Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.01 Математика разработана в соответствии с требованиями: федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессиям 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей и 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259, с уточнениями протокол № 3 от 25 мая 2017 г), примерной программы учебной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии № 378 от «23 » июля 2015г. ФГАУ «ФИРО»; примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г.)
ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией ____________ Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель ЦМК ___________ / ______________ / (подпись) (Ф.И.О.)
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………
|
|
1.1. Область применения программы учебной дисциплины …………
|
|
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ………………………
|
|
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……….
|
|
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины……………………………………………………………….
|
|
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………………………………
|
|
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ……………
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………..
|
|
2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………….
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.01 МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины ОДП.01 Математика является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по профессиям среднего профессионального образования: 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей и 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ/ППКРС:
Учебная дисциплина ОДП.01 Математика является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с технологическим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина ОДП.01 Математика относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Математика и информатика».
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса математики на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина ОДП.01 Математика для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.01 Математика имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами физикой, информатикой, астрономия и является базовой дисциплиной для изучения профессиональных дисциплинам технологической направленности.
Изучение учебной дисциплины ОДП.01 Математика завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ОДП.01 Математика:
личностные результаты:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, понимание значимости математики для научно-технического прогресса,
- сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира.
предметные результаты:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
алгебра
- выполнять арифметические действия над числами, находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
- находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений, используя при необходимости инструментальные средства;
- выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций.
функции и графики
- вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
- определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
- строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
- использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин.
начала математического анализа
- находить производные элементарных функций;
- использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
- применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
- вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла.
уравнения и неравенства
- решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
- использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
- изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
- составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
комбинаторика, статистика и теория вероятностей
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
геометрия
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
- для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
- для построения и исследования простейших математических моделей;
- для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- для анализа информации статистического характера;
- для вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел.
Освоение содержания учебной дисциплины ОДП.01 Математика обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий
|
Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)
|
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; -использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения; - целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 399 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 399 часов, в том числе практических занятий – 200 ч.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
399 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
399 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
182 |
контрольные работы |
18 |
Индивидуальный проект (если предусмотрено) |
