Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС

  • Документация
  • docx
  • 25.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2
Иконка файла материала МОЯ РП БИО.docx

 

1.      Пояснительная записка

 

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2 с.Серноводское».

Рабочая программа по биологии построена на основе:

·                     Фундаментального ядра содержания общего образования;

·                     Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;

·                     Примерной программы основного общего образования по биологии;

·                     Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

·                     Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

·                     Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                     Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336

·                     Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897» №1577.

·                     Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

·                     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

 

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели и задачи изучения биологии

            В  рабочей  программе  нашли  отражение цели изучения биологии  на  ступени основного общего образования, изложенные  в пояснительной  записке  к  Примерной программе  по биологии. Цели  биологического образования в основной школе формулируются  на  нескольких  уровнях:  глобальном,  метапредметном,  личностном  и предметном,  на уровне  требований  к  результатам  освоения  содержания   предметных программ.  Глобальные цели  формулируются с учетом рассмотрения   биологического

образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

·                    социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

·                    приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки;

·                    ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

·                    развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

·                    овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;

·                    формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

•          осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

•          выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•          ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

•          создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 

Раздел 1. Живые организмы 5-7 классы.

Выпускник научится:

•          выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

•          аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

•          аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

•          осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

•          раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

•          объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

•          выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

•          различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

•          сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•          устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

•          использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•          знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

•          анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

•          описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

•          знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

•          находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•          основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

•          использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

•          ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•          осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

•          создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•          работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Раздел 2. Человек и его здоровье. 8 класс.

Выпускник научится:

•          выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

•          аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

•          аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

•          аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•          объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

•          выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

•          различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

•          сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•          устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

•          использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

•          знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

•          анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

•          описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

•          знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

•          объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

•          находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•          ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

•          находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

•          анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

•          создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•          работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Раздел 3. Общие биологические закономерности. 9 класс.

Выпускник научится:

•          выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

•          аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

•          аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

•          осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

•          раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

•          объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

•          объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

•          различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

•          сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•          устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

•          использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•          знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

•          описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

•          находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

•          знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

•          понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

•          анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

•          находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•          ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•          создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•          работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3.Содержание учебного предмета Биология

 

Живые организмы 5-7кл.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.

Человек и его здоровье 8кл.

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы

пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико - генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.

Общие биологические закономерности 9кл.

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии —признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость —свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид —основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин —основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера —глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Контрольные работы по итогам раздела. Тестовые работы по итогам четверти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             4.Тематическое – планирование по биологии на 2018-2019 учебный год

 

 5 «а» «б» класс.

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Биология - наука о живой природе

7

2

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

3

Многообразие организмов.

19

Всего за год.

 

34

 

 6 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Жизнедеятельность организмов

17

2

Размножение, рост и развитие организмов.

4

3

Регуляция жизнедеятельности организмов.

13

Всего за год.

 

34

 

7 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Многообразие организмов, их классифик-я.

3

2

Бактерии, грибы, лишайники.

7

3

Многообразие растительного мира

27

4

Многообразие животного мира

24

5

Эволюция растений и животных, их охрана

3

6

Экосистемы

4

Всего за год.

 

68

 

8 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение.

4

2

Общий обзор организма человека

2

3

Опора и движение

8

4

Внутренняя среда организма

4

5

Кровообращение и лимфообразование

4

6

Дыхание

4

7

Питание

4

8

Обмен веществ и превращение энергии

4

9

Выделение продуктов обмена

2

10

Покровы тела человека

4

11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнед-ти

9

12

Органы чувств. Анализаторы.

5

13

Психика и поведение человека. ВНД.

5

14

Человек и окружающая среда.

7

Всего за год.

 

68

 

9 класс

 

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Биология в системе наук.

4

2

Основы цитологии – науки о клетке.

12

3

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

6

4

Основы генетики.

12

5

Генетика человека.

3

6

Основы селекции и биотехнологии.

4

7

Эволюционное учение.

7

8

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

9

Взаимосвязи организмов и окружающий среды.

13

Всего за год.

 

66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Календарно – тематическое планирование по  биологии на 2018-2019 учебный год.

5 «а» «б»  класс.

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод

на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение. Биология как наука.

1

 Биология — наука о живой природе

1

 

05.09

 

2

Входная контрольная работа.

1

 

12.09

 

3

Методы исследования в биологии

1

 

19.09

 

4

Как работают в лаборатории.

1

 

26.09

 

5

Разнообразие живой природы.

1

 

03.10

 

6

Среды обитания живых организмов.

1

 

10.10

 

7

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

17.10

 

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

Увеличительные приборы.

1

 

24.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

9-10

Химический состав клетки.

