Рабочая программа по географии 8 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 09.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа и планирование по географии 8 класс
Иконка файла материала география 8 класс Планирование.docx

 

                                      

                                                                                                         Пояснительная записка

Данная программа составлена  в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  Нормативно правовые документы, на основании которых  составлена рабочая программа.

 Данная рабочая учебная программа составлена для 8 – 9   класса на основании:  программы федерального компонента образовательного стандарта по географии 2004 года, и  на основе авторской программы для основного общего образования по географии «Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии.6-9классы. Базовый уровень». Авторы: Душина И.И., Дронов В. П , Алексеев А. И.

  Структура примерной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути. Представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

   Примерная программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования. С одной стороны, его стандартизации с другой, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, раскрывая творческую инициативу учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

 

Общая характеристика учебного предмета Курс «География хозяйства России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География хозяйства России» изучается после курса «География природы России» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Данный курс с одной стороны опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География хозяйства России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Структура примерной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути. Представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Примерная программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования. С одной стороны, его стандартизации с другой, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, раскрывая творческую инициативу учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

 

Цели и  задачи.

Общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью  обучения в МОУ «ПСОШ» является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру,

  • освоение знаний об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всём её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни. Сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

   

   Основные задачи программы:.

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с физическими явлениями, процессами происходящими на территории России, логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

научить находить причинно- следственные связи в природе. явлениях;

 

Формы организации образовательного  процесса      применяются  следующие типы уроков:

  • комбинированные (смешанные);
  • уроки изучения новых знаний;
  • уроки формирования новых умений;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  • уроки практического применения знаний, умений

 

  Технологии обучения.

  • Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.
  • Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
  • Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
  • Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.
  • Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

 

 

 Механизмы формирования ключевых компетенций.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Практическая направленность обучения - основной путь формирования ключевых компетенций школьников географии. Рабочая программа предлагает вариант реализации принципа практической направленности обучения в курсе географии (основная школа).

 

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих. технологий. 

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

 

 

Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.

 

 

Видами и формами контроля при обучении информатики являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, устного опроса, тестирования, выполнения практических работ на контурной карте; промежуточный и итоговый контроль в форме контрольной, тестирования в формате ЕГЭ и ГИА и др.Итоговая оценка по географии происходит в результате суммирования выставленных оценок текущих и контрольных работ. Итоговая оценка за четверть, не выше чем на 1 бал за контрольную работу. Традиционная форма оценки успехов учащихся — контрольная работа. Она объективнее оценивает знание, умение и навыки, показывает, кто на что способен. Однако она объемна, требует целого урока, а для учителя вдоба­вок к подготовке — утомительной проверки: ведь готовых ответов, как при проверке тестов, у учителя нет.Между тем знания учащихся необходимо контролировать постоянно, из урока в урок и «держат» дисциплину.

Для эффективного решения этих двух задач   и существует метод географических диктантов (ГД).

 

 

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

В 8 и 9 классах по 70 часов. Из расчёта 2 учебных часа в неделю(140 часов) Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования.

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 

 

 

   Используемый УМК.

 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ => Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования => География.Завершенная предметная линия | Серия: Линия, реализующая новый комплексно-страноведческий подход к преподаванию географии |Учебник: В.П. Дронов, ИИ. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География хозяйства России Москва Дрофа, 2010 год издания .1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2013.Контурные карты для 8 класса

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема (раздел учебника)

Содержание учебного
материала

Всего часов

Теория

Практика

 

К/р

1.       

Введение.

Актуализация знаний, мотивация обучения на новый учебный год.

1

 

 

 

2.       

 

Россия на карте мира

Географическое положение России (экономическое, транспортное, геополитическое, этнокультурное, эколого- географическое положение России).

5

 

1

 

3.       

Границы и административно-территориальное устройство России

Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России.

7

 

2

 

4.       

Природа России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.

Внутрненние воды и водные ресурсы России.

 Почвы и почвенные ресурсы России.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

.Природное районирование.

 

31

 

5

      5

5.       

Население России.

Численность населения России, продолжительность жизни, городское и сельское население; языковой и религиозный состав; труд и безработица

8

 

 

     1

6.       

Хозяйство России

Характеристика первичного и вторичного секторов экономики России.

18

 

 

      1

 

 

 

                                                                             Количество практических работ в 8 классе -8.

 

№ практической работы , название.

