Рабочая программа по географии 5 класс

  • docx
  • 04.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по географии 5 класс(Полярная звезда) (1).docx

ГЕОГРАФИЯ.

5 КЛАСС.

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

 

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

- Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- Формирование ответственного отношения к учению.

- Формирование основ экологической культуры.

 

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

-выявлять причинно-следственные связи;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

-выслушивать и объективно оценивать другого;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать -ошибочность своего мнения и корректировать его;

-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

-сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;

-адаптации к условиям проживания на определенной территории;

самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира;

- овладение умениями работать с разными источниками географической информации, выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

- овладение основными навыками нахождения. Использования и презентации географической информации;

-овладение картографической грамотностью и использование географической карты, как одного из «языков» международного общения;

ведение  наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-применение географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;

-формирование представлений  и основополагающих теоретических знаний  о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах  её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

 

 

2.Содержание  учебного предмета «География  5 класс»

( 35 часов, 1 час в неделю)

 

Введение.Что такое «география», когда зародилась эта наука, кто является основоположником. Методы изучения географии.

Развитие географических знаний о Земле. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты. Вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций. Современный этап научных географических исследований.

Земля- планета Солнечной системы.

Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи.  Космические исследования и их роль в познании Земли. Облик земного шара. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта.

Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты. Ориентирование на местности. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Решение практических задач по плану. Географическая карта- особый источник информации. Отличия карты от плана. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка. Географические координаты.

Практикум: 1.Ориентирование на местности. 2. Способы глазомерной съемки местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов) (Обучающая практическая работа). 3.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 4.Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурных карт, надписи названий объектов. 5.Определение географических координат.

Человек на Земле

Расселение людей на территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы, государства и их столицы, политическая карта.

Литосфера – твердая оболочка Земли.

Понятие «Литосфера». Состав, границы, строение оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятия: литосфера, горы, равнины, вулканы, сейсмические зоны, сейсмограф, литосферные плиты, очаг и эпицентр землетрясения. Земная кора и литосфера. Образование гор и равнин. Возникновение вулканов и причины землетрясений. Влияние человека на литосферу. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движение земной коры. Значение литосферы для человека.

Практикум. 1. Нанесение на контурную карту объектов, предусмотренных программой.2. Определение горных пород и  их свойств. 3. Описание рельефа своей местности.

 

3.Тематическое планирование

№ п.п

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Развитие географических знаний о Земле

6

1.

Введение. География как наука.

1

2.

Географические методы изучения окружающей среды.

1

3.

4.

Развитие географических знаний о Земле.

2

5.

Российские путешественники.

1

6.

Современный этап научных географических исследований.

1

 

Земля – планета Солнечной системы.

3

7.

Земля – планета Солнечной системы.

1

8.

Движение Земли.

1

9.

Распределение тепла и света на поверхности Земли.

1

 

План и карта.

11

10

Ориентирование на местности.Практикум.

1

11

Условные знаки и масштаб.

1

12

Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте.

1

13

Определение  сторон горизонта по Солнцу и звездам. Практическая работа «Проведение  полярной съемки местности».

1

14

Географическая карта.

1

15

Градусная сетка.

1

16

Географические координаты. Географическая широта.

1

17

Географическая долгота.

1

18

Решение практических задач по плану и карте.

1

19

Практическая работа «Определение направлений  и географических координат на карте».

1

20

Повторение.

1

 

Человек на Земле.

4

21

Пути расселения древнего человека.

1

22

Расы и народы мира.

1

23

Сравнение стран мира по политической карте.

1

24

Повторение.

 

1

 

Литосфера –твердая оболочка Земли.

11

25

Внутреннее строение Земли.

1

26

Строение земной коры.

1

27

Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа «Определение горных пород и их свойств».

1

28

Движения земной коры.

1

29

Вулканизм.

1

30

Рельеф Земли. Равнины.

1

31

Рельеф Земли. Горы.Практикум.

1

32

Практическая работа «Описание рельефа своей местности».

1

33

Решение практических задач по карте.

1

34

Литосфера и человек.

1

35

Повторение. Контроль знаний.

1

 

Итого:

35