Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативно правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа.
Данная рабочая учебная программа составлена для 8 – 9 класса на основании: программы федерального компонента образовательного стандарта по географии 2004 года, и на основе авторской программы для основного общего образования по географии «Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии.6-9классы. Базовый уровень». Авторы: Душина И.И., Дронов В. П , Алексеев А. И.
Структура примерной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути. Представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Примерная программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования. С одной стороны, его стандартизации с другой, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, раскрывая творческую инициативу учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Общая характеристика учебного предмета Курс «География хозяйства России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География хозяйства России» изучается после курса «География природы России» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Данный курс с одной стороны опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География хозяйства России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Структура примерной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути. Представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Примерная программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования. С одной стороны, его стандартизации с другой, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, раскрывая творческую инициативу учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Цели и задачи.
Общее
образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими
компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового
выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. Это
предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной
личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе,
ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации выбранного жизненного пути. 
Главной целью  обучения в МОУ «ПСОШ» является создание условий для
становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной
личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и
социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к
окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, 
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни. Сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Основные задачи программы:.
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с физическими явлениями, процессами происходящими на территории России, логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
научить находить причинно- следственные связи в природе. явлениях;
Формы организации образовательного процесса применяются следующие типы уроков:
Технологии обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Практическая направленность обучения - основной путь формирования ключевых компетенций школьников географии. Рабочая программа предлагает вариант реализации принципа практической направленности обучения в курсе географии (основная школа).
Методы и формы обучения
определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся,
развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт
и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное
моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита
проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход,
применение здоровьесберегающих. технологий. 
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки
усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и
навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки
обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки
знаний, умений и навыков учащихся; 
Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.
Видами и формами контроля при обучении информатики являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, устного опроса, тестирования, выполнения практических работ на контурной карте; промежуточный и итоговый контроль в форме контрольной, тестирования в формате ЕГЭ и ГИА и др.Итоговая оценка по географии происходит в результате суммирования выставленных оценок текущих и контрольных работ. Итоговая оценка за четверть, не выше чем на 1 бал за контрольную работу. Традиционная форма оценки успехов учащихся — контрольная работа. Она объективнее оценивает знание, умение и навыки, показывает, кто на что способен. Однако она объемна, требует целого урока, а для учителя вдобавок к подготовке — утомительной проверки: ведь готовых ответов, как при проверке тестов, у учителя нет.Между тем знания учащихся необходимо контролировать постоянно, из урока в урок и «держат» дисциплину.
Для эффективного решения этих двух задач и существует метод географических диктантов (ГД).
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В 8 и 9 классах по 70 часов. Из расчёта 2 учебных часа в неделю(140 часов) Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования.
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Используемый УМК.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ => Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования => География.Завершенная предметная линия | Серия: Линия, реализующая новый комплексно-страноведческий подход к преподаванию географии |Учебник: В.П. Дронов, ИИ. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География хозяйства России Москва Дрофа, 2010 год издания .1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2013.Контурные карты для 8 класса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| 
 №  | 
 Тема (раздел учебника)  | 
 Содержание учебного   | 
 Всего часов  | 
 Теория  | 
 Практика 
  | 
 К/р  | 
| 
 1.  | 
 Введение.  | 
 Актуализация знаний, мотивация обучения на новый учебный год.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2.  | 
 
 Россия на карте мира  | 
 Географическое положение России (экономическое, транспортное, геополитическое, этнокультурное, эколого- географическое положение России).  | 
 5  | 
 
  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 3.  | 
 Границы и административно-территориальное устройство России  | 
 Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России.  | 
 7  | 
 
  | 
 2  | 
 
  | 
| 
 4.  | 
 Природа России.  | 
 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Внутрненние воды и водные ресурсы России. Почвы и почвенные ресурсы России. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. .Природное районирование. 
  | 
 31  | 
 
  | 
 5  | 
 5  | 
| 
 5.  | 
 Население России.  | 
 Численность населения России, продолжительность жизни, городское и сельское население; языковой и религиозный состав; труд и безработица  | 
 8  | 
 
