Рабочая программа по элективному курсу «Рациональные и иррациональные алгебраические задачи»
для 11 класс
Пояснительная записка
Современный этап развития цивилизации характеризуется выходом математики на одно из ведущих мест в системе научных знаний и их приложений в практике- в производстве, управлении и в социально-экономической практике. Эту одну из современных черт научно-технической революции принято называть математизацией знаний. Математические методы расширили область своего применения Тем самым мы приходим к тому, что при углублённом образовании должна быть адекватным, но доступным образом отражена математизация знаний. Это достигается соответствующим определением содержания математического образования.
Курс «Рациональные и иррациональные алгебраические задачи» систематизирует и упорядочивает, закрепляет и углубляет знания, умения и навыки учащихся в области элементарной алгебры. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных в курсе алгебры основной школы, основывается на систематизации задач в соответствии с типами выражений, функций, фигурирующих в задачах (рациональных и иррациональных, алгебраических, тригонометрических, показательных, логарифмических) и, на методах решения задач (переход к следствиям, равносильные преобразования, методы замены и разложения, функциональные методы, геометрические интерпретация, графическая интерпретация.
Основной целью изучения курса является:
При изучении курса «Рациональные и иррациональные алгебраические задачи » перед учащимися ставятся следующие конкретные задачи:
Ø - получение знаний об основных логических и содержательных типах алгебраических задач: уравнений, неравенств, систем, совокупностей с рациональными, иррациональными функциями/выражениями; овладение навыками соответствующих алгебраических преобразований выражений и логических преобразований алгебраических задач;
Ø - овладение логическими, аналитическими, графическими методами решения алгебраических задач с изучаемыми классами выражений и функций;
Ø — освоение методов решения и исследования вычислительных и логических задач с параметрами;
Ø — получение конкретного представления о взаимосвязях высшей математики (арифметики, алгебры, математического анализа) с элементарной алгеброй на основе использования методов высшей математики при исследовании и решении алгебраических задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные знания. Алгебраические задачи: уравнения, неравенства с переменными, системы, совокупности. Множества решений. Следование и равносильность задач.
Общее понятие задачи с параметрами. Суждения существования и всеобщности, кванторы. Логические задачи с параметрами. Координатная интерпретация задач с параметрами.
Многочлены и действия над ними. Деление с остатком, алгоритмы деления. Теорема Безу. Разложимые многочлены. Кратные корни. Число корней многочлена. Система и теорема Виета.
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля.
Многочлены низших степеней (от второй до четвертой). Поиск корней и разложений. Теоремы Виета для квадратичных и кубических многочленов (уравнений). Формула Кардано— Тарталья,
Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства. Методы замены и разложения. Метод интервалов, Метод эквивалентных переходов. Метод сведения к системам. Метод оценок. Использование монотонности. Схемы решения задач с модулями. Неравенства с двумя переменными — координатная интерпретация. Метод областей.
Уравнения и системы с несколькими переменными. Основные методы решения рациональных алгебраических систем с двумя переменными: подстановка, исключение переменных, замена, разложение, использование симметричности и ограниченности, оценок и монотонности. Системы с тремя переменными — основные методы.
Алгебраические задачи с параметрами. Основные методы решения и исследования: аналитический и координатный (метод «Оха»).
История алгебры как науки о выражениях и уравнениях (Кардано, Виет, Декарт, Ферма, Эйлер и др.).
Предметные умения, которыми должны овладеть учащиеся по изучении данного курса:
- умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
- умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций (рациональными и иррациональными алгебраическими), в том числе: методы замены, разложения, подстановки, эквивалентных преобразований, использования симметрии, однородности, оценок, монотонности;
- умение понимать и правильно интерпретировать задачи с параметрами, логические и кванторные задачи; умение применять изученные методы исследования и решения задач с параметрами: аналитический и координатный.
Общеинтеллектуальные умения:
- умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное, достоверное в той или иной информации;
- владение логическим, доказательным стилем мышления, умение логически обосновывать свои суждения;
- умение конструктивно подходить к предлагаемым заданиям;
- умение планировать и проектировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты.
Общекультурные компетенции:
- понимание элементарной математики как неотъемлемой части математики, методы которой базируются на многих разделах математики высшей;
- понимание роли элементарной математики в развитии математики, роли математиков в развитии современной элементарной математики;
- восприятие математики как развивающейся фундаментальной науки, являющейся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
Рациональные алгебраические системы |
15часов |
2 |
Иррациональные алгебраические задачи |
19 часов |
Содержание учебного предмета
Тема 1. Рациональные алгебраические системы.
