МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора ДПЭК Директор ГБПОУ ДПЭК
_________ Е. В. Донченко _________И.А. Караван
«29» августа 2023 г. «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
*ЕН.03 Физика
по специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением
Программа учебной дисциплины *ЕН.03 Физика разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2014 N 359 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.05
Обработка металлов давлением" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32858).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий промышленно-энергетический колледж».
Разработчик: Лепеха С.Н., преподаватель физики, специалист высшей квалификационной категории.
Одобрена и рекомендована с целью практического применения комиссией естественнонаучных дисциплин Протокол № 1 от «28» августа 2023 г.
Председатель ЦК ________________ Н.В. Химина
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 ФИЗИКА
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23 ФИЗИКА
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 27
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ *ЕН.03 ФИЗИКА
1.1. Область применения примерной рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на профильном уровне, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых преподавателем в аудитории, выполняемых студентами.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предполагает более глубокое усвоение физических законов и теорий, овладение учебным материалом, необходимым для широкого применения в объяснении химических, геофизических, биологических, экологических и других природных явлений, целостного представления о естественнонаучной картине мира, понимание значения и места физики в структуре естественных наук.
Ее содержание достаточно для продолжения изучения физики как учебного предмета в профессиональных образовательных учреждениях. Этот курс рассчитан на 52 часа и предусматривает 14 часов практических занятий и 1 обязательную контрольную работу.
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: учебная дисциплина «Физика» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла ППССЗ.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели и задачи дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Физика» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
• формирование естественно-научной грамотности;
• овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;
• освоение основных физических теорий, законов,
закономерностей;
• овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
• овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
• формирование умения решать физические задачи разных
уровней сложности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
• воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
• приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
• понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;
• освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;
• формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;
• приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
• формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
• подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных
организациях;
• подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданско- патриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
• выдвигать гипотезы и строить модели,
• применять полученные знания по физике для
объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
• практически использовать физические знания;
• оценивать достоверность естественно-научной информации;
• использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий;
• делать выводы на основе экспериментальных данных;
• приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
• применять полученные знания для решения физических задач;
• определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
Код и наименование формируемых компетенций |
Планируемые результаты освоения дисциплины |
|
Общие |
Дисциплинарные |
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, - находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; |
- сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, |
|
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. |
строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; - владеть закономерностями, законами и теориями - (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов. |
OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. |
- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель решении физических задач.
,
|
материальная атомного |
точка, ядра при |
OK 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: - внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих |
- владеть основными методами научного познания, , используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний - овладеть (сформировать представления) правилами записи физических формул рельефноточечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
|
|
возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. |
|
|
||
OK 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
- готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. |
- овладеть выполнением планировать распределять проблемы.
|
умениями работать различных работу группы, деятельность ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой |
социальных в |
в группе с ролей, рационально нестандартных |
OK 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. |
- уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности на основе знаний по физике. |
- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования.
|
ПК 2.1. Выбирать соответствующее оборудование, оснастку и средства механизации для ведения технологического процесса.
ПК 2.3. Производить настройку и профилактику технологического оборудования.
ПК 2.4. Выбирать производственные мощности и топливно-энергетические ресурсы для ведения технологического процесса.
ПК 2.6. Производить расчеты энергосиловых параметров оборудования. |
- владеть навыками исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинноследственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения; - находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в практике. |
- проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; - владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, электрическим и магнитным полями, электрическим током); - владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы. |
ПК 3.3. Выбирать виды термической обработки для улучшения свойств и качества выпускаемой продукции.
ПК 3.4. Рассчитывать показатели и коэффициенты деформации обработки металлов давлением.
ПК 5.2. Проводить анализ травмоопасных и вредных факторов на участках цехов обработки металлов давлением.