  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 6.  | 
 Хозяйство России  | 
 Характеристика первичного и вторичного секторов экономики России.  | 
 18  | 
 
  | 
 
  | 
 1  | 
Количество практических работ в 8 классе -8.
| 
 № практической работы , название.  | 
 По плану  | 
| 
 Пр.Р.№1. «Г.П.России».  | 
 1 четверть  | 
| 
 Пр.р.№2. «Морские порты России».  | 
|
| 
 Пр.р.№3.«Административно территориальное устройство России» Обозначить на к. к. все республики. Автономные округа и автономные области, и их столицы входящие в состав Р.Ф.  | 
|
| 
 Пр.р.№4. «Строение З.К. России».  | 
|
| 
 Пр.р.№5. «Главные формы рельефа России».  | 
|
| 
 Практикум. Пр.р.№5. «Типы климата».  | 
 2 четверть  | 
| 
 Пр.р.№6. « Главные речные системы России».  | 
|
| 
 Пр.р.№7. «Озёра».  | 
|
| 
 Пр.р. №8. «Города миллионеры».  | 
 3четверть.  | 
Содержание образовательной программы.
1.Введение. (1час)
Актуализация знаний, мотивация обучения на новый учебный год.
2. Россия на карте мира (5часов)
Географическое положение России (экономическое, транспортное, геополитическое, этнокультурное, эколого- географическое положение России).
3. Границы и административно-территориальное устройство России. (7 часов)
Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России.
4. Природа России. (31 часов)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Внутрненние воды и водные ресурсы России. Почвы и почвенные ресурсы России.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы..Природное районирование.
5.Население России.(8часов)
Численность населения России, продолжительность жизни, городское и сельское население; языковой и религиозный состав; труд и безработица.
6.Хозяйство России (18часов)
Характеристика первичного и вторичного секторов экономики России.
КОНТРОЛЬ уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
| 
 №  | 
 Тема  | 
 Вид контроля  | 
 Дата проведения  | 
|
| 
 по плану  | 
 фактич.  | 
|||
| 
 1  | 
 Геологическое строение Земли.  | 
 контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 Климатические ресурсы России.  | 
 контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3  | 
 Внутрненние воды и водные ресурсы России. 
  | 
 контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4  | 
 Почвы и почвенные ресурсы России. 
  | 
 контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 5  | 
 Природное районирование. 
  | 
 контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 6  | 
 Население России.  | 
 контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 7  | 
 Хозяйство России.  | 
 контрольная работа  | 
 
  | 
 
  | 
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (результаты обучения)
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
· географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
· географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
· специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
· природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
· определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
· применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-методическое обеспечение.
| 
 Для учителя  | 
 Для учащихся  | 
| 
 В.П. Дронов, 
  | 
 В.П. Дронов, 1. И.И. Баринова, В.Я.Ром. А.А. Лобжанидзе «География России. Природа.Население.Хозяйство» 8-9 классы. Дрофа Москва-2005.  | 
| 
 2. Библиотека « Первого сентября».  | 
 
  | 
| 
 3. Библиотека школьника. В.И. Евдокимов. География полный курс в географических диктантах. «Московский лицей». Москва-2004.  | 
 
  | 
| 
 4. В.А. Низовцев, Н.А.Марченко «Школьные олимпиады. География» 6-10 классы. Москва. Айрис-пресс.2006.  | 
 
  | 
| 
 5. Журналы «География в школе»  | 
 
  | 
| 
 6. Газета « География первое сентября»  | 
 
  | 
| 
 7. Журналы «ГЕО»  | 
 
  | 
| 
 8. Журналы «Вокруг света»  | 
 
  | 
Календарно-тематический план для 8 классов.
| 
 № урока  | 
 Количество часов  | 
 Тема урока. № параграфа.  | 
 Тип урока  | 
 Содержание урока  | 
 Виды и формы контроля  | 
 Домашнее задание  | 
 Дата проведения  | 
  | 
||||||||
| 
 По плану  | 
 Фактически  | 
  | 
||||||||||||||
| 
 1.  | 
 1  | 
 Введение. Что изучает в 8 классе география России.  | 
 Актуализация знаний.  | 
 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 1 часть. Россия на карте мира(5 часов)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Тема 1.Географическое положение России.  | 
 
