Тематическое планирование «Литературное чтение» в 3 классе
Класс 3
Учитель Ладыгина С.П.
Количество часов по учебному плану
Всего 136 часов, в неделю 4 ч..
Планирование составлено на основе:
· федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598);
· примерной программы по учебным предметам. Начальные классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 год, Концепции учебно-методического комплекса «Школа России» и авторской программы начального общего образования по литературному чтению Климановой Л. Ф., Бойкиной М.В. УМК "Школа России" . «Сборник рабочих программ. 1-4 класс». Москва «Просвещение», 2011 год.
· Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
· Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
· Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
· Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.
Адаптация программы осуществляется на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в механизмах адаптации содержания программы, раскрытых в календарно-тематическом планировании.
Содержание предмета «Литературное чтение» в 3 классе
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
2 |
Самое великое чудо на свете |
4 |
3 |
Устное народное творчество |
14 |
4 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
5 |
Великие русские писатели |
24 |
6 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
7 |
Литературные сказки |
8 |
8 |
Были и небылицы |
10 |
9 |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
10 |
Люби живое |
16 |
11 |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
12 |
Собирай по ягодке — наберешь кузовок |
12 |
13 |
По страницам детских журналов |
8 |
14 |
Зарубежная литература |
8 |
Итого |
|
136 ч. |
Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 3 классе
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела, темы. |
Кол-во часов |
1. |
Вводный урок по курсу литературного чтения. |
1 |
|
Самое великое чудо на свете. |
4ч. |
2. |
Рукописные книги Древней Руси. |
1 |
3. |
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. |
1 |
4. |
Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
5. |
Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. |
1 |
|
Устное народное творчество. |
14ч. |
6. |
Русские народные песни. |
1 |
7. |
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. |
1 |
8. |
Докучные сказки. |
1 |
9. |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
1 |
10. |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
1 |
11. |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана. |
1 |
12. |
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». |
1 |
13. |
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов». |
1 |
14. |
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» ». Деление текста на части. Составление плана. |
1 |
15. |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка» |
1 |
16. |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Деление текста на части .Составление плана. |
1 |
17. |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Пересказ сказки. |
1 |
18. |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Обобщение по теме: УНТ .Оценка достижений. |
1 |
19. |
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Проект: « Сочиняем волшебную сказку». |
1 |
|
Поэтическая тетрадь 1. |
11ч. |
20. |
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.Смоленского. |
1 |
21. |
Русские поэты 19- 20 века Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» |
1 |
22. |
Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья. |
1 |
23. |
А.А.Фет «мама! Глянь-ка из окошка…» Картины природы. |
1 |
24. |
А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» Эпитеты слова, рисующие картины природы. |
1 |
25. |
И.С.Никитин «Полно , степь моя, спать беспробудно». Роль заголовка и олицетворения. |
1 |
26. |
И.С.Никитин «Встреча зимы» Подвижные картины природы. |
1 |
27. |
И.З.Суриков «Детство» Сказочность стихотворения. |
1 |
28. |
И.З. Суриков «Зима». |
1 |
29. |
И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картин природы в лирическом стихотворении. |
1 |
30. |
И.З. Суриков «Зима». Обобщение по разделу. Оценка достижений. |
1 |
|
Великие русские писатели. |
24ч. |
31. |
Лирическое стихотворение А.С.Пушкина « За весной , красой природы». |
1 |
32. |
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Настроение стихотворения. |
1 |
33. |
А.С.Пушкин « В тот год осенняя погода…» Лирические стихи о природе. |
1 |
34. |
А.С.Пушкин « Зимнеее утро». Настроение стихотворения и приём контраста. |
1 |
35. |
А.С.Пушкин.»Зимний вечер». Средства художественной выразительности: эпитеты, сравнение. |
1 |
36. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. |
1 |
37. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». События сказочного текста. |
1 |
38. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. |
1 |
39. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. |
1 |
40. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки. |
1 |
41. |
Творчество И.А.Крылова. |
1 |
42. |
И.А.Крылов «Мартышка и очки». Мораль басни. |
1 |
43. |
Нравственный урок и мораль басни И.А.Крылова «зеркало и обезьяна». |
1 |
44. |
Басня «Ворона и лисица» Характеристика героев басен И.А.Крылова на основе их поступков. |
1 |
45. |
Инсценирование басен И.А.Крылова. |
1 |
46. |
М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». |
1 |
47. |
М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…». |
1 |
48. |
М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи. |
1 |
49. |
Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок). Л.Н.Толстой «Акула». Составление различных планов к рассказу . |
1 |
50. |
Л.Н.Толстой «Прыжок» Основная мысль и тема. |
1 |
51. |
Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. |
1 |
52. |
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».Сравнение текстов разных видов. |
1 |
53. |
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».Обобщение по теме. Оценка достижений. |
1 |
|
Поэтическая тетрадь 2. |
6ч. |
54. |
Н.А.Некрасов «Славная осень!» |
1 |
55. |
Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Стихи о природе. |
1 |
56. |
