Рабочая программа по физике 8 класс

  • docx
  • 22.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рп 8кл.docx

                 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

 

 

 «Утверждаю»

Директор«Бриентская СОШ»

______Н.П.Савватеева                                     

Протокол №1 от  «30» августа 2021 г.

 

 

 

 

Рабочая программа  по физике

8 класса

 (2 часа в неделю, 34 недели - 68 часов)

 

 

 

Разработана учителем:

Деревянкиной Л.Н.

   

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 8 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень). Примерной программой по  физике  для 7-9-х классов общеобразовательных учреждений (Программа курса «Физика» к учебникам под редакцией А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник для 7—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. В.А.Попова  М.: Планета, 2013.). Учебного плана МАОУ «Бриентская СОШ»  Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин  Физика – 9 кл., М.: Дрофа, 2019 г.

          Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без  перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

          Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса   8 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей уча­щихся, определяет минимальный набор опытов, демонстри­руемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.

 

           Рабочая программа выполняет две основные функции:

 Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета физика.

  Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.     

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

   - развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

   -  понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

   - формирование у учащихся представлений о физической картине мира.  

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

   -  знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

   - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

   - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

   - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При составлении данной рабочей программы  учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в  базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение физики в 8 классе – 68 часов.

 2  часов в неделю, 34 недели. Всего- 68 часов.

Требования к уровню подготовки выпускника 8-го класса

В результате изучения физики выпускник  8 класса научится:

   Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение , плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение/ преломление света;

      Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

      Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;

     Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;

     Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;

     Решать задачи на применение  физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения и преломления света;

     Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков и презентаций);

     Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.

Получит возможность понимать и объяснять:

      Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;

      Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха,  электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

      Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

 - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

 - развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

 - коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Промежуточный контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, выполнения тестов, физических диктантов, самостоятельных работ, лабораторных работ, опытов, экспериментальных задач.

Содержание учебного предмета

Раздел программы, тема

Кол-во часов

Основное содержание учебного предмета

Характеристика основных видов  учебной  деятельности (УУД)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Тепловые явления

25

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы.

№1  Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

№2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

№3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

Исследуют зависимость направления и скорости теплообмена от разности температур.

Наблюдают явления конвекции и излучения. Вычисляют количество теплоты, необходимое для нагревания или выделяемого при охлаждении тела. Применяя формулу для расчета количества теплоты, вычисляют изменение температуры тела, его массу и удельную теплоемкость вещества. Наблюдают и описывают изменения и превращения механической и внутренней энергии тела в различных процессах.

Формулируют познавательную цель, составляют план и последовательность действий в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном.  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. Структурируют знания. Определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Планируют общие способы работы. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Описывают содержание совершаемых действий.

2

Электрические явления

27

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

№ 4 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

№5 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

№6 Регулирование силы тока реостатом.

№7 Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

№8 Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Наблюдают явление электризации тел при соприкосновении и взаимодействие заряженных тел. Объясняют устройство и принцип действия электроскопа. Наблюдают и объясняют процесс деления электрического заряда. С помощью периодической таблицы определяют состав атома. Объясняют явления электризации и взаимодействия заряженных тел на основе знаний о строении вещества и строении атома. Собирают простейшие электрические цепи и составляют их схемы. Наблюдают действия электрического тока. Объясняют явление нагревания проводников электрическим током. Измеряют силу тока в электрической цепи. Исследуют зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Вычисляют силу тока, напряжение и сопротивления участка цепи. Наблюдают зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и от рода вещества. Объясняют устройство, принцип действия и назначение реостатов. Регулируют силу тока в цепи с помощью реостата. Составляют схемы и рассчитывают цепи с последовательным и параллельным соединением элементов. Демонстрируют умение вычислять силу тока, напряжение и сопротивление на отдельных участках цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Измеряют работу и мощность электрического тока.  Объясняют явление нагревания проводников электрическим током на основе знаний о строении вещества. Умеют охарактеризовать способы энергосбережения, применяемые в быту. Демонстрируют умение решать задачи по теме "Электрические явления"

Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют процесс выполнения учебных действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Составляют план и последовательность действий. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Принимают познавательную цель, сохраняют ее , регулируют процесс выполнения познавательной задачи.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Устанавливают причинно-следственные связи. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выбирают вид графической модели. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выражают смысл ситуации различными средствам.  

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Развивают способность с помощью вопросов добывать информацию, демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать отношения взаимопонимания. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Планируют общие способы работы. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Описывают содержание совершаемых действий. Сличают свой способ действия с эталоном, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Составляют план и последовательность действий. Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга. 