  | 
 Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 2.  | 
 1  | 
 1.1.№1.Географическое положение как зеркало России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 3.  | 
 1  | 
 1.2.№2.Особенности географического положения России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный опрос  | 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 4.  | 
 1  | 
 Практическая работа "Географическое положение России"  | 
 Урок практикум.  | 
 Проверка к/к  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 5.  | 
 1  | 
 1.3.№3.Экономико - и транспортно-географическое положение России.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Письменный опрос.  | 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 6.  | 
 1  | 
 1.4.№4. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный опрос.  | 
 4  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 
  | 
  | 
|||||||||||||||
| 
 7.  | 
 1  | 
 1.5. №5.Государственная территория России.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. 
  | 
 Устный опрос.  | 
 5  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 8.  | 
 1  | 
 1.6.№6.Обширные Российские пространства: вопросы и проблемы.  | 
 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 6  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 9.  | 
 1  | 
 1.7.№7.Государственные границы России. Типы и виды российских границ.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Зачёт  | 
 7  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 10.  | 
 1  | 
 1.8.№8.Сухопутные и морские границы России.  | 
 Практикум. Пр.р.№2. «Морские порты России».  | 
 Проверка к/к  | 
 8  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 11.  | 
 1  | 
 1.9.№9.Россия на карте часовых поясов.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный вопрос. Решение задач.  | 
 9  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 12.  | 
 1  | 
 1.10.№10.Этапы и методы географического изучения территории.  | 
 Семинар.  | 
 Фронтальный опрос.  | 
 10  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 13.  | 
 1  | 
 1.11.№11.Особенности административно-территориального устройства России.  | 
 Практикум.Пр.р.№3. «Административно территориальное устройство России» Обозначить на к.к. все республики. Автономные округа и автономные области,и их столицы входящие в состав Р.Ф.  | 
 Проверка к/к  | 
 11  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.(5 часов)  | 
 Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||||
| 
 14.  | 
 1  | 
 2.1№12. Геологическая история и геологическое строение территории России.  | 
 Комбинированный. Пр.р.№. «Строение З.К. России».  | 
 Проверка к/к  | 
 12  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 15.  | 
 1  | 
 2.2.№13.Рельеф России.  | 
 Практикум. Пр.р.№4. «Главные формы рельефа России».  | 
 Проверка к/к  | 
 13  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 16.  | 
 1  | 
 2.3.№14.Как и почему изменяется рельеф России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный опрос.  | 
 14  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 17.  | 
 1  | 
 2.4.№15.Стихийные природные явления в литосфере.  | 
 Семинар.  | 
 Подготовка выступлений  | 
 15  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 18.  | 
 1  | 
 2.5.№16.Человек и литосфера.  | 
 Обобщающий. К.р. №1 «Рельеф и г.п.России»  | 
 Письменный.  | 
 16  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 19  | 
 1  | 
 Контрольная работа по теме Геологическое строение Земли  | 
 Обобщение знаний  | 
 Выполнение контрольной работы по вариантам  | 
 письменный  | 
 16  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 Тема 4. Климат и климатические ресурсы(.5 часов)  | 
  | 
|||||||||||||||
| 
 20.  | 
 1  | 
 2.6.№17.Факторы, определяющие климат России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. 
 