ПК 5.4. Оценивать последствия технологических чрезвычайных ситуаций и стихийных явлений на безопасность работающих.
|
|
|
ДИСЦИПЛИНЫ *ЕН.03 ФИЗИКА
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
|
Объем в часах |
|
Суммарная учебная нагрузка во |
взаимодействии |
с |
|
преподавателем |
|
|
48 |
Самостоятельная работа |
|
|
4 |
Объем образовательной программы |
|
|
52 |
в том числе: |
|
|
|
теоретическое обучение |
|
|
32 |
лабораторные работы |
|
|
- |
практические занятия |
|
|
14 |
контрольная работа |
|
|
2 |
Самостоятельная работа |
|
|
4 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
|
- |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины *ЕН.03 Физика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. |
Объем часов |
Формируемые общие и профессиональные компетенции |
|
1 |
|
2 |
3 |
4 |
Введение |
|
Лекция №1 Экспериментальные основы физики и ее дальнейшее развитие. Границы применения физических законов и теорий. |
2 |
ОК 03 ОК 05 |
|
Раздел 1. Механика |
11 |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК2.1 ПК2.3 ПК5.4
|
|
Тема 1. 1. Основы кинематики динамики |
и |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Лекция №2 Механическое движение и его характеристики. Траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение. Лекция №3 Понятие силы и массы. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Кинематика криволинейного движения. |
||||
Практические занятия |
1 |
|||
Практическое занятие №1 Определение основных кинематических величин: скорость, ускорение, пройденный путь в равноускоренном прямолинейном движении. Решение задач на законы Ньютона. |
|
|||
Тема 1.2. Законы сохранения механики |
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Лекция №4 Работа и энергия. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Лекция №5 Момент силы. Правило моментов. Момент импульса. |
||||
Практические занятия |
1 |
|||
Практическое занятие №1 Закон сохранения импульса и момента импульса. Механическая работа, мощность. |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач с производственным содержанием. Выполнение домашних расчетных заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению расчетных работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение и написание докладов: |
1 |
|
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Мгновенная и средняя скорость. Нормальное и тангенциальное ускорение. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Сила тяжести и вес тела. Сила упругости и сила тяжести. Консервативные силы, потенциальная энергия. Работа с конспектом. Решение задач и упражнений по образцу. Работа со справочным материалом Расчетные работы №1,2 «Основы кинематики и динамики» |
|
|
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. |
7 |
|
|
Тема 2.1. Основы МКТ
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК2.1 ПК2.4 ПК3.3 ПК3.4 ПК5.2 ПК5.4
|
Лекция №6 Статистическая физика и термодинамика. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Барометрическая формула, распределение Больцмана. |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Практическое занятие №2 Основное уравнение МКТ. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Барометрическая формула. |
|
||
Тема 2.2. Основы термодинамики |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Лекция №7 Внутренняя энергия и работа газа. Теплоемкость. Уравнение адиабатного процесса. Первый закон термодинамики. |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Практическое занятие №2 Основы термодинамики. |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач с производственным направлением. Выполнение домашних расчетных заданий по лекционному курсу. Подготовка к выполнению контрольных работ и тестов. Подготовка к выполнению расчетных работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение, написание рефератов и докладов по темам: Распределение энергий по степеням свободы. Идеальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Понятие энтропии. Второй принцип (закон) термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Цикл Карно и его КПД. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей. Подготовка рефератов: - Экологические проблемы, создаваемые различными видами тепловых машин. Расчетная работа № 3 «Молекулярная физика и термодинамика» |
1 |
|
Раздел 3. Электродинамика |
21 |
|
|
Тема 3.1. Электростатическое поле
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК2.3 ПК2.4 ПК2.6 ПК5.2 ПК5.4
|
Лекция №8 Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Практическое занятие №3 Закон Кулона. Определение напряженности и потенциала электрического поля. Электроемкость. |
|
||
3.2.Законы постоянного тока
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Лекция №9 Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. ЭДС источника тока. Лекция №10 Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. |
|
Практические занятия |
1 |
|
Практическое занятие №3 Закон Ома для участка и для полной цепи. Определение работы и мощности электрического тока. |
|
||
3.3.Магнитное поле |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Лекция №11 Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Принцип действия электродвигателя. |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Практическое занятие №4 Изображение магнитного поля тока. Определение силы Ампера и силы Лоренца. |
|
||
3.4.Электромаг нитная индукция
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
Лекция №12 Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Практическое занятие №5 Закон электромагнитной индукции. Определение индуктивности и энергии магнитного поля. |
|
||
3.5.Электромаг нитные колебания и волны |
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Лекция №13 Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Лекция №14 Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. |
|||
Практические занятия |
1 |
||
Практическое занятие №5 Определение длины электромагнитной волны. |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач с производственным направлением. Выполнение домашних расчетных заданий по лекционному курсу. Решение задач и упражнений по образцу. Подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; Подготовка к выполнению расчетных работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении |
1 |
|
системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение, написание докладов по темам: Теорема Остроградского - Гаусса. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Принцип действия ускорителей заряженных частиц. Эффект Холла. Явление взаимоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Элементарная теории диа-и парамагнетизма. Намагниченность. Магнитное поле в веществе. Напряженность магнитного поля. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Работа с конспектом. Работа со справочными таблицами. Расчетная работа №4 «Электродинамика» |
|
|
|
Раздел 4. Волновые и квантовые свойства излучения |
11 |
|
Тема 4.1. Световые кванты
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК5.4 |
Лекция №15 Фотоэффект и его практическое использование. Корпускулярно-волновой дуализм света. Лазер и его практическое применение. |
|||
Практические занятия |
|||
Практическое занятие №6 Определение кванта света. Использование уравнения Эйнштейна для фотоэффекта. |
|||
Тема 4.2.Строение атомного ядра
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Лекция №16 Постулаты Бора. Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра.
