Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
7 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель географии
с. Волочаевка, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География» на 2022 – 2023 учебный год для 7 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом примерной программы по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения)) с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы,
- объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Обоснование выбора программы:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса географии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Изменений в программу не вносилось.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.
Особенности класса – общеобразовательный
Сроки реализации программы – один учебный год.
Рабочая программа по географии для 7 класса на 2022 – 2023 учебный год разработана на основе авторской программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс географии достаточно стабилен, изучение начинается с 5 класса. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс географии 7 класса — курс, формирующий знания о природе материков и океанов. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
|
Количество часов |
Введение
|
4 |
Раздел I. Главные особенности природы Земли. Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. Тема 2. Атмосфера и климаты Земли Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. Тема 4. Географическая оболочка.
|
9 2 3 1 3 |
Раздел II. Океаны и материки Тема 5. Океаны Тема 6. Южные материки. Африка. Тема 7. Австралия и Океания Тема 8. Южная Америка Тема 9. Антарктида. Тема 10. Северная Америка. Тема 11. Евразия
|
50 4 11 4 6 2 8 15 |
Раздел III. Географическая оболочка – наш дом
|
4 |
Резерв |
3 |
ИТОГО |
70 |
Практические работы
Практических работ – 52, из них оценочных – 13. Оценочные практические работы:
1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
2. Определение географических координат крайних точек, протяженности
материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
3. Обучение определению географического положения материка.
4. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений
полезных ископаемых.
5. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и
Африки.
8. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности
одной из стран материка (по выбору).
9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном
климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и
хозяйственной деятельности населения.
10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с
определением особенностей природы, населения, его хозяйственной
деятельности (по линии следования).
11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение
типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических
условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной
Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени
их антропогенного изменения.
13. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран
Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Предметные результаты обучения
Учащийся научится:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.
VII КЛАСС (68 ч,2 ч в неделю)
Введение (4 часа)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека.
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте.
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- предмет изучения географии. Части света. Карты материков.
- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;
- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
- читать и анализировать географические карты;
- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;
- называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.
РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ
(9 часов)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфера и рельеф Земли, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы (А. Вегенер, глобальная тектоника литосферных плит и другие современные теории). Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Различие форм рельефа по величине и происхождению. Внутренние и внешние рельефообразующие процессы. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)
Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- климатообразующие факторы, типы климатических поясов.
- объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы
(1 час)
Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в Океане. Льды.
Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Перераспределение тепла и влаги между сушей и океанами.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.
- описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.
Тема 4. Географическая оболочка (3 часа)
Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, группировка их по различным признакам.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.
- анализировать карту природных зон;
- показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы.
РАЗДЕЛ II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (51 час)
Тема 5. Океаны (4 часа)
Тихий, Индийский, Атлантический, Северный ледовитый океаны. Краткая история исследования каждого из океанов. Географическое положение. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.
- показывать океаны и их части на карте.
Тема 6. Африка и южные материки (11 часов)
История исследования материка. Географическое положение размеры, очертания и омывающие континент океаны.
Природа. Особенности природы, преобладание равнин; гор, нагорья.
Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояс и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость с рельефа и климата. Природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материк Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (страны: Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Конго), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Путешествие по крупным регионам материка. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона; их географическое положение, планировка, внешний облик.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;
- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;
- особенности климата материка;
- основные речные системы, озера материка;
- особенности природных зон материка;
- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;
- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;
- показывать внутренние воды на карте;
- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;
- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.
Тема 7. Австралия и Океания (4 часа)
История открытия и исследования Австралии. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии, его состав, размещение. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупные города, их географическое положение, планировка и внешний облик.
Океания. Из истории открытия и исследования Океании. Географическое положение. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы;
- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Австралии;
- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;
- особенности природы, населения Океании.
- определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии;
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте;
- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.
Тема 8. Южная Америка (6 часов)
История открытия и исследования материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.
Природа. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андийская область. Страны Латинской Америки.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран, их географическое положение, окружающий ландшафт, внешний облик.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;
- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;
- особенности климата материка; основные речные системы, озера материка;
- особенности природных зон материка;
- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;
- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы;
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте;
- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;
- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.
Тема 9. Антарктида (2 часа)
Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике. Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;
- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды; особенности климата материка;
- определять географическое положение материка, оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;
Тема 10. Северная Америка (8 часов)
Открытие и исследование материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.
Природа. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Крупные регионы континента: северная и средняя часть материка; Средняя Америка и острова Карибского моря.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Разнообразие природы стран континента, население и его хозяйственная деятельность, особенности материальной и духовной культуры народов изучаемых стран. Крупные города, столицы, их географическое положение, планировка, внешний облик.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- приемы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы;
- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки;
- особенности климата Северной Америки;
- основные речные системы, озера материка;
- особенности природных зон материка;
- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту; состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
- определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Северной Америки;
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;
- показывать внутренние воды на карте;
- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;
- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.
