Рабочая программа по географии, 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по географии, 5 класс

Оценка 4.6
doc
01.04.2022
Рабочая программа по географии,  5 класс
5 география 2019.doc

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с:

1.      Рабочей программой на основе   государственного стандарта программы основного общего образования  по Географии начальный курс 5 класс учебник   И. И. Баринлва, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.М. Дрофа 2012 г.  .  Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М., 2004 г.»; 

2.      Региональным базисным учебным планом, утвержденным приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27  июля 2012 г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в   редакции приказа  Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в редакции приказа  №  840 от 30. 08. 2013г)

3.      Учебником, входящим в федеральный перечень учебников, рекомендованных на 2016 – 2017 учебный год: _География начальный курс 5 класс  учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин М. Дрофа 2012г.        

Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы

И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт.

. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

​ -контрольных работ- 3;

​ -практических работ - 4; Познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией

Рабочая программа имеет целью:  познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО

Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий

 

Место учебного предмета в учебном плане.

 

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемый учебно- методический комплект.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Класс

Учебники

Методическая литература

Дидактический материал

Материал для контроля

5

.​ География.

Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2012.

 

Георафия

.И.Баринова География. Начальный курс.5 класс. Методическое пособие для учителей.М.: Дрофа,2012.

 

Экологический букварь С. В. Ряжин. 1996г.Растительный мир нашей Родины В. В. Петров.1996г.

Хрестоматия по природоведению Б. Е.Железовский.1996г.

Географические карты, практические работы, тесты.

 

 

 

 

 

 

 

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов учебной программы за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Формы текущего контроля:  практические, творческие работы;¾  устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа), письменная в виде тестового контроля, кроссвордов;¾ Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью определения качества освоения содержания учебной программы (полноты, прочности, осознанности, системности) по завершении полугодия, года. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.


                                                                   

 Результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты

Метапредметные  результаты

Личностные результаты

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Регулятивные:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

1.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Содержание учебного курса

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. 1 Работа с контурной картой, учебником, диском

 

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы №2, 3, 4. «Виды изображений поверхности Земли» Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана, наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; составлять описания географических объектов: Австралия, Африка, Антарктида, Ю. Америка, С. Америка, Евразия.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговое повторение 2ч

 

 

 

 


Тематическое планирование.


п./п

Тема урока

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

    Дата проведения

 

     Прим.

По плану

Фактич.

 

 

 

Что изучает география (5 ч)

 

 

 

 

1

Мир, в котором мы живем.

 

1

приводить примеры географических объектов и явлений; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды

1

1

 

2

Науки о природе

 

1

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

1

1

 

3

География— наука о Земле 

1

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

 

1

1

 

4

Методы географических исследований

 

1

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический

метод. Статистический метод

1

1

 

5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

 

1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений. Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные :проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

1

1

 

 

 

 

Как люди открывали Землю 5ч.

 

 

 

6

Географические

открытия древности и Средневековья

 

1

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время. Плавания финикийцев. Великие

географы древности. Географические

открытия Средневековья

1

1

 

7

Важнейшие

географические

открытия Практическая работа № 1 Работа с контурной картой, нанесение путей открытия исследователями.

 

1

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

1

1

 

8

Открытия русских путешественников

 

1

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

1

1

 

9

Открытия русских путешественников

 

1

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

1

 

 

10

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали

Землю.

1

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Метапредметные: работа с текстомориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

1

1

 

 

 

 

Земля во Вселенной (9 ч)

 

 

 

 

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

 

1

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

1

1

 

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

1

1

 

13

Соседи Солнца

 

1

называть и показывать планеты Солнечной системы; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты

1

1

 

14

Планеты- гиганты

и маленький

Плутон

1

называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты планеты-гиганты

1

1

 

15

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

 

1

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

1

1

 

16

Мир звезд

 

1

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

1

1

 

17

Уникальная

планета— Земля

1

Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

1

1

 

18

Современные

исследования

космоса

1

Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин

1

1

 

 

 

 

Метапредметные: выделение существенных признаков объектов, сравнение, классификация по заданным признакам, установление причинно-следственных связей, создавать и преобразовывать модели для решениязадач.

 

 

 

 

 

 

Виды изображений поверхности Земли.4ч

 

 

 

19

Стороны

горизонта

 

1

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование»

1

1

 

20

Ориентирование

 

1

работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

1

1

 

21

План местности

и географическая карта

 

1

объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;использовать различные источники географической информации (картографические) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

1

1

 

22

Тестирование по теме Стороныгоризонта.

1

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

1

1

 

23

Обобщение

знаний по разделу

«Виды изображений поверхности Земли.

Практическая работа №2

1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана.

1

1

 

 

 

 

 

Природа Земли 10ч

 

 

 

24

Как возникла

Земля

 

1

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

1

1

 

25

Внутреннее строение Земли

 

1

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры, объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф»,

1

 

1

 

26

Землетрясения и вулканы Практическая работа № 3.

1

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши;

1

1

 

27

Путешествие по материкам Практическая работа № 4

1

составлять описания географических объектов: Австралия, Африка, Антарктида, Ю. Америка, С. Америка,Евразия.

1

1

 

28

Вода на Земле.

1

объяснять значение понятий: объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море», показывать по карте основные географические объекты;

1

1

 

29

Воздушная одежда Земли

 

1

Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода.  описывать погоду своей местности проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,

Климат. Беспокойная атмосфера

1

 

1

 

30

Живая оболочка

Земли

1

 Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

1

 

1

 

 

Контрольная работа

 

Применять полученные знания

 

 

 

31

Почва— особое

природное тело

1

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

1

1

 

32

Человек и природа

 

1

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

1

1

 

33

Обобщение

знаний по разделу

«Природа Земли»

 

1

Метапредметные работа с текстом- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

Познавательные: давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей.

 

1

1

 

34-35

Итоговое повторение.

2

 

2

2

 

 


Рабочая программа по географии, 5 класс

Рабочая программа по географии,  5 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с: 1

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с: 1

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике

Используемый учебно- методический комплект

Используемый учебно- методический комплект

Результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного курса Что изучает география (5 ч)

Содержание учебного курса Что изучает география (5 ч)

План местности и географическая карта

План местности и географическая карта

Тематическое планирование. № п

Тематическое планирование. № п

Практическая работа № 1 Работа с контурной картой, нанесение путей открытия исследователями

Практическая работа № 1 Работа с контурной картой, нанесение путей открытия исследователями

Планеты- гиганты и маленький

Планеты- гиганты и маленький

Виды изображений поверхности

Виды изображений поверхности

Контрольная работа

Контрольная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022