Рабочая программа
внеурочной деятельности
интеллектуального направления
« Читай-ка»
1-4 класс
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа «Читайка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Читалочка»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Актуальность
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
3 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
4 год
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
· занятие-диспут,
· занятие-спектакль,
· занятие-праздник,
· занятие-интервью,
· уроки-спектакли,
· конференция,
· устный журнал,
· конкурсы,проекты
· литературная игра
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-11 лет.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4 класс.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей,
высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять
доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении
литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;
первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,
стремления к успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведение;
умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг;
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведении;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.
В результате освоения программы «Читалочка» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
пользоваться словарными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Диагностика осуществляется в следующих формах:
наблюдение в процессе проведения занятий за развитием читательского интереса; (Приложение1)
выявление круга читательских интересов;
проверка техники чтения учащихся и составление детьми графика динамики развития техники чтения; (Приложение 2)
системы контролирующих материалов – тесты, викторины;
выявление трёх уровней компетенции чтения
Формы подведения итогов:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится :
1. Игра – викторина «Угадай сказку»-1год обучения.
2.Тестирование (2-4кл) -1 раз в год
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Календарно-тематический план
1 год обучения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Дата предп. |
Дата фактич. |
№ п/п |
Тема занятия |
Кол - во часов |
|
|
1 |
Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица» |
1 |
||
|
|
2 |
Из серии « Мои первые книжки». С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. |
1 |
|
|
|
3. |
«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. |
1 |
|
|
|
4. |
Русские народные потешки и прибаутки. |
1 |
|
|
|
5. |
«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» |
1 |
|
|
|
6. |
«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход». Р. Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» |
1 |
|
|
|
7. |
Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» |
1 |
|
|
|
8 – 9. |
Ш.Перро «Красная шапочка» |
2 |
|
|
|
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» |
|||
|
|
10. |
«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». |
1
|
|
|
|
11 – 12. |
Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» |
2 |
|
|
|
13. |
Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова |
1 |
|
|
|
14. |
Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» |
1 |
|
|
|
15. |
Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» |
1 |
|
|
|
16. |
Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» |
1 |
|
|
|
17 – 19. |
О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» |
3 |
|
|
|
20. |
Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». |
1 |
|
|
|
21. |
О героях. А.Митяев «Богатыри» |
1 |
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
· Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
· Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
· Отвечать на вопросы по содержанию текста.
· Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
· Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
· Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
· Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов.
· Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
· Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
· Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
2 год обучения
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Дата предп. |
Дата фактич. |
№
|
Тема занятия |
Кол - во часо в |
Практика |
|
|
1 |
Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» |
1 |
|
|
|
2 |
Сказки о животных В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» |
1 |
|
|
|
3 |
Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.
|
1 |
|
|
|
4 |
Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» |
1 |
|
|
|
5 |
Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» |
1 |
|
|
|
6 - 7 |
Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др. |
2 |
|
|
|
8 |
Стихи о Родине. Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.
