Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора
___________ Дружинина Е.К.
«___»_________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ГЕОЛОГИЯ
Специальность: 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Форма обучения: Очная
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2024 г.
председатель методсовета
______________ /Дружинина Е.К./
Бодайбо, 2024 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.08 Геология и требованиями на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 26.07.2022 г. № 611 и утверждено протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 21.00.00 от 25.10.2022 № 3 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-40 от 08.02.2023 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация техник - геолог
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина Ольга Анатольевна преподаватель общеобразовательных дисциплин
Рецензент:
Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин
Протокол № __ от «__» ____________ 2024 года
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
9 |
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ГЕОЛОГИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Геология» является обязательной частью общепрофессионального цикла; примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,02, 04, 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6 |
- производить полевое документирование объектов исследования, точек наблюдения; - выполнять описание обнажений; - определять элементы залегания горных пород; анализировать результаты полевых геологических исследований; - пользоваться топографическими картами и планами; - пользоваться приборами и инструментом для выполнения полевых обследований; - выполнять полевые работы; обрабатывать результаты полевых работ. - Предварительно обрабатывать и анализировать первичный геологический материал; - устанавливать местоположения обнажений и наносить их на карту; - производить описание каждого слоя; - составлять литологическое описание слоев; - устанавливать принадлежность образца к типу пород, его происхождение - отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы; - анализировать образцы и пробы горных пород физическими методами с соблюдением правил техники безопасности; - определять отдельные физико-механические свойства породы и руды; - изучать проекты геологоразведочных работ; - анализировать геологическое задание; - создавать оригиналы геологических карт в графическом и цифровом виде эксплуатировать геологические приборы и инструменты |
- сведения о геологии изучаемого района работ; - технология и методика геологоразведочных работ - способы и технологии бурения скважин - устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых - основные понятия о системах разведки; - методика и техника проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; - оформление и презентация аналитической и проектной документации, порядок и методы обработки полевых материалов, а также геологической документации; - порядок описания обнажений; - генетические признаки пород; состав и свойства пород; текстуры; - классификацию горных пород по размерам зерна - содержание геологического задания; - основные принципы работы в геологических фондах; - законы и иные нормативно – правовые акты в области недропользования; - виды, технические характеристики, правила эксплуатации, обслуживания и метрологического обеспечения оборудования, приборов, аппаратуры, используемых при проведении геологических исследований - основы экономики минерального сырья и геологоразведочных работ |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
156 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
56 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
48 |
практические занятия |
56 |
Самостоятельная работа[1] |
52 |
Промежуточная аттестация1семестр к/р,2 семестр Экзамен |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад.ч. |
Коды компетенций и личностных результатов[2], формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Общая геология |
Содержание учебного материала |
44/20 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6 |
1. Предмет и задачи геологии. Земля в космическом пространстве. Внутреннее строение Земли. Внешние оболочки Земли |
2 |
||
2. Земная кора. Вещественный состав земной коры, минералы процесс минералообразования |
2 |
||
3. Классификация минералов, характеристика основных групп. Физические свойства минералов |
10 |
||
4. Горные породы. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Возраст горных пород. Геохронологические и стратиграфические шкалы |
10 |
||
В том числе, практических занятий |
12 |
||
Практическая работа 1. Изучение эталонных коллекций минералов и горных пород |
20 |
||
Самостоятельная работа |
14 |
||
Тема 2. Геологические процессы
|
Содержание учебного материала |
34/18 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6
|
5. Экзогенные процессы. Выветривание. Геологическая деятельность ветра. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Геологическая деятельность подземных вод |
2 |
||
6. Карстовые и суффозионные процессы. Гравитационные процессы |
2 |
||
7. Геологическая деятельность ледников. Геологические процессы в криолитозоне. Геологическая деятельность озёр и болот. Геологическая деятельность океанов и морей |
4 |
||
8. Эндогенные процессы. Интрузивный магматизм. Вулканизм. Метаморфические процессы |
4 |
||
9. Тектоника литосферных плит, современная геологическая теория. Элементы залегания горных пород. Землетрясение |
4 |
||
В том числе, практических занятий |
2 |
||
Практическая работа 2. Работа с геологическими картами |
18 |
||
Самостоятельная работа |
18 |
||
Тема 3. Историческая геология |
Содержание учебного материала |
26/18 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.7, 2.1-2.5, 3.1-3.4, ПК.4.4, 4.6 |
10.Предмет и задачи исторической геологии. Условия обитания на суше и море. Тип простейшие губки, археоциаты. Тип кишечнополостные |
2 |
||
11. Определение возраста горных пород. Основы стратиграфии эталоны стратиграфических подразделений. Методы палеографии основы фациального анализа |
2 |
||
12. Геосинклинали, платформы. Тектоническое районирование мира и РФ. Тектоника литосферных плит |
2 |
||
13. Геологическая история докембрия. Геологическая история палеозоя. Геологическая история мезозоя. Геология история кайнозоя |
2 |
||
В том числе, практических занятий |
2 |
||
Практическая работа 3. Зарисовка ископаемых. Определения возраста горных пород. Составление стратиграфической колонки. Составление карты тектонического районирования мира |
18 |
||
Самостоятельная работа |
20 |
||
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
Всего |
104/с учетом СРС 156 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Геология»
Рабочее место преподавателя: стол, стул, шкаф для документов, система визуализации - мультимедийный проектор, экран, классная доска, персональный компьютер/ноутбук.
