Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативно правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа.
Данная рабочая учебная программа составлена для 8 – 9 класса на основании: программы федерального компонента образовательного стандарта по географии 2004 года, и на основе авторской программы для основного общего образования по географии «Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии.6-9классы. Базовый уровень». Авторы: Душина И.И., Дронов В. П , Алексеев А. И.
Структура примерной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути. Представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Примерная программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования. С одной стороны, его стандартизации с другой, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, раскрывая творческую инициативу учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Общая характеристика учебного предмета Курс «География хозяйства России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География хозяйства России» изучается после курса «География природы России» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Данный курс с одной стороны опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География хозяйства России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Структура примерной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути. Представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Примерная программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования. С одной стороны, его стандартизации с другой, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, раскрывая творческую инициативу учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Цели и задачи.
Общее
образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими
компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового
выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. Это
предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной
личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе,
ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью обучения в МОУ «ПСОШ» является создание условий для
становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной
личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и
социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к
окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру,
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни. Сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Основные задачи программы:.
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с физическими явлениями, процессами происходящими на территории России, логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
научить находить причинно- следственные связи в природе. явлениях;
Формы организации образовательного процесса применяются следующие типы уроков:
Технологии обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Практическая направленность обучения - основной путь формирования ключевых компетенций школьников географии. Рабочая программа предлагает вариант реализации принципа практической направленности обучения в курсе географии (основная школа).
Методы и формы обучения
определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся,
развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт
и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное
моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита
проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход,
применение здоровьесберегающих. технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки
усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и
навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки
обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки
знаний, умений и навыков учащихся;
Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.
Видами и формами контроля при обучении информатики являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, устного опроса, тестирования, выполнения практических работ на контурной карте; промежуточный и итоговый контроль в форме контрольной, тестирования в формате ЕГЭ и ГИА и др.Итоговая оценка по географии происходит в результате суммирования выставленных оценок текущих и контрольных работ. Итоговая оценка за четверть, не выше чем на 1 бал за контрольную работу. Традиционная форма оценки успехов учащихся — контрольная работа. Она объективнее оценивает знание, умение и навыки, показывает, кто на что способен. Однако она объемна, требует целого урока, а для учителя вдобавок к подготовке — утомительной проверки: ведь готовых ответов, как при проверке тестов, у учителя нет.Между тем знания учащихся необходимо контролировать постоянно, из урока в урок и «держат» дисциплину.
Для эффективного решения этих двух задач и существует метод географических диктантов (ГД).
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В 8 и 9 классах по 70 часов. Из расчёта 2 учебных часа в неделю(140 часов) Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования.
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Используемый УМК.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ => Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования => География.Завершенная предметная линия | Серия: Линия, реализующая новый комплексно-страноведческий подход к преподаванию географии |Учебник: В.П. Дронов, ИИ. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География хозяйства России Москва Дрофа, 2010 год издания .1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2013.Контурные карты для 8 класса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема (раздел учебника) |
Содержание учебного |
Всего часов |
Теория |
Практика
|
К/р |
1. |
Введение. |
Актуализация знаний, мотивация обучения на новый учебный год. |
1 |
|
|
|
2. |
Россия на карте мира |
Географическое положение России (экономическое, транспортное, геополитическое, этнокультурное, эколого- географическое положение России). |
5 |
|
1 |
|
3. |
Границы и административно-территориальное устройство России |
Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России. |
7 |
|
2 |
|
4. |
Природа России. |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Внутрненние воды и водные ресурсы России. Почвы и почвенные ресурсы России. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. .Природное районирование.
|
31 |
|
5 |
5 |
5. |
Население России. |
Численность населения России, продолжительность жизни, городское и сельское население; языковой и религиозный состав; труд и безработица |
8 |
|
|
1 |
6. |
Хозяйство России |
Характеристика первичного и вторичного секторов экономики России. |
18 |
|
|
1 |
Количество практических работ в 8 классе -8.
№ практической работы , название. |
По плану |
Пр.Р.№1. «Г.П.России». |
1 четверть |
Пр.р.№2. «Морские порты России». |
|
Пр.р.№3.«Административно территориальное устройство России» Обозначить на к. к. все республики. Автономные округа и автономные области, и их столицы входящие в состав Р.Ф. |
|
Пр.р.№4. «Строение З.К. России». |
|
Пр.р.№5. «Главные формы рельефа России». |
|
Практикум. Пр.р.№5. «Типы климата». |
2 четверть |
Пр.р.№6. « Главные речные системы России». |
|
Пр.р.№7. «Озёра». |
|
Пр.р. №8. «Города миллионеры». |
3четверть. |
Содержание образовательной программы.
1.Введение. (1час)
Актуализация знаний, мотивация обучения на новый учебный год.
