ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования России от
17.12. 2010 г (с учетом внесенных изменений: приказ № 1577 от 31.12.2015 г.);
- основной образовательной программы (ООО) МБОУ « Гимназия № 11»;
- авторской
программы: Физика.
7—9 классы: рабочая программа к линии УМК
А. В.
Перышкина, Е. М. Гутник: учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М.
Гутник. — М.: Дрофа, 2018. —76, [2] с.
- Положения о рабочей программе МБОУ « Гимназия № 11».
Рабочая программа рассчитана на 70 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (2 часа в неделю). Порядок изучения тем и распределение часов в рабочей программе соответствуют авторской программе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Цели
изучения физики, в основной школе
следующие:
• усвоение учащимися смысла
основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных
законах для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы,
о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности
разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и
достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного отношения к
природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора
физики как профильного предмета.
Достижение
целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с
методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих
эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и
выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической
жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное
явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический
вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и
культурных потребностей человека.
Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией.
Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.
Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов.
Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями ФГОС.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тексты для проведения контроля взяты из методических пособий УМК А.В. Перышкина:
1. Физика. Методическое пособие. 9 класс (авторы: Е.М. Гутник, О.М. Черникова).
2. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы: А. Е. Марон, Е. А. Марон).
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
№п/п |
Тема |
Количество контрольных работ |
Количество лабораторных работ |
Количество самостоятельных работ, зачетов
|
1 |
Законы взаимодействия и движения тел |
1 |
2 |
1 |
2 |
Механические колебания и волны. Звук |
1 |
1 |
2 |
3 |
Электромагнитное поле |
- |
1 |
- |
4 |
Строение атома и атомного ядра |
1 |
3 |
- |
5 |
Строение и эволюция Вселенной |
- |
- |
- |
6 |
Обобщающее повторение |
1 |
- |
- |
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и общих подходов к оценке учебных достижений учащихся по физике (см. Приложение 1).
Для эффективного проведения текущего контроля учащихся используются тесты, физические диктанты, входящие в методические пособия УМК А.В. Перышкина.
В течение учебного года выполняется 7 лабораторных работ.
Итоговый контроль и оценивание: по окончании изучения тем курса проводится зачет либо контрольная работа. Рабочая программа предусматривает 4 тематические контрольные работы.
Нормы оценки работ предлагаются авторами в пособиях:
1. Физика. Методическое пособие. 9 класс (авторы: Е.М. Гутник, О.М. Черникова).
2. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы: А. Е. Марон, Е. А. Марон).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Законы взаимодействия и движения тел
Выпускник научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электромагнитное поле
Выпускник научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
- решать задачи, используя физические законы (закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Строение атома и атомного ядра
Выпускник научится:
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник научится:
- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира
Выпускник получит возможность научиться:
- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
- различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы
Механические колебания и волны. Звук (12 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Лабораторные работы
Электромагнитное поле (16 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторные работы
Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция.
Лабораторные работы
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Обобщающее повторение (3ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
|
1 |
Законы взаимодействия и движения тел |
23 |
|
2 |
Механические колебания и волны. Звук |
12 |
|
3 |
Электромагнитное поле |
16 |
|
4 |
Строение атома и атомного ядра |
11 |
|
5 |
Строение и эволюция Вселенной
|
5 |
|
6 |
Обобщающее повторение |
3 |
|
|
Всего часов: |
70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Подтемы (тема урока) |
Контроль (КИМы) |
|||
классы |
||||||
А |
В |
Г |
Д |
|||
1. Законы взаимодествия и движения тел. (23 часа) |
||||||
1/1 |
|
|
|
|
Материальная точка. Система отсчёта. Инструктаж по ТБ |
|
2/2 |
|
|
|
|
Перемещение. |
|
3/3 |
|
|
|
|
Определение координаты движущегося тела. |
СР-1, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
4/4 |
|
|
|
|
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
|
5/5 |
|
|
|
|
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
ТС-1, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
6/6 |
|
|
|
|
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
Физический диктант стр.14, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
7/7 |
|
|
|
|
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
|
8/8 |
|
|
|
|
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
ТС-2, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
9/9 |
|
|
|
|
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». |
|
10/10 |
|
|
|
|
Относительность движения. |
СР№1, стр.159, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
11/11 |
|
|
|
|
Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона |
|
12/12 |
|
|
|
|
Второй закон Ньютона. |
|
13/13 |
|
|
|
|
Третий закон Ньютона. |
|
14/14 |
|
|
|
|
Свободное падение тел. |
Физический диктант стр.31, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