- |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины ОДП.01 Математика осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для профессий 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей и 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Введение |
2 |
|
|
Повторение |
Практические занятия: 1.Решение линейных уравнений и неравенств.2.Решение систем и совокупностей линейных уравнений и неравенств.3.Квадратичный трехчлен. Решение квадратных уравнений.4.Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств. |
10 |
|
|
Раздел 1 |
Алгебра |
148 |
|
|
Тема 1.1 Развитие понятия о числе |
Содержание учебного материала |
8 |
||
1 |
Целые и рациональные числа. Действительные числа, их изображение. |
2 |
||
2 |
Округление чисел. Действия с приближениями. |
2 |
||
3 |
Абсолютная и относительная погрешности. |
2 |
||
4 |
Понятие верной, значащей цифры. Стандартный вид числа. |
2 |
||
5 |
Понятие системы счисления. Перевод чисел из десятиричной СС в 2(8,16)-ную СС. |
|
||
Практические занятия: 1. Проведение измерений величин, оценка погрешностей измерений. 2.Решение задач на погрешности. 3.Вычисления на МК с приближенными данными. 4.Перевод чисел из одной системы счисления в другую. |
10 |
|
||
Тема 1.2 Корни, степени и логарифмы |
Содержание учебного материала |
18 |
||
1 |
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. |
2 |
||
2 |
Степени с рациональными показателями, их свойства. |
2 |
||
3 |
Степени с действительными показателями, их свойства. |
2 |
||
4 |
Решение показательных уравнений. |
2 |
||
5 |
Решение показательных неравенств. |
2 |
||
6 |
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. |
2 |
||
7 |
Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию. |
2 |
||
8 |
Решение логарифмических уравнений. |
2 |
||
9 |
Решение логарифмических неравенств. |
2 |
||
Практические занятия: 1.Действия с корнями. 2.Действия со степенями. 3. Решение показательных уравнений. 4. Решение показательных неравенств. 5.Вычисление логарифмов с помощью свойств. 6. Преобразование выражений с помощью перехода к другому основанию.7.Логарифмирование и потенцирование. 8. Решение логарифмических уравнений. 9. Решение логарифмических неравенств. |
18 |
|
||
Контрольная работа №1 |
2 |
|
||
Тема 1.3 Основы тригонометрии |
Содержание учебного материала |
22 |
|
|
1.Радианная мера угла. Вращательное движение. |
1 |
|||
2.Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. |
2 |
|||
3.Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. |
2 |
|||
4. Синус и косинус двойного угла. |
2 |
|||
5. Формулы половинного угла. |
2 |
|||
6. Формулы приведения. |
2 |
|||
7.Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. |
2 |
|||
8.Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. |
2 |
|||
9.Простейшие тригонометрические уравнения. |
2 |
|||
10.Решение тригонометрических уравнений. |
|
|
||
11.Решение простейших тригонометрических неравенств. |
|
|
||
Практические занятия: 1.Измерение углов. Нахождение функций основных углов на единичной окружности. 2.Нахождение тригонометрических функций по одной известной. 3.Доказательство тождеств, упрощение выражений. 4. Применение формул суммы и разности двух углов. 5. Применение формул двойного угла. 6. Применение формул половинного угла. 7. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью правила приведения.8.Решение тригонометрических уравнений. 9.Решение тригонометрических неравенств. |
18 |
|
||
Контрольная работа №2. |
2 |
|
||
Тема 1.4 Функции, их свойства и графики |
Содержание учебного материала |
10 |
|
|
1.Функции. Область определения и множество значений, график функции, способы задания функций. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. |
2 |
|||
2.Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. |
2 |
|||
3.Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. |
2 |
|||
4.Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. |
2 |
|||
5.Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). |
1 |
|||
Практические занятия: 1.Нахождение области определения функций, заданных различными способами. 2.Построение графиков функций, заданных различными способами. 3.Определение свойств функций по их графикам. 4.Определение промежутков монотонности, наибольшего и наименьшего значений, точек экстремумов функции. |
8 |
|
||
Тестовый контроль знаний определений функции и её свойств |
2 |
|
||
Тема 1.5 Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции |
Содержание учебного материала |
16 |
|
|
1.Определение степенной функции, её свойства и графики. |
2 |
|||
2.Определение показательной функции, её свойства и графики. |
2 |
|||
3.Определение логарифмической функции, её свойства и графики. |
2 |
|||
4.Тригонометрическая функция y=sinx, ее свойства и график. |
2 |
|||
5.Тригонометрическая функция y=cosx, ее свойства и график. |
2 |
|||
6.Тригонометрическая функция y=tgx и y=ctgx, их свойства и графики. |
2 |
|||
7.Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. |
1 |
|||
8.Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, растяжение и сжатие вдоль осей координат. |
2 |
|||
