Приложение к АООПНОО 6.2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физическая культура
УМК «Школа России»
3 класс
Составитель:
Долгова И.С.
учитель начальных классов
2023-2024 учебный год
п. Пятидорожное
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2.).составлена учителем начальных классов МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» Долговой И.С. и предназначена для обучения учащихся 3 класса.
Составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ
2.Учебного плана МБОУ «СОШ п. Пятидорожное»( программа 6.2)
Программа направлена на реализацию цели - гармоничное развитие учащихся, формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
Оздоровительная задача
• Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуактуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
· Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
· Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Образовательная задача
· Создание «школы движений», включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков;
· Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
· Приобретение школьниками знаний в области физической культуры, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, сознательного использования их в повседневной жизни;
· Формирование у обучающихся универсальных компетенций.
Воспитательная задача
· Формирование у школьников устойчивого интереса к физической культуре, осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и спортом;
· Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая воспитание духовных, эстетических и волевых личностных качеств;
· Формирование мотивации успеха и достижений, самореализации на основе организации занятий физической культурой и спортом.
Цели коррекционной работы:
- развитие познавательной деятельности
- коррекция мелкой моторики и формирование пространственных представлений
- коррекция эмоционально-личностной сферы, учебной мотивации
- развитие высших психических функций
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Физическая культура»для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2.). является основой физического воспитания, включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности и формирует физическую культуру личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей и коррекционной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью корригируются психофизические качества, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Физическая культура для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2.). ориентирована на создание благоприятных двигательно-игровых условий для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Свободная двигательная активность позволяет ребенку испытывать радость от физических упражнений; трансформирует их из чисто механических в реабилитационно - лечебные, освобождая от чувства тревожности, зажатости, страха.
Организация творческой деятельности учащихся на уроках физической культуры позволяет увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Соблюдение принципов спортивно-творческой направленности для детей с задержкой психического развития создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей и формирует базу для физического совершенствования.
Важнейшим требованием проведения урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2.).направлена на укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью — усвоение определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков, формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана НОО МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» на изучение учебного предмета « Физическая культура» отводится 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Описание ценностных ориентиров
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровьекак факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и других), показателей развития основных физических качеств (силы,
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и других), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры у древних народов, населявших территорию России. История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности
Виды физических упражнений, используемых на уроках физической культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры. Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических качеств на учебный год.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление организма после умственной и физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении. Упражнения в лазании по канату в три приёма. Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в разные стороны и движением руками, приставным шагом правым и левым боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге, прыжки через скакалку назад с равномерной скоростью.
Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика
Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной скоростью на дистанции 30 м.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Виды учебной деятельности:
1.Двигательная активность.
2.Игровая деятельность.
3.Слушание учителя.
4.Повторение элементов.
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
Всего
|
|
||
1 |
Физическая культура у древних народов |
1 |
РЭШ |
2 |
История появления современного спорта |
1 |
РЭШ |
3 |
Виды физических упражнений |
1 |
РЭШ |
4 |
Измерение пульса на занятиях физической культурой |
1 |
РЭШ |
5 |
Дозировка физических нагрузок |
1 |
РЭШ |
6 |
Составление индивидуального графика занятий по развитию физических качеств |
1 |
РЭШ |
7 |
Закаливание организма под душем |
1 |
РЭШ |
8 |
Дыхательная и зрительная гимнастика |
1 |
РЭШ |
9 |
Строевые команды и упражнения |
1 |
РЭШ |
10 |
Строевые команды и упражнения |
1 |
РЭШ |
11 |
Лазанье по канату |
1 |
РЭШ |
12 |
Лазанье по канату |
1 |
РЭШ |
13 |
Передвижения по гимнастической скамейке |
1 |
РЭШ |
14 |
Передвижения по гимнастической скамейке |
1 |
РЭШ |
15 |
Передвижения по гимнастической стенке |
1 |
РЭШ |
16 |
Передвижения по гимнастической стенке |
1 |
РЭШ |
17 |
Прыжки через скакалку |
1 |
РЭШ |
18 |
Прыжки через скакалку |
1 |
РЭШ |
19 |
Ритмическая гимнастика |
1 |
РЭШ |
20 |
Ритмическая гимнастика |
1 |
РЭШ |
21 |
Танцевальные упражнения из танца галоп |
1 |
РЭШ |
22 |
Танцевальные упражнения из танца галоп |
1 |
РЭШ |
23 |
Танцевальные упражнения из танца полька |
1 |
РЭШ |
24 |
Танцевальные упражнения из танца полька |
1 |
РЭШ |
25 |
Прыжок в длину с разбега |
1 |
РЭШ |
26 |
Прыжок в длину с разбега |
1 |
РЭШ |
27 |
Броски набивного мяча |
1 |
РЭШ |
28 |
Броски набивного мяча |
1 |
РЭШ |
29 |
Челночный бег |
1 |
РЭШ |
30 |
Челночный бег |
1 |
РЭШ |
31 |
Бег с ускорением на короткую дистанцию |
1 |
РЭШ |
32 |
Бег с ускорением на короткую дистанцию |
1 |
РЭШ |
33 |
Беговые упражнения с координационной сложностью |
1 |
РЭШ |
34 |
Беговые упражнения с координационной сложностью |
1 |
РЭШ |
35 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки |
1 |
РЭШ |
36 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки |
1 |
РЭШ |
37 |
Спортивная игра баскетбол |
1 |
РЭШ |
38 |
Спортивная игра баскетбол |
1 |
РЭШ |
39 |
Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками |
1 |
РЭШ |
40 |
Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками |
1 |
РЭШ |
41 |
Подвижные игры с приемами баскетбола |
1 |
РЭШ |
42 |
Подвижные игры с приемами баскетбола |
1 |
РЭШ |
43 |
Спортивная игра волейбол |
1 |
РЭШ |
44 |
Спортивная игра волейбол |
1 |
РЭШ |
45 |
Прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении |
1 |
РЭШ |
46 |
Прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении |
1 |
РЭШ |
47 |
Спортивная игра футбол |
1 |
РЭШ |
48 |
Спортивная игра футбол |
1 |
РЭШ |
49 |
Подвижные игры с приемами футбола |
1 |
РЭШ |
50 |
Подвижные игры с приемами футбола |
1 |
РЭШ |
51 |
Правила выполнения спортивных нормативов 2-3 ступени |
1 |
РЭШ |
52 |
Правила ТБ на уроках. Сохранение и укрепление здоровья через ВФСК ГТО |
1 |
РЭШ |
53 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
54 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
55 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м |
1 |
РЭШ |
56 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения |
1 |
РЭШ |
57 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
58 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
59 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
60 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры |
1 |
РЭШ |
61 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры |
1 |
РЭШ |
62 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
63 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры |
1 |
РЭШ |
64 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча, и метание мяча весом 150г. Подвижные игры |
1 |
РЭШ |
65 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
66 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты |
1 |
РЭШ |
67 |
Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2-3 ступени |
1 |
РЭШ |
68 |
Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2-3 ступени |
1 |
РЭШ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
|
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
1.Мячи : баскетбольный, набивной, волейбольный.
2.Обручи.
3.Гимнастические скамейки.
4. «Шведская стенка»
5. Скакалки.
6.Спортивные маты.
7. Магнитофон.
8. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В. И. Лях. «Физическая культура. 1 —4 классы»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.