Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Саратова»
_________________________________________________________________
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по Директор
учебной работе
________ Е.Г. Кортяева _______________Е.Б.Мельник
« » ___________ 2021 г. приказ от ________________
Рабочая программа
по этике и психологии семейной жизни
АООП О УО (ИН) (вариант 1)
10 класс
2021-2022 учебный год
Учитель: Ружавинская С.А.
Рассмотрена на заседании МО
протокол № от ______2021 г.
Руководитель
______________ С.А. Ткаченко
Пояснительная записка
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни в 10 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Основной целью обучения этике и психологии семейной жизни является формирование у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека, а также применения на практике полученных знаний. Умений и навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи.
Задачи:
1. сформировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
2. познакомить с различными социальными семейными ролями: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
3. выработать представления об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
4. создать представления об основах семейного законодательства;
5. обучить адекватным способам взаимодействия между членами семьи, в том числе правилам поведения в семейных конфликтах;
6. формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи;
7. расширить представления о психофизиологических различиях юношей и девушек;
8. обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками;
9. развивать эмоционально-волевую сферу обучающихся.
Планируемые личностные и предметные результаты.
Программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
иметь представление о некоторых этических нормах;
высказывать свое отношение к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом формированных представлений об этических нормах и правилах;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень: аргументированно оценивать поступки героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.
Требования к знаниям и умениям обучающихся 10 класса:
1. Учащиеся должны овладеть понятием «семья». Понимать ее значение в жизни человека.
2. Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников.
3. Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
4. Учащиеся должны понимать и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.
Формирование базовых учебных действий на уроках:
Регулятивные УД:
Познавательные УД:
Коммуникативные УД:
Личностные УД:
· определять под руководством учителя общие правила поведения (этические нормы)
· давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Содержание программного материала.
Введение Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни?»
Семья.
Что такое семья. Значение семьи в жизни человека. Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Родственники и родственные отношения.
Создание семьи
Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение).
Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Самостоятельная работа. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. Нравственные качества, важные для девушки, вступающей в брак. Нравственные качества, важные для юноши, вступающего в брак. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки) Почему родители могут быть против вашего брака? Обобщение знаний по теме «Создание семьи».
Календарно-тематический план
«Этика и психология семейной жизни» 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата план. |
Дата факт. |
I четверть |
|||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
|
Семья. |
|||||
2 |
Что такое семья. |
1 |
презентация |
|
|
3 |
Значение семьи в жизни человека. |
1 |
|
|
|
4-6 |
Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). |
3 |
презентация |
|
|
7-8 |
1. Влияние семьи на формирование личности ребенка. |
2 |
|
|
|
9-10 |
Родственники и родственные отношения. |
2 |
презентация |
|
|
11 |
Семейные праздники и традиции. |
1 |
|
|
|
12-13 |
Правила поведения в семье. |
2 |
презентация |
|
|
14 |
Правила поведения с родственниками. |
1 |
презентация |
|
|
15 |
Обобщение знаний по теме «Семья». |
1 |
|
|
|
16 |
Самостоятельная работа по теме «Семья». |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
16 |
|
|
|
II четверть |
|||||
Создание семьи. |
|||||
17-18 |
Представление людей о семейном счастье. |
2 |
видеомате риалы |
|
|
19-20 |
Ожидания молодых людей, создающих семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение) |
2 |
|
|
|
21-22 |
2. Причины создания семьи. |
2 |
|
|
|
23-24 |
Нравственная и материальная готовность человека к созданию семьи. |
2 |
видеомате риалы |
|
|
25-26 |
Физиологическая готовность человека к созданию семьи. |
2 |
видеомате риалы |
|
|
27-28 |
Выбор спутника жизни. |
2 |
|
|
|
29-30 |
Качества человека, необходимые в семейной жизни. |
2 |
|
|
|
31 |
Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
32 |
Повторение пройденного материала |
1 |
|
|
|
|
Итого:
|
16 |
|
|
|
III четверть |
|||||
33-34 |
Требования к партнеру в браке и их реальное воплощение. |
2 |
|
|
|
35-36 |
Нравственные качества девушки, вступающей в брак. |
2 |
|
|
|
37-38 |
Жизненные умения девушки, вступающей в брак. |
2 |
|
|
|
39-40 |
Нравственные качества юноши, вступающего в брак. |
2 |
|
|
|
41-42 |
Жизненные умения юноши, вступающего в брак. |
2 |
|
|
|
43-44 |
Влюбленность и любовь. |
2 |
|
|
|
45-46 |
Любовь |
2 |
|
|
|
47-48 |
Нравственность и сексуальность. |
2 |
|
|
|
49-50 |
Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. |
2 |
|
|
|
51 |
Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
52 |
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
20 |
|
|
|
IV четверть |
|||||
53-54 |
Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). |
2 |
|
|
|
55-56 |
Предложение, взаимное согласие. |
2 |
|
|
|
57-58 |
Главные мотивы, необходимые для принятия решения о браке. |
2 |
|
|
|
59-60 |
Основы будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.). |
2 |
|
|
|
61-62 |
Сообщение родителям о вступлении в брак. |
2 |
|
|
|
63-64 |
Поведение при знакомстве с родителями (юноши, девушки). |
2 |
|
|
|
65-66 |
Отрицательное отношение родителей к браку детей. |
2 |
|
|
|
67 |
Обобщение знаний по теме «Создание семьи». |
1 |
|
|
|
68 |
Повторение пройденного материала за год. |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
16 |
|
|
|
|
Всего: |
68 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.