Практические занятия: 1.Построение графиков функций вида и с помощью ПК и исследование влияния параметров на геометрические преобразования графиков. 2. Построение графиков степенных функций с помощью геометрических преобразований, чтение функции. 3.Построение графиков показательной и логарифмической функций с помощью геометрических преобразований, чтение функции. 4.Построение графиков логарифмической функций с помощью геометрических преобразований, чтение функции. 5. Построение графика функции y=Asinx+B с помощью геометрических преобразований. 6. Построение графика функции y=Acosx+B с помощью геометрических преобразований.7. Чтение функций y=Asinx+B и y=Acosx+B. |
14 |
|
||
Контрольная работа №3 |
2 |
|
||
Раздел 2 |
Комбинаторика, статистика и теория вероятностей |
38 |
|
|
Тема 2.1 Элементы комбинаторики |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1.Основные понятия комбинаторики. |
2 |
|||
2.Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. |
2 |
|||
3.Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. |
1 |
|||
Практические занятия: 1. Решение задач на перебор вариантов. 2.Решение задач с помощью формул комбинаторики.3. Применение формулы бинома Ньютона, свойств биномиальных коэффициентов, треугольника Паскаля. |
6 |
|
||
Контрольная работа №4 |
2 |
|
||
Тема 2.2 Элементы теории вероятностей. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1.Событие, вероятность события, виды событий. |
2 |
|||
2.Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. |
2 |
|||
3. Понятие о законе больших чисел. |
|
1 |
||
Практические занятия: 1.Решение задач на вычисление вероятностей событий. 2.Решение задач на применение формулы вероятности суммы событий. 3. Решение задач на применение формулы вероятности произведения событий.4. Закон распределения и числовые характеристики дискретной случайной величины. |
8 |
|
||
Контрольная работа №5 |
2 |
|
||
Тема 2.3 Элементы математической статистики |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1.Представление данных (таблицы, диаграммы, графики). |
1 |
|||
2.Понятие о задачах математической статистики. |
1 |
|||
3.Генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. |
2 |
|||
Практические занятия: 1.Построение вариационного ряда, расчёт его характеристик. 2.Решение практических задач с применением вероятностных методов. |
4 |
|
||
Раздел 3 |
Уравнения и неравенства |
24 |
|
|
Тема 3.1 Уравнения и неравенства |
Содержание учебного материала |
14 |
|
|
1.Равносильность уравнений, неравенств, систем уравнений. Область допустимых значений неизвестных. |
2 |
|||
2.Основные приемы решения уравнений (разложение на множители, введение новых неизвестных, графический метод). |
2 |
|||
3.Решение систем уравнений методом подстановки, замены переменной, алгебраического сложения. |
2 |
|||
4.Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. |
2 |
|||
5.Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. |
2 |
|||
6. Решение уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля. |
2 |
|||
7. Решение иррациональных уравнений и неравенств. |
|
|
||
Практические занятия: 1.Решение уравнений различными методами. Решение систем уравнений методом замены и подстановки. 2.Решение уравнений и систем уравнений, неравенств и систем неравенств графическим методом. 3.Решение неравенств методом интервалов.4.Решение систем неравенств с двумя переменными. |
8 |
|
||
Контрольная работа №6 |
2 |
|
||
Раздел 4 |
Начала математического анализа |
70 |
|
|
Тема 4.1 Последовательности, пределы, непрерывность. |
Содержание учебного материала |
10 |
||
1.Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. |
2 |
|||
2.Понятие о пределе последовательности, теоремы о пределах. |
2 |
|||
3.Существование предела монотонной ограниченной последовательности. |
1 |
|||
4.Понятие предела функции. |
2 |
|||
5.Понятие о непрерывности функции. Точки разрыва. |
2 |
|||
Практические занятия: 1.Вычисление пределов последовательностей. 2.Вычисление пределов функций. |
4 |
|
||
Тема 4.2 Производная и её применение |
Содержание учебного материала |
18 |
|
|
1.Задачи, приводящие к производной. Понятие производной. |
1 |
|||
2.Геометрический и физический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. |
2 |
|||
3.Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. |
2 |
|||
4.Производные сложной функции. |
1 |
|||
5.Применение производной к исследованию функций и построению графиков. |
2 |
|||
6.Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. |
2 |
|||
7.Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. |
2 |
|||
8.Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. |
2 |
|||
Практические занятия: 1.Нахождение производных по формулам. 2.Нахождение производной сложной функции. 3. Вычисление производной в точке.3.Исследование функций и построение графиков с помощью производной. 4.Решение прикладных задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения. 5.Решение физических задач с помощью производной. |
12 |
|
||
Контрольная работа № 7 |
2 |
|
||
Тема 4.3 Интеграл и его применение |
Содержание учебного материала |
10 |
|
|
1.Первообразная и интеграл. Свойства неопределённого интеграла. |
1 |
|||
2.Определённый интеграл, его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. |
2 |
|||
