Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный краевед"
Оценка 4.9

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный краевед"

Оценка 4.9
docx
22.12.2021
Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный краевед"
Пояснит.записка1.docx

Актуальность:

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

            Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

           Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

           Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

 Несмотря на  многочисленные исследования, названная проблема остается     актуальной, что подчеркивается Государственной программой: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше  с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры   дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями  мордовского фольклора должно подаваться в доступной форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

         Цель: приобщать детей к традициям, истории мордовской национальной  культуры. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.

        В процессе работы должны быть решены задачи:

1.     Формировать патриотическое воспитание детей;

2.     Формировать уважение к культуре своей страны;

3.     Знакомить детей с мордовским народным костюмом;

4.     Знакомить детей с народными традициями и праздниками мордовского народа;

5.     Знакомить детей с предметами обихода и быта мордвы;

6.     Широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) во всех видах деятельности;

7.     Обогащать опыт детей через посещение выставок, памятников архитектуры, краеведческих музеев.

 

 Формы проведения:

1.     Подгрупповая и индивидуальная деятельность;

2.     Дидактическая игра;

3.     Театрализация;

4.     Беседа;

5.     Рассматривание иллюстраций;

6.     Решение проблемных ситуаций.

 

Методы проведения:

1.     Словесные;

2.     Наглядные;

3.     Практические;

4.     Игровые.

 

Приемы проведения:

1.     Игра, которая является основным видом деятельности детей;

2.     Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает отправиться в путешествие;

3.     Музыкальное сопровождение;

4.     Создание игровой ситуации;

5.     Показ воспитателя;

 

Принципы работы с детьми:

1.     Доступность материала;

2.     Постепенное усложнение программного содержания;

3.     Индивидуальный подход к детям.

 

Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.

 

Перспективный план работы по самообразованию:

1.     Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы, анализ интернет- ресурсов по выбранной теме :

1)    Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть-Серебрянные цепочки. -Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.

2)    Валдоня (Светлячок).Программа и методические рекомендации. -Саранск, Типография «Красный Октябрь».2001

3)    Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005

4)    Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

5)    Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.

6)    Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.

7)    Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.

2.     Разработка конспектов и проведений занятий, подготовка консультаций для воспитателей и родителей.

1)    Проведение ООД в соответствии с программой

2)    Консультация для воспитателей «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания».

3.     Внедрение в практику.


 

4.    

Актуальность: В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах

Актуальность: В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей

Показ воспитателя; Принципы работы с детьми: 1

Показ воспитателя; Принципы работы с детьми: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021