Пояснительная записка
Рабочая программа по физике в 8 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
1 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.) и авторской программы основного общего образования по физике для 7-9 классов: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин Физика. 7-9 классы. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2014.);
7. Основная образовательная программа соответствующего уровня образования основное общее образование, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ № 17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского
8. Учебный план МБОУ СОШ № 17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского на 2020-2021 учебный год.
Планирование курса «Физика» в 8 классе на базовом уровне в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского рассчитано на 70 часа, 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.
Учебно-методический комплекс
1.Перышкин А.В., Е.М.Гутник . Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019г.
2. Физика. 7—9 классы :
3. Рабочие программы. Физика 7-9 классы. /сост.Е.Н.Тихонова .-5-е изд.-М.:Дрофа,2017.-400с./
Цели и задачи:
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
общеобразовательные:
• умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
· умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
• умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
• умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированные:
• понимать возрастающую роль пауки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния наукии техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества:осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способыохраны природы;
• развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразныхфизических явлений;
• применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ имеханизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач вповседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Задачи
• развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
• овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
• усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
• формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
1. Планируемые результаты изучения курса физики 8 класса.
Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются:
· сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих пособностей учащихся;
· убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
· самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
· готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
· мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
· формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в 8 классе являются:
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;
· понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
· формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
· развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
· зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
· освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
· формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в 8 классе являются:
· знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
· умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;
· умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
· умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
· окружающей среды;
· формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
· развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов теоретических моделей физические законы;
· коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание учебного предмета
1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсации. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Предметными результатами при изучении темы являются:
ü понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы
ü умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха
ü владение экспериментальными методами исследования ависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества
ü понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
ü понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике
ü овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
ü умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (28 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Фронтальные лабораторные работы
Предметными результатами при изучении темы являются:
ü понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока
ü умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление
ü владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
ü понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля-Ленца
ü понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
ü владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора
ü умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальные лабораторные работы
Предметными результатами изучения темы являются:
ü понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током
ü владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи
ü умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
Предметными результатами изучения темы являются:
ü понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света
ü умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы
ü владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало
ü понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света
ü различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой
ü умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.
5. ПОВТОРЕНИЕ (3 ч).
Подготовка к итоговой контрольной работе. Итоговая контрольная работа.
Оборудование для выполнения лабораторных работ по физике:
Лабораторное оборудование
Класс |
Темы лабораторных работ |
Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
8 класс |
Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. |
· Калориметр –1 · Мензурка –1 · Термометр –1 · Стакан с горячей водой –1 · Стакан с холодной водой –1 |
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
|
· Металлическое тело на нити -1 · Калориметр -1 · Стакан с холодной водой -1 · Весы, разновес -1 · Сосуд с горячей водой -1 · Термометр -1 |
|
Измерение относительной влажности воздуха.
|
· Термометр -1 · Кусочек ваты -1 · Стакан с водой -1 · Психрометрическая таблица -1 |
|
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. |
· Источник питания (4,5 В) -1 · Амперметр -1 · Ключ -1 · Электрическая лампочка -1 · Соединительные провода -1 |
|
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. |
·Источник питания (4,5 В) -1 · Ключ -1 · Амперметр -1 · Вольтметр -1 · Две лампочки на подставке -1 Соединительные провода -1 |
|
Регулирование силы тока реостатом. |
· Источник питания (4,5 В) -1 · Реостат -1 · Амперметр -1 · Ключ -1 · Соединительные провода -1 |
|
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. |
Источник питания (4,5 В) -1 · Реостат -1 · Вольтметр -1 · Резистор -1 Ключ -1 · Амперметр -1 · Соединительные провода -1 |
|
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
|
· Источник питания (4,5 В) -1 · Реостат -1 · Ключ -1 Амперметр – 1 · Вольтметр -1 · Соединительные провода -1 · Электрическая лампа на подставке -1 |
|
Сборка электромагнита и испытание его действия.
|
· Источник питания (4,5 В) -1 · Реостат -1 · Ключ -1 · Соединительные провода -1 · Магнитная стрелка -1 · Детали для сборки электромагнита -1 |
|
Изучение работы электрического двигателя постоянного тока. |
· Модель электродвигателя -1 · Реостат -1 · Ключ -1 · Источник питания (4,5 В) -1 · Соединительные провода -1 |
|
Изучение изображения, даваемого линзой.
|
· Собирающая линза -1 · Экран -1 · Ключ -1 · Лампочка на подставке -1 Линейка -1 ·Источник питания (4,5 В) -1 · Соединительные провода -1 |
Раздел 3. Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов на изучение |
Количество контрольных работ |
Количество планируемых лабораторных работ |
1. |
Тепловые явления |
23 |
1 |
3 |
2. |
Электрические явления |
28 |
1 |
5 |
3. |
Электромагнитные явления |
6 |
0 |
2 |
4. |
Световые явления |
10 |
1 |
1 |
5. |
Повторение |
3 |
1 |
0 |
Год |
70 |
4 |
11 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.