ГЕОГРАФИЯ.
5 КЛАСС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Формирование ответственного отношения к учению.
- Формирование основ экологической культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
-выявлять причинно-следственные связи;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать -ошибочность своего мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
-сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
-адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира;
- овладение умениями работать с разными источниками географической информации, выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- овладение основными навыками нахождения. Использования и презентации географической информации;
-овладение картографической грамотностью и использование географической карты, как одного из «языков» международного общения;
ведение наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
-применение географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2.Содержание учебного предмета «География 5 класс»
( 35 часов, 1 час в неделю)
Введение.Что такое «география», когда зародилась эта наука, кто является основоположником. Методы изучения географии.
Развитие географических знаний о Земле. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты. Вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций. Современный этап научных географических исследований.
Земля- планета Солнечной системы.
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Космические исследования и их роль в познании Земли. Облик земного шара. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта.
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты. Ориентирование на местности. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Решение практических задач по плану. Географическая карта- особый источник информации. Отличия карты от плана. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка. Географические координаты.
Практикум: 1.Ориентирование на местности. 2. Способы глазомерной съемки местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов) (Обучающая практическая работа). 3.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 4.Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурных карт, надписи названий объектов. 5.Определение географических координат.
Человек на Земле
Расселение людей на территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы, государства и их столицы, политическая карта.
Литосфера – твердая оболочка Земли.
Понятие «Литосфера». Состав, границы, строение оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятия: литосфера, горы, равнины, вулканы, сейсмические зоны, сейсмограф, литосферные плиты, очаг и эпицентр землетрясения. Земная кора и литосфера. Образование гор и равнин. Возникновение вулканов и причины землетрясений. Влияние человека на литосферу. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движение земной коры. Значение литосферы для человека.
Практикум. 1. Нанесение на контурную карту объектов, предусмотренных программой.2. Определение горных пород и их свойств. 3. Описание рельефа своей местности.
3.Тематическое планирование
№ п.п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Развитие географических знаний о Земле |
6 |
1. |
Введение. География как наука. |
1 |
2. |
Географические методы изучения окружающей среды. |
1 |
3. 4. |
Развитие географических знаний о Земле. |
2 |
5. |
Российские путешественники. |
1 |
6. |
Современный этап научных географических исследований. |
1 |
|
Земля – планета Солнечной системы. |
3 |
7. |
Земля – планета Солнечной системы. |
1 |
8. |
Движение Земли. |
1 |
9. |
Распределение тепла и света на поверхности Земли. |
1 |
|
План и карта. |
11 |
10 |
Ориентирование на местности.Практикум. |
1 |
11 |
Условные знаки и масштаб. |
1 |
12 |
Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. |
1 |
13 |
Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам. Практическая работа «Проведение полярной съемки местности». |
1 |
14 |
Географическая карта. |
1 |
15 |
Градусная сетка. |
1 |
16 |
Географические координаты. Географическая широта. |
1 |
17 |
Географическая долгота. |
1 |
18 |
Решение практических задач по плану и карте. |
1 |
19 |
Практическая работа «Определение направлений и географических координат на карте». |
1 |
20 |
Повторение. |
1 |
|
Человек на Земле. |
4 |
21 |
Пути расселения древнего человека. |
1 |
22 |
Расы и народы мира. |
1 |
23 |
Сравнение стран мира по политической карте. |
1 |
24 |
Повторение.
|
1 |
|
Литосфера –твердая оболочка Земли. |
11 |
25 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
26 |
Строение земной коры. |
1 |
27 |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа «Определение горных пород и их свойств». |
1 |
28 |
Движения земной коры. |
1 |
29 |
Вулканизм. |
1 |
30 |
Рельеф Земли. Равнины. |
1 |
31 |
Рельеф Земли. Горы.Практикум. |
1 |
32 |
Практическая работа «Описание рельефа своей местности». |
1 |
33 |
Решение практических задач по карте. |
1 |
34 |
Литосфера и человек. |
1 |
35 |
Повторение. Контроль знаний. |
1 |
|
Итого: |
35 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.