«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ №26»
Н.В. Истомина_____________
«___» 01. 2021г.
Муниципальнского автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26»
МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
Рабочая программа
по географии «Моя Якутия»
Количество часов: 1 часа в неделю (34 часа)
Уровень: 9 класс, базовый
Срок реализации программы - 1 год (2020-2021 учебный год)
Учитель: С.А. Стаценко
г. Мирный
ПРОГРАММА по курсу « МОЯ ЯКУТИИ»
Учебник И.И. Жиркова «География Якутии»,
-Якутск, 2007.
1.Пояснительная записка
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 – 6 классах – по 34 часа, из расчёта 1 час в неделю; в 7 классе – 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю; в 8 классе – 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю; в 9 классе – 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Данный курс включает 18 часов на изучение хозяйства РС(Якутия). Эти часы отведены для изучения особенностей территориально-производственных комплексов своего региона. Программа национально-регионального компонента, курс «География Якутии» разработана частично на основе учебника для 9 класса средней школы «География Якутии» Жиркова И. И. -2007 года издания. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принцип комплексности экологизации, историзма. Курс «География Якутии» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он закрепляет базовое географическое образование, изучения родного края, школьников. Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания ссовременностью и личным опытом учащихся.
Цель и задачи курса:
Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формирование у школьников целостного представления о своей Родине, а так же личных качеств: патриотизм, уважение к населяющим Республики Саха (Якутия) народам, их культуре и национальных особенностях.
Учебно-методические задачи:
- Сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства республики;
-Сформировать представление о Республике Саха (Якутия) как о
совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль
республики в Российской Федерации;
- Научить школьника работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- Развивать картографическую грамотность школьников;
- Сформировать у школьников образные представления об улусах, городах республики;
В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа Якутии» и «Население Якутии», которые в свою очередь, подразделяются на введение и шесть частей : «Географическое положение и формирование Республики Саха (Якутия)», «История заселения, освоения и исследования территории Якутии», «Растительный и животный мир Якутии», «Население Якутии», «Хозяйство Якутии», «Районы (улусы) Республики Саха (Якутия)».
2. Требования к знаниям и умениям учащихся по географии ЯКУТИИ.
Процесс разработки и внедрения государственных образовательных стандартов, в том числе по региональной географии, неотделим от выделения в них требований, которые могут быть предъявлены к учащимся, изучавшим ту или иную образовательную область. Подготовлен национально-региональный компонент географического образования для РС(Я), отнесенный к образовательным стандартам первого поколения.
Знать:
- положение республики на карте страны и своей местности на карте республики
-символику Республики Саха (Якутия)
- размещение населения Республики
- основные полезные ископаемые и их месторождения
- формы рельефа; порядок величин абсолютных высот гор и равнин Якутии
- животных и растения своей местности из Красной книги
-природные богатства Якутии и своей местности
-символику Республики Саха (Якутия)
Наблюдать:
- за сезонными изменениями в природе
-за жизнью животных и растений
Описывать:
-состояние погоды
-природные зоны Якутии
-условия произрастания растений и обитания животных в своей местности
-условия жизни человека в своей местности
Показывать на карте:
-Республику Саха (Якутия), свой район
-города: Якутск, Мирный, Алдан, Нерюнгри, центр своего улуса
орографические единицы: низменности – Северо-Сибирская, Яно- Индигирская, Колымская; Цетральноякутская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Алданское нагорье, хребты Верхоянские и Черского
-реки: Лена, Витим, Олекма, Алдан, Амга, Вилюй, Марха, Анабар, Оленек, Яна, Хрома, Индигирка, Мома, Колыма
-месторождения полезных ископаемых: алмазов – бассейны Вилюя, Анабара, Оленька; золота-Алданское, Аллах-Юньское, Куларское, Вер- хнеиндигирское; олова – Яно-Индигирское; угля – Ленский, Тунгусский и Южно-Якутский бассейны, месторождения – Сангарское, Эль- гинское, Кангаласское, Джебарики-Хаинское, Зырянское, Чульманское; нефти и газа-Талаканское, Иряляхское, Мастахское, Чаяндинское
-населенные пункты: города - Якутск, Мирный, О л екминск, Нюрба, Вилюйск, Верхоянск, Среднеколымск, Нерюнгри, Алдан, Томмот, Удачный, Ленек; улусные центры, центры наслегов своего улуса.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Учащиеся обязаны: Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы своего региона- РС(Якутии). Развивать интеллектуальные и творческие способности. |
Учащиеся обязаны: Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: Освоить приемы исследовательской деятельности: 1. уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений. формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении) |
Учащиеся обязаны: В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающей территории Формировать элементарные исследовательские умения. |
Учащиеся получат возможность: Воспитать ответственное отношение к природе родной республики. Осознать необходимость защиты окружающей природы. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук. |
Учащиеся получат возможность: Формировать приёмы работы с информацией, т.е. уметь: искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизировать информацию; понимать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников. Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами;классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи;решать проблемные задачи; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, классификация и организация информации; Коммуникативные: выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде. |
3. Содержание курса « Моя Якутия»
Часть 1. Географическое положение Якутии (6часов)
1. Особенности географического положения Якутии.
