социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

·                    приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки;

·                    ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

·                    развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

·                    овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;

·                    формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

•          осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

•          выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•          ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

•          создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 

Раздел 1. Живые организмы 5-7 классы.

Выпускник научится:

•          выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

•          аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

•          аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

•          осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

•          раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

•          объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

•          выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

•          различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

•          сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•          устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

•          использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•          знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

•          анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

•          описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

•          знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

•          находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•          основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

•          использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

•          ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•          осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

•          создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•          работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Раздел 2. Человек и его здоровье. 8 класс.

Выпускник научится:

•          выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

•          аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

•          аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

•          аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•          объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

•          выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

•          различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

•          сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•          устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

•          использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

•          знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

•          анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

•          описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

•          знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

•          объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

•          находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•          ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

•          находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

•          анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

•          создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•          работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Раздел 3. Общие биологические закономерности. 9 класс.

Выпускник научится:

•          выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

•          аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

•          аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

•          осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

•          раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

•          объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

•          объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

•          различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

•          сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•          устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

•          использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•          знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

•          описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

•          находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

•          знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

•          понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

•          анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

•          находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•          ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•          создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•          работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3.Содержание учебного предмета Биология

 

Живые организмы 5-7кл.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.

Человек и его здоровье 8кл.

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы

пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико - генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.

Общие биологические закономерности 9кл.

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии —признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость —свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид —основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин —основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера —глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             4.Тематическое – планирование по биологии на 2018-2019 учебный год

 

 5 «а» «б» класс.

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Биология - наука о живой природе

7

2

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

3

Многообразие организмов.

19

Всего за год.

 

34

 

 6 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Жизнедеятельность организмов

17

2

Размножение, рост и развитие организмов.

4

3

Регуляция жизнедеятельности организмов.

13

Всего за год.

 

34

 

7 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Многообразие организмов, их классифик-я.

3

2

Бактерии, грибы, лишайники.

7

3

Многообразие растительного мира

27

4

Многообразие животного мира

24

5

Эволюция растений и животных, их охрана

3

6

Экосистемы

4

Всего за год.

 

68

 

8 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение.

4

2

Общий обзор организма человека

2

3

Опора и движение

8

4

Внутренняя среда организма

4

5

Кровообращение и лимфообразование

4

6

Дыхание

4

7

Питание

4

8

Обмен веществ и превращение энергии

4

9

Выделение продуктов обмена

2

10

Покровы тела человека

4

11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнед-ти

9

12

Органы чувств. Анализаторы.

5

13

Психика и поведение человека. ВНД.

5

14

Человек и окружающая среда.

7

Всего за год.

 

68

 

9 класс

 

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Биология в системе наук.

4

2

Основы цитологии – науки о клетке.

12

3

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

6

4

Основы генетики.

12

5

Генетика человека.

3

6

Основы селекции и биотехнологии.

4

7

Эволюционное учение.

7

8

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

9

Взаимосвязи организмов и окружающий среды.

13

Всего за год.

 

66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Календарно – тематическое планирование по  биологии на 2018-2019 учебный год.

5 «а» «б»  класс.

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод

на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение. Биология как наука.

1

 Биология — наука о живой природе

1

 

05.09

 

2

Входная контрольная работа.

1

 

12.09

 

3

Методы исследования в биологии

1

 

19.09

 

4

Как работают в лаборатории.

1

 

26.09

 

5

Разнообразие живой природы.

1

 

03.10

 

6

Среды обитания живых организмов.

1

 

10.10

 

7

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

17.10

 

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

Увеличительные приборы.

1

 

24.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

9-10

Химический состав клетки.

2

 

07.11

14.11

 

11

Строение клетки.

1

 

21.11

 

12-13

Жизнедеятельность клетки.

2

 

28.11 05.12

 

14

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

12.12

 

15

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

19.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

Глава 2. Многообразие организмов.

16

Классификация организмов.

1

 

09.01

 

17-18

Строение и многообразие бактерий.

2

 

16.01 23.01

 

19-20

Строение и многообразие грибов.

2

 

30.01 06.02

 

21-22

Характеристика царства Растения.

2

 

13.02 20.02

 

23

Водоросли.

1

 

27.02

 

24

Лишайники.

1

 

06.03

 

25

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

13.03

 

26

Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

1

 

20.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

27

Семенные растения

1

 

03.04

 

28

Царство Животные

1

 

10.04

 

29

Подцарство Одноклеточные

1

 

17.04

 

30

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

1

 

24.04

 

31

Позвоночные животные.

1

 

08.05

 

32

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

15.05

 

33

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

22.05

 

34

Многообразие живой природы. Охрана природы.

