РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО: на методическом совете протокол №_____от ________2021г. председатель МС ________________Т.М.Смирнова |
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора
____________И.В. Самойлова «____»__________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.00 РОДНОЙ ЯЗЫК
По профессии: 43.01.02 Парикмахер
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев
На базе основного общего образования
г. Любим
2021г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Родной язык» разработана в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
- на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии : 43.01.02 Парикмахер
Организация-разработчик: ГПОАУ ЯО Любимский аграрно-политехнический колледж
Разработчик: Смирнова К. В. – преподаватель.
Рецензенты: Самойлова И. В. – зам. директора.
Пояснительная записка |
1. Общая характеристика учебной дисциплины «Родной зык» |
2. Место учебной дисциплины в учебном плане |
3 Результаты освоения учебной дисциплины |
4. учебной дисциплины |
5. Темы рефератов (докладов), исследовательских проектов |
6. Тематическое планирование |
7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Родной язык» |
9. Литература |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Русский язык» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего-общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образова-
тельных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Изучение учебной дисциплины «Родной язык» на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, личной ответственности за сохранение культуры народа;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
• получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ПКРС) профессии : 43.01.02 Парикмахер
Программа учебной дисциплины «Родной язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
В содержании учебного предмета ОУДБ.03 Родной (русский) язык предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета ОУДБ.03 Родной (русский) язык являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений обучающихся о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание учебного предмета ОУДБ.00 Родной язык направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении родного русского языка.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебная дисциплина «Родной язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования.
В ГПОАУ ЯО Любимском аграрно-политехническом колледже, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Родной язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Программа учебной дисциплины «Родной язык» рассчитана в количестве 36 часов
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФГОС СО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностных:
− ( Л1)воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− (Л2) понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− (Л3) осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− (Л4) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− (Л5) способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− (Л6) готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− (Л7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
-
а также в соответствии с требованиями с требованиями примерной образовательной программы:
- идентичность в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- (М1) владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- (М2) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- (М3) применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- (М4) овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- (М5) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- (М6) умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
- (П1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- (П2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо). Обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- (П3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- (П4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- (П5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке.
- (П6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке и адекватно ситуации и стилю общения;
- (П7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- (П8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучение родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- (П9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- (П10) обеспечение культурной самоиндентификации, осознания коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- (П11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разное этнокультурные традиции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Язык и речь. Язык и художественная литература.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Фонетика. Орфоэпия. ОрфографияОбобщающее повторение фонетики. Фонетический разбор. Основные нормы современного литературного произношения и ударения.
Обобщающее повторение орфографии. Словарный диктант.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Практические занятия
Обобщающее повторение фонетики. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология
Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Практические занятия
Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения. Лексико-фразеологический разбор текста.
Морфемика и словообразование
Повторение. Морфемика и словообразование.
Способы словообразования.
Выразительные средства словообразования.
Практические занятия
Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография
Обобщающее повторение морфологии. Части речи.
Словообразование и правописание знаменательных и служебных частей речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание.
Практические занятия
Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.
Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных, причастий, наречий.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Работа с текстами.
Односоставное и неполное предложение. Работа с текстами.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Работа с текстами
Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Практические занятия
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Знаки препинания при обращении.
Культура речи. Речевое общение. Риторика
Основные качества хорошей речи. Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный
Владение нормами современного русского языка
Речевой этикет. Речевой акт. Запрет сквернословия
Риторика как наука. Риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Ораторство в России
Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Тесты
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ)
1. История русского алфавита.
2. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
3. Как влияют социальные сети на язык.
4. Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова. Край родной в легендах и преданиях.
5. Научные открытия А.А. Шахмотова.
6. Некоторые особенности обособления определений.
7. Основные законы орфоэпии русского языка.
8. Особенности имени числительного как части речи.
9. Отражение процесса ассимиляции в письменной речи современной молодежи.
10. Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
11. Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана. Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет – 36 часов, из них:
• аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия – 36 часов;
• внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (домашняя работа)
Тематический план
Вид учебной работы |
Количество часов |
Профиль профессионального образования |
|
Технический |
|
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
Профессия СПО |
Введение |
1 |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография |
4 |
Лексика и фразеология |
6 |
Морфемика и словообразование |
5 |
Морфология и орфография |
4 |
Синтаксис и пунктуация |
6 |
Культура речи. Речевое общение. Риторика |
6 |
Итого |
36 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
Всего |
36 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Родной язык»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала |
Объём часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
2 |
2 |
|
Введение |
Содержание учебного материала: 1.Язык и речь. Язык и художественная литература. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Самостоятельная работа: Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. |
1
1 |
2 |
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография |
6 |
||
Тема 1.1. Фонетика |
2.Практическая работа: Практическая работа № 1. Обобщающее повторение фонетики. Фонетический разбор. |
1 |
2 |
Тема 1.2. Орфоэпия |
Содержание учебного материала: 3.Основные нормы современного литературного произношения и ударения Самостоятельная работа: Благозвучие речи, ассонанс, аллитерация |
1
1 |
|
Тема 1.3. Орфография. |
Содержание учебного материала: 4-5Обобщающее повторение орфографии. Словарный диктант. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Самостоятельная работа: Взаимосвязь орфографии с разными уровнями языка. |
2
1 |
|
Раздел 2. Лексика и фразеология |
9 |
||
Тема 2.1. Лексика
|
Содержание учебного материала: 6-7Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Практическая работа: 8.Практическая работа № 2. Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения. Самостоятельная работа: Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Антонимы в произведении Феликса Кривина «Лики лжи». |
2
1
1 |
2 |
Тема 2.2. Фразеология
|
Содержание учебного материала: 9-11.Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.Словари русского языка. Словари языка писателей. Практическая работа: 12.Практическая работа № 3. Лексико-фразеологический разбор текста. Самостоятельная работа: Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи |
3
1
1 |
2 |
Раздел 3. Морфемика и словообразование |
7 |
|
|
Тема 3.1. Морфемика и словообразование |
Содержание учебного материала: 13.Повторение. Морфемика и словообразование. Практическая работа: 14.Практическая работа № 4. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова. Самостоятельная работа: Этимологический анализ слов в произведениях И. Гончарова |
1
1
1 |
2
|
Тема 3.2. Способы словообразования |
Содержание учебного материала: 15-16.Способы словообразования. Выразительные средства словообразования. Практическая работа: 17.Практическая работа № 5. 2. Словообразовательный разбор. 3. Самостоятельная работа: 4. Михаил Пришвин «Кладовая солнца».Размышление над вопросом: как образовались слова? Анализ эпизода. |
2
1
1 |
2
|
Раздел 4. Морфология и орфография |
7 |
||
Тема 4.1. Морфология
|
Содержание учебного материала: 1. 18.Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Самостоятельная работа: 2. Знаменательные и служебные части речи |
1
1 |
2 |
Тема 4.2. Морфология и орфография |
Содержание учебного материала: 19-20.Словообразование и правописание знаменательных и служебных частей речи. .Слитное, раздельное и дефисное написание. Практическая работа: 21.Практическая работа № 6. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. 22.Практическая работа № 7. Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных, причастий, наречий. Самостоятельная работа: Морфология и законы правописания. |
2
2
1 |
2 |
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация |
9 |
|
|
Тема 5.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. |
Содержание учебного материала: 1.23.Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Работа с текстами. |
1 |
2 |
Тема 5.2. Односоставное и неполное предложение.
|
Содержание учебного материала: 24.Односоставное и неполное предложение.Работа с текстами. Самостоятельная работа: Основные выразительные средства синтаксиса.Использование неполных предложений в речи. |
1
1 |
2 |
Тема 5.3. Односложное простое предложение. |
Содержание учебного материала: 25.Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. 26.Предложения с обособленными и уточняющими членами.Работа с текстами. Практическая работа: 27.Практическая работа № 8. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Знаки препинания при обращении. Самостоятельная работа: Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Стилистическое различие между вводными словами |
2
1
1 |
2
|
Тема 5.4. Сложное предложение.