2. Россия на карте мира (5часов)
Географическое положение России (экономическое, транспортное, геополитическое, этнокультурное, эколого- географическое положение России).
3. Границы и административно-территориальное устройство России. (7 часов)
Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России.
4. Природа России. (31 часов)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Внутрненние воды и водные ресурсы России. Почвы и почвенные ресурсы России.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы..Природное районирование.
5.Население России.(8часов)
Численность населения России, продолжительность жизни, городское и сельское население; языковой и религиозный состав; труд и безработица.
6.Хозяйство России (18часов)
Характеристика первичного и вторичного секторов экономики России.
КОНТРОЛЬ уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№ |
Тема |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
по плану |
фактич. |
|||
1 |
Геологическое строение Земли. |
контрольная работа |
|
|
2 |
Климатические ресурсы России. |
контрольная работа |
|
|
3 |
Внутрненние воды и водные ресурсы России.
|
контрольная работа |
|
|
4 |
Почвы и почвенные ресурсы России.
|
контрольная работа |
|
|
5 |
Природное районирование.
|
контрольная работа |
|
|
6 |
Население России. |
контрольная работа |
|
|
7 |
Хозяйство России. |
контрольная работа |
|
|
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (результаты обучения)
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
· географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
· географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
· специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
· природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
· определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
· применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-методическое обеспечение.
Для учителя |
Для учащихся |
В.П. Дронов,
|
В.П. Дронов, 1. И.И. Баринова, В.Я.Ром. А.А. Лобжанидзе «География России. Природа.Население.Хозяйство» 8-9 классы. Дрофа Москва-2005. |
2. Библиотека « Первого сентября». |
|
3. Библиотека школьника. В.И. Евдокимов. География полный курс в географических диктантах. «Московский лицей». Москва-2004. |
|
4. В.А. Низовцев, Н.А.Марченко «Школьные олимпиады. География» 6-10 классы. Москва. Айрис-пресс.2006. |
|
5. Журналы «География в школе» |
|
6. Газета « География первое сентября» |
|
7. Журналы «ГЕО» |
|
8. Журналы «Вокруг света» |
|
Календарно-тематический план для 8 классов.
№ урока |
Количество часов |
Тема урока. № параграфа. |
Тип урока |
Содержание урока |
Виды и формы контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
||||||||
По плану |
Фактически |
|
||||||||||||||
1. |
1 |
Введение. Что изучает в 8 классе география России. |
Актуализация знаний. |
|
Фронтальный опрос |
|
|
|
|
|||||||
1 часть. Россия на карте мира(5 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Тема 1.Географическое положение России. |
|
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
|
|
|
|
|
|
|||||||
2. |
1 |
1.1.№1.Географическое положение как зеркало России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Фронтальный опрос |
1 |
|
|
|
||||||||
3. |
1 |
1.2.№2.Особенности географического положения России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный опрос |
2 |
|
|
|
||||||||
4. |
1 |
Практическая работа "Географическое положение России" |
Урок практикум. |
Проверка к/к |
|
|
|
|
||||||||
5. |
1 |
1.3.№3.Экономико - и транспортно-географическое положение России. |
Изучение нового материала. |
Письменный опрос. |
3 |
|
|
|
||||||||
6. |
1 |
1.4.№4. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный опрос. |
4 |
|
|
|
||||||||
|
|
|||||||||||||||
7. |
1 |
1.5. №5.Государственная территория России. |
Изучение нового материала. |
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
|
Устный опрос. |
5 |
|
|
|
|||||||
8. |
1 |
1.6.№6.Обширные Российские пространства: вопросы и проблемы. |
|
Фронтальный опрос |
6 |
|
|
|
||||||||
9. |
1 |