1

 

29.05

 

 Всего за год

 34

 

 

 

 

6 «а» «б»  класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. Жизнедеятельность организмов.

1

Обмен веществ – главный признак жизни.

1

 

07.09

 

2

Входная контрольная работа.

1

 

14.09

 

3

Почвенное питание растений.

1

 

21.09

 

4

Удобрения.

1

 

28.09

 

5

Фотосинтез.

1

 

05.10

 

6

Питание бактерия и грибов

1

 

12.10

 

7

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

19.10

 

8

Гетеротрофное питание.

1

 

26.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

9

Дыхание растений и животных.

1

 

09.11

 

10-11

Передвижение веществ у растений.

2

 

16.11 23.11

 

12-13

Передвижение веществ у животных.

2

 

30.11 07.12

 

14

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

14.12

 

15

Выделение у растений и животных.

1

 

21.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

16

Выделение у растений и животных.

1

 

11.01

 

17

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

18.01

 

Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов.

18

Размножение организмов, его значение.

1

 

25.01

 

19

Половое размножение.

1

 

01.02

 

20

Рост и развитие – свойства живых организмов.

1

 

08.02

 

21

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

15.02

 

Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов.

22-23

Раздражимость - свойство живых организмов.

2

 

22.02 01.03

 

24

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

15.03

 

25-26

Гуморальная регуляция.

2

 

22.03 22.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

27-28

Нейрогуморальная регуляция.

2

 

05.04 12.04

 

29-30

Поведение.

2

 

19.04 26.04

 

31

Движение организмов.

1

 

03.05

 

32

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

10.05

 

33

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

17.05

 

34

Организм – единое целое.

1

 

24.05

 

 

Всего за год

 34

 

 

 

 

7 «а» «б»  класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. Многообразие организмов, их классификация.

1

Многообразие организмов, их классификация.

1

 

 06.09.

 

2

Вид - основная единица систематики.

1

 

 07.09

 

3

Входная контрольная работа.

1

 

 13.09

 

Глава 2. Бактерии, грибы, лишайники.

4

Бактерии – доядерные организмы.

1

 

 14.09

 

5

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

 

 20.09

 

6

Грибы – царство живой природы.

1

 

 21.09

 

7

Многообразие грибов, их роль в жизни человека.

1

 

 27.09

 

8

Грибы – паразиты растений, животных, человека.

1

 

 28.09

 

9

Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

1

 

 04.10

 

10

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

 05.10

 

Глава 3. Многообразие растительного мира.

11

Общая характеристика водорослей.

1

 

11.10

 

12

Многообразие водорослей.

1

 

12.10

 

13

Значение водорослей в природе и жизни человека.

1

 

18.10

 

14

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

19.10

 

15

Высшие споровые растения.

1

 

25.10

 

16

Моховидные.

1

 

26.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

17

Папоротниковидные.

1

 

08.11

 

18

Плауновидные. Хвощевидные.

1

 

09.11

 

19

Голосеменные – отдел семенных растений.

1

 

15.11

 

20

Разнообразие хвойных растений.

1

 

16.11

 

21

Покрытосеменные, или цветковые.

1

 

22.11

 

22

Строение семян.

1

 

23.11

 

23

Виды корней и типы корневых систем.

1

 

29.11

 

24

Видоизменения корней. Побег и почки.

1

 

30.11

 

25

Строение стебля.

1

 

06.12

 

26

Внешнее строение листа.

1

 

07.12

 

27

Клеточное строение листа.

1

 

13.12

 

28

Видоизменения побегов.

1

 

14.12

 

29

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

20.12

 

30

Строение и разнообразие цветков.

1

 

21.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

31

Соцветия.

1

 

10.01

 

32

Плоды.

1

 

11.01

 

33

Размножение покрытосеменных растений.

1

 

17.01

 

34

Классификация покрытосеменных.

1

 

18.01

 

35

Класс Двудольные.

1

 

24.01

 

36

Класс Однодольные.

1

 

25.01

 

37

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

31.01

 

Глава 3. Многообразие животного мира.

38

Общие сведения о животном мире.

1

 

01.02

 

39

Одноклеточные животные, или Простейшие.

1

 

07.02

 

40

Паразитические простейшие. Значение простейших.

1

 

08.02

 

41

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных.

1

 

14.02

 

42

Тип Кишечнополостные.

1

 

15.02

 

43

Многообразие кишечнополостных.

1

 

21.02

 

44

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

1

 

22.02

 

45

Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви.

1

 

28.02

 

46

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски.

1

 

01.03

 

47

Класс Головоногое моллюски.

1

 

07.03

 

48

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

 

14.03

 

49

Класс Паукообразные.

1

 

15.03

 

50

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

21.03

 

51

Класс Насекомые.

