Актуальность:
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель: приобщать детей к традициям, истории мордовской национальной культуры. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.
В процессе работы должны быть решены задачи:
1. Формировать патриотическое воспитание детей;
2. Формировать уважение к культуре своей страны;
3. Знакомить детей с мордовским народным костюмом;
4. Знакомить детей с народными традициями и праздниками мордовского народа;
5. Знакомить детей с предметами обихода и быта мордвы;
6. Широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) во всех видах деятельности;
7. Обогащать опыт детей через посещение выставок, памятников архитектуры, краеведческих музеев.
Формы проведения:
1. Подгрупповая и индивидуальная деятельность;
2. Дидактическая игра;
3. Театрализация;
4. Беседа;
5. Рассматривание иллюстраций;
6. Решение проблемных ситуаций.
Методы проведения:
1. Словесные;
2. Наглядные;
3. Практические;
4. Игровые.
Приемы проведения:
1. Игра, которая является основным видом деятельности детей;
2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает отправиться в путешествие;
3. Музыкальное сопровождение;
4. Создание игровой ситуации;
5. Показ воспитателя;
Принципы работы с детьми:
1. Доступность материала;
2. Постепенное усложнение программного содержания;
3. Индивидуальный подход к детям.
Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Перспективный план работы по самообразованию:
1. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы, анализ интернет- ресурсов по выбранной теме :
1) Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть-Серебрянные цепочки. -Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.
2) Валдоня (Светлячок).Программа и методические рекомендации. -Саранск, Типография «Красный Октябрь».2001
3) Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005
4) Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
5) Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6) Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
7) Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.
2. Разработка конспектов и проведений занятий, подготовка консультаций для воспитателей и родителей.
1) Проведение ООД в соответствии с программой
2) Консультация для воспитателей «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания».
3. Внедрение в практику.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.