Смешанное обучение: модели, инструменты и ресурсы, как средство интенсификации процесса обучения

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Смешанное обучение: модели, инструменты и ресурсы, как средство интенсификации процесса обучения
Иконка файла материала Смешанное обучение_модели_ инструменты и ресурсы.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

” Дзержинский техникум бизнеса и технологий”

 

 

 

 

 

Статья

 

тема: «Смешанное обучение: модели, инструменты и ресурсы, как средство интенсификации процесса обучения»

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

преподаватель Дороничева Е.А.

 

                                                                  г. Дзержинск, 2025 год

 

 

 

Содержание

1.Понятие «информатизация образования» и «смешанное обучение»

2.Модели смешанного обучения

3. Инструменты реализации смешанного обучения

4. Преимущества и сложности смешанного обучения

5. Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Учить детей сегодня трудно, и раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, но от учителя зависит, Какими дети быть должны.

1.Понятие «информатизация образования» и «смешанное обучение»

     Интенсификация и профессионализация общеобразовательной подготовки требует использования инновационных методов обучения, которые основываются на активном участии студентов в учебном процессе. Необходимо учитывать общедидактические принципы, возрастные особенности и мотивацию студентов, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения.

     Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;

- грамотно работать с информацией;

- самостоятельно критически мыслить, четко осознавать ценность и место применения приобретаемых знаний в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- самостоятельно работать над развитием собственного образования, нравственности, интеллекта, культурного уровня.

      В современных условиях важное значение получает   информатизация образования.

       Информатизация образования – это процесс внедрения в педагогическую практику методов, средств сбора, обработки, передачи и хранения информации, педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.

   В связи с реализацией Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», утвержденного 03.09.2018 года и объективными требованиями современности происходит трансформация методов обучения, а именно актуальными методами становятся:

- Смешанное обучение;

-Адаптивное обучение;

-Обучение вне стен классной комнаты;

-Мобильное обучение и BYOD;

-Геймификация.

     В данной статье рассмотрим метод смешанного обучения.

     Смешанное обучение (blended learning) – это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

        По мнению специалистов, модель смешанного обучения обладает наибольшим потенциалом в области повышения качества обучения и интенсификации учебного процесса.

 

 

 

 

2.Модели смешанного обучения

     Рассмотрим основные модели «смешанного» обучения.

- «Перевернутое» обучение(класс)» - знакомство с теорией на основе электронных ресурсов до проведения урока и дальнейшую работу с темой на уроке в заданиях преимущественно деятельностного типа.

«Перевернутое» обучение способствует:

-оптимизации временных ресурсов;

-использованию дидактического потенциала сети Интернет;

-мотивации обучающихся и включение их в активную познавательную деятельность.

-Зональное обучение-Модель «Ротация станций» - разделение класса на группы, при этом каждая группа работает в определенной зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определенный промежуток времени. Обычно это: станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. 

Цель станции работы с учителем – предоставить каждому ученику эффективную обратную связь.

Цель станции онлайн-работы – дать каждому обучающемуся возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться.

 

Цель станции проектной работы – дать обучающимся возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников.

-Автономная группа-работа на основе электронных ресурсов над конкретной задачей с группой обучающихся с особыми образовательными потребностями (подготовка к экзаменам, предметные олимпиадам, проектная деятельность)

-Индивидуальная траектория-наличие индивидуального графика изучения предмета, обязательный онлайн-этап обучения. координация деятельности обучающихся.

      Внедрение этой модели качественно меняет функции педагога, переводя его из позиции основного источника и транслятора знаний в менеджера образовательного процесса. Его основная задача – управление процессом познания, получения навыков, освоения опыта, координация деятельности обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инструменты реализации смешанного обучения

    Инструментами реализации смешанного обучения являются цифровые образовательные ресурсы.

Путь первый, который обеспечит педагога ресурсами для смешанного обучения, - найти готовые ресурсы.