3

Электромагнитные явления

7

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

№9  Сборка электромагнита и испытание его действия.

№10 Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Исследуют действие электрического тока на магнитную стрелку. Обнаруживают действие магнитного поля на проводник с током. Изучают принцип действия электродвигателя. Собирают и испытывают модель электрического двигателя постоянного тока. Демонстрируют умение решать задачи по теме "Электромагнитные явления".

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Работают в группе. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

4

Световые явления

9

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

№11. Получение изображения при помощи линзы.

Наблюдают и объясняют образование тени и полутени. Изображают на рисунках области тени и полутени. Исследуют свойства изображения в зеркале. Строят изображения, получаемые с помощью плоских зеркальных поверхностей. Наблюдают преломление света. Измеряют фокусное расстояние собирающей линзы. Изображают ход лучей через линзу. Вычисляют увеличение линзы. Демонстрируют умение объяснять оптические явления, строить изображения предметов, получаемые при помощи линз и зеркал, вычислять оптическую силу, фокусное расстояние линзы.

Сличают способ своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Применяют методы информационного поиска, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера. Структурируют знания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выбирают основания и критерии для сравнения и, классификации объектов.

Описывают содержание совершаемых действий. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Описывают содержание совершаемых действий, используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Работают в группе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

 

№ п/п

Раздел

Количество часов

Вид занятий(количество часов)

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Тепловые явления

25

2

3+ВПР

2

Электрические явления

27

5

3

3

Электромагнитные явления

7

2

1

4

Световые явления

9

1

1

 

Итого

68

10

8

 

Контрольные и лабораторные работы 8 класс 2021-2022 уч.г

ВПР

 

Контрольная работа № 1  по теме «Тепловые явления»

19.10.2021

Контрольная работа № 2  по   теме « Нагревание и плавление кристаллических тел»

29.10.2021

Контрольная работа № 3  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

3.12.2021

Контрольная работа № 4  по теме  «Электризация тел. Строение атомов»

24.12.2021

Контрольная работа № 5   по теме «Электрический ток. Соединение проводников»

1.03.2022

 Контрольная работа № 6    «Электрические явления».

8.04.2022

Контрольная работа № 7   по теме «Электромагнитные явления»  

3.05.2022

Контрольная работа № 8    по теме «Световые явления»

25.05.2022

Лабораторные работы

Л/Р №1  «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

28.09.2021

Л/Р №2  «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

8.10.2021

Л/Р №3  «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её раз­личных участках».

21.01.2022

Л/Р №4  «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

28.01.2022

Л/Р № 5  «Регулирование силы тока реостатом».

8.02.2022

Л/Р №6   «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

11.02.2022

Л/Р №7     «Измерение мощности и работы тока   в электрической лампе»

11.03.2022

Л/Р №8  «Сборка электромагнита и испытание его действия».

15.04.2022

Л/Р №9   «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».    

29.04.2022

Л/Р №10  «Получение изображения при помощи линзы»    

24.05.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 8 класс

 

урока

Тема урока:

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню содержания

Вид контроля

Дата:

По плану

Факти

ческ

Тепловые явления (25 часов)                   

1

Инструктаж по ТБ

Тепловое движение. Температура.

Получениенов знан

Тепловое движение. Температура.

Знать понятия: тепловое движение, температура.

Фронт. опрос

3.09

 

2

Внутренняя энергия.

Комб.

Внутренняя энергия.

Знать понятия: внутренняя энергия

Фронт. опрос

7.09

 

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

Комб.

Способы изменения внутренней энергии тела.

Знать способы изменения внутренней энергии.

С/р

10.09

 

4

Теплопроводность.

Комб.

Теплопроводность.

Знать понятия: теплопроводность.

Фронт. опрос

14.09

 

5

Конвекция.

Комб.

Конвекция.

Знать понятия: конвекция.

Фронт. опрос

17.09

 

6

Излучение.

Комб.

Излучение.

Знать понятия: излучение

Фронт. опрос

21.09

 

7

Особенности различных способов теплопередачи в природе и технике

Получениеновых знаний

Особенности различных способов теплопередачи в природе и технике

Знать особенности различных способов теплопередачи в природе и технике

Фронт. опрос

24.09

 

8

Количество теплоты. Единицы количества теплоты  Л/ р №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Комб.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Исследование изменения со временем температуры остыв  воды

Знать определение «количество теплоты», единицы измерения, формулу.

С/р

 

28.09

 

9

Удельная теплоёмкость.

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. 

Комб.

 

Удельная теплоёмкость.

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении..

Знать определение удельной теплоёмкости, физический смысл.

