Рабочая программа по черчению 8 класса

  • docx
  • 22.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа 8 класс черчение.docx

АДМИНИСТРАЦИЯ РАССКАЗОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЛАТОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

                                                                                                            

 

«Утверждаю»

Директор школы

______________   

Приказ № 132 от 1 сентября 2020г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № 1 от 1 сентября 2020 г.)

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ЧЕРЧЕНИЕ

для 8 классов

 

на 2020-2021 учебный год

 

срок реализации: 1 год

 

 

 

составитель: учитель технологии

 МБОУ Платоновской СОШ

Бузанова Татьяна Владимировна

 

 

 

      2020 год

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по технологии для VIII классов составлена на основе  авторской программы по технологии (Черчение, 9 кл: В.А.Гервер, В.В.Степакова, Ю.Ф.Катханова, Е.А.Василенко, Л.Н.Анисимова; ответственный редактор В.И.Якунин) и соответствует  федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развития мышления, а также творческого потенциала личности.

        Понятие «графическая культура» широко и многогранно.  В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по  качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

        Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и  созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником представлений учащихся. Процесс освоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы созданы с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применение знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на условие соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребность работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимо обусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

     Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

o   формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах  построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

o   научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

o   развивать  статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных  образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию пр.;

o   научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

o   формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.

o    

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДЕТА

Введение (3 часа)

Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).

 Метод проецирования и графические способы построения  изображений   (7 часов)

Понятие о проецировании. Способы проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование.  Проецирование на 2 и 3 взаимно перпендикулярные плоскости. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов.

Аксонометрические проекции.  Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Рациональные построения в изометрии. Выполнение изображений способами приращения толщины, разности и суммы. Технический рисунок. Решение творческих задач.

 Чтение и выполнение чертежей   (6 часов)

Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление окружности на равные части, деление углов и отрезков на равные части; сопряжения). Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Построение третьей проекции предмета по двум заданным. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.  Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Творческие задачи на пройденный материал.

 Сечения и разрезы  (9 часов)

Сечения и разрезы, сходство и различия между ними.

Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах.

Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Обозначение разрезов на чертеже. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже детали. Неполные изображения. Условности и упрощения на чертежах. Решение занимательных творческих задач по теме «Разрезы»

 Сборочные чертежи   (9 часов)

Общие сведения об изделии, о соединениях деталей.

Резьба: условное изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.

Разъемные и неразъемные соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.

Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение сборочного чертежа.

Деталирование.  Выполнение чертежа простой сборочной единицы.

Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЧЕРЧЕНИЕ

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения

8 класс:

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций.

Программа предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

Правила оформления чертежей.

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Способы проецирования.

Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

 Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Чтение и выполнение чертежей деталей.

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.

Чтение чертежей.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.

Сечения и разрезы.

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения  части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

Решение графических задач, в том числе творческих.

Сборочные чертежи.

Чертежи типовых соединений деталей.

Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий.

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.).

Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

 

Чтение строительных чертежей.

        Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.

Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.

Размеры на строительных чертежах.

Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочников

Обязательный минимум графических работ

o   Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали.

o   Чертеж детали, содержащий сопряжения.

o   Эскиз детали с натуры (с нанесением  размеров)   и  её технический рисунок.

o   По чертежу детали выполнить необходимые сечения.

o   По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.

o   Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений.

o   Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.

o   Контрольная работа:  По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали.

  Требования к уровню подготовки учеников 

       Результаты изучения курса «технология» приведены далее и  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.

        Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

         Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

        В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

        В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Иметь представления:

o   об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);

o   об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;

o   о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры и пропорции) и положении предметов в пространстве;

o   о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;

o   о видах соединений;

o   о чертежах различного назначения.

Знать:

o   основы метода прямоугольного проецирования;

o   способы построения прямоугольных проекций;

o   способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

o   изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

o   правила оформления чертежей.

Уметь:

o   правильно пользоваться чертежными  инструментами;

o   выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);

o   наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;

o   выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами и ЕСКД;

o   читать чертежи несложных изделий;

o   деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одного из них;

o   осуществлять преобразование  простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;

o   изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять детали в новом положении;

o   применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Инструменты, материалы и принадлежности для черчения

o   Доска чертёжная ученическая с рейсшиной  (для формата А4).

o   Готовальня школьная

o   Угольники чертежные с углами 90°, 45°, 45° и 90°, 60°, 30°.

o   Трафареты для вычерчивания эллипсов.

o   Бумага (чертежная, в клетку, калька).

o   Карандаши марок «ТМ», «2М».

o   Мягкий ластик.

o   Инструмент для оттачивания карандаша.

 Межпредметные связи

 Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики (геометрия), при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений - резьба, сопряжения), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

 Нормы оценок по черчению
         Ответ ученика оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями:

1.    Устная проверка знаний

Оценка «5» ставится, если ученик:

-  овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по и изображениям и твердо знает правила и условности изображений и обозначений;

- дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

-  ошибок не делает, но допускает оговорок по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

 

Оценка «4» ставится, если ученик:

-  овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображений и условные обозначения;

-  даёт правильный ответ в определенной логической последовательности;

-  при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.

 

Оценка «3» ставится, если ученик:

- основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

- ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

- чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

 

Оценка «2» ставится, если ученик:

-  обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

-  ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

 

2.    Выполнение графических и практических работ

 

Оценка «5» ставится, если ученик:

-  ошибок в задании не делает, но допускает незначительные неточности.