Тема 11. Евразия (15 часов)
Отечественные имена на карте Евразии. Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии, малые народы. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение, планировка, внешний облик.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Беларусь, Молдова.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.).
Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия: Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия: Китай, Япония.
Южная Азия: Индия.
Юго-Восточная Азия: Индонезия.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы;
- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии;
- особенности климата Евразии;
- основные речные системы, озера Евразии;
- особенности природных зон Евразии;
- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Евразии;
- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
- определять географическое положение Евразии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Евразии;
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;
- показывать внутренние воды на карте;
- объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка;
- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.
РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА — НАШ ДОМ
(4 часа)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. А. А. Григорьев — создатель учения о географической оболочке. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Закономерности развития географической оболочки. А. Л. Чижевский о зависимости развития природы от циклов активности Солнца.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география: превращение описательной науки в преобразовательную. Роль географии в рациональном использовании природы.
Новейшие методы (в том числе космические) исследования природы на Земле и за ее пределами.
В результате изучения темы ученик научится:
Знать:
- этапы развития географической оболочки;
- как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.
- называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами;
- объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу.
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для учащихся:
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М.: Дрофа.
Основная литература для учителя:
1. Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (6 – 7 классы) из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2007; страница 69.
2. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
4. География. 7 кл.: Атлас. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011.
5. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт: 7 кл. /
В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература:
1. Коринская В.А. География материков и океанов / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М.:Дрофа, 2007.
2. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
3. Крылова О.В. География: материки и океаны: 7 кл. - М.: Просвещение, 2006.
4. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии: 7 кл. - М.: Дрофа, 2009.
5. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое nocoбие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 20
6. Интернет-ресурсы.
Методическая литература
1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-М.: «ВАКО», 2005
2. Нагорная И.И. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенёва.- Волгоград: Учитель, 2003
3. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
4. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
5. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
6. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
7. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М: Глобус, 2008.
Интернет – ресурсы:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru
· http: //www.gao.spb.ru/Russian · http: //www.fmm.ru · http: //www.mchs.gov.ru · http: //www.national-geographic.ru · http: //www.nature.com · http: //www.ocean.ru · http: //www.pogoda.ru · http: //www.sgm.ru/rus · http: //www.unknowplanet.ru |
· http: //www.weather.com
· http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
· http://geographer.ru – Географический портал.
· http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
· http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ. 7 КЛАСС
№ п/п |
ТЕМА УРОКА |
Кол-во часов |
Примечание |
ВВЕДЕНИЕ. 4 ЧАСА |
|||
1. |
Что изучает география материков и океанов |
1 |
|
2. |
Как люди открывали и изучали Землю? |
1 |
|
3. |
Карты материков и океанов |
1 |
|
4. |
Решение задач по карте. П/Р № 1 «Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек» |
1 |
|
РАЗДЕЛ 1. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ. 9 ЧАСОВ |
|||
ТЕМА 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ. 2 ЧАСА |
|||
5. |
Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа |
1 |
|
6. |
Особенности рельефа Земли |
1 |
|
ТЕМА 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ. 3 ЧАСА |
|||
7. |
Распределение температуры воздуха и осадков |
1 |
|
8. |
Воздушные массы и господствующие ветры |
1 |
|
9. |
Климатические пояса |
1 |
|
ТЕМА 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН – ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ. 1 ЧАС |
|||
10. |
Гидросфера |
1 |
|
ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА. 3 ЧАСА |
|||
11. |
Биосфера. Географическая оболочка |
1 |
|
12. |
Освоение Земли человеком. Страны мира |
1 |
|
13. |
Обобщающий урок по теме «Главные особенности природы Земли» |
1
|
|
РАЗДЕЛ 2. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ. 50 ЧАСОВ.