  | 
 Фронтальный.  | 
 17  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 21.  | 
 1  | 
 2.7..№18. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный опрос.  | 
 18  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 22.  | 
 1  | 
 2.8..№19. Сезонность климата.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный опрос  | 
 19  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 23.  | 
 1  | 
 2.9..№20. Типы климатов России.  | 
 Практикум. Пр.р.№5. «Типы климата».  | 
 Проверка к/к  | 
 20  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 24.  | 
 1  | 
 2.10..№21. Комфортность климатических условий.  | 
 Семинар.  | 
 Выступления учащихся  | 
 21  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 25  | 
 1  | 
 2.11. №22.Климат и человек.  | 
 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 письменный  | 
 22  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 26  | 
 1  | 
 Контрольная работа по теме "Климат России"  | 
 Обобщающий. 
  | 
 Выполнение контрольной работы по вариантам  | 
 письменный  | 
 22  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 Тема 5.Внутрненние воды и водные ресурсы.  | 
 Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||||
| 
 27  | 
 1  | 
 2.12..№23. Разнообразие внутренних вод России. Реки.  | 
 Комбинированный.Пр.р.№6. « Главные речные системы России».  | 
 Проверка к/к  | 
 23  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 28  | 
 1  | 
 2.13. №24.Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.  | 
 Комбинированный.Пр.р.№7. «Озёра».  | 
 Проверка к/к  | 
 24  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 29  | 
 1  | 
 2.14.№25. Водные ресурсы и человек.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Фронтальный опрос  | 
 25  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 30  | 
 1  | 
 Контрольная работа по теме " Внутренние воды и водные ресурсы.  | 
 Обобщающий. 
  | 
 Выполнение контрольной работы по вариантам  | 
 письменный  | 
 25  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы.(3 часа)  | 
  | 
|||||||||||||||
| 
 31  | 
 1  | 
 2.15.№26. Образование почв и их разнообразие.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности  | 
 Устный опрос  | 
 26  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 32  | 
 1  | 
 2.16.№27. Закономерности распространения почв.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Устный опрос.  | 
 27  | 
 .  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 33  | 
 1  | 
 2.17.№28.Почвенные ресурсы России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный опрос  | 
 28  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 34  | 
 1  | 
 Контрольная работа по теме Почвы и почвенные ресурсы  | 
 Обобщающий. 
  | 
 Выполнение контрольной работы по вариантам  | 
 письменный  | 
 28  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 Тема 7.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(2 часа)  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||||||||
| 
 
 35  | 
 1  | 
 2.18.№29. Растительный и животный мир России.  | 
 Семинар.  | 
 Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 29  | 
 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 36  | 
 1  | 
 2.19.№30.Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.  | 
 Семинар.  | 
 Выступления .  | 
 30  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 Тема 8.Природное районирование.(8 часов)  | 
  | 
|||||||||||||||
| 
 37  | 
 1  | 
 2.20. №31. Разнообразие природных комплексов.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. 
 
  | 
 Устный опрос  | 
 31  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 38  | 
 1  | 
 2.21.№32.Природно-хозяйственные зоны России. Природные зоны Тамбовской области.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Устный опрос  | 
 32  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 39  | 
 1  | 
 2.22.№33.Арктические пустыни, тундра и лесотундра.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Устный опрос  | 
 33  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 40  | 
 1  | 
 2.23.№34.Леса.  | 
 Изучение нового материала  | 
 Устный опрос  | 
 34  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 41  | 
 1  | 
 2.24.№35.Лесостепи, степи и полупустыни.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Устный опрос  | 
 35  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 42  | 
 1  | 
 2.25.№36.Высотная поясность.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Устный опрос  | 
 36  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 43  | 
 1  | 
 2.26.№37.Особо-охраняемые природные территории.  | 
 Семинар.  | 
 Устный опрос  | 
 37  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
||||||||
| 
 44  | 
 1  | 
 Контрольная работа по теме Природное районирование  | 
 Обобщающий.  | 
 Выполнение контрольной работы по вариантам  | 
 Письменный.  | 
 37  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 Часть 3.Население России(8часов).  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||||||
| 
 45  | 
 1  | 
 3.1.№38.Численность населения России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.  | 
 Фронтальный.  | 
 38  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 46  | 
 1  | 
 3.2.№39.Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.  | 
 Фронтальный. Географический диктант.  | 
 
 39  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 .47  | 
 1  | 
 3.3.№40.Этнический, языковой и религиозный состав населения.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.  | 
 Устный опрос.  | 
 
