УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ пос. МИС
____________________ Жало М.С.
_______________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. МИС
Рабочая программа по географии
9 класс
Составитель:
учитель географии
Мачука Л. М.
2021-2022 учебный год.
Рабочая программа полностью соответствует ФГОС и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, изд-во М. Просвещение, 2020 г.
Предмет «География. 9 класс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения - 68 ч. (2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России, и ее отдельных регионов;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-использовать знания об особенностях компонентов природы России, и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
-приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
-давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
-давать характеристику климата своей области
-показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
-оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
-обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Метапредметные:
Обучающиеся получат возможность:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания
4) умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
5) формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ; 6) умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 7) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
8) умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования; 9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности
Личностные:
У обучающихся сформируются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
У обучающихся будут сформированы:
1 )социальные нормы и правила поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления; 2) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
Содержание учебного материала
Раздел 1. Регионы России. (12 ч)
Районирование России. Великие равнины России. Урал и горы Южной Сибири. Мезлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России- Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток. Экологическая ситуация и безопасность России.
Раздел 2. Европейская Россия и регионы. (34 ч)
Центральная Россия. Освоение территории России. Центральный район. Проблемы Центральной России. Волго-Вятский район. Центрально-Черноземный район. Москва и Подмосковье. Москва и Подмосковье. Население. Хозяйство. Москва-столица нашей Родины. Проблемы и пути решения проблем региона. Северо-Западный район. Северо-Западный район. Население. Хозяйство. Экологические проблемы. Экологические проблемы. Санкт-Петербург. Европейский Север. Население. Хозяйство. Экологические проблемы. Европейский Север. Население. Хозяйство. Экологические проблемы. Европейский Юг. Население. Освоение территории. Рекреационные ресурсы. Поволжье. Население. Хозяйство. Экологические проблемы. Урал. Освоение территории и пространство. Хозяйство. Население. Экологические проблемы.
Раздел 3. Азиатская Россия . (17 ч)
Сибирь. Пространство Сибири. Освоение территории и население. Хозяйство. Западная Сибирь. Население. Хозяйство. Экологические проблемы. Восточная Сибирь. Население. Хозяйство. Экологические проблемы. Дальний Восток. Хозяйство. Население. Экологические проблемы.
Раздел 4. Современная Россия. (5 ч)
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Из них количество к/р, пр/р, т/р |
1. |
Раздел 1. Регионы России |
12 |
к/р-1,пр/р-1 |
2. |
Раздел 2. Европейская Россия и регионы |
34 |
к/р-2,пр/р-1 |
3. |
Раздел 3. Азиатская Россия |
17 |
к/р-1,пр/р-1 |
4. |
Раздел 4. Современная Россия |
5 |
пр/р-1 |
|
Всего |
68 |
к/р-4, пр/р -4 |
Календарно-тематическое планирование
п/п |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
||||||
Раздел 1. Регионы России (12 ч) |
|
|
||||||||
1. |
Районирование России. |
|
|
|
||||||
2. |
Районирование России. |
|
|
|
||||||
3. |
Районирование России. |
|
|
|
||||||
4. |
Районирование России.
|
|
|
|
||||||
5. |
Великие равнины России. |
|
|
|
||||||
6. |
Великие равнины России. |
|
|
|
||||||
7. |
Урал и горы Южной Сибири. |
|
|
|
||||||
8. |
Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. |
|
|
|
||||||
9. |
Экзотика России -Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток. |
|
|
|
||||||
10. |
Экологическая ситуация в России. |
|
|
|
||||||
11. |
Экологическая безопасность в России. Практическая работа №1 по теме: «Регионы России» |
|
|
|
||||||
12. |
Экологическая безопасность в России.
|
|
|
|
||||||
Раздел 2. Европейская Россия и регионы (34 ч) |
|
|
||||||||
13. |
Регионы России. |
|
|
|
||||||
14. |
Регионы России. |
|
|
|
||||||
15. |
Регионы России. Контрольное тестирование№1 по теме: «Регионы России» |
|
|
|
||||||
16.
|
Центральная Россия. Центральный район. |
|
|
|
||||||
17. |
Проблемы Центральной России. |
|
|
|
||||||
18.
|
Волго-Вятский район. |
|
|
|
||||||
19. |
Центрально-Черноземный район. |
|
|
|
||||||
|
Москва и Подмосковье. |
|
|
|
||||||
19. |
Москва и Подмосковье. Население. |
|
|
|
||||||
20. |
Москва и Подмосковье. Хозяйство. |
|
|
|
||||||
21. |
Москва-столица нашей Родины. |
|
|
|
||||||
22. |
Проблемы и пути решения региона. |
|
|
|
||||||
23. |
Северо-Западный район. |
|
|
|
||||||
24. |
Северо-Западный район. Население. |
|
|
|
||||||
25. |
Северо-Западный район. Хозяйство. |
|
|
|
||||||
26. |
Северо-Западный район. Экологические проблемы. |
|
|
|
||||||
27. |
Санкт-Петербург. |
|
|
|
||||||
28. |
Европейский Север. |
|
|
|
||||||
29. |
Европейский Север. Население. |
|
|
|
||||||
30. |
Европейский Север: Хозяйство. Контрольное тестирование №2 по теме: «Центральная Россия. Центральный район» |
|
|
|
||||||
31. |
Европейский Север. Экологические проблемы. |
|
|
|
||||||
32. |
Европейский Юг. |
|
|
|
||||||
33. |
Европейский Юг. Население |
|
|
|
||||||
34. |
Европейский Юг. Освоение территории. |
|
|
|
||||||
35. |
Европейский юг. Рекреационные районы. |
|
|
|
||||||
36. |
Поволжье. |
|
|
|
||||||
37. |
Поволжье. Население. |
|
|
|
||||||
38. |
Поволжье. Хозяйство. |
|
|
|
||||||
39. |
Экологические проблемы Поволжья. |
|
|
|
||||||
40. |
Урал. |
|
|
|
||||||
41. |
Урал. Освоение территории и пространство. |
|
|
|
||||||
42.
|
Урал. Хозяйство Урала. |
|
|
|
||||||
43. |
Урал. Население Урала. |
|
|
|
||||||
44. |
Урал. Экологические проблемы Урала. Практическая работа №2 по теме: «Европейская Россия и регионы» |
|
|
|
||||||
45. |
Европейский регион. Контрольное тестирование №3 по теме: «Европейская Россия и регионы» |
|
|
|
||||||
Раздел 3. Азиатская Россия и регионы (17 ч) |
|
|
||||||||
46. |
Сибирь. Пространство Сибири. |
|
|
|
||||||
47. |
Сибирь. Освоение территории и население. |
|
|
|
||||||
48. |
Сибирь. Хозяйство. |
|
|
|
||||||
49. |
Западная Сибирь. |
|
|
|
||||||
50. |
Западная Сибирь. Население. |
|
|
|
||||||
51. |
Западная Сибирь. Хозяйство. |
|
|
|
||||||
52. |
Западная Сибирь. Экологические проблемы Западной Сибири. |
|
|
|
||||||
53. |
Восточная Сибирь. |
|
|
|
||||||
54 |
Восточная Сибирь. Население. |
|
|
|
||||||
55. |
Восточная Сибирь. Хозяйство. |
|
|
|
||||||
56. |
Восточная Сибирь. Экологические проблемы Восточной Сибири. |
|
|
|
||||||
57. |
Дальний Восток. |
|
|
|
||||||
58. |
Дальний Восток. Хозяйство. |
|
|
|
||||||
59.
|
Дальний Восток. Население. |
|
|
|
||||||
60. |
Дальний Восток. Население. Практическая работа №3 по теме «Азиатская Россия и регионы» |
|
|
|
||||||
61. |
Экологические проблемы Восточной Сибири. Контрольное тестирование №4 по теме: «Азиатская Россия и регионы» |
|
|
|
||||||
Раздел 4.Современная Россия (5 ч) |
|
|
|
|
||||||
62 |
Соседи России. |
|
|
|
||||||
63. |
Соседи России. |
|
|
|
||||||
64. |
Сфера влияния России. |
|
|
|
||||||
65.
|
Сфера влияния России.
|
|
|
|
||||||
66. |
Практическая работа №4 по теме: «Современная Россия». |
|
|
|
||||||
67. |
Регионы России. |
|
|
|
||||||
68. |
Обобщающее повторение. |
|
|
|
||||||
Согласовано.
Протокол педагогического совета № 6
от 30 августа 2021 г.
Согласовано.
Заместитель директора по УВР __________________ В.А. Кудрявцева
30 августа 2021 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.