ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по чтению (Литературному чтению) учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования коммуникативных навыков у обучающихся на уроках чтения для дальнейшей интеграции в общество.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
1.Предметно - информационная:
-формирование знаний о доступных пониманию произведениях или отрывках из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей; -формирование знаний о текстах разных стилей и жанров; -актуализация умений чтения вслух осознанно, правильно, выразительно, вслух, целыми словами, «про себя», выполняя задания учителя; -формирование умений выделения главной мысли произведения; - формирование умений давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним; - формирование умений пересказа содержания прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
-расширение, уточнение и активизация словарного запаса, знаний и понятий об окружающем мире; -формирование умственно-речевых умений (пересказ, составление плана,
оценка героев произведения) -актуализация умений и навыков владения приёмами правильного произношения.
2. Деятельностно - коммуникативная:
-формирование навыка правильного, выразительного и осознанного чтения;
- развитие коммуникативно - деятельностных качеств (умение вести монолог, диалог, характеризовать героев произведений, давать им оценку и др.);
-формирование умений и навыков общения с людьми разного пола и возраста, со сверстниками;
- развитие словесно-логического мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);
- формирование навыка связной устной речи;
-коррекция высших психических функций учащихся.
3. Ценностно – ориентационная:
-формирование осознанного понимания роли русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-формирование эмоциональной отзывчивости;
-воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности;
-воспитание гуманного отношения к человеческой личности;
-развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение в жизни;
-формирование осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-воспитание нравственно-патриотических и гражданских качеств личности.
Согласно учебному плану 2020 – 2021 учебного года на изучение данного предмета отводится следующее количество часов:
Содержательный минимум образования
Содержание чтения. Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,
краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Анализ прочитанного произведения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия в старших классах составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные учебные действия:
-осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
- активно включаться в обществено-полезную, социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе пред-ставлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в природе и обществе.
2.Коммуникативные учебные действия:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (воросы, ответы, повествование, отрицание) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных.
3.Регулятивные учебные действия:
-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
- корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
4.Познавательные учебные действия:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию, установление аналогий, закономерностей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов, явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.
2.
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
Осознанное чтение вслух и « про себя» доступных по содержанию текстов |
Правильное, осознанное, беглое чтение вслух и «про себя» |
Выразительное чтение диалогов действующих лиц произведений |
Выразительное чтение прозаических и поэтических произведений после предварительной подготовки |
Самостоятельное определение темы произведения |
Определение главной мысли (идеи) произведения (с помощью учителя) |
Ответы на вопросы по фактическому содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора |
*Пересказ содержания произведения *составление различных видов пересказа по плану с использованием образных выражений |
Деление на части доступных текстов (с помощью учителя) и пересказ полностью или отдельных частей |
Самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста и озаглавливание частей |
Выбор из предложенных заглавий к выделенным частям, расположение их в виде плана |
Формулирование заголовков пунктов плана в различных речевых формах (с помощью учителя) |
Участие в анализе произведения |
Постановка вопросов по содержанию текста и задавание их классу |
Определение собственного отношения к героям произведения, формулировка в виде оценки |
Называние главных черт характера героев, оценка их поступков, формулировка своего отношения к действующим лицам и их поступкам в виде высказывания |
Выделение незнакомых слов и объяснение их смысла (с помощью учителя) |
Выделение незнакомых слов и выражений, объяснение их смысла с помощью словаря |
Самостоятельное чтение небольших по объёму и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий |
Самостоятельное чтение произведений художественной литературы, статей из периодической печати с их последующим обсуждением |
Заучивание наизусть стихотворений |
Заучивание наизусть стихотворений (4-7) |
Программное и учебно-методическое обеспечение
Нормативно-правовые документы:
Оборудование
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.