3.Геометрический смысл определённого интеграла. Вычисление площадей. |
2 |
|||
4.Вычисление объёмов тел вращения с помощью интеграла. |
2 |
|||
5.Применение интеграла в физике. |
2 |
|||
Практические занятия: 1.Интегрирование по формулам. 2.Метод подстановки. 3.Интегрирование по частям. 4.Метод подстановки, интегрирование по частям в определённом интеграле. 5.Вычисление площадей и объёмов тел вращения. |
12 |
|
||
Контрольная работа №8. |
2 |
|
||
Раздел 5 |
Координаты и векторы. |
20 |
|
|
Тема 5.1 Координаты и векторы |
Содержание учебного материала |
10 |
|
|
1.Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. |
2 |
|||
2.Уравнения сферы, плоскости и прямой. |
2 |
|||
3.Вектор, модуль вектора, равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. |
2 |
|||
4.Разложение вектора по направлениям. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. |
2 |
|||
5.Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. |
2 |
|||
Практические занятия: 1.Действия над векторами в пространстве (лежащими в прямоугольном параллелепипеде). 2.Действия над векторами, заданными координатами. 3.Решение геометрических задач. |
10 |
|
||
Раздел 6 |
Геометрия |
87 |
|
|
Тема 6.1 Прямые и плоскости в пространстве |
Содержание учебного материала |
20 |
|
|
1.Предмет стереометрии. Основные аксиомы и следствия из них. |
1 |
|||
2.Взаимное расположение двух прямых в пространстве. |
2 |
|||
3.Параллельность прямой и плоскости. |
2 |
|||
4.Параллельность плоскостей. |
2 |
|||
5.Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. |
2 |
|||
6. Угол между прямой и плоскостью. |
2 |
|||
7.Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями. |
2 |
|||
8. Перпендикулярность двух плоскостей. |
|
2 |
||
Практические занятия: 1.Изображение пространственных фигур. 2.Решение задач на параллельность прямой и плоскости, плоскостей. 3.Построение сечений многогранников. 4.Решение задач на свойства перпендикуляра и наклонных, проведённых к плоскости из одной точки. 5.Решение задач на двугранные углы. |
12 |
|
||
Тема 6.2 Многогранники |
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
1.Вершины, рёбра, грани многогранника. Развёртка. |
1 |
|||
2.Призма, прямая и наклонная. Правильная призма. Представление о правильных многогранниках. |
2 |
|||
3.Параллелепипед. Куб. Симметрии в кубе, параллелепипеде. |
2 |
|||
4.Пирамида. Правильная пирамида. Тетраэдр. |
2 |
|||
5.Усечённая пирамида. Свойства сечений, параллельных основанию. |
|
2 |
||
Практические занятия: 1.Решение задач на призму. 2.Решение задач на параллелепипед. 3.Решение задач на пирамиду. 4.Решение задач на усечённую пирамиду. |
12 |
|
||
Тема 6.3 Тела и поверхности вращения |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1.Цилиндр и конус. |
2 |
|||
2.Усечённый конус. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. |
2 |
|||
3.Шар и сфера, их сечения. |
1 |
|||
Практические занятия: 1.Решения задач на цилиндр и конус. 2.Решение задач на усечённый конус. 3.Решение задач на шар. |
8 |
|
||
Тема 6.4 Измерения в геометрии |
Содержание учебного материала |
7 |
|
|
1.Объём и его измерение. Интегральная формула объёма. |
1 |
|||
2.Формулы объёмов многогранников и тел вращения. |
2 |
|||
3.Подобие тел. Отношение площадей поверхностей и объёмов подобных тел. |
1 |
|||
Практические занятия: 1.Решение задач на вычисление объёмов многогранников. 2.Решение задач на вычисление объёмов тел вращения. |
6 |
|
||
Контрольная работа №9 |
2 |
|
||
Всего: |
399 |
|
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
2.3. Содержание профильной составляющей
Для профессий 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей и 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации профильной составляющей являются следующие дидактические единицы:
Практические занятия: 1. Проведение измерений величин, оценка погрешностей измерений. 2.Решение задач на погрешности. 3.Вычисления на МК с приближенными данными. 4.Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Практические занятия: 1.Действия с корнями. 2.Действия со степенями. 3. Решение показательных уравнений. 4. Решение показательных неравенств. 5.Вычисление логарифмов с помощью свойств. 6. Преобразование выражений с помощью перехода к другому основанию.7.Логарифмирование и потенцирование. 8. Решение логарифмических уравнений. 9. Решение логарифмических неравенств.
Практические занятия: 1.Измерение углов. Нахождение функций основных углов на единичной окружности. 2.Нахождение тригонометрических функций по одной известной. 3.Доказательство тождеств, упрощение выражений. 4. Применение формул суммы и разности двух углов. 5. Применение формул двойного угла. 6. Применение формул половинного угла. 7. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью правила приведения.8.Решение тригонометрических уравнений. 9.Решение простейших тригонометрических неравенств.
Практические занятия: 1.Нахождение области определения функций, заданных различными способами. 2.Построение графиков функций, заданных различными способами. 3.Определение свойств функций по их графикам. 4.Определение промежутков монотонности, наибольшего и наименьшего значений, точек экстремумов функции.