По плану

Пр.Р.№1. «Г.П.России».

1 четверть

Пр.р.№2. «Морские порты России».

Пр.р.№3.«Административно территориальное устройство России» Обозначить на к. к. все республики. Автономные округа и автономные области, и их столицы  входящие в состав Р.Ф.

 Пр.р.№4. «Строение З.К. России».

 Пр.р.№5. «Главные формы рельефа России».

Практикум. Пр.р.№5. «Типы климата».

2 четверть

Пр.р.№6. « Главные речные системы России».

Пр.р.№7. «Озёра».

Пр.р. №8. «Города миллионеры».

3четверть.

                                                       Содержание образовательной программы.

 

1.Введение. (1час)

   Актуализация знаний, мотивация обучения на новый учебный год.

2. Россия на карте мира (5часов)

   Географическое положение России (экономическое, транспортное, геополитическое, этнокультурное, эколого- географическое положение России).

3. Границы и административно-территориальное устройство России. (7 часов)

    Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России.

4.  Природа России. (31 часов)

  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Внутрненние воды и водные ресурсы России. Почвы и почвенные ресурсы России.

  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы..Природное районирование.

5.Население России.(8часов)

 Численность населения России, продолжительность жизни, городское и сельское население; языковой и религиозный состав; труд и безработица.

 

6.Хозяйство России (18часов)

Характеристика первичного и вторичного секторов экономики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

 

Тема

Вид контроля

Дата проведения

по плану

фактич.

1

Геологическое строение Земли.

контрольная работа

 

 

2

Климатические ресурсы России.

контрольная работа

 

 

3

Внутрненние воды и водные ресурсы России.

 

контрольная работа

 

 

4

Почвы и почвенные ресурсы России.

 

контрольная работа

 

 

5

Природное районирование.

 

контрольная работа

 

 

6

Население России.

контрольная работа

 

 

7

Хозяйство России.

контрольная работа

 

 

 

 

 

 Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

 

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.

 

знать/понимать

·                основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·                географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

·                географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

·                специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

·                природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

·                выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·                находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

·                приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

·                составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·                определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

·                применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

·                учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·                наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·                решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·                проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

 

 

 

            

                                                                                      Учебно-методическое обеспечение.

 

 Для учителя

Для учащихся

В.П. Дронов,

  1. И.И. Баринова, В.Я.Ром. А.А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8-9 классы. Дрофа Москва-2005.

В.П. Дронов,

1.       И.И. Баринова, В.Я.Ром. А.А. Лобжанидзе «География России. Природа.Население.Хозяйство» 8-9 классы. Дрофа Москва-2005.

2.       Библиотека « Первого сентября».

 

3.       Библиотека школьника. В.И. Евдокимов. География полный курс в географических диктантах. «Московский лицей». Москва-2004.

 

4.       В.А. Низовцев, Н.А.Марченко «Школьные олимпиады. География»   6-10 классы. Москва. Айрис-пресс.2006.

 

5.       Журналы «География в школе»

 

6.       Газета « География первое сентября»

 

7.       Журналы «ГЕО»

 

8.       Журналы «Вокруг света»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план для 8 классов.

 

урока

Количество часов

Тема урока. № параграфа.

Тип урока

Содержание урока

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

 

По плану

Фактически

 

1.

1

Введение. Что изучает

в 8 классе география России.

Актуализация знаний.

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

1 часть. Россия на карте мира(5 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.Географическое положение России.

 

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

 

 

 

 

 

 

2.

1

1.1.№1.Географическое положение как зеркало России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Фронтальный опрос

1

 

 

 

3.

1

1.2.№2.Особенности географического положения России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный опрос

2

 

 

 

4.

1

Практическая работа "Географическое положение России"

 Урок практикум.

Проверка к/к

 

 

 

 

5.

1

1.3.№3.Экономико - и транспортно-географическое положение России.

Изучение нового материала.

Письменный опрос.

3

 

 

 

6.

1

1.4.№4. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный опрос.

4

 

 

 

 

 

7.

1

1.5. №5.Государственная территория России.

Изучение нового материала.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

 

Устный опрос.

5

 

 

 

8.

1

1.6.№6.Обширные Российские пространства: вопросы и проблемы.

 

Фронтальный опрос

6

 

 

 

9.

1

1.7.№7.Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

Изучение нового материала.

