АДМИНИСТРАЦИЯ РАССКАЗОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЛАТОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы ______________ Приказ № 132 от 1 сентября 2020г. |
Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению (протокол № 1 от 1 сентября 2020 г.)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЧЕРЧЕНИЕ
для 8 классов
на 2020-2021 учебный год
срок реализации: 1 год
составитель: учитель технологии
МБОУ Платоновской СОШ
Бузанова Татьяна Владимировна
2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для VIII классов составлена на основе авторской программы по технологии (Черчение, 9 кл: В.А.Гервер, В.В.Степакова, Ю.Ф.Катханова, Е.А.Василенко, Л.Н.Анисимова; ответственный редактор В.И.Якунин) и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развития мышления, а также творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником представлений учащихся. Процесс освоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы созданы с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применение знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на условие соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребность работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимо обусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
o формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
o научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
o развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию пр.;
o научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
o формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.
o
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДЕТА
Введение (3 часа)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).
Метод проецирования и графические способы построения изображений (7 часов)
Понятие о проецировании. Способы проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на 2 и 3 взаимно перпендикулярные плоскости. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов.
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Рациональные построения в изометрии. Выполнение изображений способами приращения толщины, разности и суммы. Технический рисунок. Решение творческих задач.
Чтение и выполнение чертежей (6 часов)
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление окружности на равные части, деление углов и отрезков на равные части; сопряжения). Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Построение третьей проекции предмета по двум заданным. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Творческие задачи на пройденный материал.
Сечения и разрезы (9 часов)
Сечения и разрезы, сходство и различия между ними.
Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах.
Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Обозначение разрезов на чертеже. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже детали. Неполные изображения. Условности и упрощения на чертежах. Решение занимательных творческих задач по теме «Разрезы»
Сборочные чертежи (9 часов)
Общие сведения об изделии, о соединениях деталей.
Резьба: условное изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.
Разъемные и неразъемные соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.
Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение сборочного чертежа.
Деталирование. Выполнение чертежа простой сборочной единицы.
Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЧЕРЧЕНИЕ
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения
8 класс:
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций.
Программа предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Правила оформления чертежей.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования.
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей.
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сечения и разрезы.
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи.
Чертежи типовых соединений деталей.
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.).
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей.
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочников
Обязательный минимум графических работ
o Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали.
o Чертеж детали, содержащий сопряжения.
o Эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и её технический рисунок.
o По чертежу детали выполнить необходимые сечения.
o По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
o Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений.
o Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.
o Контрольная работа: По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали.
Требования к уровню подготовки учеников
Результаты изучения курса «технология» приведены далее и полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Иметь представления:
o об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
o об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
o о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры и пропорции) и положении предметов в пространстве;
o о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
o о видах соединений;
o о чертежах различного назначения.
Знать:
o основы метода прямоугольного проецирования;
o способы построения прямоугольных проекций;
o способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
o изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
o правила оформления чертежей.
Уметь:
o правильно пользоваться чертежными инструментами;
o выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
o наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
o выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами и ЕСКД;
o читать чертежи несложных изделий;
o деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одного из них;
o осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
o изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять детали в новом положении;
o применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Инструменты, материалы и принадлежности для черчения
o Доска чертёжная ученическая с рейсшиной (для формата А4).
o Готовальня школьная
o Угольники чертежные с углами 90°, 45°, 45° и 90°, 60°, 30°.
o Трафареты для вычерчивания эллипсов.
o Бумага (чертежная, в клетку, калька).
o Карандаши марок «ТМ», «2М».
o Мягкий ластик.
o Инструмент для оттачивания карандаша.
Межпредметные связи
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики (геометрия), при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений - резьба, сопряжения), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Нормы оценок по черчению
Ответ ученика оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании
ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными
критериями:
1. Устная проверка знаний
Оценка «5» ставится, если ученик:
- овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по и изображениям и твердо знает правила и условности изображений и обозначений;
- дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
- ошибок не делает, но допускает оговорок по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображений и условные обозначения;
- даёт правильный ответ в определенной логической последовательности;
- при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
- ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
- чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
- ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
2. Выполнение графических и практических работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
- ошибок в задании не делает, но допускает незначительные неточности.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- не выполнил чертёж.
Критерии
оценивания чертежа
Наименование основных ошибок.
1. Рамка вычерчена не по размерам или тонкой линией.
2. Основная надпись (штамп):
o не на своем месте;
o не соответствует размерам;
o не обведен основной линией;
o заполнен не чертежным шрифтом;
o заполнен ручкой, а не карандашом.