Рабочее место обучающегося: стол, стул.
Наглядные пособия, плакаты, натуральные образцы минералов и горных пород, рудных и нерудных полезных ископаемых, геологические, тектонические карты, карты прогноза полезных ископаемых.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания:
1. Ковалев, С. Г. Историческая и региональная геология: учебное пособие для СПО / С. Г. Ковалев. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 65 c.
2. Коровников, И. В. Историческая геология: учебное пособие для СПО / И. В. Коровников, Н. В. Новожилова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 45 c.
3. Коровников, И. В. Историческая геология. История развития Земли: учебное пособие для СПО / И. В. Коровников, Н. В. Новожилова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 29 c.
4. Попов, Ю. В. Общая геология : учебник / Ю. В. Попов. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. — 272 c.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Сальников, В. Н. Геология. В 2 частях. Ч. 1: учебное пособие для СПО / В. Н. Сальников. — Саратов: Профобразование, 2021. — 383 c. — ISBN 978-5-4488-0923-1 (ч. 1), 978-5-4488-0948-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99925
2. Сальников, В. Н. Геология. В 2 частях. Ч. 2: учебное пособие для СПО / В. Н. Сальников. — Саратов: Профобразование, 2021. — 237 c. — ISBN 978-5-4488-0924-8 (ч. 2), 978-5-4488-0948-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99926
3. Кныш, С. К. Общая геология: учебное пособие для СПО / С. К. Кныш; под редакцией А. А. Поцелуев. — Саратов: Профобразование, 2017. — 206 c. — ISBN 978-5-4488-0021-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/66392
3.2.3. Дополнительные источники
1. Гаськов, И. В. Основы поисков месторождений полезных ископаемых: учебное пособие для СПО / И. В. Гаськов. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 125 c. — ISBN 978-5-4488-0804-3, 978-5-4497-0468-9. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/96024
2. Лощинин, В. П. Поиски, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых: практикум для СПО / В. П. Лощинин, Г. А. Пономарева. — Саратов: Профобразование, 2020. — 102 c. — ISBN 978-5-4488-0657-5. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/92143
3. Фомин, А. Н. Основы геологии и петрологии твердых горючих ископаемых: учебное пособие для СПО / А. Н. Фомин. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 223 c. — ISBN 978-5-4488-0824-1, 978-5-4497-0492-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/96021
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения[3] |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
||
Знать: - сведения о геологии изучаемого района работ; - технология и методика геологоразведочных работ - способы и технологии бурения скважин - устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых - основные понятия о системах разведки; - методика и техника проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; - оформление и презентация аналитической и проектной документации, порядок и методы обработки полевых материалов, а также геологической документации; - порядок описания обнажений; - генетические признаки пород; состав и свойства пород; текстуры; - классификацию горных пород по размерам зерна - содержание геологического задания; - основные принципы работы в геологических фондах; - законы и иные нормативно – правовые акты в области недропользования; - виды, технические характеристики, правила эксплуатации, обслуживания и метрологического обеспечения оборудования, приборов, аппаратуры, используемых при проведении геологических исследований основы экономики минерального сырья и геологоразведочных работ |
- обосновывает значение геологии в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности; - демонстрирует знания основных понятий исторической и общей геологии; - демонстрирует знания о горных породах и минералах.
|
- оценка качества знаний при выполнении обучающимися практических работ; - анализ выполнения домашних заданий; - наблюдение и анализ деятельности обучающихсяв процессе выполнения аудиторных и внеаудиторных заданий;
|
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины |
||
Уметь: - производить полевое документирование объектов исследования, точек наблюдения; - выполнять описание обнажений; - определять элементы залегания горных пород; анализировать результаты полевых геологических исследований; - пользоваться топографическими картами и планами; - пользоваться приборами и инструментом для выполнения полевых обследований; - выполнять полевые работы; обрабатывать результаты полевых работ. - Предварительно обрабатывать и анализировать первичный геологический материал; - устанавливать местоположения обнажений и наносить их на карту; - производить описание каждого слоя; - составлять литологическое описание слоев; - устанавливать принадлежность образца к типу пород, его происхождение - отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы; - анализировать образцы и пробы горных пород физическими методами с соблюдением правил техники безопасности; - определять отдельные физико-механические свойства породы и руды; - изучать проекты геологоразведочных работ; - анализировать геологическое задание; - создавать оригиналы геологических карт в графическом и цифровом виде эксплуатировать геологические приборы и инструменты |
- Составляет геологические карты, разрезы, структурные колонки - Соответствиеописание обнажений порядку; -Грамотно и правильно определяет элементы залегания полезного ископаемого, составляет литологическое описание слоев.
|
- оценка качества знаний при выполнении обучающимися практических работ; - анализ выполнения домашних заданий; - наблюдение и анализ деятельности обучающихсяв процессе выполнения аудиторных и внеаудиторных заданий;
|
Скачано с www.znanio.ru
[1]Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
[2] В соответствии с Приложением 3 ПОП.
[3] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.