Практические занятия: 1.Построение графиков функций вида и с помощью ПК и исследование влияния параметров на геометрические преобразования графиков. 2. Построение графиков степенных функций с помощью геометрических преобразований, чтение функции. 3.Построение графиков показательной и логарифмической функций с помощью геометрических преобразований, чтение функции. 4.Построение графиков логарифмической функций с помощью геометрических преобразований, чтение функции. 5. Построение графика функции y=Asinx+B с помощью геометрических преобразований. 6. Построение графика функции y=Acosx+B с помощью геометрических преобразований.7. Чтение функций y=Asinx+B и y=Acosx+B.
Практические занятия: 1.Решение задач на перебор вариантов. 2.Решение задач с помощью формул комбинаторики. 3.Применение формулы бинома Ньютона, свойств биномиальных коэффициентов, треугольника Паскаля.
Практические занятия: 1.Решение задач на вычисление вероятностей событий. 2.Решение задач на применение формулы вероятности суммы событий. 3. Решение задач на применение формулы вероятности произведения событий. 4.Закон распределения и числовые характеристики дискретной случайной величины.
Практические занятия: 1.Построение вариационного ряда, расчёт его харак-
теристик. 2.Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Практические занятия: 1.Решение уравнений различными методами. Решение систем уравнений методом замены переменной, подстановки. 2.Решение уравнений и систем уравнений, неравенств и систем неравенств графическим методом. 3.Решение неравенств методом интервалов. 4.Решение систем неравенств с двумя переменными.
Практические занятия: 1.Вычисление пределов последовательностей. 2.Вычисление пределов функций.
Практические занятия: 1.Нахождение производных по формулам. 2.Нахождение производной сложной функции. 3. Вычисление производной в точке.3.Исследование функций и построение графиков с помощью производной. 4.Решение прикладных задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения. 5.Решение физических задач с помощью производной.
Практические занятия: 1.Интегрирование по формулам. 2.Метод подстановки. 3.Интегрирование по частям. 4.Метод подстановки, интегрирование по частям в определённом интеграле. 5.Вычисление площадей и объёмов тел вращения.
Практические занятия: 1.Действия над векторами в пространстве (лежащими в прямоугольном параллелепипеде). 2.Действия над векторами, заданными координатами. 3.Решение геометрических задач.
Практические занятия: 1.Изображение пространственных фигур. 2.Решение задач на параллельность прямой и плоскости, плоскостей. 3.Построение сечений многогранников. 4.Решение задач на свойства перпендикуляра и наклонных, проведённых к плоскости из одной точки. 5.Решение задач на двугранные углы.
Практические занятия: 1.Решение задач на призму. 2.Решение задач на параллелепипед. 3.Решение задач на пирамиду. 4.Решение задач на усечённую пирамиду.
Практические занятия: 1.Решения задач на цилиндр и конус. 2.Решение задач на усечённый конус. 3.Решение задач на шар.
Практические занятия: 1.Решение задач на вычисление объёмов многогранников. 2.Решение задач на вычисление объёмов тел вращения.
3.1. Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
- доска,
- наглядные пособия,
- модели геометрических тел.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват.организаций: базовый уровень / [Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]. – 20-е изд.– М.: Просвещение, 2014. – 463c.
2. Лисичкин, В.Т. Математика в задачах с решениями [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 464с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/112074. — Загл. с экрана.
3. Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов СПО / С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина; под ред. В.А. Гусева. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 416с.
4. Богомолов Н.В. Математика [Электронный ресурс]: учебник для СПО/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. —5-е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт, 2019.– 396с.– Режим доступа: http://biblio-online.ru
5. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 1, часть 2 [Электронный ресурс]: учебник для СПО/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. — 11-е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт, 2020.– 326с., 251с.– Режим доступа: http://biblio-online.ru
6. Богомолов Н.В. Математика. Задачи с решениями в 2 ч. Часть 1, часть2 [Электронный ресурс]: учебник для СПО/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт, 2019.– 439с., 320c.– Режим доступа: http://biblio-online.ru
Интернет-ресурсы:
ИР 1 |
www.matematics.ru |
ИР 2 |
Exponenta.ru |
ИР 3 |
Math.com.ua |
ИР 4 |
Math-on-line.com |
ИР 5 |
www.nigma.ru |
|
|
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; - сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; - владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; - владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; - сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; - владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; - сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; - владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
|
Наблюдение за выполнением заданий на практических занятиях; оценка выполненных заданий на практических занятиях; тестирование экзамен |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.