Рабочая программа по географии 10 класс

Рабочая программа по географии 10 класс

pdf
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

География - 10 класс.pdf



Пояснительная записка

            Рабочая программа по географии для 10 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов: - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии, утверждённый приказом № 1089 Минобразования от 05.03.2004.

- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Ардинская СОШ». - Примерная программа основного общего образования по географии.

-Авторская программа В. В. Николиной, А. И. Алексеева, Е. К. Липкиной "География. Современный мир", 10-11 классы. Сборник программ «География. Программы для общеобразовательных учреждений», авторы В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, Москва, «Просвещение», 2015 год.

Место предмета в базисном учебном плане

            Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 10 классе 35 часов  из расчёта 1 час в неделю, программа рассчитана на 34 часа.

Цели и задачи:

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими

географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;  использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Формы организации работы учащихся:

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ 

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал),ИКТ .

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

      В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

      1) знать / понимать:

      этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;       важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;       необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;       особенности научно-технической революции;

      понятие «природопользование», виды природопользования;       идеи устойчивого развития общества;

      особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;

      этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;       занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

      крупнейшие города и агломерации мира;       причины и виды миграций;

      культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;       этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;       секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;       понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;       крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;       географическую номенклатуру, указанную в учебнике;       2) уметь:

      анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;       определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;       определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

      определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;       определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;       характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;       определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

      составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;       уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;       выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

      устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;       составлять развернутый план доклада, сообщения;

      составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;

      строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;       составлять и презентовать реферат;

      участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

      работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);

      3) оценивать:

      обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;       рекреационные ресурсы мира;

      современное геополитическое положение стран и регионов;       положение России в современном мире;

      влияние человеческой деятельности на окружающую среду;       экологические ситуации в отдельных странах и регионах;       тенденции и пути развития современного мира.

Планируемые результаты.

 

1.Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

– изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

-                      ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;

-                      темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;

-                      темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

2. Объяснять:

-                      причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;

-                      закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

-                      различия в естественном приросте населения темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);

-                      различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;

-                      миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

-направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского языков, языка хинди;

-                      причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле;

-особенности размещения основных отраслей хозяйства;

-особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

3. Описывать:

-                      одну из отраслей мирового хозяйства;

-                      один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.

4. Определять (измерять):

-                      принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;

-                      ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;

Особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;

-                      крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции крупнейших городов мира;

-                      условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

5. Называть и (или) показывать:

-                      крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;

-                      мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно- информационные, финансовые, торговые, рекреационные;

-                      основные средства и методы получения географической информации; - основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

-                      крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры; - примеры крупнейших старопромышленных районов мира;

-                      меры по охране вод Океана и суши;

-                      тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

-                      основные формы международных экономических отношений;

-                      крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.

 

Перечень практических работ в 10 классе.

 

№1 «Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории»

№2 «Определение ресурсообеспеченности стран»

№3 «Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов»

№4 «Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации»

№5 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран»

№6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира»

№7 «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия»

№8 «Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

№9 «Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей промышленности (по выбору)»

№10 «Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану»

№11 «Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»

№12 «Проложение по контурной карте маршрута международного туризма»

 

Критерии оценивания.  отметка «5»

Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.  отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Учебно- методическое обеспечение учебного процесса.

1.Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013.Гладкий. География. 10-11 классы. 

2.    Гладкий Ю. Н., Николина В. В. «Мой тренажер», УМК "Полярная звезда" 2015г..

3.    Гдалин Д. А., Гладкий Ю.  Н. «География. 10-11 класс. «Конструктор текущего контроля» (УМК Полярная звезда)

4.Гладкий Юрий Никифорович, Гдалин Дмитрий Александрович, Махов Сергей Иванович «Географический атлас. 10 класс. – М. Дрофа,2016.

5. В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина «Программы общеобразовательных учреждений. 6-9, 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2010 год.

Литература

1.  Верещагина Н. О. «Поурочные разработки».

2.  О. И. Ануфриева «Экономическая и социальная география мира. 10 класс», поурочные планы, Волгоград, «Учитель», 2001.

3.  Е. В. Толмачёва «География. 10 класс», поурочные планы, Волгоград, «Учитель, 2002.

4.В. И. Сиротин «Сборник заданий и упражнений. 6-10 классы», Москва, «Дрофа»,2004.

5.  В. А. Низовцев, Н. А. Марченко «Школьные олимпиады по географии. 6-10 классы», Москва, «Айрис-пресс», 2006.

6.  В. Максаковский, Н. Петрова «Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география мира», Москва, «Айрис-пресс», 2001.

7.  Е. А. Жижина, Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира», Москва, «Вако, 2006 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.  Карты по разделам курса.

2.  Интернет-ресурсы.

3.  ИКТ- ресурсы: диски, презентации, видеофрагменты.

4.  Раздаточный материал.