Путь второй: подготовить ресурсы самим.

 Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) - совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Дидактические свойства ЦОР:

– разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность;

– избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность;

– интерактивность;

– гибкость и адаптивность.

   Типы ЦОР и онлайн-сервисов:

– цифровые образовательные платформы (например, «ЯКласс» https://www.yaklass.ru);

– системы управления обучением;

– цифровые коллекции учебных объектов (например, «Единая коллекция ЦОР» http://school-collection.edu.ru/);

– электронные формы учебников;

– виртуальные среды обучения;

– инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов;

– инструменты для коммуникации и обратной связи;

– инструменты для сотрудничества;

– инструменты планирования учебной деятельности.

     Список электронные образовательные ресурсов, которые использую в работе и рекомендую:

"Библиотека ЦОК"Библиотека цифрового образовательного контента — масштабная база знаний, созданная по всем предметам и темам школьной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и универсальным тематическим классификатором с использованием самых современных способов визуализации материала.

 

Для входа в библиотеку цифрового образовательного контента нажмите на ссылку: https://urok.apkpro.ru/

 

Инструкция по работе педагога с подсистемой «Библиотека ЦОК» (Библиотека), ссылка: https://shkola23inarki-r26.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/66/Pedagogam_Biblioteka_TSOK.pdf

1С: Урок. Режим доступа: https://urok.1c.ru/

Фоксфорд. Крупнейшая онлайн-школа в России. Режим доступа: https://foxford.ru/

Globallab. Цифровая образовательная среда совместной проектной и исследовательской деятельности. Режим доступа: https://globallab.org/ru/#.Yvqw2HZByUk

"Российская электронная школа"

Ссылка для перехода на сайт: https://resh.edu.ru/?ysclid=lopysuynbn875260132

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования.

"Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов"

Ссылка для перехода на сайт: http://school-collection.edu.ru/?ysclid=lopywr68oo708182616

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

"Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов"

Ссылка для перехода на сайт: https://web.archive.org/web/20191121151247/http://fcior.edu.ru

Сайт создан создан для вовлечения учащихся в активную социальную практику    

 

"Цифровой образовательный контент"Ссылка для перехода на сайт: https://educont.ru/?ysclid=lopzauww97876854161     

Каталог цифрового образовательного контента. Единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России

"Электронная библиотека учебников. Российское образование"

Ссылка для перехода на сайт: https://ibook-edu.ru/

"Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме"

Ссылка для перехода https://uchi.ru/?ysclid=lopzgimj47701417835

"ЯКласс"

Ссылка для перехода на сайт: https://www.yaklass.ru/?%CC%01&ysclid=lopziiwqyp80435324

Список ЦОР постоянно пополняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры использование сетевых сервисов для совместной деятельности в рамках смешанного обучения

Социальный сервис

Примеры сервисов

Использование для совместной деятельности

Карты знаний, ленты времени, схемы, инфографика, облака слов и другие средства визуализации

https://bubbl.us/

http://www.mindmeister.com
http://www.mind42.com/

http://www.timerime.com

http://www.classtools.net

http://www.wordle.net/

https://piktochart.com

·        проведение «мозговых штурмов»

·        планирование деятельности

·        совместные презентации

·        анализ проблем

·        рефлексия в учебной деятельности

·        визуализация

·        задания на развитие критического мышления

 

on-line презентации

http://prezi.com/

http://docs.google.com

http://www.calameo.com

https://slides.com/

·        совместное обсуждение идей

·        презентация результатов учебной деятельности

Интерактивные on-line доски

http://wikiwall.ru/

http://www.twiddla.com

http://www.scribblar.com

·        проведение «мозговых штурмов»

·        создание совместных творческих работ

·        интерактивные газеты

·        совместная рефлексия

Социальные сети

https://plus.google.com

http://vk.com/

http://ok.ru/

https://moikrug.ru/

·        объединение в группы для совместной учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Преимущества и сложности смешанного обучения

-Формат смешанного обучения удобен и позволяет учащимся гибче подходить к процессу.