1.7.№7.Государственные границы России. Типы и виды российских границ. |
Изучение нового материала. |
Зачёт |
7 |
|
|
|
||||||||
10. |
1 |
1.8.№8.Сухопутные и морские границы России. |
Практикум. Пр.р.№2. «Морские порты России». |
Проверка к/к |
8 |
|
|
|
||||||||
11. |
1 |
1.9.№9.Россия на карте часовых поясов. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный вопрос. Решение задач. |
9 |
|
|
|
||||||||
12. |
1 |
1.10.№10.Этапы и методы географического изучения территории. |
Семинар. |
Фронтальный опрос. |
10 |
|
|
|
||||||||
13. |
1 |
1.11.№11.Особенности административно-территориального устройства России. |
Практикум.Пр.р.№3. «Административно территориальное устройство России» Обозначить на к.к. все республики. Автономные округа и автономные области,и их столицы входящие в состав Р.Ф. |
Проверка к/к |
11 |
|
|
|
||||||||
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.(5 часов) |
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
|
|
|
|
|
|
||||||||||
14. |
1 |
2.1№12. Геологическая история и геологическое строение территории России. |
Комбинированный. Пр.р.№. «Строение З.К. России». |
Проверка к/к |
12 |
|
|
|
||||||||
15. |
1 |
2.2.№13.Рельеф России. |
Практикум. Пр.р.№4. «Главные формы рельефа России». |
Проверка к/к |
13 |
|
|
|
||||||||
16. |
1 |
2.3.№14.Как и почему изменяется рельеф России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный опрос. |
14 |
|
|
|
||||||||
17. |
1 |
2.4.№15.Стихийные природные явления в литосфере. |
Семинар. |
Подготовка выступлений |
15 |
|
|
|
||||||||
18. |
1 |
2.5.№16.Человек и литосфера. |
Обобщающий. К.р. №1 «Рельеф и г.п.России» |
Письменный. |
16 |
|
|
|
||||||||
19 |
1 |
Контрольная работа по теме Геологическое строение Земли |
Обобщение знаний |
Выполнение контрольной работы по вариантам |
письменный |
16 |
|
|
|
|||||||
Тема 4. Климат и климатические ресурсы(.5 часов) |
|
|||||||||||||||
20. |
1 |
2.6.№17.Факторы, определяющие климат России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
|
Фронтальный. |
17 |
|
|
|
|||||||
21. |
1 |
2.7..№18. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный опрос. |
18 |
|
|
|
||||||||
22. |
1 |
2.8..№19. Сезонность климата. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный опрос |
19 |
|
|
|
||||||||
23. |
1 |
2.9..№20. Типы климатов России. |
Практикум. Пр.р.№5. «Типы климата». |
Проверка к/к |
20 |
|
|
|
||||||||
24. |
1 |
2.10..№21. Комфортность климатических условий. |
Семинар. |
Выступления учащихся |
21 |
|
|
|
||||||||
25 |
1 |
2.11. №22.Климат и человек. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
письменный |
22 |
|
|
|
||||||||
26 |
1 |
Контрольная работа по теме "Климат России" |
Обобщающий.
|
Выполнение контрольной работы по вариантам |
письменный |
22 |
|
|
|
|||||||
Тема 5.Внутрненние воды и водные ресурсы. |
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности |
|
|
|
|
|
||||||||||
27 |
1 |
2.12..№23. Разнообразие внутренних вод России. Реки. |
Комбинированный.Пр.р.№6. « Главные речные системы России». |
Проверка к/к |
23 |
|
|
|
||||||||
28 |
1 |
2.13. №24.Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. |
Комбинированный.Пр.р.№7. «Озёра». |
Проверка к/к |
24 |
|
|
|
||||||||
29 |
1 |
2.14.№25. Водные ресурсы и человек. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Фронтальный опрос |
25 |
|
|
|
||||||||
30 |
1 |
Контрольная работа по теме " Внутренние воды и водные ресурсы. |
Обобщающий.
|
Выполнение контрольной работы по вариантам |
письменный |
25 |
|
|
|
|||||||
Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы.(3 часа) |
|
|||||||||||||||
31 |
1 |
2.15.№26. Образование почв и их разнообразие. |
Изучение нового материала. |
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности |
Устный опрос |
26 |
|
|
|
|||||||
32 |
1 |
2.16.№27. Закономерности распространения почв. |
Изучение нового материала. |
Устный опрос. |
27 |
. |
|
|
||||||||
33 |
1 |
2.17.№28.Почвенные ресурсы России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный опрос |
28 |
|
|
|
||||||||
34 |
1 |
Контрольная работа по теме Почвы и почвенные ресурсы |
Обобщающий.
|
Выполнение контрольной работы по вариантам |
письменный |
28 |
|
|
|
|||||||
Тема 7.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(2 часа) |
|
|
|
|||||||||||||
35 |
1 |
2.18.№29. Растительный и животный мир России. |
Семинар. |
Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
|
Фронтальный опрос |
29 |
|
|
|
|||||||
36 |
1 |
2.19.№30.Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. |
Семинар. |
Выступления . |
30 |
|
|
|
||||||||
Тема 8.Природное районирование.(8 часов) |
|
|||||||||||||||
37 |
1 |
2.20. №31. Разнообразие природных комплексов. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
|
Устный опрос |
31 |
|
|
|
|||||||
38 |
1 |
2.21.№32.Природно-хозяйственные зоны России. Природные зоны Тамбовской области. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Устный опрос |
32 |
|
|
|
||||||||
39 |
1 |
2.22.№33.Арктические пустыни, тундра и лесотундра. |
Изучение нового материала. |
Устный опрос |
33 |
|
|
|
||||||||
40 |
1 |
2.23.№34.Леса. |
Изучение нового материала |
Устный опрос |
34 |
|
|
|
||||||||
41 |
1 |
2.24.№35.Лесостепи, степи и полупустыни. |
Изучение нового материала. |
Устный опрос |
35 |
|
|
|
||||||||
42 |
1 |
2.25.№36.Высотная поясность. |
Изучение нового материала. |
Устный опрос |
36 |
|
|
|
||||||||
43 |
1 |
2.26.№37.Особо-охраняемые природные территории. |
Семинар. |
Устный опрос |
37 |
|
|
|
||||||||
44 |
1 |
Контрольная работа по теме Природное районирование |
Обобщающий. |
Выполнение контрольной работы по вариантам |
Письменный. |
37 |
|
|
|
|||||||
Часть 3.Население России(8часов). |
|
|
|
|
|
|||||||||||
45 |
1 |
3.1.№38.Численность населения России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. |
Фронтальный. |
38 |
|
|
|
|||||||
46 |
1 |
3.2.№39.Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. |
Фронтальный. Географический диктант. |
39 |
|
|
|
|||||||
.47 |
1 |
3.3.№40.Этнический, языковой и религиозный состав населения. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. |
Устный опрос. |
40 |
|
|
|
|||||||
48 |
1 |
3.4.№41.Городское и сельское население. |
Комбинированный.Пр.р. №8. «Города миллионеры». |
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. |
Проверка к/к |
41 |
|
|
|
|||||||
49 |
1 |
3.5.№42.Размещение населения России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Основная полоса расселения. |
Устный опрос |
42 |
|
|
|
|||||||
50 |
1 |
3.6.№43.Миграции населения в России. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. |
|
43 |
|
|
|
|||||||
51 |
1 |
3.7.№44.Люди и труд. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. |
Устный опрос |
44 |
|
|
|
|||||||
52 |
1 |
Контрольная работа по теме Население России |
обобщающий |
Выполнение контрольной работы по вариантам |
письменный |
44 |
|
|
|
|||||||
Часть 4. Хозяйство России(11 часов). |
|
|
|
|
|
|||||||||||
53 |
1 |
4.1.№45. Что такое хозяйство. |
Изучение нового материала. |
Дать определение ключевому понятию. Познакомиться с хозяйством России. |
Устный опрос |
45 |
|
|
|
|||||||
54 |
1 |
4.2.№46.Как география изучает хозяйство. |
Изучение нового материала . |
Выяснить как география изучает хозяйство. |
Устный опрос |
46 |
|
|
|
|||||||
Тема 9.Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу.
|
|
|||||||||||||||
55 |
1 |
4.3.№47.Состав первичного сектора экономики. |
Изучение нового материала. |
Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. |
Устный опрос |
47 |
|
|
|
|||||||
56 |
1 |
4.4.№48. Природно-ресурсный потенциал России. |
Изучение нового материала |
Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
|
Устный опрос |
48 |
|
|
|
|||||||
57 |
1 |
4.5.№49. Богата ли Россия Ресурсами. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
|
Устный опрос |
49 |
|
|
|
|||||||
58 |
1 |
4.6.№50.Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства Тамбовской области. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. |
Устный опрос |
50 |
|
|
|
|||||||
59 |
1 |
4.7.№51.Земледелие. Земледелие Тамбовской области. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
|
Фронтальный |
51 |
|
|
|
|||||||
60 |
1 |
4.8.№52.Животноводство. Отросли животноводства Тамбовской области. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
|
Фронтальный |
52 |
|
|
|
|||||||
61 |
1 |
4.9.№53.Лесное хозяйство. Охота. Лесное хозяйство Тамбовской области. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла |
Фронтальный |
53 |
|
|
|
|||||||
62 |
1 |
4.10.№54.Рыбное хозяйство. Рыбное хозяйство Тамбовской области. |
Изучение нового материала с элементами беседы. |
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
|
Фронтальный |
54 |
|
|
|
|||||||
63 |
1 |
4.11.№55.Географический фактор в развитии общества. |
Актуализации знаний. |
|
Фронтальный |
55 |
|
|
|
|||||||
64 |
1 |
Контрольная работа по теме Хозяйство России |
Обобщающий. |
Выполнение контрольной работы по вариантам |
Письменный. |
Подготовиться к семинару |
|
|
|
|||||||
65 |
1 |
Семинар по теме «Первичный сектор экономики» |
Обобщение знаний |
Выступление с докладами по теме |
|
Подготовиться к семинару |
|
|
|
|||||||
66 |
1 |
Семинар по теме «Население России» |
Обобщение знаний |
Выступление с докладами по теме |
|
Подготовиться к семинару |
|
|
|
|||||||
67 |
1 |
Семинар по теме "Как развито хозяйство Тамбовской области" |
Обобщение знаний |
Выступление с докладами по теме |
|
Подготовиться к семинару |
|
|
|
|||||||
68 |
1 |
Заключительный урок по курсу География 9 класс |
Обобщение знаний |
Итоги года |
|
|
|
|
|
|||||||
69-70 |
Резерв 2ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.