Зачёт

7

 

 

 

10.

1

1.8.№8.Сухопутные и морские границы России.

 Практикум. Пр.р.№2. «Морские порты России».

Проверка к/к

8

 

 

 

11.

1

1.9.№9.Россия на карте часовых поясов.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный вопрос. Решение задач.

9

 

 

 

12.

1

1.10.№10.Этапы и методы географического изучения территории.

Семинар.

Фронтальный опрос.

10

 

 

 

13.

1

1.11.№11.Особенности административно-территориального устройства России.

 Практикум.Пр.р.№3.

«Административно территориальное устройство России» Обозначить на к.к. все республики. Автономные округа и автономные области,и их столицы  входящие в состав Р.Ф.

Проверка к/к

11

 

 

 

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.(5 часов)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

 

 

 

 

 

 

14.

1

2.1№12. Геологическая история и геологическое строение территории России.

 Комбинированный. Пр.р.№. «Строение З.К. России».

Проверка к/к

12

 

 

 

15.

1

2.2.№13.Рельеф России.

Практикум. Пр.р.№4. «Главные формы рельефа России».

Проверка к/к

13

 

 

 

16.

1

2.3.№14.Как и почему изменяется рельеф России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный опрос.

14

 

 

 

17.

1

2.4.№15.Стихийные природные явления в литосфере.

Семинар.

Подготовка выступлений

15

 

 

 

18.

1

2.5.№16.Человек и литосфера.

Обобщающий.

К.р. №1 «Рельеф и г.п.России»

Письменный.

16

 

 

 

19

1

Контрольная работа по теме  Геологическое строение Земли

Обобщение знаний

Выполнение контрольной работы по вариантам

письменный

16

 

 

 

Тема 4. Климат и климатические ресурсы(.5 часов)

 

20.

1

2.6.№17.Факторы, определяющие климат России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

 

 

Фронтальный.

17

 

 

 

21.

1

2.7..№18. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный опрос.

18

 

 

 

22.

1

2.8..№19. Сезонность климата.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный опрос

19

 

 

 

23.

1

2.9..№20. Типы климатов России.

Практикум. Пр.р.№5. «Типы климата».

Проверка к/к

20

 

 

 

24.

1

2.10..№21. Комфортность климатических условий.

Семинар.

Выступления учащихся

21

 

 

 

25

1

2.11. №22.Климат и человек.

 

Изучение нового материала с элементами беседы.

письменный

22

 

 

 

26

1

Контрольная работа по теме "Климат России"

Обобщающий.

 

Выполнение контрольной работы по вариантам

письменный

22

 

 

 

Тема 5.Внутрненние воды и водные ресурсы.

 Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

 

 

 

 

 

27

1

2.12..№23. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Комбинированный.Пр.р.№6. « Главные речные системы России».

Проверка к/к

23

 

 

 

28

1

2.13. №24.Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Комбинированный.Пр.р.№7. «Озёра».

Проверка к/к

24

 

 

 

29

1

2.14.№25. Водные ресурсы и человек.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Фронтальный опрос

25

 

 

 

30

1

Контрольная работа по теме " Внутренние воды и водные ресурсы.

Обобщающий.

 

Выполнение контрольной работы по вариантам

письменный

25

 

 

 

Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы.(3 часа)

 

31

1

2.15.№26. Образование почв и их разнообразие.

Изучение нового материала.

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности

Устный опрос

26

 

 

 

32

1

2.16.№27. Закономерности распространения почв.

Изучение нового материала.

Устный опрос.

27

.

 

 

33

1

2.17.№28.Почвенные ресурсы России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный опрос

28

 

 

 

34

1

Контрольная работа по теме  Почвы и почвенные ресурсы

Обобщающий.

 

Выполнение контрольной работы по вариантам

письменный

28

 

 

 

Тема 7.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(2 часа)

 

 

 

 

35

1

2.18.№29. Растительный и животный мир России.

Семинар.

Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

 

Фронтальный опрос

29

 

 

 

 

36

1

2.19.№30.Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Семинар.

Выступления .

30

 

 

 

Тема 8.Природное районирование.(8 часов)

 

37

1

2.20. №31. Разнообразие природных комплексов.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

                                     

 

Устный опрос

31

 

 

 

38

1

2.21.№32.Природно-хозяйственные зоны России.