2

 

07.11

14.11

 

11

Строение клетки.

1

 

21.11

 

12-13

Жизнедеятельность клетки.

2

 

28.11 05.12

 

14

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

12.12

 

15

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

19.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

Глава 2. Многообразие организмов.

16

Классификация организмов.

1

 

09.01

 

17-18

Строение и многообразие бактерий.

2

 

16.01 23.01

 

19-20

Строение и многообразие грибов.

2

 

30.01 06.02

 

21-22

Характеристика царства Растения.

2

 

13.02 20.02

 

23

Водоросли.

1

 

27.02

 

24

Лишайники.

1

 

06.03

 

25

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

13.03

 

26

Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

1

 

20.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

27

Семенные растения

1

 

03.04

 

28

Царство Животные

1

 

10.04

 

29

Подцарство Одноклеточные

1

 

17.04

 

30

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

1

 

24.04

 

31

Позвоночные животные.

1

 

08.05

 

32

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

15.05

 

33

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

22.05

 

34

Многообразие живой природы. Охрана природы.

1

 

29.05

 

 Всего за год

 34

 

 

 

 

6 «а» «б»  класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. Жизнедеятельность организмов.

1

Обмен веществ – главный признак жизни.

1

 

07.09

 

2

Входная контрольная работа.

1

 

14.09

 

3

Почвенное питание растений.

1

 

21.09

 

4

Удобрения.

1

 

28.09

 

5

Фотосинтез.

1

 

05.10

 

6

Питание бактерия и грибов

1

 

12.10

 

7

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

19.10

 

8

Гетеротрофное питание.

1

 

26.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

9

Дыхание растений и животных.

1

 

09.11

 

10-11

Передвижение веществ у растений.

2

 

16.11 23.11

 

12-13

Передвижение веществ у животных.

2

 

30.11 07.12

 

14

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

14.12

 

15

Выделение у растений и животных.

1

 

21.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

16

Выделение у растений и животных.

1

 

11.01

 

17

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

18.01

 

Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов.

18

Размножение организмов, его значение.

1

 

25.01

 

19

Половое размножение.

1

 

01.02

 

20

Рост и развитие – свойства живых организмов.

1

 

08.02

 

21

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

15.02

 

Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов.

22-23

Раздражимость - свойство живых организмов.

2

 

22.02 01.03

 

24

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

15.03

 

25-26

Гуморальная регуляция.

2

 

22.03 22.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

27-28

Нейрогуморальная регуляция.

2

 

05.04 12.04

 

29-30

Поведение.

2

 

19.04 26.04

 

31

Движение организмов.

1

 

03.05

 

32

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

10.05

 

33

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

17.05

 

34

Организм – единое целое.

1

 

24.05

 

 

Всего за год

 34

 

 

 

 

7 «а» «б»  класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. Многообразие организмов, их классификация.

1

Многообразие организмов, их классификация.

1

 

 06.09.

 

2

Вид - основная единица систематики.

1

 

 07.09

 

3

Входная контрольная работа.

1

 

 13.09

 

Глава 2. Бактерии, грибы, лишайники.

4

Бактерии – доядерные организмы.

1

 

 14.09

 

5

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

 

 20.09

 

6

Грибы – царство живой природы.

1

 

 21.09

 

7

Многообразие грибов, их роль в жизни человека.

1

 

 27.09

 

8

Грибы – паразиты растений, животных, человека.

1

 

 28.09

 

9

Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

1

 

 04.10

 

10

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

 05.10

 

Глава 3. Многообразие растительного мира.

11

Общая характеристика водорослей.

1

 

11.10

 

12

Многообразие водорослей.

1

 

12.10

 

13

Значение водорослей в природе и жизни человека.

1

 

18.10

 

14

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

19.10

 

15

Высшие споровые растения.

1

 

25.10

 

16

Моховидные.

1

 

26.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

17

Папоротниковидные.

1

 

08.11

 

18

Плауновидные. Хвощевидные.

1

 

09.11

 

19

Голосеменные – отдел семенных растений.

1

 

15.11

 

20

Разнообразие хвойных растений.

1

 

16.11

 

21

Покрытосеменные, или цветковые.

1

 

22.11

 

22

Строение семян.

1

 

23.11

 

23

Виды корней и типы корневых систем.

1

 

29.11

 

24

Видоизменения корней. Побег и почки.

1

 

30.11

 

25

Строение стебля.

1

 

06.12

 

26

Внешнее строение листа.

1

 

07.12

 

27

Клеточное строение листа.

1

 

13.12

 

28

Видоизменения побегов.

1

 

14.12

 

29

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

20.12

 

30

Строение и разнообразие цветков.

1

 

21.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

31

Соцветия.

1

 

10.01

 

32

Плоды.