 

Содержание программы.

ГЕОГРАФИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР 10 класс

(34 ч; 1 ч в неделю)

    Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

      Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

      Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

      Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.

      Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.       Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

      Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы.

Гидроэнергетический потенциал.

      Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение.

Лесовосстановление.

      Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

      Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

      Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

      Практикум. 1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.     Тема 2. География населения (5 ч)

      Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

      Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства.

Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

      Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

      Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

      Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

      Практикум. 1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

    Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч)

      Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

      География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.

      Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайскоконфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

      Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

      Практикум. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).     Тема 4. Политическая карта мира (4 ч)

      Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира.

Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

      Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.

      Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

      Практикум. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».     Тема 5. География мировой экономики (11 ч)

      Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.

      Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

      Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

      Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

      Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

      Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

      Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

      Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг:

общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.       Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

      Практикум. 1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).

 

Структура курса

Название темы

 

 

Часы

Практических работ

 

 

10 класс

 

 

1

Человек и ресурсы Земли

 

 

10

3

2

География населения

 

 

5

3

3

География культуры, религий, цивилизаций

 

 

4

1

4

Политическая карта мира

 

 

4

1

5

География мировой экономики

 

 

11

4

 

Итого

 

 

34

12

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по географии в 10 классе

 

п/ п

Раздел, тема урока

Практические работы

Содержание

Формы,  методы, средства, приёмы

Материальн о-

технические

условия и информацио нные ресурсы 

Дата по плану

Дата по факту

Человек и ресурсы Земли – 10 ч

1

От древности до наших дней.

 

№1 «Выявление изменения характера связей

человека с окружающей природной средой на протяжении истории»

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого

географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена.

Вводная лекция, составление схемы,

работа с учебником, таблицей в учебнике, практическая работа.

Учебник.

 

 

2

Современное освоение планеты.

 

 

Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество – природная среда» в средневековье. Промышленная революция – качественный скачок в освоении планеты. НТР. 

Фронтальный опрос, работа по вопросам учебника,

работа с картосхемой, проблемное обучение, проектная деятельность.

Учебник, карта мира, дополнитель ная литература, Интернет.

 

 

3

Природные ресурсы и экономическое развитие.

 

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природноресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и

Индивидуальный опрос, работа с учебником и дополнительной литературой.

Учебник, раздаточный материал, презентация.

 

 

 

 

 

 

энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

 

 

 

 

4

 Практическая работа №2 «Определение ресурсообеспеченности стран»

№2 «Определение ресурсообеспеченн ости стран»

Ресурсообеспеченность стран мира.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими полезными ископаемыми различных стран и регионов. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов.

Комплексное освоение ископаемых.

Индивидуальный опрос, мини-тест, работа по карточкам, проблемное обучение, работа с диаграммами, объяснение, работа с картой

Карта минеральны х ресурсов мира, таблица, раздаточный материал.

 

 

5

Ископаемые ресурсы.

 

 

 

6

Земельные ресурсы. Водные ресурсы.

 

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда.

Сельскохозяйственные угодья.

Деградация почв, её масштабы. Повышение плодородия почв.Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Выполнение теста «Минеральные ресурсы мира». Работа с вопросами учебника, работа в р/т, с диаграммами, статистическим материалом, дополнительной литературой.

Видеофрагм

ент, карта земельных ресурсов мира..

Презентация

,

видеофрагме нт. Учебник. Карта водных ресурсов мира.

 

 

7

Лесные ресурсы.

 

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле.

Размещение лесных ресурсов на планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов.

Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение.

Лесовосстановление.

Викторина, работа по карточкам, в р/т, работа с картосхемами, диаграммами. Проектная работа, работа в парах. 

Карта лесных ресурсов, учебник. Интернет, дополнитель ная литература.

 

 

8

Ресурсы Мирового Океана.

 

Ресурсы Мирового океана. Роль

Мирового океана в жизни человечества.

Индивидуальный опрос, сообщения,

Видеофрагм

ент, диск,

 

 

 

 

 

 

Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

работа с учебником, дополнительной литературой. картосхемами, картами атласа.

учебник, Интернет, карта ресурсов Мирового океана.

 

 

9

Другие виды ресурсов.

 

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы.

Рекреационные ресурсы.

Географический диктант, работа с вопросами учебника, проблемное обучение, сообщения.

Видеофрагм

ент, диск, учебник, Интернет, схема в учебнике.

 

 

10

Повторительнообобщающий урок.

№3 «Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов»

Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Индивидуальный опрос, работа по вопросам учебника, тест, работа в р/т, объяснение, проект.

Учебник, Интернет, дополнитель ная литература.

 

 

География населения – 5 ч

11

Демографическая история человечества. Динамика численности населения.

№4 «Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации»

Демографическая история человечества.

Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Тест «Человек и ресурсы Земли», вводная лекция, практическая работа.

Учебник, картосхемы, карты атласа.

 

 

12

Этническая и языковая мозаика.

 

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения.

Фронтальный опрос, сообщения.