Природные зоны Тамбовской области.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Устный опрос

32

 

 

 

39

1

2.22.№33.Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Изучение нового материала.

Устный опрос

33

 

 

 

40

1

2.23.№34.Леса.

Изучение нового материала

Устный опрос

34

 

 

 

41

1

2.24.№35.Лесостепи, степи и полупустыни.

Изучение нового материала.

Устный опрос

35

 

 

 

42

1

2.25.№36.Высотная поясность.

Изучение нового материала.

Устный опрос

36

 

 

 

43

1

2.26.№37.Особо-охраняемые природные территории.

Семинар.

Устный опрос

37

 

 

 

44

1

Контрольная работа по теме  

Природное районирование

Обобщающий.

Выполнение контрольной работы по вариантам

Письменный.

37

 

 

 

Часть 3.Население России(8часов).

 

 

 

 

 

45

1

3.1.№38.Численность населения России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Фронтальный.

38

 

 

 

46

1

3.2.№39.Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Фронтальный. Географический диктант.

 

39

 

 

 

.47

1

3.3.№40.Этнический, языковой и религиозный состав населения.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Устный опрос.

 

40

 

 

 

48

1

3.4.№41.Городское и сельское население.

Комбинированный.Пр.р. №8. «Города миллионеры».

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Проверка к/к

 

41

 

 

 

49

1

3.5.№42.Размещение населения России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Основная полоса расселения.

Устный опрос

42

 

 

 

50

1

3.6.№43.Миграции населения в России.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

 

43

 

 

 

51

1

3.7.№44.Люди и труд.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Устный опрос

44

 

 

 

52

1

Контрольная работа по теме  

Население России

обобщающий

Выполнение контрольной работы по вариантам

письменный

44

 

 

 

Часть 4. Хозяйство России(11 часов).

 

 

 

 

 

53

1

4.1.№45. Что такое хозяйство.

Изучение нового материала.

Дать определение ключевому понятию. Познакомиться с хозяйством России.

Устный опрос

45

 

 

 

54

1

4.2.№46.Как география изучает хозяйство.

Изучение нового материала .

Выяснить как география изучает хозяйство.

Устный опрос

46

 

 

 

Тема 9.Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу.

 

 

55

1

4.3.№47.Состав первичного сектора экономики.

Изучение нового материала.

Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.

Устный опрос

47

 

 

 

56

1

4.4.№48. Природно-ресурсный потенциал России.

Изучение нового материала

Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

 

Устный опрос

48

 

 

 

57

1

4.5.№49. Богата ли Россия Ресурсами.

Изучение нового материала с элементами беседы.

 

Устный опрос

49

 

 

 

58

1

4.6.№50.Сельское хозяйство.

Развитие сельского хозяйства Тамбовской области.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Сельское хозяйство.     Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.

Устный опрос

50

 

 

 

59

1

4.7.№51.Земледелие.

Земледелие Тамбовской области.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

 

Фронтальный

51

 

 

 

60

1

4.8.№52.Животноводство. Отросли животноводства Тамбовской области.

Изучение нового материала с элементами беседы.

 

Фронтальный

52

 

 

 

61

1

4.9.№53.Лесное хозяйство. Охота.

Лесное хозяйство Тамбовской области.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла

Фронтальный

53

 

 

 

62

1

4.10.№54.Рыбное хозяйство.

Рыбное хозяйство Тамбовской области.

Изучение нового материала с элементами беседы.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

 

Фронтальный

54

 

 

 

63

1

4.11.№55.Географический фактор в развитии общества.

Актуализации знаний.

 

Фронтальный

55

 

 

 

64

1

Контрольная работа по теме  Хозяйство России

Обобщающий.

Выполнение контрольной работы по вариантам

Письменный.

Подготовиться к семинару

 

 

 

65

1

Семинар по теме «Первичный сектор экономики»

Обобщение знаний

Выступление с докладами по теме

 

Подготовиться к семинару

 

 

 

66

1

Семинар по теме «Население России»

Обобщение знаний

Выступление с докладами по теме

 

Подготовиться к семинару

 

 

 

67

1

Семинар по теме "Как развито хозяйство Тамбовской области"

Обобщение знаний

Выступление с докладами по теме

 

Подготовиться к семинару

 

 

 

68

1

Заключительный урок по курсу География 9 класс

Обобщение знаний

Итоги  года

 

 

 

 

 

69-70

Резерв 2ч