с. Лысогорка
Кашарского района, Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижне-Калиновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Нижне-Калиновская СОШ
Приказ от « »_____________2019г. №_____
________________Л.Б. Сысоенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Основного общего образования, 5 класс
Количество часов: - 35часов
1 час в неделю
учитель: Сысоенко Людмила Борисовна
Рабочая программа по географии разработана для 5 класса. Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Закон об образовании Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012;
География. 5-6 классы. Учебник (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецов)8-е изд. – М..: Просвещение 2019г..
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Обучающийся научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
2.Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела /темы урока |
Форма организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Введение(1ч) |
|||
1 |
Зачем нам география и как мы будем её изучать |
Урок введения новых знаний |
Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы. Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы. Объяснять значение понятий: география, разделы географии. Приводить примеры географических наук. Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). |
На какой Земле мы живём(4 ч.) |
|||
2 |
Как люди открывали Землю
|
Урок введения новых знаний |
Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья. Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте. Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. Обобщение и систематизация знаний. |
3 |
Как люди открывали Землю
|
Урок введения новых знаний |
|
4 |
Российские путешественники |
Урок введения новых знаний |
|
5 |
География сегодня |
Комбинированный урок |
|
Планета Земля (3ч) |
|||
6 |
Мы во Вселенной |
Урок введения новых знаний |
Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель. Знать особенности всех планет Солнечной системы Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры метеориты Уметь называть малые небесные тела. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. Знать на какие группы звёзды делятся и их характер. Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. |
7 |
Движение Земли |
Урок введения новых знаний |
|
8 |
Солнечный свет на Земле |
Комбинированный урок |
|
План и карта (9ч) |
|||
9 |
Ориентирование на местности |
Комбинированный урок |
Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах взаимопомощи при подготовке к ответам. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас. Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки Объяснять значение понятий: географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. Овладение основами картографической грамотности. |
10 |
Земная поверхность на плане и карте |
Комбинированный урок |
|
11 |
Земная поверхность на плане и карте |
Комбинированный урок |
|
12 |
Учимся с «Полярной звездой» |
Комбинированный урок |
|
13 |
Географическая карта |
Урок введения новых знаний |
|
14 |
Градусная сетка |
Урок рефлексии |
|
15 |
Географические координаты |
Урок введения новых знаний |
|
16 |
Географические координаты |
Урок введения новых знаний |
|
17 |
Учимся с «Полярной звездой», Практическая работа «Составление плана местности по описанию» |
Комбинированный урок |
|
17 |
|||
18 |
Земная кора - верхняя часть литосферы |
Урок введения новых знаний |
Объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли Объяснять значение понятий: Ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные ископаемые и их особенности. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений. Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг, часть света. Уметь показывать на карте полушарий все материки. Объяснять значение понятий: материк, остров, часть света. Уметь называть особенности каждого материка. Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник. Уметь показывать на карте полушарий все океаны . Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра. Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду сегодняшнего дня. Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий. Объяснять значение понятия Биосфера Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие. Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки. |
19 |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые |
Урок введения новых знаний |
|
20 |
Движение земной коры |
Комбинированный урок |
|
21 |
Движение земной коры |
Урок введения новых знаний |
|
22 |
Рельеф Земли. Равнины. |
Урок рефлексии |
|
23 |
Рельеф Земли. Горы. |
Комбинированный урок |
|
24 |
Учимся с «Полярной звездой» |
Комбинированный урок |
|
25 |
Литосфера и человек |
Урок введения новых знаний |
|
Гидросфера – водная оболочка Земли (10ч.) |
|||
26 |
Состав и строение гидросферы |
|
|
27 |
Мировой океан |
|
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке письменной работы |
28 |
Мировой океан |
|
|
29 |
Учимся с «Полярной звездой» |
|
|
30 |
Воды Океана |
||
31 |
Реки – артерии Земли |
|
|
32 |
Реки – артерии Земли |
Урок рефлексии |
|
33 |
Озёра и болота |
|
|
34 |
Подземные воды и ледники |
|
|
35 |
Гидросфера и человек |
|
3.Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения урока |
|
планируемая |
фактическая |
|||
1. |
Зачем нам география и как мы будем её изучать |
1 |
04.09 |
|
2. |
Как люди открывали Землю |
1 |
11.09 |
|
3. |
Как люди открывали Землю |
1 |
18.09 |
|
4. |
Российские путешественники |
1 |
25.09 |
|
5 |
География сегодня |
1 |
02.10 |
|
6. |
Мы во Вселенной |
1 |
09.10 |
|
7. |
Движение Земли |
1 |
16.10 |
|
8. |
Солнечный свет на Земле |
1 |
23.10 |
|
9. |
Ориентирование на местности |
1 |
06.11 |
|
10. |
Земная поверхность на плане и карте |
1 |
13.11 |
|
11 |
Земная поверхность на плане и карте |
|
20.11 |
|
12. |
Учимся с «Полярной звездой» |
1 |
27.11 |
|
13 |
Географическая карта |
|
04.12 |
|
14. |
Градусная сетка |
1 |
11.12 |
|
15. |
Географические координаты |
1 |
18.12 |
|
16. |
Географические координаты |
1 |
25.12 |
|
17. |
Учимся с «Полярной звездой» |
1 |
|
|
18. |
Земная кора - верхняя часть литосферы |
1 |
|
|
19. |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые |
1 |
|
|
20. |
Движение земной коры |
1 |
|
|
21. |
Движение земной коры |
1 |
|
|
22. |
Рельеф Земли. Равнины. |
1 |
|
|
23. |
Рельеф Земли. Горы. |
1 |
|
|
24. |
Учимся с «Полярной звездой» |
1 |
|
|
25. |
Литосфера и человек |
1 |
|
|
26. |
Состав и строение гидросферы |
1 |
|
|
27. |
Мировой океан |
1 |
|
|
28. |
Мировой океан |
1 |
|
|
29. |
Учимся с «Полярной звездой» |
1 |
|
|
30. |
Воды Океана |
1 |
|
|
31. |
Реки – артерии Земли |
1 |
|
|
32. |
Реки – артерии Земли |
1 |
|
|
33. |
Озёра и болота |
1 |
|
|
34. |
Подземные воды и ледники |
1 |
|
|
35. |
Гидросфера и человек |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
35 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.