1

 

22.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

52

Многообразие насекомых.

1

 

04.04

 

53

Тип Хордовые.

1

 

11.04

 

54

Строение и жизнедеятельность рыб.

1

 

12.04

 

55

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

1

 

18.04

 

56

Класс Земноводные.

1

 

19.04

 

57

Класс Пресмыкающиеся.

1

 

25.04

 

58

Класс Птицы. Многообразие птиц и их значение.

1

 

26.04

 

59

Класс Млекопитающие, или Звери.

1

 

02.05

 

60

Многообразие зверей. Домашние млекопитающие

1

 

03.05

 

61

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

10.05

 

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана.

62

Этапы эволюции органического мира.

1

 

16.05

 

63

Освоение суши растениями и животными.

1

 

17.05

 

64

Охрана растительного и животного мира.

1

 

23.05

 

65

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

24.05

 

Глава 5. Экосистема.

66

Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

 

30.05

 

67

Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы.

1

 

 

 

68

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

 

 

 

Всего за год

68

 

 

 

 

 

 

 

 

8 «а» «б»  класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение.

1

Науки о человеке и их методы.

1

 

 03.09

 

2

Биологическая природа человека. Расы человека.

1

 

 08.09

 

3

Входная контрольная работа.

1

 

10.09

 

4

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1

 

15.09

 

Глава 1. Общий обзор организма человека.

5

Строение организма человека

1

 

 17.09

 

6

Регуляция процессов жизнедеятельности.

1

 

 22.09

 

Глава 2. Опора и движение.

7

Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей.

1

 

24.09

 

8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1

 

29.09

 

9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

1

 

01.10

 

10

Строение и функции скелетных мышц.

1

 

06.10

 

11

Работа мышц и ее регуляция.

1

 

08.10

 

12

Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм.

1

 

13.10

 

13

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

15.10

 

14

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

20.10

 

Глава 3. Внутренняя среда организма.

15

Состав внутренней среды организма и ее функции.

1

 

22.10

 

16

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

1

 

27.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

17

Свертывание крови. Переливание крови. Группа крови.

1

 

10.11

 

18

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

1

 

12.11

 

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение.

19

Органы кровообращение. Строение и работа сердца.

1

 

17.11

 

20

Сосудистая система. Лимфообращение.

1

 

19.11

 

21

Сердечно – сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

1

 

24.11

 

22

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

26.11

 

Глава 5. Дыхание.

23

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1

 

01.12

 

24

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.

1

 

03.12

 

25

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

 

08.12

 

26

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

1

 

10.12

 

Глава 6. Питание.

27

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

1

 

15.12

 

28

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

1

 

17.12

 

29

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

22.12

 

30

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

 

24.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

31

Всасывание питательных веществ в кровь.

1

 

12.01

 

32

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

 

14.01

 

33

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

19.01

 

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии.

34

Пластический и энергетический обмен.

1

 

21.01

 

35

Ферменты и их роль в организме человека.

1

 

26.01

 

36

Витамины и их роль в организме человека.

1

 

28.01

 

37

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

1

 

02.02

 

Глава 8. Выделение продуктов обмена.

38

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

 

04.02

 

39

Заболевания органов мочевыделения.

1

 

09.02

 

Глава 9. Покровы тела человека.

40

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1

 

11.02

 

41

Болезни и травмы кожи.

1

 

16.02

 

42

Гигиена кожных покровов.

1

 

18.02

 

43

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

25.02

 

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

44

Железы внутренней секреции и их функции.

1

 

02.03

 

45

Работа эндокринной системы и ее нарушения.

1

 

04.03

 

46

Строение нервной системы и ее значение.

1

 

09.03

 

47

Спинной мозг.

1

 

11.03

 

48

Головной мозг.

1

 

16.03

 

49

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

18.03

 

50

Вегетативная нервная система.

1

 

23.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

51

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

1

 

06.04

 

52

Контрольная работа по итогам раздела

1

 

08.04

 

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы.

53

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

1

 

13.04

 

54

Слуховой анализатор.

1

 

15.04

 

55

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

1

 

20.04

 

56

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

1

 

22.04

 

57

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

27.04

 

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

1

 

29.04

 

59

Память и обучение.

1

 

04.05

 

60

Врожденное и приобретенное поведение.

1

 

06.05

 

61

Сон и бодрствование.

1

 

11.05

 

62

Особенности высшей нервной деятельности человека

1

 

13.05

 

Глава 13. Человек и окружающая среда.

63

Социальная и природная среда человека.

1

 

18.05

 

64

Окружающая среда и здоровье человека.

1

 

20.05

 

65

Контрольная работа по итогам раздела

1

 

25.05

 

66

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

27.05

 

67-68

Итоговое повторение.

2

 

 

 

 

 

Всего за год

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9  класс

 

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение. Биология в системе наук.

1

Биология как наука.

1

 

 03.09

 

2-3

Методы биологических исследований. Значение биологии.

2

 

 05.09 10.09

 

4

Входная контрольная работа.

1

 

12.09

 

Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке.

5

Цитология – наука о клетке.

1

 

 17.09

 

6

Клеточная теория.

1

 

 19.09

 

7-8

Химический состав клетки.

2

 

 

24.09

26.09

 

9

Строение клетки.

1

 

01.10

 

10

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.

1

 

03.10

 

11

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.

1

 

08.10

 

12-13

Биосинтез белков.

2

 

10.10 15.10

 

14

Тестовая работа по итогам 1 четверти

1

 

17.10

 

15

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

1

 

22.10

 

16

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

24.10

 

  развитие (онтогенез) организмов.

17-18

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.

2

 

07.11 12.11

 

19-20

Половое размножение. Мейоз.

2

 

14.11 19.11

 

21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1

 

21.11

 

22

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

1

 

26.11

 

Глава 3. Основы генетики.

23

Генетика как отрасль биологической науки.

1

 

28.11

 

24

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.

1

 

03.12

 

25-26

Закономерности наследования.

2

 

05.12 10.12

 

27

Решение генетических задач.

1

 

12.12

 

28

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

17.12

 

29

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

1

 

19.12

 

30

Решение генетических задач.

1

 

24.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

31

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

1

 

09.01

 

32

Комбинативная изменчивость.

1

 

14.01

 

33

Фенотипическая изменчивость.

1

 

16.01

 

34

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

21.01

 

Глава 4. Генетика человека.

35-36

Методы изучения наследственности человека.

2

 

23.01 28.01

 

37

Генотип и здоровье человека.

1

 

30.01

 

Глава 5. Основы селекции и биотехнология.

38

Основы селекции.

1

 

04.02

 

39

Достижения мировой и отечественной селекции.

1

 

06.02

 

40

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

 

11.02

 

41

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

13.02

 

Глава 6. Эволюционное учение.

42

Учение об эволюции органического мира.

1

 

18.02

 

43

Вид. Критерии вида.

1

 

20.02

 

44

Популяционная структура вида.

1

 

25.02

 

45

Видообразование.

1

 

27.02

 

46

Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции.

1

 

04.03

 

47

Адаптации как результат естественного отбора.

1

 

06.03

 

48

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

11.03

 

Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле.

49-50

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

2

 

13.03 18.03

 

51

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

20.03

 

52

Органический мир как результат эволюции.

1

 

01.04

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

53

История развития органического мира.

1

 

03.04

 

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

54

Экология как наука.

1

 

08.04

 

55

Влияние экологических факторов на организмы.

1

 

10.04

 

56

Экологическая ниша.

1

 

15.04

 

57

Структура популяций.

1

 

17.04

 

58

Типы взаимодействия популяций разных видов.

1

 

22.04

 

59

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем.

1

 

24.04

 

60

Структура экосистем.

1

 

29.04

 

61-62

Поток энергии и пищевые цепи.

2

 

06.05 08.05

 

63

Искусственные экосистемы.

1

 

13.05

 

64

Тестовая работа по итогам 4 четверти

1

 

15.05

 

65

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

20.05

 

66

Экологические проблемы современности.

1

 

22.05

 

 

Всего за год

66

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Программа соответствует требованиям

Пояснительная записка Программа соответствует требованиям

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: · социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту…

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: · социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту…

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Выпускник получит возможность научиться: • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,

Выпускник получит возможность научиться: • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,

Выпускник получит возможность научиться: • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;…

Выпускник получит возможность научиться: • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;…

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

Содержание учебного предмета Биология

Содержание учебного предмета Биология

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Тематическое – планирование по биологии на 2018-2019 учебный год 5 «а» «б» класс

Тематическое – планирование по биологии на 2018-2019 учебный год 5 «а» «б» класс

Покровы тела человека 4 11

Покровы тела человека 4 11

Календарно – тематическое планирование по биологии на 2018-2019 учебный год

Календарно – тематическое планирование по биологии на 2018-2019 учебный год

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные

Поведение. 2 19

Поведение. 2 19

Тестовая работа по итогам 2 четверти

Тестовая работа по итогам 2 четверти

Биотические и антропогенные факторы

Биотические и антропогенные факторы

Сосудистая система. Лимфообращение

Сосудистая система. Лимфообращение

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы

Наименование раздела, тема урока

Наименование раздела, тема урока

ЧЕТВЕРТЬ 31 Основные формы изменчивости

ЧЕТВЕРТЬ 31 Основные формы изменчивости

Всего за год 66

Всего за год 66
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020