3. Линии чертежа не соответствуют ГОСТ ЕСКД:
o нет осевых и центровых линий;
o осевые линии вычерчены не по размерам;
o контур детали не обведен, то есть выполнен тонкой линией;
o размерные линии одной толщины с контуром;
o размерные линии вычерчены не по размерам;
o отсутствуют выносные линии.
4. Соблюдение масштаба:
o чертеж выполнен не по заданному масштабу;
o размеры на чертеже нанесены не натуральные;
o в основной надписи не указан масштаб.
5. Нанесение размеров:
o размерные линии расположены очень близко или, наоборот, далеко от контура детали;
o отсутствуют стрелки;
o стрелки выполнены неаккуратно;
o неаккуратные размерные числа;
o один и тот же размер нанесен дважды;
o размерные числа под размерными линиями;
o размерные числа нанесены "вверх ногами";
o размеры нанесены не в том порядке;
o нанесены не все размеры;
o неверно нанесен размер диаметра окружности;
o неверно нанесен размер радиуса окружности;
o неверно нанесен радиус сопряжения.
6. Неверно выполнен чертёж.
7. Общий неаккуратный вид чертежа.
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЧЕРЧЕНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п |
Разделы |
Кол-во часов по программе |
|
|
|||
1 |
Введение |
3 |
|
2 |
Чтение и выполнение чертежей |
7 |
|
3 |
Метод проецирования и графические способы построения изображений |
6 |
|
4 |
Сечения и разрезы |
9 |
|
5 |
Сборочные чертежи |
9 |
|
|
Итого: |
34 часов |
|
Черчение: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. А. Д. Ботвицкий, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский М.: Издательство Астрель, 2007 год
Планирование по черчению (34 час)
Раздел 1: Введение (3 часа)
Урок №1. Предмет "Черчение". Правила оформления чертежей.
Урок №2. Линии чертежа.
Урок №3. Чертежный шрифт. Цифры и знаки.
Раздел 2: Метод проецирования и графические способы построения изображений (7 часов)
Урок №4. Нанесение размеров. Масштаб.
Урок №5. Понятие о проецировании. Способы проецирования.
Урок №6. Метод Монжа. Расположение видов.
Урок №7. Комплексный чертеж. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже. Графическая работа "Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали".
Урок №8. Аксонометрические проекции.
Урок №9. Рациональные построения в изометрии. Проекции плоских фигур и окружности.
Урок №10. Технический рисунок. Эскиз.
Раздел 3: Чтение и выполнение чертежей (6 часов)
Урок №11. Деление окружности на равные части.
Урок №12. Сопряжения в технике.
Урок №13. Графическая работа "Чертеж детали, содержащий сопряжения".
Урок №14. Анализ геометрической формы предметов.
Урок №15. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней.
Урок №16. Графическая работа "Эскиз детали и её технический рисунок".
Раздел 4: Сечения и разрезы (9 часов)
Урок №17. Развёртки поверхностей геометрических тел.
Урок №18. Сечения: правила выполнения, изображение и обозначение.
Урок №19. Графическая работа "По чертежу детали выполнить необходимые сечения".
Урок №20. Разрезы: виды, правила выполнения и обозначение.
Урок №21. Графическое обозначение материалов. Решение графических задач.
Урок №22. Соединение вида и разреза. Местные разрезы.
Урок №23. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии.
Урок №24. Условности и упрощения на чертежах.
Урок №25. Графическая работа "По двум видам выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом".
Раздел 5: Сборочные чертежи (9 часов)
Урок №26. Решение занимательных творческих задач.
Урок №27. Виды соединений деталей. Резьба: виды, изображение и обозначение метрической резьбы.
Урок №28. Разъемные резьбовые соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.
Урок №29. Графическая работа "Выполнение чертежа резьбового соединения".
Урок №30. Разъемные соединения (шпонкой, штифтом, шлицами).
Урок №31. Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, спецификация. Чтение сборочного чертежа.
Урок №32. Деталирование. Выполнение чертежа простой сборочной единицы.
Урок №33. Конструирование. Графическая работа "Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы".
Урок №34. Графическая работа "По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали".
6.ЛИТЕРАТУРА
Литература в помощь учителю
Ботвинников А.Д. и др. Методическоле пособие по черчению - М.: ООО «Из-во Астрель»: 2008.
Владимиров Я.В. Черчение: учеб.пособие / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008.
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения М.: ВЛАДОС, 2005.
Литература для учащихся
1. Ботвинников А.Д. Черчение. / А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 2010.
2. Виноградов В.П., Василенко Е.Н.,Альхименок А.А. и др Словарь-справочник по черчению, - М.: Просвещение, 2006.
3. Владимиров Я.В. Рабочая тетрадь по черчению / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.