1

 

11.01

 

33

Размножение покрытосеменных растений.

1

 

17.01

 

34

Классификация покрытосеменных.

1

 

18.01

 

35

Класс Двудольные.

1

 

24.01

 

36

Класс Однодольные.

1

 

25.01

 

37

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

31.01

 

Глава 3. Многообразие животного мира.

38

Общие сведения о животном мире.

1

 

01.02

 

39

Одноклеточные животные, или Простейшие.

1

 

07.02

 

40

Паразитические простейшие. Значение простейших.

1

 

08.02

 

41

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных.

1

 

14.02

 

42

Тип Кишечнополостные.

1

 

15.02

 

43

Многообразие кишечнополостных.

1

 

21.02

 

44

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

1

 

22.02

 

45

Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви.

1

 

28.02

 

46

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски.

1

 

01.03

 

47

Класс Головоногое моллюски.

1

 

07.03

 

48

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

 

14.03

 

49

Класс Паукообразные.

1

 

15.03

 

50

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

21.03

 

51

Класс Насекомые.

1

 

22.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

52

Многообразие насекомых.

1

 

04.04

 

53

Тип Хордовые.

1

 

11.04

 

54

Строение и жизнедеятельность рыб.

1

 

12.04

 

55

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

1

 

18.04

 

56

Класс Земноводные.

1

 

19.04

 

57

Класс Пресмыкающиеся.

1

 

25.04

 

58

Класс Птицы. Многообразие птиц и их значение.

1

 

26.04

 

59

Класс Млекопитающие, или Звери.

1

 

02.05

 

60

Многообразие зверей. Домашние млекопитающие

1

 

03.05

 

61

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

10.05

 

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана.

62

Этапы эволюции органического мира.

1

 

16.05

 

63

Освоение суши растениями и животными.

1

 

17.05

 

64

Охрана растительного и животного мира.

1

 

23.05

 

65

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

24.05

 

Глава 5. Экосистема.

66

Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

 

30.05

 

67

Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы.

1

 

 

 

68

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

 

 

 

Всего за год

68

 

 

 

 

 

 

 

 

8 «а» «б»  класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение.

1

Науки о человеке и их методы.

1

 

 03.09

 

2

Биологическая природа человека. Расы человека.

1

 

 08.09

 

3

Входная контрольная работа.

1

 

10.09

 

4

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1

 

15.09

 

Глава 1. Общий обзор организма человека.

5

Строение организма человека

1

 

 17.09

 

6

Регуляция процессов жизнедеятельности.

1

 

 22.09

 

Глава 2. Опора и движение.

7

Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей.

1

 

24.09

 

8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1

 

29.09

 

9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

1

 

01.10

 

10

Строение и функции скелетных мышц.

1

 

06.10

 

11

Работа мышц и ее регуляция.

1

 

08.10

 

12

Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм.

1

 

13.10

 

13

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

15.10

 

14

Тестовая работа по итогам 1 четверти.

1

 

20.10

 

Глава 3. Внутренняя среда организма.

15

Состав внутренней среды организма и ее функции.

1

 

22.10

 

16

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

1

 

27.10

 

ll ЧЕТВЕРТЬ

17

Свертывание крови. Переливание крови. Группа крови.

1

 

10.11

 

18

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

1

 

12.11

 

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение.

19

Органы кровообращение. Строение и работа сердца.

1

 

17.11

 

20

Сосудистая система. Лимфообращение.

1

 

19.11

 

21

Сердечно – сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

1

 

24.11

 

22

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

26.11

 

Глава 5. Дыхание.

23

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1

 

01.12

 

24

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.

1

 

03.12

 

25

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

 

08.12

 

26

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

1

 

10.12

 

Глава 6. Питание.

27

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

1

 

15.12

 

28

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

1

 

17.12

 

29

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

22.12

 

30

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

 

24.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

31

Всасывание питательных веществ в кровь.

1

 

12.01

 

32

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

 

14.01

 

33

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

19.01

 

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии.

34

Пластический и энергетический обмен.

1

 

21.01

 

35

Ферменты и их роль в организме человека.

1

 

26.01

 

36

Витамины и их роль в организме человека.

1

 

28.01

 

37

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

1

 

02.02

 

Глава 8. Выделение продуктов обмена.

38

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

 

04.02

 

39

Заболевания органов мочевыделения.

1

 

09.02

 

Глава 9. Покровы тела человека.

40

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1

 

11.02

 

41

Болезни и травмы кожи.

1

 

16.02

 

42

Гигиена кожных покровов.

1

 

18.02

 

43

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

25.02

 

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

44

Железы внутренней секреции и их функции.

1

 

02.03

 

45

Работа эндокринной системы и ее нарушения.

1

 

04.03

 

46

Строение нервной системы и ее значение.

1

 

09.03

 

47

Спинной мозг.