15/15 |
|
|
|
|
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения». |
|
16/16 |
|
|
|
|
Закон всемирного тяготения. |
|
17/17 |
|
|
|
|
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
СР-8, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
18/18 |
|
|
|
|
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
|
19/19 |
|
|
|
|
Решение задач. |
ТС-5, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
20/20 |
|
|
|
|
Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
|
21/21 |
|
|
|
|
Реактивное движение. Ракеты. |
|
22/22 |
|
|
|
|
Вывод закона сохранения механической энергии |
|
23/23 |
|
|
|
|
Контрольная работа №1 «Законы взаимодействия и движения тел». |
Стр.164, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
2. Механические колебания и волны. Звук. (12 часов) |
||||||
24/1 |
|
|
|
|
Колебательное движение. Свободные колебания. |
|
25/2 |
|
|
|
|
Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. |
|
26/3 |
|
|
|
|
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». |
|
27/4 |
|
|
|
|
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
|
28/5 |
|
|
|
|
Резонанс. |
|
29/6 |
|
|
|
|
Распространение колебаний в среде. Волны. |
|
30/7 |
|
|
|
|
Длина волны. Скорость распространения волн. |
|
31/8 |
|
|
|
|
Источники звука. Звуковые колебания. |
Физический диктант стр.64, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3), ИЛИ СР-12, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
3129 |
|
|
|
|
Высота, тембр и громкость звука. |
|
33/10 |
|
|
|
|
Распространения звука. Звуковые волны. |
|
34/11 |
|
|
|
|
Отражение звука. Звуковой резонанс. |
ТС-8, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
35/12 |
|
|
|
|
Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук». |
Стр.166 "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
3. Электромагнитное поле. (16 часов) |
||||||
36/1 |
|
|
|
|
Магнитное поле. |
|
37/2 |
|
|
|
|
Направление тока и направление линий его магнитного поля. |
|
38/3 |
|
|
|
|
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
|
39/4 |
|
|
|
|
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
|
40/5 |
|
|
|
|
Явления электромагнитной индукции.
|
СР-14, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
41/6 |
|
|
|
|
Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». |
|
42/7 |
|
|
|
|
Направление индукционного тока. Правило Ленца. |
|
43/8 |
|
|
|
|
Явление самоиндукции. |
|
44/9 |
|
|
|
|
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
СР№2, стр.162, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) ИЛИ Физический диктант стр.94, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
45/10 |
|
|
|
|
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. |
|
46/11 |
|
|
|
|
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. |
|
47/12 |
|
|
|
|
Принципы радиосвязи и телевидения |
|
48/13 |
|
|
|
|
Электромагнитная природа света. |
|
49/14 |
|
|
|
|
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. |
|
50/15 |
|
|
|
|
Типы оптических спектров. |
|
51/16 |
|
|
|
|
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
СР№3, стр.163, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) ИЛИ Физический диктант стр.115, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
4. Строение атома и атомного ядра. (11 часов) |
||||||
52/1 |
|
|
|
|
Радиоактивность. Модели атомов. |
|
53/2 |
|
|
|
|
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
|
54/3 |
|
|
|
|
Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 5 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» |
|
55/4 |
|
|
|
|
Открытие протона и нейтрона. |
стр.126, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
56/5 |
|
|
|
|
Состав атомного ядра. Ядерные силы.. |
|
57/6 |
|
|
|
|
Энергия связи. Дефект масс. |
|
58/7 |
|
|
|
|
Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №6«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». |
|
59/8 |
|
|
|
|
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. |
СР-15, стр. Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС (4) |
60/9 |
|
|
|
|
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. |
|
61/10 |
|
|
|
|
Термоядерная реакция. Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
|
|
62/11 |
|
|
|
|
Контрольная работа №3 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». |
Стр. 167, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
5. Строение и эволюция Вселенной. (5 часов) |
||||||
63/1 |
|
|
|
|
Состав, строение и происхождение Солнечной системы |
|
64/2 |
|
|
|
|
Большие планеты Солнечной системы |
|
65/3 |
|
|
|
|
Малые тела Солнечной системы |
Стр. 153, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
66/4 |
|
|
|
|
Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд |
Стр. 155, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
67/5 |
|
|
|
|
Строение и эволюция Вселенной |
|
68/1 |
|
|
|
|
Повторение |
|
69/2 |
|
|
|
|
Итоговая контрольная работа |
Стр. 182, "Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" (3) |
70/3 |
|
|
|
|
Анализ ошибок контрольной работы |
|
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 70 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УМК)
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
1 |
"Физика. 9 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС" |
А. В. Перышкин, Е.М. Гутник |
Дрофа |
2019 |
2 |
Программа курса физики для 7—9 классов образовательных организаций |
Н. В. Филонович, Е. М. Гутник |
Дрофа |
2018 |
3 |
"Физика. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС" |
Е. М. Гутник, О.А. Черникова |
Дрофа |
2016 |
4 |
Физика. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. Вертикаль. ФГОС |
А.Е. Марон |
Дрофа |
2018 |
5 |
Электронная форма учебника |
https://shop.lecta.ru/catalog/9-klass |
Дрофа |
2018 |
Приложение 1
Общие подходы к оценке учебных достижений учащихся по физике
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок
I. Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№ п\п |
Класс |
Дата и тема по рабочей учебной программе |
Дата и тема с учетом корректировки |
Причина корректировки |
Форма корректировки |
Согласование с курирующим заместителем директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.