2 .Занесение на карту границ, центры улусов, определение протяженности Якутии с севера на юг и с запада на восток по 62параллели.
3. Природа Якутии(почва, вечная мерзлота) презентация
4. Климат Якутии презентация
5.Многолетняя мерзлота.
6. Основные тектонические структуры и основные месторождения
полезных ископаемых, реки и озера, выделение бассейнов наиболее крупных рек Якутии
7. Моря Якутии. Практическая работа.
8. Контрольный тест по разделу
Часть 2. История заселения, освоения и исследования территории Якутии (2 часа)
1. Открытие и исследования Якутии
2. Маршруты путешественников – исследователей Якутии XVII-XVIII вв.
презентация
Часть 3. Растительный и животный мир Якутии (5 часов)
1. Растительный и животный мир Якутии
2. Биологические ресурсы, их рациональное использование.
3.Охрана природы.
4. Практическая работа «Выявление особенностей растительного и
животного мира своей местности»
5 .Меры по охране растительного и животного мира.
Часть 4. Население Якутии (5 часов)
1 .Численность населения Якутии, состав.
2. Народы Якутии.
3.Населенные пункты республики
4. Хозяйство РС(Я)
5 .Итоговый урок - презентация
5. Темы практических работ
№ работы |
Тема работы |
1 |
ФГП Республики Саха (Якутия). |
2 |
Маршруты исследователей Якутии. |
3 |
Рельеф Якутии. |
4 |
Характеристика гор Якутии (средняя высота, высочайшие точки). |
5 |
Бассейны полезных ископаемых на территории Якутии. |
6 |
Характеристика реки. |
7 |
Анализ демографических данных Якутии (по приложению учебника, атласу) |
8 |
Характеристика хозяйства Якутии (по плану учителя) |
9 |
Характеристика экономико-географического района Якутии (по плану учителя) |
Контрольная работа
1 вариант
I этап Растительность Якутии
1. Сколько видов лиственницы встречается в Якутии? Какие виды?
2.
Какие
виды лиственницы встречаются на территории: а) Усть-Янского улуса
б) Вилюйского улуса?
3. Какого природного комплекса в равнинах Якутии больше всего?
II этап Животный мир Якутии
1. В каком географическом районе: а) Больше всего видов птиц б) Меньше всего видов млекопитающих?
2. Какие зоогеографические районы встречаются на территории: а) Оймяконского улуса б) Анабарского улуса?
3. Встречается ли омуль в: а) Нерюнгринском улусе б) Среднеколымском улусе?
4. Встречается ли дикий северный олень в лесах Алданского улуса?
5. На территории каких улусов обитает птица из «Красной книги» дикуша?
6. Только на территории какого улуса обитает бабочка аполлон Аммосова?
7. На территорию каких улусов выпускали норку американскую?
II вариант
I этап Растительность Якутии
1. Сколько видов ели встречается в Якутии? Какие виды?
2.
Какие
виды ели встречаются на территории: а) Оленекского улуса
б) Нерюнгринского улуса?
3. Какого природного комплекса в равнинах Якутии больше всего?
II этап Животный мир Якутии
1. В каком географическом районе: а) Меньше всего видов птиц б) Больше всего видов млекопитающих?
2.
Какие
зоогеографические районы встречаются на территории: а) Ленского улуса
б) Усть-Майского улуса?
3. Встречается ли нельма в: а) Нюрбинском улусе б) Алданском улусе?
4. Встречается ли летучая мышь – водяная ночница в Сунтарском улусе?
5. На территории каких улусов обитает птица из «Красной книги» тундровый лебедь?
6. Только на территории какого улуса обитает жук навозник обыкновенный?
7. На территорию каких улусов выпускали до 1997 года овцебыков?
6.Учебный комплект:
1. География Якутии: Учебник для 9 кл. ср. школы / И.И. Жирков, К.И. Жирков, Г.Н.
Максимов, О.М. Кривошапкина. – Якутск: Бичик, 2004 – 304 с.: ил., карт.
2. География. Атлас. 10 класс. – М., Дрофа, 2011
3. Атлас Республики Саха (Якутия)
4. История Якутии: Учебное пособие для старших классов средней школы / под ред. Г.П.
Башарина. – Якутск: Кн. изд., 1988. -176 с.
5. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс
Дополнительно:
1. www.atlas-yakutia.ru/
2. olonkholand.ru/o-yakutii/geografiya
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.