|
|||
Практические занятия |
|||
Практическое занятие №7 Определение энергии расщепления. Подготовка к контрольной работе. |
|||
Контрольная работа итоговая за курс. |
2 |
||
|
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних расчетных заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению расчетных работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу. Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение, написание рефератов: Открытие нейтрона и протона. Энергия связи ядра. Мирное использование цепных ядерных реакций. Термоядерные реакции. Перспективы мирного использования термоядерных реакций. Планетарная модель атома. Подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; Работа со справочными таблицами. |
1
|
|
|
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
|
|
|
Всего (аудиторная работа / самостоятельная работа) |
48/4 |
|
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ *ЕН.03 ФИЗИКА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
1. Цифровая лаборатория по физике для учителя;
2. Цифровая лаборатория по физике для ученика;
3. Весы технические с разновесами;
4. Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5. Комплект для лабораторного практикума по механике;
6. Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики;
7. Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором);
8. Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики);
9. Амперметр лабораторный;
10. Вольтметр лабораторный;
11. Колориметр с набором калориметрических тел;
12. Термометр лабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых источников энергии; 14. Барометр-анероид;
15. Блок питания регулируемый;
16. Веб-камера на подвижном штативе;
17. Видеокамера для работы с оптическими приборами;
18. Генератор звуковой;
19. Гигрометр (психрометр);
20. Груз наборный;
21. Динамометр демонстрационный;
22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;
23. Манометр жидкостной демонстрационный;
24. Метр демонстрационный;
25. Микроскоп демонстрационный;
26. Насос вакуумный Комовского;
27. Столик подъемный;
28. Штатив демонстрационный физический;
29. Электроплитка;
30. Набор демонстрационный по механическим явлениям;
31. Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
32. Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
33. Набор демонстрационный волновых явлений;
34. Ведерко Архимеда;
35. Маятник Максвелла;
36. Набор тел равного объема;
37. Набор тел равной массы;
38. Прибор для демонстрации атмосферного давления;
39. Призма, наклоняющаяся с отвесом;
40. Рычаг демонстрационный;
41. Сосуды сообщающиеся;
42. Стакан отливной демонстрационный;
43. Трубка Ньютона;
44. Шар Паскаля;
45. Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям;
46. Набор демонстрационный по газовым законам;
47. Набор капилляров;
48. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
49. Цилиндры свинцовые со стругом;
50. Шар с кольцом;
51. Высоковольтный источник;
52. Генератор Ван-де-Граафа;
53. Дозиметр;
54. Камертоны на резонансных ящиках;
55. Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств электромагнитных волн;
56. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи; 57. Комплект проводов;
58. Магнит дугообразный;
59. Магнит полосовой демонстрационный;
60. Машина электрофорная;
61. Маятник электростатический;
62. Набор по изучению магнитного поля Земли;
63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов;
64. Набор демонстрационный по полупроводникам;
65. Набор демонстрационный по постоянному току;
66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме;
67. Набор демонстрационный по электродинамике;
68. Набор для демонстрации магнитных полей;
69. Набор для демонстрации электрических полей;
70. Трансформатор учебный;
71. Палочка стеклянная;
72. Палочка эбонитовая;
73. Прибор Ленца;
74. Стрелки магнитные на штативах;
75. Султан электростатический;
76. Штативы изолирующие;
77. Электромагнит разборный;
78. Набор демонстрационный по геометрической оптике;
79. Набор демонстрационный по волновой оптике;
80. Спектроскоп двухтрубный;
81. Набор спектральных трубок с источником питания;
82. Установка для изучения фотоэффекта;
83. Набор демонстрационный по постоянной Планка;
84. Комплект наглядных пособий для постоянного использования; 85. Комплект портретов для оформления кабинета;
86. Комплект демонстрационных учебных таблиц.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины Основные источники:
1.Зисман О.М. , Тодес: «Курс общей физики».-Лань -2022, т.1,2,3.