Опрос об отношении к смешанному формату российских студентов и преподавателей провело и российское Минобрнауки. В 2021-м у году респонденты оценили цифровые подходы к обучению выше, чем в 2020-м.

https://skillbox.ru/upload/setka_images/08004515052022_312e53d4814cee45bfd272ba807405bc086405fc.jpg

Среди учебных дисциплин, лучше всего смешанное обучение проявило себя в освоении естественных наук.

-Гибкость и индивидуальный подход

Объясняя новую тему у классной доски, учитель подстраивается под «средний по больнице» темп усвоения материала. Если же включить в программу самостоятельное изучение темы с помощью онлайн-ресурсов, это поможет оптимизировать процесс. Когда каждый ученик движется в своём темпе, те, кто схватывает на лету, не заскучают от повторения того, что они уже и так поняли, а учитель сможет уделить больше внимания тем, кому нужна поддержка и дополнительные объяснения.

-Более широкие образовательные возможности

Использование цифровых технологий открывает доступ к учебным материалам, курсам и инструментам независимо от физического местонахождения, учащегося. Учитель может использовать цифровые инструменты для вовлечения учеников и развития у них софт‑скиллов, цифровой грамотности и других универсальных компетенций. Например, можно предложить ученикам написать вместо привычного эссе сценарий для короткого ролика, снять и смонтировать его с помощью смартфона.

Смешанный подход хорошо сочетается с активными методами обучения. -

-Удобный контроль и обратная связь

Смешанное обучение в своей цифровой части может включать в себя использование технологий, которые собирают данные об успеваемости учеников и предоставляют их педагогу, родителям и самим учащимся. С помощью LMS можно контролировать, когда учащийся зашёл в систему и как проходили его самостоятельные занятия. И конечно, широко распространены онлайн-тесты, которые автоматически оценивают результаты и дают обратную связь, экономя время преподавателя.

-Недостаточная техническая оснащённость и неразвитая интернет-инфраструктура учебного заведения;

-Низкий уровень владения цифровыми компетенциями — как у учащихся, так и у самих педагогов;

-Некачественно составленная программа или занятие.

Внедряя смешанное обучение, стоит помнить, что если просто перевести привычные методы в цифровой формат (скажем, только заменить печатный учебник электронной книгой), это вряд ли будет эффективно. Зачастую требуется пересмотреть программу обучения и определить, какие элементы лучше всего оставить в очном взаимодействии, а какие перенести в онлайн, что добавить и что исключить. Появился даже специальный термин — цифровая дидактика (методы обучения в цифровом пространстве).

       Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций.

       Новизна подачи учебного материала с помощью информационно-коммуникационных технологий является хорошим стимулом интенсификации учебного процесса

         Таким образом, электронная среда, безусловно, открывает новые возможности в преподавании любой дисциплины, при условии, если ее интеграция в учебный процесс разумно организована. Однако остается актуальной проблема недостаточно динамичного и личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей со студентами.

 

 

 

 

 

5.Список используемых источников

1.Сайт «Смешанное обучение в России» http://blendedlearning.pro

2. Долгова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века //Информационно-публицистический образовательный журнал «Интерактивное образование».  URL: https://clck.ru/GQXen

3. Программа развития электронного образования на 2014–2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/5MRG_19.09_PRAEO-Sobolev.pdf (дата обращения: 25.12.2015).

4.Результаты опросов преподавателей и студентов об использовании электронных курсов в учебном процессе [Электронный ресурс] // Электронное обучение в ТПУ. 2015. URL: http://portal.tpu.ru/eL/news/news?pid=1071098&n=55414#1071098 (дата обращения: 25.12.2015).

5. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.


 

Скачано с www.znanio.ru