 40  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 48  | 
 1  | 
 3.4.№41.Городское и сельское население.  | 
 Комбинированный.Пр.р. №8. «Города миллионеры».  | 
 Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.  | 
 Проверка к/к  | 
 
 41  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 49  | 
 1  | 
 3.5.№42.Размещение населения России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Основная полоса расселения.  | 
 Устный опрос  | 
 42  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 50  | 
 1  | 
 3.6.№43.Миграции населения в России.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.  | 
 
  | 
 43  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 51  | 
 1  | 
 3.7.№44.Люди и труд.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.  | 
 Устный опрос  | 
 44  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 52  | 
 1  | 
 Контрольная работа по теме Население России  | 
 обобщающий  | 
 Выполнение контрольной работы по вариантам  | 
 письменный  | 
 44  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 Часть 4. Хозяйство России(11 часов).  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||||||
| 
 53  | 
 1  | 
 4.1.№45. Что такое хозяйство.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Дать определение ключевому понятию. Познакомиться с хозяйством России.  | 
 Устный опрос  | 
 45  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 54  | 
 1  | 
 4.2.№46.Как география изучает хозяйство.  | 
 Изучение нового материала .  | 
 Выяснить как география изучает хозяйство.  | 
 Устный опрос  | 
 46  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 Тема 9.Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу. 
  | 
  | 
|||||||||||||||
| 
 55  | 
 1  | 
 4.3.№47.Состав первичного сектора экономики.  | 
 Изучение нового материала.  | 
 Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.  | 
 Устный опрос  | 
 47  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 56  | 
 1  | 
 4.4.№48. Природно-ресурсный потенциал России.  | 
 Изучение нового материала  | 
 Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. 
  | 
 Устный опрос  | 
 48  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 57  | 
 1  | 
 4.5.№49. Богата ли Россия Ресурсами.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 
  | 
 Устный опрос  | 
 49  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 58  | 
 1  | 
 4.6.№50.Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства Тамбовской области.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.  | 
 Устный опрос  | 
 50  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 59  | 
 1  | 
 4.7.№51.Земледелие. Земледелие Тамбовской области.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. 
  | 
 Фронтальный  | 
 51  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 60  | 
 1  | 
 4.8.№52.Животноводство. Отросли животноводства Тамбовской области.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 
  | 
 Фронтальный  | 
 52  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 61  | 
 1  | 
 4.9.№53.Лесное хозяйство. Охота. Лесное хозяйство Тамбовской области.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла  | 
 Фронтальный  | 
 53  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 62  | 
 1  | 
 4.10.№54.Рыбное хозяйство. Рыбное хозяйство Тамбовской области.  | 
 Изучение нового материала с элементами беседы.  | 
 Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. 
  | 
 Фронтальный  | 
 54  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 63  | 
 1  | 
 4.11.№55.Географический фактор в развитии общества.  | 
 Актуализации знаний.  | 
 
  | 
 Фронтальный  | 
 55  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 64  | 
 1  | 
 Контрольная работа по теме Хозяйство России  | 
 Обобщающий.  | 
 Выполнение контрольной работы по вариантам  | 
 Письменный.  | 
 Подготовиться к семинару  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 65  | 
 1  | 
 Семинар по теме «Первичный сектор экономики»  | 
 Обобщение знаний  | 
 Выступление с докладами по теме  | 
 
  | 
 Подготовиться к семинару  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 66  | 
 1  | 
 Семинар по теме «Население России»  | 
 Обобщение знаний  | 
 Выступление с докладами по теме  | 
 
  | 
 Подготовиться к семинару  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 67  | 
 1  | 
 Семинар по теме "Как развито хозяйство Тамбовской области"  | 
 Обобщение знаний  | 
 Выступление с докладами по теме  | 
 
  | 
 Подготовиться к семинару  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 68  | 
 1  | 
 Заключительный урок по курсу География 9 класс  | 
 Обобщение знаний  | 
 Итоги года  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
| 
 69-70  | 
 Резерв 2ч 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.