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными.
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Однородные системы уравнений с двумя переменными.
Замена переменных в системах уравнений.
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметричных многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных).
Система Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Метод разложения при решении систем уравнений.
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений.
Оценка значений переменных.
Сведение уравнений к системам.
Системы с тремя переменными. Основные методы.
Системы Виеты с тремя переменными.
Тема 2. Иррациональные алгебраические задачи.
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие алгебраических и арифметических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями.
Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам.
Освобождение от кубических радикалов.
Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.
Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений.
Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем).
«Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем.
Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знакопостоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств.
Замена при решении иррациональных неравенств.
Использование монотонности и оценок при решении неравенств.
Уравнения с модулями. Раскрытие модулей – стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей.
Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»).
Иррациональные алгебраические системы. Основные проблемы.
Смешанные системы с двумя переменными.
№ урока |
Изучаемый материал |
Количество часов |
Дата проведения |
Фактическая дата |
|
|
Глава 4. Рациональные алгебраические системы § 4.1 Уравнение с несколькими переменными.
|
|
|
|
|
1 |
Решение уравнений с двумя переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными |
1 |
|
|
|
2 |
Однородные уравнения с двумя переменными. О симметрических многочленах от двух переменных. |
1 |
|
|
|
|
§ 4.2. Решение систем. Метод постановки. Однородные системы. |
|
|
|
|
3 |
Общий метод постановки. Линейные подстановки. |
1 |
|
|
|
4 |
Однородные системы |
1 |
|
|
|
5 |
Исключение переменных. Равносильные линейные преобразования. |
1 |
|
|
|
|
§ 4.3 Решение систем: метод замены. Симметрические системы. |
|
|
|
|
6 |
Метод замены. Система Виета. |
1 |
|
|
|
7 |
Общие симметрические системы. |
1 |
|
|
|
|
§ 4.4 Решение систем: метод разложения. Частные методы и приемы. |
|
|
|
|
8 |
Решение систем методом разложения. Примечательный пример |
1 |
|
|
|
9 |
Поучительный пример. Метод оценок. |
1 |
|
|
|
10 |
Метод итераций. Сведений уравнений к системам. |
1 |
|
|
|
11 |
Оценка значений переменных. |
1 |
|
|
|
|
§ 4.5. Система с тремя переменными
|
|
|
|
|
12 |
Метод подстановки. Метод замены. |
1 |
|
|
|
13 |
Использование однородности. Система Виета с тремя переменными. |
1 |
|
|
|
14 |
Симметрические системы. Метод разложения. |
1 |
|
|
|
15 |
Контрольная работа №1 по теме «Рациональные алгебраические системы» |
1 |
|
|
|
|
Глава 5. Иррациональные алгебраические задачи. § 5.1 Уравнение с радикалами |
|
|
|
|
16 |
Иррациональные алгебраические выражения |
1 |
|
|
|
17 |
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. |
1 |
|
|
|
18 |
Неэквивалентные преобразования с проверкой. |
1 |
|
|
|
19 |
Метод эквивалентных преобразований. |
1 |
|
|
|
20 |
Сведение уравнений к системам. |
1 |
|
|
|
21 |
Освобождение от кубических радикалов. |
1 |
|
|
|
22 |
Использование монотонности. |
1 |
|
|
|
23 |
Использование однородности. |
1 |
|
|
|
|
§ 5.2 Неравенства с радикалами. |
|
|
|
|
24 |
Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений. |
1 |
|
|
|
25 |
Эквивалентных преобразований неравенств. |
.1 |
|
|
|
26 |
Дробно – иррациональные неравенства. |
.1 |
|
|
|
27 |
Метод интервалов при решение иррациональных неравенств. |
1 |
|
|
|
28 |
Замена при решении иррациональных неравенств. |
1 |
|
|
|
29 |
Использование монотонности при решение неравенств. |
1 |
|
|
|
30 |
Смешанные системы с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
§ 5.3 Уравнения и неравенства с модулями. |
|
|
|
|
31 |
Уравнения с модулями |
1 |
|
|
|
32 |
Неравенства с модулями |
1 |
|
|
|
33 |
Комбинированные задачи с модулями |
1 |
|
|
|
34 |
Контрольная работа №2 по теме «Иррациональные алгебраические задачи» |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.