1

 

11.03

 

48

Головной мозг.

1

 

16.03

 

49

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

18.03

 

50

Вегетативная нервная система.

1

 

23.03

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

51

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

1

 

06.04

 

52

Контрольная работа по итогам раздела

1

 

08.04

 

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы.

53

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

1

 

13.04

 

54

Слуховой анализатор.

1

 

15.04

 

55

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

1

 

20.04

 

56

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

1

 

22.04

 

57

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

27.04

 

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

1

 

29.04

 

59

Память и обучение.

1

 

04.05

 

60

Врожденное и приобретенное поведение.

1

 

06.05

 

61

Сон и бодрствование.

1

 

11.05

 

62

Особенности высшей нервной деятельности человека

1

 

13.05

 

Глава 13. Человек и окружающая среда.

63

Социальная и природная среда человека.

1

 

18.05

 

64

Окружающая среда и здоровье человека.

1

 

20.05

 

65

Контрольная работа по итогам раздела

1

 

25.05

 

66

Тестовая работа по итогам 4 четверти.

1

 

27.05

 

67-68

Итоговое повторение.

2

 

 

 

 

 

Всего за год

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9  класс

 

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение. Биология в системе наук.

1

Биология как наука.

1

 

 03.09

 

2-3

Методы биологических исследований. Значение биологии.

2

 

 05.09 10.09

 

4

Входная контрольная работа.

1

 

12.09

 

Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке.

5

Цитология – наука о клетке.

1

 

 17.09

 

6

Клеточная теория.

1

 

 19.09

 

7-8

Химический состав клетки.

2

 

 

24.09

26.09

 

9

Строение клетки.

1

 

01.10

 

10

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.

1

 

03.10

 

11

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.

1

 

08.10

 

12-13

Биосинтез белков.

2

 

10.10 15.10

 

14

Тестовая работа по итогам 1 четверти

1

 

17.10

 

15

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

1

 

22.10

 

16

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

24.10

 

  развитие (онтогенез) организмов.

17-18

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.

2

 

07.11 12.11

 

19-20

Половое размножение. Мейоз.

2

 

14.11 19.11

 

21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1

 

21.11

 

22

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

1

 

26.11

 

Глава 3. Основы генетики.

23

Генетика как отрасль биологической науки.

1

 

28.11

 

24

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.

1

 

03.12

 

25-26

Закономерности наследования.

2

 

05.12 10.12

 

27

Решение генетических задач.

1

 

12.12

 

28

Тестовая работа по итогам 2 четверти.

1

 

17.12

 

29

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

1

 

19.12

 

30

Решение генетических задач.

1

 

24.12

 

lll ЧЕТВЕРТЬ

31

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

1

 

09.01

 

32

Комбинативная изменчивость.

1

 

14.01

 

33

Фенотипическая изменчивость.

1

 

16.01

 

34

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

21.01

 

Глава 4. Генетика человека.

35-36

Методы изучения наследственности человека.

2

 

23.01 28.01

 

37

Генотип и здоровье человека.

1

 

30.01

 

Глава 5. Основы селекции и биотехнология.

38

Основы селекции.

1

 

04.02

 

39

Достижения мировой и отечественной селекции.

1

 

06.02

 

40

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

 

11.02

 

41

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

13.02

 

Глава 6. Эволюционное учение.

42

Учение об эволюции органического мира.

1

 

18.02

 

43

Вид. Критерии вида.

1

 

20.02

 

44

Популяционная структура вида.

1

 

25.02

 

45

Видообразование.

1

 

27.02

 

46

Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции.

1

 

04.03

 

47

Адаптации как результат естественного отбора.

1

 

06.03

 

48

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

11.03

 

Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле.

49-50

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

2

 

13.03 18.03

 

51

Тестовая работа по итогам 3 четверти.

1

 

20.03

 

52

Органический мир как результат эволюции.

1

 

01.04

 

lV ЧЕТВЕРТЬ

53

История развития органического мира.

1

 

03.04

 

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

54

Экология как наука.

1

 

08.04

 

55

Влияние экологических факторов на организмы.

1

 

10.04

 

56

Экологическая ниша.

1

 

15.04

 

57

Структура популяций.

1

 

17.04

 

58

Типы взаимодействия популяций разных видов.

1

 

22.04

 

59

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем.

1

 

24.04

 

60

Структура экосистем.

1

 

29.04

 

61-62

Поток энергии и пищевые цепи.

2

 

06.05 08.05

 

63

Искусственные экосистемы.

1

 

13.05

 

64

Тестовая работа по итогам 4 четверти

1

 

15.05

 

65

Контрольная работа по итогам раздела.

1

 

20.05

 

66

Экологические проблемы современности.

1

 

22.05

 

 

Всего за год

66

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru