Рабочая программа по дисциплине ОП.08 Геология

  • docx
  • 09.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ОП.08 Геология НОВАЯ 24 ГПР.docx

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Утверждаю:

Зам. директора

___________ Дружинина Е.К.

«___»_________ 2024 г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.08 ГЕОЛОГИЯ

 

 

Специальность:      21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка    месторождений полезных ископаемых

Форма обучения:     Очная

 

 

 

 

Рекомендована  методическим советом 

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский  горный техникум»

Заключение методического совета,

протокол №___  от «____»_____ 2024 г.

председатель методсовета

______________ /Дружинина Е.К./

 

Бодайбо, 2024 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.08 Геология и требованиями на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 26.07.2022 г. № 611 и   утверждено протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 21.00.00 от 25.10.2022 № 3 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-40 от 08.02.2023 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена)  21.02.13  «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»,  квалификация  техник - геолог

 

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Разработчик: 

Высотина  Ольга Анатольевна  преподаватель общеобразовательных  дисциплин

 

Рецензент:

 

Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин

 

Протокол  № __ от «__» ____________ 2024 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

         4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

          9


 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08  ГЕОЛОГИЯ

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Геология» является обязательной частью общепрофессионального цикла; примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,02, 04, 07.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

 

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-09

ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6

-                   производить полевое документирование объектов исследования, точек наблюдения;

-                    выполнять описание обнажений;

-                   определять элементы залегания горных пород; анализировать результаты полевых геологических исследований;

-                   пользоваться топографическими картами и планами;

-                   пользоваться приборами и инструментом для выполнения полевых обследований;

-                   выполнять полевые работы; обрабатывать результаты полевых работ.

-                   Предварительно обрабатывать и анализировать первичный геологический материал;

-                   устанавливать местоположения обнажений и наносить их на карту;

-                   производить описание каждого слоя;

-                   составлять литологическое описание слоев;

-                   устанавливать принадлежность образца к типу пород, его происхождение

-                   отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы;

-                   анализировать образцы и пробы горных пород физическими методами с соблюдением правил техники безопасности;

-                   определять отдельные физико-механические свойства породы и руды;

-                   изучать проекты геологоразведочных работ;

-                   анализировать геологическое задание;

-                   создавать оригиналы геологических карт в графическом и цифровом виде

эксплуатировать геологические приборы и инструменты

-                   сведения о геологии изучаемого района работ;

-                    технология и методика геологоразведочных работ

-                   способы и технологии бурения скважин

-                   устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

-                   основные понятия о системах разведки;

-                   методика и техника проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ;

-                   оформление и презентация аналитической и проектной документации, порядок и методы обработки полевых материалов, а также геологической документации;

-                   порядок описания обнажений;

-                   генетические признаки пород; состав и свойства пород; текстуры;

-                   классификацию горных пород по размерам зерна

-                   содержание геологического задания;

-                   основные принципы работы в геологических фондах;

-                   законы и иные нормативно – правовые акты в области недропользования;

-                   виды, технические характеристики, правила эксплуатации, обслуживания и метрологического обеспечения оборудования, приборов, аппаратуры, используемых при проведении геологических исследований

-                   основы экономики минерального сырья и геологоразведочных работ

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

156

в т.ч. в форме практической подготовки

56

в т. ч.:

теоретическое обучение

48

практические занятия

56

Самостоятельная работа[1]

52

Промежуточная аттестация1семестр к/р,2 семестр Экзамен

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад.ч.

Коды компетенций и личностных результатов[2], формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1.

Общая геология

Содержание учебного материала

44/20

ОК 01-09

ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6

1. Предмет и задачи геологии. Земля в космическом пространстве. Внутреннее строение Земли. Внешние оболочки Земли

2

2. Земная кора. Вещественный состав земной коры, минералы процесс минералообразования

2

3. Классификация минералов, характеристика основных групп.

Физические свойства минералов

10

4. Горные породы. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Возраст горных пород. Геохронологические и стратиграфические шкалы

10

В том числе, практических занятий

12

Практическая работа 1. Изучение эталонных коллекций минералов и горных пород

20

Самостоятельная работа

14

Тема 2.

Геологические процессы

 

 

 

Содержание учебного материала

34/18

ОК 01-09

ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6

 

 

5. Экзогенные процессы. Выветривание. Геологическая деятельность ветра. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Геологическая деятельность подземных вод

2

6. Карстовые и суффозионные процессы. Гравитационные процессы

2

7. Геологическая деятельность ледников. Геологические процессы в криолитозоне. Геологическая деятельность озёр и болот. Геологическая деятельность океанов и морей

4

8. Эндогенные процессы. Интрузивный магматизм. Вулканизм. Метаморфические процессы

4

9. Тектоника литосферных плит, современная геологическая теория. Элементы залегания горных пород. Землетрясение

4

В том числе, практических занятий

2

Практическая работа 2. Работа с геологическими картами

18

Самостоятельная работа

18

Тема 3.

Историческая геология

Содержание учебного материала

26/18

ОК 01-09

ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6

10.Предмет и задачи исторической геологии. Условия обитания на суше и море. Тип простейшие губки, археоциаты. Тип кишечнополостные

2

11. Определение возраста горных пород. Основы стратиграфии эталоны стратиграфических подразделений. Методы палеографии основы фациального анализа

2

12. Геосинклинали, платформы. Тектоническое районирование мира и РФ. Тектоника литосферных плит

2

13. Геологическая история докембрия. Геологическая история палеозоя. Геологическая история мезозоя. Геология история кайнозоя

2

В том числе, практических занятий

2

Практическая работа 3. Зарисовка ископаемых. Определения возраста горных пород. Составление стратиграфической колонки. Составление карты тектонического районирования мира

18

Самостоятельная работа

20

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

Всего

104/с учетом СРС 156


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

 

Лаборатория «Геология»

Рабочее место преподавателя: стол, стул, шкаф для документов, система визуализации - мультимедийный проектор, экран, классная доска, персональный компьютер/ноутбук.