Знать формулу расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Уметь решать задачи на расчёт количества теплоты..Уметь решать задачи на расчёт количества теплоты.

С/р

С/р

Л/р

 

1.10

 

 

 

 

 

 

10

ВПР

Контроль знаний

 

 

К /р

23.09

 

11

Л/ р № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

Урок – практикум

Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

Знать расчёт удельной теплоёмкости твёрдых тел.

Уметь решать задачи на удельную теплоёмкость

Л/р

8.10

 

 

 

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Пол нов знаний

Энергия топлива. Удельная теплота сгоран.

Знать понятия: энергия топлива,  удельная теплота сгорания.

С/р

 

12.10

 

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Комб.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Знать закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры.

Физ. диктант

 

15.10

 

14

Контрольная работа № 1. «Тепловые явления».                    

Урок - контроля

Тепловые явления

Уметь решать задачи по теме: «Тепловые явления».

К/р

19.10

 

15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических  тел. График плавления и отвердевания.

Получение новых знаний

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллическ тел. График плавления и отвердевания .

Знать понятия: агрегатные состояния вещества, плавление и отвердевание кристаллических тел.

Уметь объяснять график плавления и отвердевания кристаллических тел.

Фронт. опрос

 

22.10

 

16

Удельная теплота плавления.

Получение нов знаний

Удельная теплота плавления.

Знать понятия: удельная теплота плавления.

С/р

 

26.10

 

17

Контрольная  работа №2 «Нагревание и плавление кристаллических тел»

Урок - контроля

 «Нагревание и плавление кристаллических тел»

Уметь решать задачи по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел»

С/р

29.10

 

18

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

Комб.

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

Знать понятия: испарение, насыщенный и ненасыщенный пар.

Уметь объяснять процесс поглощ  энергии при испарении жидкости и выдел её при конденсации

Фронт. опрос

9.11 

 

19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.18

Комб.

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденса

Знать понятие «кипение» Уметь объяснять процесс парообразования и конденсации.

Фронт. опрос

12.11

 

20

Кипение., парообразование и конденсация

Комб.

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденса

Уметь решать задачи на изученные темы

Фронт. опрос

16.11

 

21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.19

Комб.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Знать понятие «влажность воздуха».

Уметь работать с психрометром и гигрометром.

Фронт. опрос

19.11

 

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания21,22

Комб.

Работа газа и пара при расширении.

 

Знать устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.

Фронт. опрос

23.11

 

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

.Комб.

Двигатель внутреннего сгорания.

Паровая турбина.

Знать устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.

Знать устройство и принцип действия пар тур.

Тест

Фронт. опрос

26.11

 

24

Кипение., парообразование и конденсация Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении

Урок – обобщения и систематизации знаний

КПД теплового двигателя. Изменение агрегатных состояний вещества.

Знать формулы и уметь решать задачи по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».

Фронт. опрос

С/р

30.11

 

25

Контрольная работа №3. «Изменение агрегатных состояний вещества».

3.12

 

2. Электрические явления (27 часов)

26

 

 

 

Электризация тел при соп- рикосновении  Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Получение новых знаний

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Знать понятие «электризация тел при соприкосновении».

Уметь объяснять взаимодействие заряженных тел.

Опорный конспект

7.12

 

 

 

 

27

Электроскоп. Проводники и диэлектрики

Получение новых знаний

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Знать принцип действия и назначение электроскопа.

Уметь находить в периодической системе элем Д.И. Менделеева проводники и диэлектрики.

Фронт. опрос

10.12

 

28

Электрическое поле.

Комб.

Электрическое поле.

Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение.

Фронт. опрос

14.12

 

29

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

Комб.

Строение атомов. Делимость электр заряда.

Знать закон сохранения электрического заряда

Строение атомов

Фронт. опрос

17.12

 

30

Объяснение электрических явлений

Комб.

Электрический ток. Источники электр тока.

Уметь объяснять электрические явления и их свойства.

Тест

21.12

 

31

 Электрический ток. Источники электрического тока. Контрольная работа №4 «Электризация тел, Строение атомов»

Комб..

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

Знать понятия: «электрический ток», «источники электрического тока», условия возникновения электрического тока.

 

Тест

24.12

 

32

Электрическая цепь и её составные части

Комб.

Направление электричес тока. Сила тока. Единицы с т

Знать направление электрического тока, понятие «Сила тока», обозначение, единицы измерения.

Тест

11.01.22

 

33

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока

 

Получение новых знаний

Амперметр. Измерение силы тока. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

Знать устройство амперметра, обозначение его в электрических схемах; уметь работать с ним.

Опорный конспект

14.01

 

 

 

 

 

34

Сила тока. Единицы силы тока

Урок – практикум

Амперметр. Измерение силы тока. Сборка электрич  цепи

Знать устройство амперметра, обозначение его в электрических схемах; уметь работать с ним.

Тест

18.01

 

35

Амперметр Л/р №3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

Урок- рактикум

Амперметр. Измерение силы тока. Сборка электрической цепи.

Знать понятие «Электрическое напряжение»

Оформление работы

21.01

 

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.§39,40,41

Урок – практикум

Единицы напряжения. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Знать: устройство вольтметра, единицы измерения электрического напряжения, обозначение вольтметра на схемах и правила работы с ним.

Практическая работа с приборами

25.01

 

37

 Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления   .Л/р№ 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Урок-практикум

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Знать понятие сопротивления, обозначение физической величины, единицы измерения, обозначения его в электрических цепях.

Фронт. опрос

28.01

 

 

 

 

 

 

38

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Комб.

Закон Ома для участка цепи.

 

Знать закон Ома для участка цепи, его физический смыслю

Фронт. опрос

1.02

 

39

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление

Урок закрепления

Расчёт сопротивления проводника, удельное сопротивление

Уметь производить расчёт сопротивления проводников, используя формулу закона Ома, находить удельное сопротивление по таблицам

Решение задач

4.02

 

40

Реостаты.

Лабораторная работа №5. «Регулирование силы тока реостатом».

Урок – практикум

Реостаты.

Регулирование силы тока реостатом.

Знать устройство и принцип действия реостата, обозначение его в электрических цепях.

Л/р

8.02

 

41

Лабораторная работа №6 «Определение сопротивлен проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Урок практикум

Закон  Ома для участка цепи.

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников.

Л/р

11.02

 

42

Последовательное соединение проводников.

Комб.

Последовательное соединение проводников.

С/р

15.02

 

43

Параллельное соединение проводников.

комбинир

Параллельное соединение проводников

Уметь рассчитывать силу тока при параллельном соединении проводников.

Решение задач

18.02

 

44

Закон Ома для участка цепи

Урок закреплен

Закон Ома (соединение проводников)

Уметь решать задачи

Подбор задач

22.02

 

45

Работа электрического тока Контрольная работа №5 «Электрический ток. Соединение проводников»

Урок оценивания знаний

Работа электрического тока.

Знать определение, обозначение, единицы измерения мощности электрического тока.

С/р

25.02

1.03

 

46

Мощность электрического тока

Урок  изуч нов  матер

Мощность электрического тока

Знать понятия: мощность электрического тока, обозначение, единицы измерения

тест

4.03

 

47

Л/ р №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи»

Урок практикум

Измерение мощности и работы тока в электрической цепи

Уметь снимать показания приборов и вычислять работу и мощность

Оформление работы

11.03

 

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля- Ленца

Комб..

Закон Джоуля- Ленца

Знать и объяснять физический смысл закона

Фронт. опрос

15.03

 

 

 

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы..

Урок – изуч нового материала

Электрические нагревательные приборы

Знать  устройство и объяснять работу электрических приборов

Фронт. опрос

18.03

 

50

Короткое замыкание. Предохранители

комбинированный

Короткое замыкание. Предохранители

Знать принцип нагревания проводников электрическим током.

тестирование

22.03

 

51

повторение материала темы «Электрические явления»

Урок обобщ исис

Электрические явления

Знать понятия темы. Уметь решать задачи

Решение задач

5.04

 

52

Контрольная работа №6 «Электрические явления»

Урок контроля

Электрические явления

Уметь решать задачи по теме «Электрические явления»

Тест

8.04

 

Электромагнитные явления (7 часов)

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Получение новых знаний

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Знать понятие «Магнитное поле» и его физический смысл.

Объяснять граф изображение магнитного поля прямого тока

Фронт. опрос

12.04

 

54

Магнитн поле катушки с током. Электромагниты Л/ р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Урок практикум

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

 

Приобретение навыков при работе с оборудованием.

Оформление работы, вывод

15.04

 

55

Применение электромагнитов

комбинированный

Сборка электромагнита

Знать устройство и применение электромагнитов

Фронтальный опрос

19.04

 

56

Постоянные магниты. Магн поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

Комб.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Знать понятие магнитного поля.

Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли

Физический диктант

2.04

 

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

комбин

Действие магнитного тока на проводник с током

Знать устройство электрического двигателя

Мини-эксперемент

26.04

 

58

Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Урок практикум

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Объяснять  устройство электрического двигателя постоянного тока на модели

Оформление работы, вывод

29.04

 

59

Устройство электроизмерит приборов .  Контрольная работа № 7 «Электромагнитные явления».

Урок - контроля

Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления.

Знать и уметь применять формулы по теме «Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления».

К/р

3.05

 

Световые явления (9 ч)

60

Источники света. Распространение света.

Получение новых знан

Источники света. Распространение света.

Знать понятия: источники света. Уметь объяснять прямолинейное распространение света.

Фронт. опрос

6.05

 

61

Отражение света. Законы отражения света.

Получение новых знан

Отражение света. Законы отражения света.

Знать законы отражения света.

С/р

10.05

 

62

Плоское зеркало.

 

Изучение нового мат

Плоское зеркало.

Отражение света.

Знать понятие «Плоское зеркало».

Постр изобр

13.05

 

63

Преломление света.

 

Изучение нового мат

Преломление света.

Знать законы преломления света.

Работа со схемами

17.05

 

64

Линзы. Оптическая сила линзы.

Получение новых знан

Линзы. Оптическая сила линзы.

Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их.

Тестирование

20.05

 

65

Изображения, даваемые линзой.

Получ нов знаний

Изображения, даваемые линзой.

Уметь строить изображения, даваемые линзой.

С/р

24.05

 

66

Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы»

Урок – практикум

Л/р

24.05

 

67

Контрольная работа №8 «Световые явления»

Урок – практикум

Приобретение навыков при работе с оборуд Постр изображений с помощью линз.

тест

25.05

 

68

Итоговый урок

Урок  обобщения

Световые явления

Умение решать задачи по теме: «Световые явл».

Фронт опрос

27.05

 

 

 

Контрольно – измерительные материалы

по физике для 8 класса

Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

1. знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента, физический диктант)

2. приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся  (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)

3. развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Контрольная работа № 1     «Тепловые явления»

1. Вид теплопередачи, при котором энергия передается от нагретого конца тела холодному, но само вещество при этом не перемещается, называют...

А. Излучением.    Б. Теплопроводностью.    В. Конвекцией.

2. Что такое количество теплоты?

А. Количество внутренней энергии, которое необходимо для нагревания вещества на 1 °С.

Б. Часть внутренней энергии, которую тело получает или теряет при теплопередаче.

В. Количество внутренней энергии, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1 °С.

Г. Часть внутренней энергии, которую получает тело при совершении над ним работы.

3.  Количество теплоты, затраченное на нагревание тела, зависит от...

А. Массы, объема и рода вещества.

Б. Изменения его температуры, плотности и рода вещества.

В. Массы тела, его плотности и изменения температуры.

Г. Рода вещества, его массы и изменения температуры.

4.   В каких единицах измеряют внутреннюю энергию?

А. Дж.            Б. Вт.          В. °С.       Г.  Дж/кг·°С

5. В каких единицах измеряют удельную теплоемкость?

А. Дж.            Б. Вт.          В. °С.       Г.  Дж/кг·°С

6. В каких единицах измеряют удельную теплоту сгорания топлива?

А.  Дж.            Б.  Вт.          В.  °С.       Г.  Дж/кг

7.  Удельная теплоемкость свинца 140 Дж/кг·°С. Это значит, что для нагревания...

А.  Свинца массой 140 кг на 1 °С требуется 1 Дж энергии.

Б.  Свинца массой 1 кг на 140 °С требуется 1 Дж энергии.

B.  Свинца массой 1 кг на 1 °С требуется 140 Дж энергии.

Г.  Свинца массой 1 кг на 140 °С требуется 140 Дж энергии.

8.  Использование топлива основано...

А.  На разложении молекул на атомы, при котором выделяется энергия.

Б.  На соединении атомов в молекулы, при котором выделяется энергия.

9.  Что означает выражение: «удельная теплота сгорания каменного угля q = 27 ∙106  »? Это означает, что при полном сгорании...

A. Угля массой 1 кг выделяется 27 ∙106 Дж энергии.
Б.  Угля массой 27 кг выделяется 106  Дж энергии.
Г.  Угля объемом 1 м3 выделяется 27 ∙106 Дж энергии.

10. Теплопроводностью называют вид теплопередачи, при котором энергия...

А.  Переносится самими частицами вещества.

Б.  Передается от нагретого конца тела холодному, но само вещество при этом не перемещается.

В. Передается с помощью лучей.

11.  Какое количество теплоты выделится при охлаждении 20 г спирта на 6 °С?

12.  Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 50 г спирта? Удельная теплота сгорания спирта q = 30 ∙106 Дж/ кг.

Инструкция по выполнению работы

  Для выполнения контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 12 заданий.

  10 заданий с выбором ответа. За каждый верный ответ  Вы получите 1 балл.

  В 11, 12 заданиях   необходимо дать развёрнутый ответ. За каждое верно выполненное задание Вы получите 2 балла.

Шкала оценок

Баллы

10 - 14

8-9

5 -7

Менее 5

Оценка

5

4

3

2

 

Контрольная работа № 2  по   теме « Нагревание и плавление кристаллических тел»

1 вариант

1.      Какое количество энергии требуется для обращения воды массой 150г в пар при температуре 100С?

2.      Какое количество энергии нужно затратить, чтобы воду массой 5 кг, взятую при температуре 0С, довести до кипения и испарить её?

3.      Какое количество энергии  выделит вода массой 2 кг при охлаждении от 100С до 0С? Какое количество энергии выделится, если вместо воды взять столько же пара при температуре 100С?

4.      Задача 4. Вода находится в помещении с температурой 0 °С. В каком агрегатном состоянии находится вода? (В жидком. 0 °С — температура кристаллизации воды, но для кристаллизации вода должна передать какому-нибудь более холодному телу свою энергию.

5.      Какова удельная теплоемкость вещества, если для нагревания 2кг этого вещества на 100С необходимо количество теплоты 7,6 кДж?

2 вариант

1.      Сколько энергии нужно затратить, чтобы расплавить 5 кг льда при температуре 0 °С?

2.      Свинец находится при температуре 27 °С. Сколько энергии понадобится для того, чтобы перевести его в жидкое состояние? Масса свинца 10 кг.

3.      Какое количество энергии  выделит вода массой 2 кг при охлаждении от 100С до 0С? Какое количество энергии выделится, если вместо воды взять столько же пара при температуре 100С?

4.      Лед, что тает, принесли в помещение, температура в котором 0 °С. Будет ли лед в этом помещении таять? (Нет. Потому что для того, чтобы расплавить лед, нужна дополнительная энергия, а взять ее можно только в более нагретого тела.)

5.      Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды массой 200г от 20 до 50 0С?

 

Шкала оценок

Задания

0 - 1

2-    3

4

5

Оценка

2

3

4

5

 

Контрольная  работа №3

Изменение  агрегатного  состояния  вещества   

Вариант 1

Часть А

Надпись: А1В каком агрегатном состоянии может находиться вещество, если оно имеет  собственную   форму и  сохраняет  объём?

           1) только в жидком                                                 3) или в жидком, или в газообразном

           2) только в газообразном                                       4) только в твёрдом

Надпись: А2На   рисунке      показан       график    зависимости  температуры   Т  вещества  от   времени  t.  В    начальный   момент     времени     вещество       находилось    в    твердом    состоянии.   Какая   из  точек   соответствует   окончанию процесса  плавления?

           1) 3                   3) 5                      3) 6                      4) 4

Надпись: А3Какое  количество  теплоты  понадобится для  того,  чтобы  расплавить  10 кг  стали, уже  нагретой  до  температуры  плавления

                                                                                                                     Ответ: ______  (кДж)

Надпись: А4 

Для  того,  чтобы  расплавить 200 г серебра  при температуре плавления  необходимо 17,4 кДж тепла.  При  отвердевании  400 г  серебра  (при той же  температуре)                                                                                                         

          1) выделяется     87     кДж теплоты                            3) выделяется    34,8 кДж  теплоты           

     2) поглощается   87  кДж теплоты    4) поглощается  34,8 кДж теплоты

 

Надпись: А5На     рисунке     показан        график        зависимости  температуры   Т  вещества  от  времени  t.  В      начальный  момент  времени     вещество    находилось в   жидком состоянии. Какой  отрезок  соответствует   процессу  конденсации жидкости?

1) 1-2               3) 3-4                    3) 4-5                   4) 5-6

Надпись: А6Какое  количество  теплоты  потребуется для  обращения  в пар 200 г воды при температуре  кипения?                              

                                                                                                                              Ответ: ______( кДж)                                                     

Надпись: А7При конденсации 2 кг спирта  при температуре  кипения  выделяется   1800 кДж теплоты. При  обращении в пар   200 г спирта (при той же температуре)

         1) выделяется      180 кДж   теплоты                                       3) выделяется   180000 кДж теплоты

        2) поглощается    180 кДж теплоты                                         4) поглощается  180000 кДж теплоты

  

Надпись: А8Выберите  правильное  утверждение:

При  определенной  неизменной  температуре

         А. плотность  и давление  насыщенного  пара  остаются  неизменными

         Б.  плотность  и давление  насыщенного  пара  имеют  максимально  возможные  для  пара       

              значения.

         1) только А               2) только Б              3) и А, и Б                   4) ни А, ни Б

Надпись: А9       

Сухой  термометр  психрометра  показывает  температуру  24 градусов, а влажный   термометр   20 градусов  Цельсия. Какова относительная  влажность  воздуха?

          1) 69 %                        2) 76%                        3) 61 %                        4) 100 %

Надпись: А10При  каком  давлении  температура  кипения воды  равна  28 градусам  Цельсия?

1)  Это невозможно. Вода  всегда  кипит  при  100 градусах  Цельсия.

            2)  31,8 мм. рт. ст.               3)  28,4 мм. рт. ст.                   4) 730 мм. рт. ст.

           Часть В

КНадпись: В1ак  изменяется  в процессе конденсации  водяного  пара его  внутренняя  энергия,  температура, степень  порядка  в расположении  молекул?

Установите соответствие между физическими величинами и и их изменением: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию  из второго столбца, обозначенную цифрой.

ФИЗИЧЕСКИЕ  ВЕЛИЧИНЫ

ИХ  ИЗМЕНЕНИЕ

A) внутренняя  энергия вещества

Б) температура

В) степень  порядка  в    расположении  молекул

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

 

Запишите в таблицу  ответов  выбранные цифры, не изменяя порядка их следования,

не разделяя их запятыми. Цифры  в  ответе  могут  повторяться.

Надпись: В2Установите соответствие  между физическими величинами и единицами измерения  этих величин в системе СИ, для этого  к каждой букве из первого столбца подберите соответствующую цифру из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

А) количество теплоты

Б) удельная теплота плавления

В) удельная  теплота конденсации

1) Джоуль (1 Дж)

2) Джоуль на килограмм (1 Дж/кг)

3) Ампер (1 А)

4) Вольт (1 В)

5) Джоуль на килограмм-градус (1 Дж/(кг·0С))

Запишите в таблицу  ответов  выбранные цифры, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятыми. Цифры  в  ответе  могут  повторяться.

Надпись: В3Установите соответствие  между физическими величинами и выражениями,  с помощью  которых  находят их значение.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ  ВЫРАЖЕНИЯ

 

 А) удельная теплота парообразования

 Б) удельная теплота плавления

 В) количество  теплоты,  необходимое

      для      плавления  вещества

                 

 1)   λ·m          

Q

 
  

 m

 
  2) 

 

  3)   L·m

      

Запишите в таблицу  ответов  выбранные цифры, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятыми.  Цифры  в  ответе  могут  повторяться.

Часть С

Надпись: С15 кг льда, взятого  при  температуре   -20 оС, нагревают  до  кипения, 200г  воды  при этом  испаряется. Какое  количество сухих дров (береза)  потребуется при условии, что  60 %  энергии,  выделяющейся  при  сгорании  дров, передается  окружающему  воздуху?

Контрольная  работа №3    Изменение  агрегатного  состояния  вещества   

Вариант 2

Часть А

Надпись: А1В каком агрегатном состоянии может находиться вещество, если  оно  сохраняет  объём , но  не имеет   собственную   форму?

           1) только в жидком                                                 3) или в жидком, или в газообразном

           2) только в газообразном                          4) только в твёрдом

Надпись: А2На   рисунке      показан       график    зависимости  температуры   Т  вещества  от   времени  t.  В    начальный   момент     времени     вещество       находилось    в    твердом    состоянии.   Какая   из  точек   соответствует   началу  процесса  кристаллизации?

               1) 3                   3) 5                      3) 6                      4) 4

Надпись: А3Какое  количество  теплоты  понадобится для  того,  чтобы  расплавить  100 г  свинца, уже  нагретого  до  температуры  плавления

                                                                                                                     Ответ: ______  (кДж)Надпись: А4

Для  того,  чтобы  расплавить 2 кг алюминия  при температуре плавления  необходимо          760 кДж  тепла.  При  отвердевании  1 кг  алюминия  (при той же  температуре)                                                                                                         

          1) поглощается   760 кДж теплоты                        3) поглощается   380 кДж  теплоты           

         2) выделяется     760 кДж теплоты                        4)  выделяется     380 кДж теплоты

 

Надпись: А5На     рисунке     показан        график        зависимости  температуры   Т  вещества  от  времени  t.  В      начальный  момент  времени     вещество    находилось в   жидком состоянии. Какой  отрезок  соответствует   процессу  кипения жидкости?

           1) 2-3                 3) 3-4                    3) 4-5                    4) 5-6

 

Надпись: А6Какое  количество  теплоты  выделится  при конденсации 20 г  паров спирта при температуре  кипения?                              

                                                                                                                              Ответ: ______( кДж)

Надпись: А7При конденсации 100 г водяного  пара  при температуре  кипения  выделяется   230 кДж теплоты. При  обращении в пар  1 кг   воды   (при той же температуре)

        1) поглощается   2300 кДж  теплоты                                3) выделяется    2,3 кДж  теплоты

        2)  выделяется    2300 кДж  теплоты                                4) поглощается  2,3 кДж теплоты

Надпись: А8Выберите  правильное  утверждение:

При  определенной  неизменной  температуре

         А. плотность  и давление  насыщенного  пара  при  уменьшении  объема  увеличиваются.

         Б. плотность  и давление  насыщенного  пара  имеют  максимально  возможные  для  пара       

             значения.

         1) только А               2) только Б              3) и А, и Б                   4) ни А, ни Б

Надпись: А9       

Сухой  термометр  психрометра  показывает  температуру  22 градусов, а влажный   термометр   16 градусов  Цельсия. Какова относительная  влажность  воздуха?

          1) 61%                        2) 100%                        3) 54 %                        4) 47 %

КНадпись: А10аким  должно  быть  внешнее  давление (мм. рт. ст.), чтобы  вода  кипела  при 200 оС?

1)  Это невозможно. Вода  всегда  кипит  при  100 градусах  Цельсия.

2)  760 мм. рт. ст.               3)  600 мм. рт. ст.                   4) 11628 мм. рт. ст.

 

         Часть В

КНадпись: В1ак  изменяется  в процессе плавления  льда его  внутренняя  энергия,  температура, степень  порядка  в расположении  молекул?

Установите соответствие между физическими величинами и и их изменением: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию  из второго столбца, обозначенную цифрой.

ФИЗИЧЕСКИЕ  ВЕЛИЧИНЫ

ИХ  ИЗМЕНЕНИЕ

A) внутренняя  энергия вещества

Б) температура

В) степень  порядка  в    расположении  молекул

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

 

         Запишите в таблицу  ответов  выбранные цифры, не изменяя порядка их следования,

не разделяя их запятыми. Цифры  в  ответе  могут  повторяться.

Надпись: В2Установите соответствие  между физическими величинами и единицами измерения  этих величин в системе СИ, для этого  к каждой букве из первого столбца подберите соответствующую цифру из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

А) удельная  теплота  плавления

Б) удельная теплота парообразования

В) изменение  внутренней  энергии

1) Джоуль (1 Дж)

2) Джоуль на килограмм (1 Дж/кг)

3) Ампер (1 А)

4) Вольт (1 В)

5) Джоуль на килограмм-градус (1 Дж/(кг·0С))

      Запишите в таблицу  ответов  выбранные цифры, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятыми. Цифры  в  ответе  могут  повторяться.

 

Надпись: В3Установите соответствие  между физическими величинами и выражениями,  с помощью  которых  находят их значение.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ  ВЫРАЖЕНИЯ

 

 А) количество  теплоты,  необходимое

      для      парообразования

 Б) удельная теплота  плавления

 

 В) удельная теплота  конденсации

                 

       1)   λ·m

             

Q

 
  

 m

 
       2) 

 

       3)   L·m  

      Запишите в таблицу  ответов  выбранные цифры, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятыми.  Цифры  в  ответе  могут  повторяться.

           Часть С

Сколько  необходимо  сжечь  спирта,  чтобы  2 кг льда,  взятого  при  - 20 оС  превратить  в  кипяток. В процессе  100 г воды  превращается  в  пар. КПД  спиртовки  40%.Надпись: С1

Инструкция по выполнению работы

  Для выполнения контрольной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей.

  Часть 1 содержит 10 заданий (А1-А10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых  правильный только один. За каждый верный ответ  Вы получите 1 балл.

  Часть 2 содержит 3 задания (В1- В3), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. За каждое верно выполненное задание Вы получите 2 балла.

  Часть 3 состоит из 1 задания (С1), для которого требуется дать развернутое решение. За верно выполненное задание Вы получите 3 балла.

   При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

   Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

   Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Шкала оценок

Баллы

16 - 19

9 - 15

5 - 8

Менее 5

Оценка

5

4

3

2

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

  1. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2009.

2.      Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2012.

3.      Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ О.И. Громцева.- М.:Издательство «Экзамен», 2010.

4.      Дидактические карточки-задания по физике. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. Электрические явления (электростатика): 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ А.В. Чеботарева.- М.:Издательство «Экзамен», 2009.

5.       Сыпченко Г.В. Физика. 8 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

6.      Физика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Сост. И.И. Мокрова- Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

7.      Компьютер, проектор, интерактивная доска.

8.      Электронные учебные пособия:

-