|
Содержание учебного материала: 28.Употребление сложносочиненных предложений в речи. Самостоятельная работа: Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. |
1
1 |
2
|
Раздел 6. Культура речи. Речевое общение. Риторика |
12 |
2
|
|
Тема 6.1. Культура речи |
Содержание учебного материала: 29.Основные качества хорошей речи.Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный 30.Владение нормами современного русского языка Самостоятельная работа: Точность, выразительность, уместность, простота культурной речи. |
2
1 |
|
Тема 6.2. Речевое общение |
Содержание учебного материала: 31.Речевой этикет. Речевой акт.Запрет сквернословия Самостоятельная работа: Правила речевого этикета. |
1
1 |
2
|
Тема 6.3. Риторика.
|
Содержание учебного материала: 32.Риторика как наука. Риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме 33.Ораторство в России Самостоятельная работа: Библейское красноречие. Судебное красноречие. |
2
1 |
2
|
Тема 6.4. Повторение |
Содержание учебного материала: 34.Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Тесты Самостоятельная работа Правописание корней и приставок русского языка. 35.Контрольные работы: Итоговая контрольная работа. |
1
1
1 |
2 |
Тема 6.5. Дифференцированный зачет |
Дифференцированный зачет
|
1 |
2 |
ИТОГО |
36 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Предметные результаты |
Введение |
• вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).
|
Устный опрос, тестирование, работа со словарями, текстами. |
П1, П2, П4, П6 |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография |
• Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)
|
Проведение фонетического разбора, работа со словарями, справочниками |
П1,П3,П4,П6
|
Лексика и фразеология |
• Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение).
|
Выполнять лексический и фразеологический анализ слова, тестирование; устный опрос; чтение и комментированное чтение;
|
П1, П2, П3 |
Морфемика и словообразование |
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; •проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слов.
|
Проведение морфемного, словообразовательного, этимологического и орфографического анализа. |
П1, П2, П3
|
Морфология и орфография |
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм. • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм.
|
Работа с текстами, проведение морфологического, орфографического и пунктационного анализа. |
П1, П2, П3
|
Синтаксис и пунктуация |
- опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); - составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме; - производить синонимическую замену синтаксических конструкций; - составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.
|
Анализ текста, составление схемы предложения. Конструирование предложений по схемам |
П1, П2, П3,П4, П6 |
Культура речи. Речевое общение. Риторика |
· понимать сущность речевого взаимодействия, особенности речевой деятельности, ее структуру, виды, правила (=максимы) делового общения; · использовать на практике полученные знания – при организации делового общения (при проведении деловых встреч, переговоров и др., в т.ч. международных); · подготовить и провести публичное выступление, дискуссию и др.; · освоить и соблюдать правила речевого этикета, принятые в обществе.
|
Подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); |
П1, П2, П3,П4, П6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Родной язык»
Для освоения программы учебной дисциплины « Родной язы» » в ГПОАУ ЯО Любимском аграрно-политехническом колледже, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по литературе, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины « Литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю-
щихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Литература» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети
Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы [Текст] : учебник для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 287 с. : ил.
Дополнительные источники:
1. Большой орфографический словарь русского языка [Текст] / под ред. С. Г. Бархударова [и др.]. – М. : ОНИКС : Альянс – В, 2001. – 480 с.
2. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / автор-составитель и рук. проекта, гл. ред. С. А. Кузнецов, ред.- лексикографы Л. И. Балахонова, Л. А. Балясникова, Н. И. Батожок [и др.] ; РАН, Ин-т лингвистических исследований. – СПб. : Норинт, 2000. – 1536 с.
3. Борохов, Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове [Текст ] / Э. Борохов. – М. : Изд-во АСТ, 2003. – 714, [6] с.
4. Быстрова, Е. А. Фразеологический словарь русского языка [Текст] / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – М. : Изд-во АСТ, 2000. – 416 с.
5. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – 6-е изд.
- Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 382, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).
6. Введенская, Л. А. Культура речи [Текст] : учебник для студентов средних проф. учеб. заведений / Л. А. Введенская. – 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 448 с. – (Среднее профессиональное образование).
7. Введенская, Л. А. Словарь антонимов русского языка / [Текст] / Л. А. Введенская.- М. : Астрель : АСТ, 2002. – 445, [3] с.
8. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения [Текст] : крат. словарь – справ. / Л. А. Вербицкая, Н. В. Богданова, Г. Н. Скляревская. – 4-е изд. – СПб.: Филологич. фак. СПбГУ ; М. : Академия, 2003. – 160 с.
9. Ганжина, И. М. Словарь современных русских фамилий [Текст] / И. М. Ганжина. – М. : Астрель : АСТ, 2001. – 672 с.
10. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вызов / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2003. – 432 с.
11. Горбачевич, К. С. Словарь трудностей современного русского языка [Текст] / К. С. Горбачевич. – СПб. : Норинт, 2003. - 512 с.
12. Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка [Текст] / К. С. Горбачевич. – СПб. : Норинт, 2000. - 224 с.
13. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст] : [напечатан по изданию: Даль, В. И. Словарь живого великорусского языка /В. И. Даль – 3-е изд. – СПб. : 1903- 1909.] / В. И. Даль. – М. : Эксмо, 2002. – 736 с.
14. Кузнецова, Н. В. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для студентов учреждений среднего проф. образования / Н. В. Кузнецова. – 3-е изд. – М. : Форум : ИНФРА-М, 2009. – 368 с. – (Профессиональное образование).
15. Никитина, Е. И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. шк., учреждений. / Е. И. Никитина. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001. – 256 с. : ил.
16. Орфографический словарь русского языка для школьников [Текст] : грамматич. словарь / составитель Н. Ф. Непийвола, Т. В. Скотникова, В. В. Алексеенко. – М. : Славянский дом книги
: Логос, 2005. – 540 с.
17. Петровский, Н. А. Словарь русских личных имен [Текст] / Н. А. Петровский. – М.: Русские словари : Астрель, 2000. – 480 с.
18. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник В. Даля [Текст]. В 2 т. /вступ. сл. М. Шолохова. – М. : Худож. лит., 1984. – 2 т.
19. Русские пословицы и поговорки [Текст] / составитель Т. М. Луговая. – М. : Диалог, 2002. – 543, [1] с.
20. Словарь синонимо русского языка [Текст] / Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. И. Зимин [и др.] – 2-е изд, испр. – М. : Астрель : АСТ, 2003. – 336 с.
21.
Скворцов, Л. И. Культура русской
речи [Текст] : словарь-справочник: учеб.
пособие для студентов вузов / Л. И. Скворцова. – М. : Академия,
2003. – 224 с.
22. Солганик, Г. Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика [Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. заведений, школ, лицеев и гимназий / Г. Я. Солганик. М. : Дрофа, 1995. – 272 с.
23. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка [Текст] : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : ЦИТАДЛЬ-ТРЕЙД, 2005. – 576 с.
24. Толковый словарь иностранных слов / составители Т. В. Новак, В. А. Суханова. – Смоленск
: Русич, 2003. – 592 с. – (Для школьников и студентов).
25. Хигир, Б. Ю. Исторические имена [Текст] / Б. Ю. Хигир. – М. : Астрель : АСТ : Люкс, 2005.
– 714 с.
Этимологический словарь русского языка [Текст] /под общ. ред. А. Ситниковой. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 240 с. – (Словари).
Интернет – ресурсы:
1. Грамота ру [Электронный ресурс]: Методики и учебные материалы – Режим доступа: www.gramota.ru
2. Культура письменной речи [Электронный ресурс]: Методики и учебные материалы – Режим доступа: www.gramma.ru
3. Национальный корпус русского языка – информационно – справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме [Электронный ресурс]: Методики и учебные материалы – Режим доступа: www.ruscorpora.ru
4. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]: Методики и учебные материалы – Режим доступа: www.edu.ru
5. Русениа [Электронный ресурс]: Методики и учебные материалы – Режим доступа: www.ruthtnia.ru
6. Русский язык [Электронный ресурс]: Электронная версия журнала «1 сентября»– Режим доступа: www.rus.Iseptember.ru
7. Учебный портал по использованию ЭОР [Электронный ресурс]: Методики и учебные материалы – Режим доступа: www.eor.ru/eor
8. Этимология и история русского языка [Электронный ресурс]: Методики и учебные материалы – Режим доступа: www.еtymolog.ruslang.ru
9. Языкознание [Электронный ресурс]: Энциклопедия – Режим доступа: www.russkiviazik.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.