Рабочее место обучающегося: стол, стул.

Наглядные пособия, плакаты, натуральные образцы минералов и горных пород, рудных и нерудных полезных ископаемых, геологические, тектонические карты, карты прогноза полезных ископаемых.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

 

3.2.1. Основные печатные издания:

1. Ковалев, С. Г. Историческая и региональная геология: учебное пособие для СПО / С. Г. Ковалев. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 65 c.

2. Коровников, И. В. Историческая геология: учебное пособие для СПО / И. В. Коровников, Н. В. Новожилова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 45 c.

3. Коровников, И. В. Историческая геология. История развития Земли: учебное пособие для СПО / И. В. Коровников, Н. В. Новожилова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 29 c.

4. Попов, Ю. В. Общая геология : учебник / Ю. В. Попов. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. — 272 c.

 

3.2.2. Основные электронные издания

1. Сальников, В. Н. Геология. В 2 частях. Ч. 1: учебное пособие для СПО / В. Н. Сальников. — Саратов: Профобразование, 2021. — 383 c. — ISBN 978-5-4488-0923-1 (ч. 1), 978-5-4488-0948-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99925

2. Сальников, В. Н. Геология. В 2 частях. Ч. 2: учебное пособие для СПО / В. Н. Сальников. — Саратов: Профобразование, 2021. — 237 c. — ISBN 978-5-4488-0924-8 (ч. 2), 978-5-4488-0948-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99926

3. Кныш, С. К. Общая геология: учебное пособие для СПО / С. К. Кныш; под редакцией А. А. Поцелуев. — Саратов: Профобразование, 2017. — 206 c. — ISBN 978-5-4488-0021-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/66392

3.2.3. Дополнительные источники

1. Гаськов, И. В. Основы поисков месторождений полезных ископаемых: учебное пособие для СПО / И. В. Гаськов. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 125 c. — ISBN 978-5-4488-0804-3, 978-5-4497-0468-9. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/96024

2. Лощинин, В. П. Поиски, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых: практикум для СПО / В. П. Лощинин, Г. А. Пономарева. — Саратов: Профобразование, 2020. — 102 c. — ISBN 978-5-4488-0657-5. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/92143

3. Фомин, А. Н. Основы геологии и петрологии твердых горючих ископаемых: учебное пособие для СПО / А. Н. Фомин. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 223 c. — ISBN 978-5-4488-0824-1, 978-5-4497-0492-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/96021

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения[3]

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

Знать:

-                   сведения о геологии изучаемого района работ;

-                    технология и методика геологоразведочных работ

-                   способы и технологии бурения скважин

-                   устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

-                   основные понятия о системах разведки;

-                   методика и техника проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ;

-                   оформление и презентация аналитической и проектной документации, порядок и методы обработки полевых материалов, а также геологической документации;

-                   порядок описания обнажений;

-                   генетические признаки пород; состав и свойства пород; текстуры;

-                   классификацию горных пород по размерам зерна

-                   содержание геологического задания;

-                   основные принципы работы в геологических фондах;

-                   законы и иные нормативно – правовые акты в области недропользования;

-                   виды, технические характеристики, правила эксплуатации, обслуживания и метрологического обеспечения оборудования, приборов, аппаратуры, используемых при проведении геологических исследований

основы экономики минерального сырья и геологоразведочных работ

- обосновывает значение геологии в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности;

- демонстрирует знания основных понятий исторической и общей геологии;

- демонстрирует знания о горных породах и минералах.

 

- оценка качества знаний при выполнении обучающимися практических работ;

- анализ выполнения домашних заданий;

- наблюдение и анализ деятельности обучающихсяв процессе выполнения аудиторных и внеаудиторных заданий;

 

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

Уметь:

-                   производить полевое документирование объектов исследования, точек наблюдения;

-                    выполнять описание обнажений;

-                   определять элементы залегания горных пород; анализировать результаты полевых геологических исследований;

-                   пользоваться топографическими картами и планами;

-                   пользоваться приборами и инструментом для выполнения полевых обследований;

-                   выполнять полевые работы; обрабатывать результаты полевых работ.

-                   Предварительно обрабатывать и анализировать первичный геологический материал;

-                   устанавливать местоположения обнажений и наносить их на карту;

-                   производить описание каждого слоя;

-                   составлять литологическое описание слоев;

-                   устанавливать принадлежность образца к типу пород, его происхождение

-                   отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы;

-                   анализировать образцы и пробы горных пород физическими методами с соблюдением правил техники безопасности;

-                   определять отдельные физико-механические свойства породы и руды;

-                   изучать проекты геологоразведочных работ;

-                   анализировать геологическое задание;

-                   создавать оригиналы геологических карт в графическом и цифровом виде

эксплуатировать геологические приборы и инструменты

- Составляет геологические карты, разрезы, структурные колонки

- Соответствиеописание обнажений порядку;

-Грамотно и правильно определяет элементы залегания полезного ископаемого, составляет литологическое описание слоев.

 

 

 

 

- оценка качества знаний при выполнении обучающимися практических работ;

- анализ выполнения домашних заданий;

- наблюдение и анализ деятельности обучающихсяв процессе выполнения аудиторных и внеаудиторных заданий;

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.

[2] В соответствии с Приложением 3 ПОП.

[3] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.