Н.А.Некрасов «дедушка Мазай и зайцы». Повествовательное произведение в стихах. |
1 |
57. |
К.Д. Бальмонд «Золотое слово». Создание словесных картин в стихах. |
1 |
58. |
И.А. Бунин «Детство». Картины природы. |
1 |
59. |
И.А.Бунин «густой зелёный ельник у дороги». Картины природы. Оценка достижений. |
1 |
|
Литературные сказки. |
8ч. |
60. |
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». |
1 |
61. |
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». Нравственный смысл сказки. |
1 |
62. |
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». |
1 |
63. |
В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Герои сказки. |
1 |
64. |
В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Составление характеристики лягушки. Нравственный смысл сказки. |
1 |
65. |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. |
1 |
66. |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. |
1 |
67. |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. Оценка достижений. |
1 |
68. |
Контрольная работа. |
1 |
|
Были – небылицы. |
10ч. |
69. |
М.Горький « Случай с Евсейкой». |
1 |
70. |
М.Горький « Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства в рассказе. |
1 |
71. |
М.Горький « Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. |
1 |
72. |
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Жанр произведения. |
1 |
73. |
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. |
1 |
74. |
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Выборочный пересказ. |
1 |
75. |
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. |
1 |
76. |
А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. |
1 |
77. |
А.И.Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказу. |
1 |
78. |
А.И.Куприн «Слон». Пересказ. Оценка достижений. |
1 |
|
Поэтическая тетрадь 3. |
6ч. |
79. |
С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?». Стихи о животных. |
1 |
80. |
С.Чёрный «Воробей», « Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах. |
1 |
81. |
А.Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав в стихах. |
1 |
82. |
А.Блок «Сны», «Вороны». Отработка выразительного чтения. |
1 |
83. |
С.А.Есенин «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. |
1 |
84. |
С.А.Есенин «Черёмуха». Оценка достижений. |
1 |
|
Люби живое . |
16ч. |
85. |
М.Пришвин «Моя Родина». |
1 |
86. |
М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. |
1 |
87. |
М.Пришвин «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста. Тема «Моя Родина» - Основная мысль текста. |
1 |
88. |
И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения |
1 |
89. |
И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержание текста. |
1 |
90. |
В.И.Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста, герои рассказа. |
1 |
91. |
В.И.Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста, герои рассказа. |
1 |
92. |
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. |
1 |
93. |
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. |
1 |
94. |
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
1 |
95. |
Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. |
1 |
96. |
Б.С.Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа. |
1 |
97. |
В.Л.Дуров «Наша Жучка». |
1 |
98. |
В.П.Астафьев «Капалуха» Герои произведения. |
1 |
99. |
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. |
1 |
100. |
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Оценка достижений. |
1 |
|
Поэтическая тетрадь 4. |
8ч. |
101. |
С.Маршак «Гроза днём». Заголовок стихотворения. |
1 |
102. |
С.Маршак «Гроза днём». Отработка выразительного чтения. |
1 |
103. |
С.Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. |
1 |
104. |
А.Л.Барто. «Разлука», «В театре». Отработка выразительного чтения. |
1 |
105. |
С.В.Михалков «Если…». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. |
1 |
106. |
С.В.Михалков «Рисунок». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. |
1 |
107. |
Е.А.Благинина «Кукушка». Проект «Праздник поэзии». |
1 |
108. |
Е.А.Благинина «Котёнок». Оценка достижений. |
|
|
Собирай по ягодке – соберёшь кузовок. |
12ч. |
109. |
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок. |
1 |
110. |
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок. Соотнесение пословицы и содержание произведения. |
1 |
111. |
А.П.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героя. |
1 |
112. |
А.П.Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. |
1 |
113. |
А.П.Платонов «Ещё мама». |
1 |
114. |
А.П.Платонов «Ещё мама». Чтение по ролям. |
1 |
115. |
М.М.Зощенко «золотые слова» Смысл названия рассказа. |
1 |
116. |
М.М.Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
1 |
117. |
Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
1 |
118. |
Н.Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
1 |
119. |
В.Ю.Драгунский «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
1 |
120. |
В.Ю.Драгунский «Друг детства». Оценка достижений. |
1 |
|
По страницам детских журналов |
8 ч. |
121. |
Ю.И.Ермолаев «Проговорился». |
1 |
122. |
Ю.И.Ермолаев «Проговорился». Пересказ. |
1 |
123. |
Ю.И.Ермолаев «Воспитатели». |
1 |
124. |
Ю.И.Ермолаев «Воспитатели». Пересказ. |
1 |
125. |
Г.Остер «Вредные советы». |
1 |
126. |
Г.Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. |
1 |
127. |
Г.Остер «Как получаются легенды» Что такое легенда. |
1 |
128. |
Р.Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. |
1 |
|
Зарубежная литература |
8 ч. |
129. |
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». |
1 |
130. |
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. |
1 |
131. |
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. |
1 |
132. |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. |
1 |
133. |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». События сказочного текста. |
1 |
134. |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Основные события произведения. |
1 |
135. |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. |
1 |
136. |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Пересказ. Оценка достижений. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.