2.Детлаф А.А., Яворский П.М., «Курс общей физики». - М.: Высш.
школа, 2007.
3.Савельев И.В. «Курс физики» -Лань, 2022, т.1,2,3.
4.Трофимова Т.И. «Справочник по физике для студентов и абитуриентов»,-М.: ООО «Издательство Астрель», 2006.
Электронные издания:
1. Никеров В.А. Физика. Современный курс [Электронный ресурс] :
учебник / В.А. Никеров. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 454 c. http://www.iprbookshop.ru/14114.html
2. Никеров В.А. Физика для вузов. Механика и молекулярная физика [Электронный ресурс] : учебник / В.А. Никеров. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 136 c. http://www.iprbookshop.ru/14630.html
Дополнительные источники:
1. Иродов И.Е. «Задачник по общей физике», - М.: Наука, 1988.
2. Савельев И.В. «Сборник вопросов и задач по общей физике», -М.: Наука, 1988.
3. Чертов А.Г., Воробьев А.А., «Задачник по физике», -М.: Высш.
школа., 1981.
4. Фейнман Р, Лейтон Р, Сендс. «Фейнмановские лекции по физике», М.: Мир, 1965,1967, -Вып.1,2,4.
5. Фиргаиг Е.В. «Руководство к решению задач по курсу общей физики», -М.: Высш. школа, 1977.
6. Яворский В.М., Егоров Б.В., Рябошапка К.П., «Справочник по физике», - Киев: Наук. Думка, 1986.
Интернет-ресурсы:
1. httр://fizika.ru – На сайте: сборники задач с образцами решений, тесты, контрольные, описания лабораторных.
2 .httр://class-fizika.narod.ru - Интересные факты и задания к урокам, конспекты, задачи, простые опыты, ответы на вопросы. Советы к экзаменам.
3. httр://radik.web-box.ru - Познавательные материалы, пособия, медиаматериалы, онлайн-тесты по физике в помощь педагогам, студентам. Анимированные демонстрации законов физики. Новости предметных олимпиад.
4. httр://all-fizika.com - Физический энциклопедический словарь. Курсы и лекции, формулы. Виртуальные лабораторные работы. Онлайн-тренировка по ЕГЭ.
5. httр://afportal.ru›catalogue/phys/4 - Сайты олимпиад по физике.
6. httр://physics.nad.ru - Коллекция роликов с трёхмерной анимаций физических экспериментов и явлений. Анимации сопровождаются теоретическими объяснениями и ссылками на учебники.
7. httр://fshla72.ucoz.ru›index/testy_po_fizike/0-59 - В данном разделе представлен раздаточный материал в виде тестов.
8. httр://alleng.ru›ЕГЭ - Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по физике - демонстрационные варианты ЕГЭ; материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по физике.
9. www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины.
Код и наименование формируемых компетенций |
Раздел/Тема |
Тип оценочных мероприятий |
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2. Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
|
- устный опрос; - фронтальный опрос; - оценка контрольных работ; - наблюдение за ходом выполнения исследовательских и демонстрационных работ; - оценка выполнения исследовательских и демонстрационных работ; - оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - оценка тестовых заданий; - наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение и оценка решения кейс-задач; - наблюдение и оценка деловой игры; - дифзачет. |
|
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
|
||
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.
|
||
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
|
||
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. |
||
|
|||
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
|
|
|
ПК 2.1. Выбирать соответствующее оборудование, оснастку и средства механизации для ведения технологического процесса.
|
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2. Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. |
||
ПК 2.3. Производить настройку и профилактику технологического оборудования. |
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
||
ПК 2.4. Выбирать производственные мощности и топливно-энергетические ресурсы для ведения технологического процесса.
|
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
||
ПК 2.6. Производить расчеты энергосиловых параметров оборудования.
|
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
||
ПК 3.3. Выбирать виды термической обработки для улучшения свойств и качества выпускаемой продукции.
|
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. |
||
ПК 3.4. Рассчитывать показатели и коэффициенты деформации обработки металлов давлением.
|
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. |
||
ПК 5.2. Проводить анализ травмоопасных и вредных факторов на участках цехов обработки металлов давлением.
|
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
||
ПК 5.4. Оценивать последствия технологических чрезвычайных ситуаций и стихийных явлений на безопасность работающих.
|
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2. Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.