|
1 |
|
|
|
9 |
Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» |
1 |
|
|
|
10 |
«На ярмарке» Малые фольклорные жанры. |
1 |
|
|
|
11 |
Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» |
1 |
|
|
|
12 |
Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» |
1 |
|
|
|
13 |
Забавные стихи. А. Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» |
1 |
|
|
|
14 - 16 |
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» |
3 |
|
|
|
17 - 18 |
Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. |
2 |
|
|
|
19 |
Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». |
1 |
|
|
|
20 |
Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» |
1 |
|
|
|
21 - 22 |
О героизме и трусости.С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» |
2 |
|
|
|
23 |
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме»,Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки». |
1 |
|
|
|
24 |
Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» |
1 |
|
|
|
25 - 26 |
Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» |
2 |
|
|
|
27 |
Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» |
1 |
|
|
|
28 |
Книги о ребятах и их делах. А. Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» |
1 |
|
|
|
29 |
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» |
1 |
|
|
|
30 |
Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». |
1 |
|
|
|
31 |
Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г. Скребицкий «Колючая семейка» |
1 |
|
|
|
32 |
Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина» |
1 |
|
|
|
33 |
Сказки народов родного края. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» |
1 |
|
|
|
34 |
Тест по произведениям .Проверка читательского контроля.Техника чтения. |
1 |
|
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать
ü названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
ü уметь
ü читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
ü определять тему и главную мысль произведения;
ü пересказывать текст;
ü делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
ü составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
ü оценивать события, героев произведения;
ü читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
ü создавать небольшой устный текст на заданную тему;
ü приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
ü различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
ü различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü самостоятельного чтения книг;
ü высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
ü самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
ü работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
3 год обучения
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Дата предп. |
Дата фактич. |
№
|
Тема занятия |
Кол - во часов |
Примечания |
|
|
1. |
Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» |
1 |
|
|
|
2. |
Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. |
1 |
|
|
|
3. |
Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев |
1 |
|
|
|
4. |
Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» |
1 |
|
|
|
5 - 6 |
Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» |
2 |
|
|
|
7 |
Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" |
1 |
|
|
|
8 - 9 |
Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» |
2 |
|
|
|
10 |
Рассказы о животных. Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос» |
1 |
|
|
|
11 |
Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». |
1 |
|
|
|
12 |
Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» |
1 |
|
|
|
13 |
Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» |
1 |
|
|
|
14 |
Сказки о приключениях детей. И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др. |
1 |
|
|
|
15 |
Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник» |
1 |
|
|
|
16 |
Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» |
1 |
|
|
|
17 |
Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. |
2 |
|
|
|
18 |
Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.Е.Чарушин, В. Голявкин
|
1 |
|
|
|
19 |
Как рождается герой. Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» |
1 |
|
|
|
20 |
Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» |
1 |
|
|
|
21 |
По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» |
1 |
|
|
|
22 - 23 |
Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» |
2 |
|
|
|
24 - 26 |
Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» |
3 |
|
|
|
27 |
Стихи о родине поэтов родного края.
|
1 |
|
|
|
28 |
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». |
1 |
|
|
|
29 - 30 |
Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» |
2 |
|
|
|
31 |
Мифы и легенды древнейГреции.Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. |
1 |
|
|
|
32 - 33 |
Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» |
2 |
|
|
|
34 |
Тест « В стране Читалии». Тест по произведениям .Проверка читательского контроля. Техника чтения. |
1 |
|
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
· Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
· Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
· Словесно рисовать картины к художественным текстам.
· Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
· Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
· Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
· Понимать образные выражения, используемые в книге.
· Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
· Коллективная драматизация художественных произведений.
· Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
· Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4 год обучения
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Дата предп. |
Дата фактич. |
№
|
Тема занятия |
Кол - во часов |
примечания |
|
|
1 |
О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. |
1 |
|
|
|
2 |
«Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии |
1 |
|
|
|
3 |
«Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях |
1 |
|
|
|
4 |
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ. |
1 |
|
|
|
5 |
«Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
|
1 |
|
|
|
6 - 7 |
«В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных |
2 |
|
|
|
8 - 10 |
«Обыкновенная биография в необыкновенное время» Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. |
3 |
|
|
|
11 - 13 |
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. |
3 |
|
|
|
14 - 16 |
«Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.) |
3 |
|
|
|
17 - 19 |
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» |
3 |
|
|
|
20 - 22 |
«От благодарных читателей»М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
|
3 |
|
|
|
23 - 24 |
«Современные писатели - детям» Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» |
2 |
|
|
|
25 |
Мир детства в рассказах А. П. Чехова «Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка» |
1 |
|
|
|
26 - 28 |
«С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»
|
3 |
|
|
|
29 |
Путешествие по сказкам братьев Гримм. Сказки братьев Гримм
|
1 |
|
|
|
30 |
Картины русской природы в произведениях писателей родного края |
1 |
|
|
|
32 - 33 |
Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» |
2 |
|
|
|
34 |
Викторина «По страницам любимых книг». Тест по произведениям .Проверка читательского контроля.Техника чтения. |
1 |
|
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
· Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
· Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
· Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
· Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
· Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
· Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
· Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
· Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
· Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.