Видеосюжет

, диск,

 

 

 

 

 

 

Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира.

Языковая группа.

Работа с текстом, картосхемами, диаграммами.

учебник, р/т, карта народов мира.

 

 

13

Возрастной и половой состав населения мира.

№5 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран»

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов.

Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

Повторение по вопросам учебника, географический диктант, объяснение, работа с терминами, диаграммами, практическая работа.

Карты атласа.

 

 

14

Размещение населения по территории Земли.

№6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира»

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений.

Ключевые формы расселений.

Фронтальная беседа. Работа в парах, группах, практическая работа.

Карта плотности населения мира, диск.

 

 

15

Миграции населения.

 

      Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция.

Маятниковая миграция. Утечка умов.

Утечка талантов.

Словарная работа, самостоятельная работа, мини-тест, работа с терминами, картами и картосхемами.

Картосхема, диск

 

 

География культуры, религий и цивилизаций – 4ч

16

Содержание понятия

«география культуры»

№7 «Описание одного из

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой

Тест, практическая работа.

Учебник,пре зентация.

 

 

 

 

 

памятников Всемирного культурного наследия»

культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

 

 

 

 

17

География религий.

 

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей

Фронтальный

опрос, работа с презентацией, проблемное обучение, работа с картами.

Карта народов и религий, презентация.

 

 

18

Цивилизации Востока.

 

      Цивилизации Востока. Китайскоконфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурноисторическое наследие китайскоконфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

Письменная работа, работа в парах по учебнику.

Учебник, видеофрагме нт.

 

 

19

Цивилизации Запада.

 

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Рассказ, сообщение, работа в парах, работа с

Учебник. Раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

учебником. Дополнительной литературой.

 

 

 

Политическая карта мира – 4ч

20

Понятие

«политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира.

 

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Тест, вводное сообщение, работа с картой, составление схемы.

Политическа я карта мира, диск.

 

 

21

Государство- главный объект политической карты.

 

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. 

 

Фронтальная беседа, работа с вопросами учебника, составление тезисов по тексту учебника. составление схемы.

Политическа я карта мира.

 

 

22

Типы государств.

№8 «Составление классификационно й таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.

 

Практическая работа.

Учебник

 

 

23

Политическая география и геополитика.

 

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная

организация. Россия в зеркале геополитики.

Словарная работа, цифровой диктант, работа по карте, учебнику.

Политическа я карта мира.

 

 

География мировой экономики – 11 ч

 

24

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств.

 

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.

Тест, вводная лекция, конференция.

Учебник, презентация

 

 

25

Основное содержание научно-технической революции на современном этапе.

 

 Основное содержание научнотехнической революции (НТР) на современном этапе.

 

Фронтальный опрос, объяснение, работа с терминами, текстом учебника, таблицей, схемой.

Учебник. Дополнител ьная литература, презентация.

 

 

26

Международное разделение труда – высшая форма географического разделения труда.

 

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР:

технико-экономические, организационноэкономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Письменная работа, работа с учебником в парах.

Учебник.

 

 

27

Промышленность мира.

Горнодобывающая промышленность.

 

Промышленность мира.

Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливноэнергетический баланс мира. 

Работа с вопросами учебника, викторина, работа в группах с учебником и картами атласа.

Карта горнодобыва ющей промышлен ности.

 

 

28

Нефтяная, газовая и

 

Нефтяная, газовая и угольная

Индивидуальный

Карта

 

 

 

 

угольная промышленность.

 

промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

 

опрос, объяснение, самостоятельная

работа с учебником, картами.

топливной промышлен

ности мира, учебник.

Диск.

 

 

29

Обрабатывающая промышленность. Металлургия.

Машиностроение.

№9 «Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей промышленности

(по выбору)»

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение.

Фронтальный

опрос, работа с р/т, практическая работа.

Карта обрабатыва ющей промышлен ности.

 

 

30

Химическая промышленность. Другие отрасли обрабатывающей промышленности.

№10

«Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану»

Химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Фронтальный

опрос, работа с р/т, практическая работа

Карта обрабатыва ющей промышлен ности

 

 

31

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике.

№11 «Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство.

Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Тест, практическая работа.

Карта сельского хозяйства мира, картосхемы учебника, дополнитель ная литература, диск.

 

 

32

Транспорт и сфера услуг.

№12 «Проложение по контурной карте маршрута международного туризма»

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта:

Фронтальный опрос, практическая работа.

Карта транспорта мира, дополнитель ная литература,

 

 

 

 

 

сухопутный, морской, воздушный.

 

видеофрагме нт.

 

 

33

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей.

 

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей.

Экономическая интеграция.

Интеграционные союзы мира. 

Письменная работа,

работа с учебником, рассказ, объяснение, сообщение.

Учебник, дополнитель ная литература.

 

 

34

Экономическая интеграция и Россия.

Подведение итогов.

 

Экономическая интеграция и Россия.

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)