УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ пос. МИС
____________________ Жало М.С.
_______________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. МИС
Рабочая программа по географии
8 класс
Составитель:
учитель географии
Мачука Л. М.
2021-2022 учебный год.
Рабочая программа полностью соответствует ФГОС и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, изд-во М. Просвещение, 2019 г.
Предмет «География. 8 класс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения - 68 ч. (2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России, и ее отдельных регионов;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-использовать знания об особенностях компонентов природы России, и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
-приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
-давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
-давать характеристику климата своей области
-показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
-оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
-обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Метапредметные:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания
4) умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
5) формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ; 6) умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 7) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
8) умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования; 9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности
Личностные:
У обучающихся сформируются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
У обучающихся будут сформированы:
1 )социальные нормы и правила поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления; 2) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. Введение. Россия в мире.(10 ч). Мы и наша страна на карте мира. Государственная граница России. Наша страна на карте часовых поясов. Как ориентироваться по карте России. Формирование территории России. Наше национальное богатство и наследие.
Раздел 2. Мы -россияне. (7ч). Численность населения. Воспроизводство населения. Наш «демографический портрет». Мозаика народов. Размещение населения. Города и сельские поселения. Урбанизация. Миграции населения. Россияне на рынке труда.
Раздел 3. Природа России. (24 ч). История развития земной коры. Рельеф: тектоническая основа. Рельеф: скульптура поверхности. Ресурсы земной коры. Полезные ископаемые России. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Зима и лето в нашей северной стране. Климатические условия России. Как мы живем и работаем в нашем климате. Наши моря. Наши реки. Где спрятана вода? Водные дороги и перекрестки. Преобразование рек ( строительство ГЭС). Почва -особое природное тело.
Раздел 4. Хозяйство России. (27 ч). Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные и безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность. Природные зоны для жизни и деятельности человека.. Развитие хозяйства. Особенности экономики России. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Электроэнергетика. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Транспортная инфраструктура. Социальная инфраструктура. Информационная инфраструктура.
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Из них количество к/р, пр/р, т/р |
1. |
Раздел 1. Введение. Россия в мире. |
10 |
к/р-1,п/р-1 |
2. |
Раздел 2. Мы -россияне. |
7 |
к/р-1,п/р-1 |
3. |
Раздел 3. Природа России. |
24 |
к/р-1,п/р-1 |
4. |
Раздел 4. Хозяйство России. |
27 |
к/р-1,п/р-1 |
|
Всего |
68 |
к/р-4, пр/р-4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
Раздел 1. Введение. Россия в мире (10ч)
|
||||
1 |
Мы и наша страна на карте мира. |
|
|
|
2 |
Государственная граница России |
|
|
|
3 |
Наша страна на карте часовых поясов. |
|
|
|
4 |
Ориентирование по карте России. |
|
|
|
5 |
Ориентирование по карте России.
|
|
|
|
6 |
Формирование территории России. Практическая работа №1 по теме: «Геополитическое положение России» |
|
|
|
7 |
Наше национальное богатство и наследие.
|
|
|
|
8 |
Наше национальное богатство и наследие.
|
|
|
|
9 |
Наше национальное богатство и наследие.
|
|
|
|
10 |
Наше национальное богатство и наследие. Контрольное тестирование №1 по теме: «Геополитическое положение России»
|
01.10 |
|
|
Раздел 2. Мы - россияне (7ч) |
||||
11 |
Численность населения. Воспроизводство населения. Наш «демографический портрет». |
|
|
|
12 |
Мозаика народов. |
|
|
|
13 |
Размещение населения. |
|
|
|
14 |
Города и сельские поселения. Урбанизация. |
|
|
|
15 |
Миграции населения. |
|
|
|
16 |
Россияне на рынке труда. Практическая работа №2 «Население России» |
|
|
|
17 |
Россияне на рынке труда.
|
|
. |
|
Раздел 3. Природа России (24 ч) |
||||
18 |
История развития земной коры. |
|
|
|
19 |
Рельеф: тектоническая основа. |
|
|
|
20 |
Рельеф: скульптура поверхности. |
|
|
|
21 |
Ресурсы земной коры. |
|
|
|
22 |
Полезные ископаемые России. |
|
|
|
23 |
Солнечная радиация. |
|
|
|
24 |
Атмосферная циркуляция. |
|
. |
|
25 |
Зима и лето в нашей северной стране. |
|
|
|
26 |
Климатические условия России. |
|
|
|
27 |
Как мы живем и работаем в нашем климате. |
|
|
|
28 |
Наши моря. |
|
|
|
29 |
Наши реки. |
|
|
|
30 |
Где спрятана вода? |
|
|
|
31 |
Водные дороги и перекрестки. |
|
|
|
32 |
Преобразование рек (строительство ГЭС). |
|
|
|
33 |
Почва - особое природное тело. |
|
|
|
34 |
Почва - особое природное тело. |
|
|
|
35 |
Северные безлесные зоны. |
|
|
|
36 |
Лесные зоны. |
|
|
|
37 |
Степи и лесостепи. |
|
|
|
38 |
Южные и безлесные зоны. |
|
|
|
39 |
Субтропики. Высотная поясность. |
|
|
|
40 |
Природные зоны для жизни и деятельности человека. Практическая работа №3 по теме «Природа России» |
|
|
|
41 |
Природные зоны для жизни и деятельности человека. Контрольное тестирование №3 по теме: «Природа России» |
|
|
|
Раздел 4. Хозяйство России. ( 27 ч) |
||||
42 |
Развитие хозяйства. |
|
|
|
43 |
Развитие хозяйства. |
|
|
|
44 |
Особенности экономики России. |
|
|
|
45 |
Особенности экономики России. |
|
|
|
46 |
Топливно-энергетический комплекс. |
|
|
|
47 |
Угольная промышленность. |
|
|
|
48 |
Нефтяная промышленность. |
|
|
|
49 |
Газовая промышленность. |
|
|
|
50 |
Электроэнергетика. |
|
|
|
51 |
Электроэнергетика. |
|
|
|
52 |
Черная металлургия |
|
|
|
53 |
Черная металлургия |
|
|
|
54 |
Цветная металлургия |
|
|
|
55 |
Машиностроение. |
|
|
|
56 |
Химическая промышленность. |
|
|
|
57 |
Лесопромышленный комплекс. |
|
|
|
58 |
Сельское хозяйство. Растениеводство. |
|
|
|
59 |
Сельское хозяйство. Животноводство. |
|
|
|
60 |
Сельское хозяйство. |
|
|
|
61 |
Пищевая промышленность. |
|
|
|
62 |
Легкая промышленность. |
|
|
|
63 |
Транспортная инфраструктура. |
|
|
|
64 |
Транспортная инфраструктура. |
|
|
|
65 |
Транспортная инфраструктура. Практическая работа №4 по теме: «Хозяйство России» |
|
|
|
66 |
Социальная инфраструктура. Контрольное тестирование№4 по теме: «Хозяйство России» |
|
|
|
67 |
Социальная инфраструктура. |
|
|
|
68 |
Хозяйство России. |
|
|
|
Согласовано.
Протокол педагогического совета № 6
от 30 августа 2021 г.
Согласовано.
Заместитель директора по УВР __________________ В.А. Кудрявцева
30 августа 2021 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.