|
|||
ТЕМА 5. ОКЕАНЫ. 4 ЧАСА |
|||
14. |
Тихий океан |
1 |
|
15. |
Атлантический океан |
1 |
|
16. |
Индийский океан |
1 |
|
17. |
Северный Ледовитый океан |
1 |
|
ТЕМА 6. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ. АФРИКА. 11 ЧАСОВ |
|||
18. |
Африка. Географическое положение и история исследования. П/Р № 2 «Определение крайних точек, их координат, протяжённости материка в градусной мере и километрах» |
1 |
|
19. |
Особенности форм рельефа Африки. П/Р № 3 «Обучение определению ГП материка» |
1 |
|
20. |
Климат Африки. П/Р № 4 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых» |
1 |
|
21. |
Внутренние воды |
1 |
|
22. |
Природные зоны |
1 |
|
23. |
Население Африки |
1 |
|
24. |
Страны Северной Африки |
1 |
|
25. |
Центральная и Западная Африка |
1 |
|
26. |
Восточная Африка |
1 |
|
27. |
Южная Африка |
1 |
|
28. |
Обобщающий урок по теме «Африка» |
1 |
|
ТЕМА 7. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ. 4 ЧАСА |
|||
29. |
Австралия, её географическое положение и история исследования. П/Р № 5 «Сравнение ГП Африки и Австралии» |
1 |
|
30. |
Особенности компонентов природы Австралии |
1 |
|
31. |
Население Австралии |
1 |
|
32. |
Океания |
1 |
|
Тема 8. Южная Америка. 6 часов |
|||
33. |
Южная Америка, географическое положение и история исследования |
1 |
|
34. |
Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых. П/Р № 6 «Определение черт сходства и различия рельефа Африки и Южной Америки» |
1 |
|
35. |
Особенности климата. Внутренние воды, их зависимость от рельефа |
1 |
|
36. |
Природные зоны Южной Америки. П/Р № 7 «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки» |
1 |
|
37. |
Население Южной Америки. П/Р № 8 «Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка» |
1 |
|
38. |
Страны Южной Америки |
1 |
|
ТЕМА 9. АНТАРКТИДА. 2 ЧАСА |
|||
39. |
Полярные области. Антарктида: особенности географического положения и история исследования |
1 |
|
40. |
Природа Антарктиды |
1 |
|
Тема 10. Северные материки. Северная Америка. 8 часов |
|||
41. |
Северная Америка, географическое положение и история исследования |
1 |
|
42. |
Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых |
1 |
|
43. |
Климат Северной Америки. П/Р № 9 «Сравнение климата отдельных частей материка» |
1 |
|
44. |
Внутренние воды Северной Америки |
1 |
|
45. |
Природные зоны Северной Америки |
1 |
|
46. |
Население и страны (США, Канада) |
1 |
|
47. |
Страны Латинской Америки. П/Р № 10 «Составление описания природы путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности» |
1 |
|
48. |
Обобщающий урок по теме «Северная Америка» |
1 |
|
ТЕМА 11. ЕВРАЗИЯ. 15 ЧАСОВ |
|||
49. |
Географическое положение и история открытия Евразии |
1 |
|
50. |
Современный рельеф и полезные ископаемые |
1 |
|
51. |
Климат Евразии. П/Р № 11 «Сравнение климата Евразии и Северной Америки, определение типов климата Евразии по климатограммам» |
1 |
|
52. |
Крупнейшие речные системы и озёра |
1 |
|
53. |
Природные зоны |
1 |
|
54. |
Высотная поясность. П/Р № 12 «Сравнение природных зон по 400 с.ш. в Евразии и Северной Америке» |
1 |
|
55. |
Население и страны |
1 |
|
56. |
Северная и Западная Европа |
1 |
|
57. |
Восточная Европа |
1 |
|
58. |
Южная Европа |
1 |
|
59. |
Зарубежная Азия (Юго-Западная и Центральная) |
1 |
|
60. |
Восточная Азия (Япония, Китай) |
1 |
|
61. |
Страны Южной и Юго-Восточной Азии |
|
|
62. |
Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия) П/Р № 13 «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Азии» |
|
|
63. |
Итоговый урок по теме «Евразия» |
1 |
|
64. |
Обобщение знаний по теме «Океаны и материки» |
1 |
|
РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ. 4 ЧАСА
|
|||
65. |
Закономерности развития географической оболочки |
1 |
|
66. |
Взаимодействие природы и общества |
1 |
|
67. |
Итоговое занятие |
1 |
|
68 – 70. |
Резерв |
3 |
|
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.
Название практической работы
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
№ 1 «Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек» |
Урок № 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ 2 «Определение крайних точек, их координат, протяжённости материка в градусной мере и километрах» |
|
Урок № 18 |
|
|
|
|
|
|
|
№ 3 «Обучение определению ГП материка» |
|
|
Урок № 19 |
|
|
|
|
|
|
№ 4 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых» |
|
|
Урок № 20 |
|
|
|
|
|
|
№ 5 «Сравнение ГП Африки и Австралии» |
|
|
|
Урок № 29 |
|
|
|
|
|
№ 6 «Определение черт сходства и различия рельефа Африки и Южной Америки» |
|
|
|
|
Урок № 34 |
|
|
|
|
№ 7 «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки» |
|
|
|
|
Урок № 36 |
|
|
|
|
№ 8 «Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка» |
|
|
|
|
|
Урок № 37 |
|
|
|
№ 9 «Сравнение климата отдельных частей материка» |
|
|
|
|
|
Урок № 43 |
|
|
|
№ 10 «Составление описания природы путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 47 |
|
|
№ 11 «Сравнение климата Евразии и Северной Америки, определение типов климата Евразии по климатограммам» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 51 |
|
|
№ 12 «Сравнение природных зон по 400 с.ш. в Евразии и Северной Америке» |
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 54 |
|
№ 13 «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Азии» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 62 |
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет география для 7 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 7 класса составляет 35 недель. В учебном плане на предмет географии в 7 классе отведено 2 часа в неделю. Итого 70 часов. Из них:
ü практических работ – 13;
ü контрольно-обобщающих уроков –4;
ü резерв – 3.
Итого на изучение нового материала – 50 часов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.