 

Оценка «4» ставится, если ученик:

- при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

 

Оценка «3» ставится, если ученик:

-  в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

 

Оценка «2» ставится, если ученик:

-  не выполнил чертёж.

 

Критерии оценивания чертежа

Наименование основных ошибок.

1. Рамка вычерчена не по размерам или тонкой линией.

2. Основная надпись (штамп):

o   не на своем месте;

o   не соответствует размерам;

o   не обведен основной линией;

o   заполнен не чертежным шрифтом;

o   заполнен ручкой, а не карандашом.

3. Линии чертежа не соответствуют ГОСТ ЕСКД:

o   нет осевых и центровых линий;

o   осевые линии вычерчены не по размерам;

o   контур детали не обведен, то есть выполнен тонкой линией;

o   размерные линии одной толщины с контуром;

o   размерные линии вычерчены не по размерам;

o   отсутствуют выносные линии.

4. Соблюдение масштаба:

o   чертеж выполнен не по заданному масштабу;

o   размеры на чертеже нанесены не натуральные;

o   в основной надписи не указан масштаб.

5. Нанесение размеров:

o   размерные линии расположены очень близко или, наоборот,  далеко  от контура детали;

o   отсутствуют стрелки;

o   стрелки выполнены неаккуратно;

o   неаккуратные размерные числа;

o   один и тот же размер нанесен дважды;

o   размерные числа под размерными линиями;

o   размерные числа нанесены "вверх ногами";

o   размеры нанесены не в том порядке;

o   нанесены не все размеры;

o   неверно нанесен размер диаметра окружности;

o   неверно нанесен размер радиуса окружности;

o   неверно нанесен радиус сопряжения.

6. Неверно выполнен чертёж.

7. Общий неаккуратный вид чертежа.

 

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЧЕРЧЕНИЕ

 

8 КЛАСС

№ п/п

 Разделы

Кол-во часов по программе 

 

 

1

Введение     

3

 

2

Чтение и выполнение чертежей    

7

 

3

Метод проецирования и графические способы построения изображений  

6

 

4

Сечения и разрезы  

9

 

5

Сборочные чертежи  

9

 

 

Итого: 

34 часов

 

 

 

Черчение: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. А. Д. Ботвицкий, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский  М.: Издательство Астрель, 2007 год

Планирование по черчению (34 час)

Раздел 1: Введение   (3 часа)

Урок №1. Предмет "Черчение". Правила оформления чертежей.

Урок №2. Линии чертежа.

Урок №3. Чертежный шрифт. Цифры и знаки.

Раздел 2: Метод проецирования и графические способы построения изображений   (7 часов)

Урок №4. Нанесение размеров. Масштаб.

Урок №5. Понятие о проецировании. Способы проецирования.

Урок №6. Метод Монжа. Расположение видов.

Урок №7. Комплексный чертеж. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже. Графическая работа "Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали".

Урок №8. Аксонометрические проекции.

Урок №9. Рациональные построения в изометрии. Проекции плоских фигур и окружности.

Урок №10. Технический рисунок. Эскиз.

 Раздел 3: Чтение и выполнение чертежей   (6 часов)

Урок №11. Деление окружности на равные части.

Урок №12. Сопряжения в технике.

Урок №13. Графическая работа "Чертеж детали, содержащий сопряжения".

Урок №14. Анализ геометрической формы предметов.

Урок №15. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней.

Урок №16. Графическая работа "Эскиз детали и её технический рисунок".

Раздел 4: Сечения и разрезы   (9 часов)

 Урок №17. Развёртки поверхностей геометрических тел.

Урок №18. Сечения: правила выполнения, изображение и обозначение.

Урок №19. Графическая работа "По чертежу детали выполнить необходимые сечения".

Урок №20. Разрезы: виды, правила выполнения и обозначение.

Урок №21. Графическое обозначение материалов. Решение графических задач.

Урок №22. Соединение вида и разреза. Местные разрезы.

Урок №23. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии.

Урок №24. Условности и упрощения на чертежах.

Урок №25. Графическая работа "По двум видам выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом".

 Раздел 5: Сборочные чертежи   (9 часов)

Урок №26. Решение занимательных творческих задач.

 

Урок №27. Виды соединений деталей. Резьба: виды, изображение и обозначение метрической резьбы.

Урок №28. Разъемные резьбовые соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.

Урок №29. Графическая работа "Выполнение чертежа резьбового соединения".

Урок №30. Разъемные соединения (шпонкой, штифтом, шлицами).

Урок №31. Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, спецификация. Чтение сборочного чертежа.

Урок №32. Деталирование. Выполнение чертежа простой сборочной единицы.

Урок №33. Конструирование. Графическая работа "Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы".

Урок №34. Графическая работа "По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали".

                                               6.ЛИТЕРАТУРА

Литература в помощь учителю

 Ботвинников А.Д. и др. Методическоле пособие по черчению  - М.: ООО «Из-во Астрель»: 2008.

Владимиров Я.В. Черчение: учеб.пособие / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008.

Гервер В.А. Творчество на уроках черчения М.: ВЛАДОС, 2005.

 Литература для учащихся

 1. Ботвинников А.Д. Черчение. / А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 2010.

2. Виноградов В.П., Василенко Е.Н.,Альхименок А.А. и др Словарь-справочник по черчению, - М.: Просвещение, 2006.

3. Владимиров Я.В. Рабочая тетрадь по черчению / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008.


 

Скачано с www.znanio.ru